Характеристика образовательных технологий




Личностно-отчужденные Личностно-ориентированные
· Дидактоцентрические · Технократические · Авторитарные · Антропоцентрические · Гуманистические · Сотрудничества
Характерные черты:
◦ учащийся – объект; ◦ учащийся – субъект деятельности;
◦ цель – просвещение обучающихся; ◦ цель – развитие Личности;
◦ авторитарный стиль управления; ◦ демократический стиль управления;
◦ подавление инициативы и самостоятельности; ◦ самостоятельность, творчество, предоставление свободы выбора;
◦ приоритет обучения; ◦ приоритет воспитания;
◦ ориентация на среднего ученика; ◦ индивидуализация обучения;
◦ оценка по внешним показателям; ◦ сочетание общепринятых и индивидуальных эталонов оценивания;
◦ методы принуждения, предъявления требований; ◦ методы стимулирования и мотивации;
◦ разрушение здоровья ◦ сохранение и укрепление здоровья

В качестве комментария к левой колонке табл. 7 напомним, что на протяжении XIX–ХХ вв. основополагающими идеями отечественной педагогики признавались следующие:

– цель – просвещение обучающихся;

– единообразие в содержании и формах;

– доминирование обучения над учением;

– разделение обучения и воспитания (с приоритетом обучения);

– ориентация на внешние показатели;

– регламентированное исполнительство;

– подмена внутренней мотивации внешним стимулированием.

Функционирование педагогического процесса с такими чертами порождало негативные последствия для личностного развития детей:

– репрессивную среду в школе;

– забвение развития личности;

– разрушение здоровья детей [2].

В настоящее время данные признаки образовательного процесса явно противоречат всем положениям современной дидактической концепции и потому они подверглись справедливой острой критике.

В связи с закономерным развитием науки, разработкой новых теоретических концепций, с учетом пересмотра целей образования в современных социокультурных условиях России, обновляется содержание образования, обосновываются адекватные формы и методы обучения, внедряются новые современные средства обучения. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. Поэтому переориентация современной педагогики на человека и его развитие, разработка и внедрение новых личностно-ориентированных технологий являются важнейшими задачами в сфере образования.

По отношению к ребенку весьма условно образовательные технологии можно сгруппировать следующим образом (табл. 8):

– технологии с явно выраженными чертами личностно-отчужденного типа (цель обучения – освоение знаний; технократический подход в выборе ценностно-смысловойосновы и авторитарный стиль в реализации технологии на практике);

– группа технологий, занимающая промежуточное положение, так как в своем теоретическом обосновании они имеют предпосылки личностной направленности, но опыт их реализации показал склонность к традиционной знаниево-ориентированной парадигме;

– личностно-ориентированные технологии обучения, базирующиеся на гуманистической методологии, признающие целью развитие Личности и реализующие идеи педагогики сотрудничества.

Таблица 8

Классификация образовательных технологий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: