Глава 1. Покаяние и логика его развития




Сочинение

По нравственному богословию

Нравственный смысл Таинства Исповеди

 

Выполнил:

студент 3 курса Заочного отделения______________ диакон Роман Стрелкин

 

 

Воронеж

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….….3

Глава 1. Покаяние и логика его развития………………………………………..5

Глава 2. Таинство Исповеди как необходимое условие нравственного преображения……………………………………………………………………..9

Глава 3. Роль пастыря в Таинстве Исповеди………………………………..…14

Заключение……………………………………………………………………….19

Список источников и литературы………………………………………………20

Приложение………………………………………………………………………21

 

Введение

"Но я открыл Тебе грех мой

и не скрыл беззакония моего;

я сказал: "исповедую Господу преступления мои",

и Ты снял с меня вину греха моего".

(Пс. 31, 5).

 

Покаяние по-гречески звучит как metanoia (метанойа) и означает «перемену ума». В покаянии человек обновляется и изменяется, духовно очищается и преображается. Покаяние, строго говоря, завершается даже не тогда, когда человек покаялся на Исповеди перед священником. Окончательное покаяние – как подлинная перемена ума – наступает, когда человек оказывается перед возможностью повторить тот или иной грех, но его не повторяет, так как этот грех уже не имеет в нем своего корня, своего основания. Хотя не будем забывать и о том, что важнейшим моментом здесь все же является исповедание греха перед священником и очищение души христианина от этого греха силой действующей в Таинстве Покаяния Божественной благодати.[1]

   Таинство покаяния, называемое также исповедью, установлено Церковью в глубокой древности. В книге Деяний говорится, что «многие из уверовавших приходили (к апостолам), исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18). С исповеди начиналась христианская жизнь бывших язычников. Практиковались иногда публичная исповедь перед всей общиной (к V веку она исчезает), а также исповедь перед несколькими священниками. Чаще, однако, исповедь была тайной. В христианской традиции Церковь воспринимается как духовная «врачебница», грех – как болезнь, исповедь – лечение, священник – врач: «Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своем грехе... Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов» (святитель Иоанн Златоуст).[2] В чине исповеди сохраняются слова: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши».[3] Грех является падением, заблуждением человека: исповедь помогает ему подняться и выйти на верный путь.

 

Глава 1. Покаяние и логика его развития

О, покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы

ангельские, приближаешь чрез посредство Духа Божия

к Престолу Господню,становишься собеседником Бога,

ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных,

получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем,

которые обладают тобою

(свт. Иоанн Златоуст).

 

Проповедь Господа Иисуса Христа стала призывом к радикальному изменению образа мысли и жизни, обновлению ума и чувств, нравственному преображению человека. В Ветхом Завете синонимом покаяния является часто встречающееся слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер. 18:11). Обращение есть отвращение от греховной жизни и возвращение к Тому, от Кого мы отпали.[4] Как и у святого Предтечи Господня Иоанна, первые слова общественной проповеди Господа Иисуса Христа были призывом к покаянию:   «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Согласно евангелисту Марку, в призыве Господа звучало также и объяснение того, что покаяние – необходимое условие принятия Благовестия: «покайтесь, и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Беседа Иисуса Христа с Никодимом – яркое подтверждение того, что Господь ожидает от входящего в Царство Божие полной перемены жизни: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

В святоотеческой письменности встречается огромное количество толкований и определений понятия «покаяние», что уже само по себе говорит о важности этого подвига. Так, например, согласно святителю Клименту Александрийскому, покаяние — это исцеление[5]; согласно преподобному Иоанну Лествичнику — «примирение с Богом», «сознательное очищение», «добровольное претерпевание всех скорбей»[6]; для преподобного Симеона Нового Богослова — «сознательная борьба с самим собой»[7]. Преподобный Максим Исповедник отмечал: «Достойные покаяния повелел ему сотворить плоды. То есть изменить внешние образы согласно скрытому расположению сердца».[8]

Через Таинство Крещения — «баню пакибытия», купель новой, обновленной жизни, человек получил залог «оправдания» — праведности, чрез таинственное прощение грехов, душою своею «просветился» и телом освятился. Но через грехи он лишается благодатных сил, жизни в любви Божией, ставя свою эгоистичную волю выше воли Божией и любви к Богу и человеку. И вот для очищения от грехов, совершенных после крещения, и для возвращения благодатных даров Господь установил Таинство Покаяния.[9] По этой причине Покаяние именуется «Вторым Крещением», или «Крещением слезами», а также Таинством примирения — примирения с Богом и Его Церковью.[10]

В области чувства и сознания покаяние — это «сокрушение о содеянных грехах», суд совести, осуждение своего греховного прошлого, ненависть ко греху, в результате чего — желание и решимость порвать с греховным прошлым, твердое обещание впредь блюсти себя от грехов и исправить свою жизнь. И все это должно быть соединено с горячей молитвой к Богу о прощении и освобождении от греха как внутренней силы, живущей в человеке.[11]

Покаяние – это процесс, имеющий свою логику развития. Он включает в себя несколько последовательных этапов. Сначала человек проходит стадию раскаяния, осознавая всю низость своего падения и отступления от Бога. Однако простого признания своей греховности еще недостаточно. Необходимо достичь обращения к Богу — начать искать прощения грехов и Божественной милости. Третий этап доступен для грешника в Церкви Христовой через исповедание грехов перед Богом и священником в Таинстве Покаяния. Следующий — четвертый — этап зависит уже не от человека, но от Бога, дарующего разрешение грехов или очищение. Здесь Господь обновляет ум и волю человека, подает ему силы и в дальнейшем бороться с искушениями. Наконец, пятым этапом покаяния можно считать укоренение в добродетели — как твердость христианина в его следовании по пути спасения, как свободу от искушений, как преодоление зависимости от греха.[12]

Таким образом, покаяние не есть нечто аморфное, просто как некое самоукорение души. Покаяние имеет свой внутренний порядок. К примеру, святитель Феофан Затворник так показывает развитие покаяния: 1) осознание своего греха пред Богом; 2) укорение себя в этом грехе с полным исповеданием вины, без перекладывания ответственности на других; 3) решимость оставить грех, не возвращаться к нему; 4) молитва к Богу о прощении греха до обретения мира в душе. Разберём эти этапы подробнее.

1. Осознание греха перед Богом, и именно перед Богом. Это предполагает, во-первых, веру, а во-вторых, обязательно личное отношение с Богом, богообщение. И это осознание — живое чувство того, что сделанное – неприятно Богу, оскорбляет Его. Покаяние — не самокопание и не холодный самоотчет, а живое ощущение того, что грех разлучил меня с Богом. У кого такого чувства нет, тот в опасности сделать свою внутреннюю жизнь формальной.

2. Укорение себя, то есть вменение себе ответственности за грех. Очень часто мы склонны перекладывать ответственность на обстоятельства, на других людей, на бесов, а себя оправдывать; но важно осознать, что именно мы не правы перед Богом. «То и располагает к покаянию, что действием благодати открывается ясновидение себя, Бога и своей участи», — пишет святитель Феофан.[13]

3. Нужно положить решение сопротивляться греху, не возвращаться к нему, и возыметь решимость к сопротивлению. Без этого покаяние не будет покаянием, а превратится просто в лицемерную констатацию факта. Нужно обязательно настроить себя на сопротивление греху.

4. Молиться Богу о прощении, потому что своими силами мы ничего не можем, а прощает нас только Господь Бог, умиряет наше сердце, возвращает нам Себя и утешает нас.[14]

Прекрасный образец покаяния мы имеем в евангельской притче о блудном сыне (Лк. 15:11-24), в которой прослеживается чёткая логика обращения грешника. Живя в грехе, человек удаляется от Бога, но после многих скорбей, решается вернуться к Отцу. Покаяние начинается с раскаяния и обращения («пришед в себя»), которые перерастают в решимость («встану, пойду») и заканчивается возвращением к Отцу («встал и пошел»), исповеданием грехов («я согрешил»), прощением («принесите лучшую одежду»), усыновлением («этот сын мой») и духовным воскресением («был мертв и ожил, пропадал и нашелся»). [15]Такое покаянное движение душа должна проходить всякий раз, когда совесть обличает нас в грехе — пусть хоть в самом малом. Для «мелких» грехов достаточно бывает этого внутреннего покаяния, грехи же существенные требуют уже выноса их на исповедь, потому что сердце не умиряется одним лишь прохождением указанного покаянного внутреннего делания.[16]

Итак, покаяние – не сиюминутный акт преображения личности раскаявшегося грешника, а процесс, имеющий свою логику развития. Только пройдя все стадии этого процесса душа действительно способна «совлечься ветхого человека», начав новую благодатную жизнь во Христе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: