Характеристика основных мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов.
Авиационная отрасль ежедневно сталкивается с различными видами риска, многие из которых способны поставить под угрозу жизнеспособность эксплуатанта, а некоторые даже способны создать угрозу всей отрасли.
К основным мероприятиям по предотвращению АП и И относится выявление источников опасности и факторов риска.
Существует ряд методов выявления опасных факторов такие как:
-Добровольное представление информаций об инцидентах.
-Обследование состояния безопасности.
-Анализ полетных данных.
-Обследование состояния БП при работе в нормальных условиях.
-Проверка состояния БП авиакомпаниями (LOSA) ит.д.
Учитывая что фактор опасности может присутствовать в любых ситуациях и условиях спасобных привести к неблагоприятным последствиям, сфера действия таких факторов достаточно широкая:
-Факторы проектирования
-Процедуры и эксплуатационная практика(документация, контр карты)
-Связь (средства,терминология, язык)
-Кадровые факторы
-Организационные факторы (эксплуатаця напряжонность, корпоративная культура)
- внешние факторы
Опасные факторы могут быть распознаны в результате фактически опасных событий (АП и И) либо они могут быть установлены заранее, прежде чем они преведут к опасным событиям
Кроме непрерывного метода выявления факторов опасности существуют ситуаций когда необходимо провести оценку состояния безопасности, с этой целью:
-наблюдается рост числа событий угрожающих БП.
-существенные изменения в организаций
-планируются корпоративные слияния
После подтверждения наличия опасного фактора необходимо провести анализ для оценки его возможности причинить ущерб. При этом оцениваются:
-Степень вероятности
-Степень серьезности
-Степень подверженности данному фактору опасности
В тех случаях когда риск отнесен к категорий нежелательного или неприемлемого, необходимо принять меры контроля а также необходимые действия для снижения риска.
Система документации по обеспечению безопасности полетов эксплуатантов.
В соответствии со стандартами ИКАО (пр. 6 к конвенции об ИКАО), международной организации по стандартизации (ISO), эксплуатант издает Руководство по производству полетов, Руководство по техническому обслуживанию (РПТО), Руководство по качеству (РПК), СУБП, которые содержат установленные и принятые эксплуатантом к исполнению правила, процедуры и нормы по производству и обеспечению полетов для персонала эксплуатанта.
РПП, РПТО, РПК, разрабатываемые эксплуатантом, должны:
1. Не противоречить требованиям законодательства РФ, а также требованиям и правилам любого другого государства, где будут осуществляться полеты.
2. Содержать полное и подробное описание процедур организации производства, обеспечения полетов и технической эксплуатации ВС.
3. Регламентировать деятельность авиационного персонала эксплуатанта.
Эксплуатант обеспечивает: наличие на борту ВС необходимой информации для экипажа и инженерно-технического персонала из соответствующих разделов РПП, РПТО в части, касающейся производства и обеспечения полетов на данном ВС.
Согласно требованиям ИКАО эксплуатант должен иметь:
1. РПП (ОМ)
2. РЛЭ ВС (FCOM)
3. РТЭ
4. рабочий план полёта
5. Программа предотвращения АП и обеспечения БП
6. Регламент ТО
7. Сборник контрольных карт (CKK, QRH)
8. Типовой минимальный перечень оборудования
9. Руководство эксплуатанта поТО.
10. Программа ТО и Р.
Характеристика элементов авиационной транспортной системы.
Элементы авиатранспортной ситемы:
1. Производственная база – производственные помещения для организаций производства и обеспечения полётов и поддержания лётногй годности.
-производственные стенды, оборудование
-средства связи и телекоммуникационный обмен информацией
-транспорт
-средства хранения информаций
2. Авиационный персонал
-руководящий персонал
-лётная служба
-производственно-диспетчерское подразделение
-инспекц по АБ
-служба АБ
-служба организаций проверок
Классификация и характеристика особых ситуаций в полете.
Назначение и характеристика программ LOSA, LOFT, CRM.
Программа проведения проверок безопасности полетов при производстве полетов (LOSA), утверждена Генеральным секретарем ICAO и направлена на решение актуальных проблем человеческого фактора.
Программа LOSA тесно связана с учебной программой оптимизации работы экипажа в кабине (CRM).
Кроме того, данные, полученные при реализации программы LOSA, представляют собой информацию в реальном масштабе времени о работе системы Э-ВС-ОС в целом, т.е. информацию, которая может влиять на выработку организационной стратегии по повышению уровня безопасности полетов, улучшению обучения персонала и эксплуатации авиатехники.
CRM, или Программа подготовки основам взаимодействия членов экипажа, представляет собой программу подготовки пилотов в ходе которой изучаются межличностное общение, способность к принятию решений, лидерские качества и влияние перечисленных качеств на эффективность и безопасность полетов. Программа CRM была разработана после признания того, что человеческий фактор – наиболее распространенная причина авиационных катастроф и происшествий. Программа CRM особенно важна для летчиков, переходящих с российских воздушных судов на западные т.к. динамика пилотской кабины и рабочие роли членов экипажа значительно отличаются при переходе
от экипажа из 3- 4 человек к экипажу из 2 человек.
LOFT или Программа тренажерной подготовки максимально приближенная к условиям реальной эксплуатации, представляет собой цикличный тренинг в авиационном тренажере (обычно каждые 6 месяцев) для летчиков по специально разработанной программе, рассматривающей типичные ошибки и недостатки. Используя конкретную информацию авиакомпании, а также данные авиапроисшествий и катастроф в мире и стране, летчики могут практиковаться в реагировании на нештатные ситуации в неопасных, контролируемых условиях. Программа LOFT также может использоваться для внесения изменений в стандартные эксплуатационные процедуры и рабочие инструкции авиакомпаний. Программа LOFT предоставляет пилотам возможность заранее определить и скорректировать свои недостатки и преимущества в условиях чрезвычайных и нештатных ситуаций, принося им огромную пользу при встрече с подобными ситуациями в реальных полетах.