Сущность и специфика образовательной технологии




«Технология» – от греческого techne – искусство, мастерство и logos – наука, учение. Термин “педагогическая технология” зародился в США в 60-е гг. в связи с широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения в качестве основного способа повышения его эффективности. Тогда “технология обучения” есть “педагогическая технология”.

В 70-е гг. стала шире развиваться идея полного управления учебным процессом для достижения четко определенных целей.

Позже японский ученый Т. Сакамото указал на необходимость «внедрения в педагогику системного способа мышления», а педагогическую технологию назвал «систематизациейклассного обучения». Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия “педагогическая технология” отражен в определении ЮНЕСКО. Согласно ему педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В отечественной педагогике определение термина “педагогическая технология” и его введение в педагогическую науку и практику обязано исследованиям таких ученых, как В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко. Несмотря на то, что в трактовке данного термина пока еще существуют разночтения, все же представляется вполне возможным определить его содержание.

Сущностными признаками педагогической технологии являются следующие:

концептуальность – разработка педагогического замысла на основе определенной методологической, философской позиции автора;

системность – выстраивание логики учебного процесса, технологической цепочки педагогических действий, операций, коммуникаций строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

эффективность – гарантирование достижения планируемого результата (стандарта обучения) всеми школьниками при оптимальной реализации человеческих и технических возможностей в процессе взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся;

управляемость – включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности для целеполагания,планирования и проектирования;

воспроизводимость – возможность применения образовательной технологии любым профессионалом.

Таким образом, педагогическая технология в современном понимании – это:

– во-первых, строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, применяемых в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей;

– во-вторых, системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения целей образования.

В педагогической практике, точнее в дидактической практике, согласие на правомерность использования понятий “технология”, “дидактическая технология”, “технологическая педагогическая система” в основном достигнуто. Полезность технологического подхода к процессу обучения признана. Современная педагогическая теория готова для технологического подхода в образовании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механическим переносом производственной технологии в сферу образования.

В отличие от производственных процессов, специфические особенности образовательной технологии заключаются в следующем [8; 9; 12]:

– из трех компонентов образования (педагог, ребенок, процесс) два – живые люди, их действия трудно предсказуемы;

– ребенок в процессе обучения – и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности, возможно появление “сопротивления образованию”;

– имеет целостный характер: невозможно выделить пошаговую последовательность развития личности и формирования ее качеств; педагогические действия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно;

– вариативно-личностная организация процесса образования предусматривает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации;

– обучение действует неоднозначно в каждом конкретном случае;

– обучение тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов образовательного процесса могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции;

– образование – процесс многофакторный, многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свои коррективы.

Указанные особенности образовательной технологии нередко провоцируют значительные сложности при ее реализации на практике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: