См. «Ученые и их положение в Исламе».




[1] Имеются в виду глаза. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1/357.

[2] Многие мусульмане ошибаются, считая, что фраза «фи сабили-Ллях» (на пути Аллаха) относится лишь к джихаду. На самом же деле это выражение можно применить к любому благодеянию, совершенному ради Аллаха, и на это указывает множество хадисов. Ка’б ибн ‘Уджра рассказывал: «Как-то раз, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в обществе своих сподвижников, они увидели молодого человека, выносливого и сильного, который рано утром вышел из дома в поисках заработка, и они сказали: “Горе ему! О если бы он использовал свою молодость и силу на пути Аллаха Всевышнего!” На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если он вышел в поисках заработка для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для самого себя, то он на пути Аллаха. Если же он вышел ради показухи и похвалы, тогда он на пути шайтана”». ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1428.
Однако есть моменты, когда под выражением «фи сабили-Ллях» имеется в виду что-то определенное, как например, в аяте о категориях людей, которым следует выплачивать закят. В этом случае под «фи сабили-Ллях» имеются ввиду только джихад и хадж. Но также некоторые учёные включили сюда и требование знаний.

[3] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. В его иснаде присутствует Халид ибн Язид, о котором аль-‘Укъайли сказал: «Большинство его хадисов не подкрепляются надежными передатчиками», и затем привел этот хадис. Он был правдивым, но ошибался, о чем говорил хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». Также его шейх Абу Джа’фар ар-Рази был правдивым, но обладал плохой памятью. Другой передатчик этого хадиса ар-Раби’ ибн Анас, также был правдивым, но в тоже время совершал ошибки, как об этом сказано в «ат-Такъриб». Ибн Хиббан в «ас-Сикъат» сказал: «Люди опасаются его хадисов переданных от Джа’фара, так как в хадисах, которые он передал от него много путаницы». А этот хадис как раз из их числа. Некоторые передали его не возводя к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом сказал ат-Тирмизи и возможно, что это верно. Этот хадис передаётся также с текстом: «Требование знаний подобно отправлению и возвращению на пути Аллаха». Однако он является очень слабым. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа 2037, «ар-Рауд ан-надыр» 109, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5570 и «Мишкат аль-масабих» 220.

[4] Языковое значение слова «фикъх» – это «понимание». В шариате это слово означает – «знание шариатских положений, с их подробными доказательствами». См. «Шарх аль-усуль» 17.

[5] В этих словах опровержение тем, кто считает, что следование за страстью – это лишь то, что доставляет человеку удовольствие и устраивает его. Однако это не так, ибо страсть – это все, что не соответствует знанию, даже если это является весьма трудным деянием и приносит человеку страдания!

[6] Проклятие и порицание этого мира не имеет отношения к земным благам и знамениям Аллаха, ибо всё это относится к числу благодеяний Аллаха, оказанных Им Его рабам. Эти благодеяния не только приносят им пользу, но и служат доказательством величия Аллаха и самого Его существования. Это проклятие имеет отношение только к делам людей, таким, как ослушание Аллаха, пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради обретения довольства Аллаха. См. «Сайд аль-хатыр» 1/27.

[7] Некоторые мусульмане рассказывают эти слова, приписывая их пророку, да благословит его Аллах и приветствует. На самом же деле эти слова принадлежат Хасану аль-Басри, а как хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он является недостоверным. См. «аль-‘Иляль» 1/80 имама Ибн аль-Джаузи. Поэтому нельзя это рассказывать как хадис, но можно передавать эти слова от имама Хасана аль-Басри.

[8] Т.е. знание – это не количество вызубренного.

[9] Истину сказал имам аль-Ауза’и, ибо мы видим как в наши дни те, кто не обладая элементарными познаниями в основах религии, на основании прочитанных книг (например, такие сложные труды шейхуль-Ислама Ибн Таймиййи как «Маджму’уль-фатава», которые они абсолютно не понимают) начинают обвинять мусульман в неверии или же выносить фатава по сложным вопросам религии.

[10] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывает нам на то, как следует закреплять знание. Однако многие мусульмане пренебрегают этим велением, думая, что придя на урок к шейху, посидев час, и при этом, не записав ничего, они всё усвоили и запомнили. Это не так, ибо надо и слушать уроки, и записывать их. Истину говорили имамы нашей уммы: «Мудрый учёный тот, кто записывает лучшее из того, что слышит, заучивает лучшее из того, что записывает, и рассказывает лучшее из того, что выучил». См. «Тухфату талибиль-‘ильм» 159.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, знание постигается изучением». ад-Даракъутни. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2328.

[11] Сказанное относится к тем студентам, которые не вошли ни в какую секту и имели правильные основы, но из-за отсутствия мудрости начинали призыв не с первостепенных вещей. А что же тогда говорить о студентах, которые являются сторонниками различных течений и групп, как «джама’ат таблигъ», «хизбу-тахрир», «ихвануль-муслимин», «нурсисты», «такфиристы» и т.д.? С чего они начинают свой призыв?!

[12] Тагъут – это всё, что обожествили и чему поклоняются помимо Аллаха. В наши дни это слово стало очень распространённым среди малограмотных людей, которые называют так всех подряд и особенно правителей арабских стран. Назвать человека тагъутом, всё равно, что назвать его неверным. В отношении человека это слово употребляется в том случае, если он доволен тем, что его обожествляют или же призывает к поклонению себе, как тому пример фараон; или же претендует на знание сокровенного, как предсказатели и колдуны; или судит не на основании ниспосланного Аллахом, считая это дозволенным или же считая, что есть закон лучше, чем шариат. Однако того, кого обожествили против его воли, называть тагъутом нельзя, и пример тому ‘Иса, мир ему, и его мать Марьям, которым христиане поклоняются против их воли. См. «Ма’на ат-тагъут» 9-24, шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Ваххаба, с комментариями шейха Салиха аль-Фаузана.

[13] Одним из признаков хариджитов было и есть вероломство. Они не видят никаких проблем в убийстве мусульман, и по этой причине ‘Али опасался за Ибн ‘Аббаса. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа говорил: «Хариджиты хуже для мусульман, чем иудеи и христиане. Они проявляют усердие в убийствах мусульман, которые не согласны с ними. Они дозволяют пролитие крови мусульман, захват их имущества, убийства их детей и обвинение их в неверии!» См. «Минхаджу-с-Сунна” 5/248.
Хафиз Ибн Касир рассказывал, что когда хариджиты взяли в плен сподвижника пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Абдуллаха ибн Хаббаба вместе с его беременной женой, они спросили его: «Кто ты?» Он ответил: «Я сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Абдуллах ибн Хаббаб, и вы наводите на меня страх». Они сказали ему: «Не переживай. Расскажи нам то, что ты слышал от своего отца». Он сказал: — Я слышал, как мой отец сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Наступит время смут, когда сидящий будет лучше стоящего, а стоящий лучше идущего, а идущий лучше бегущего”». Затем они, связав его, повели вместе с собой. По дороге они встретили свинью, которая принадлежала одному зиммию*. Один из них ударил её мечом и рассёк ей кожу. Другой же сказал: «Почему ты сделал это?! Она же принадлежит зиммию!» Затем он отправился к хозяину свиньи и стал мягко с ним говорить, пока не оставил его довольным. Также, когда один из них взял финик, который упал с дерева, чтобы его съесть, другой сказал ему: «Ты взял это, не спросив разрешения и не заплатив за него!» Тогда он тотчас же вынул его изо рта. Однако, несмотря на всё это, они зарезали ‘Абдуллаха ибн Хаббаба, а его жене, несмотря на её слова: «Я беременная женщина, неужели вы не устрашитесь Всемогущего Аллаха?!», они отрубили голову и, вспоров живот, выбросили ребенка». См. «аль-Бидая ва-н-нихая» 10/583.
Обратите внимание на действия хариджитов! Они проявляют богобоязненность во второстепенных делах, а в таком великом преступлении, как убийство мусульман, они беспечны. Да совершит с ними Аллах то, чего они заслуживают!
* Зиммий – неверный, который проживает на мусульманских территориях и платит джизью (налог). Джизья не взимается с детей, женщин, стариков, нищих, умалишенных и больных. См. «Ахкаму ахли-зимма»” 1/43-51, Ибн аль-Къаййима.

[14] Невозможно до конца понять Коран, не обратившись к Сунне, ибо если бы было достаточно одного Корана, то Всевышний Аллах не повелел бы пророку разъяснить его, сказав: «Мы послали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахль, 16:44).
Именно пренебрежение Сунной в понимании Корана и послужило причиной заблуждения большинства сект. Абу Надра рассказывал, что когда они находились рядом со сподвижником ‘Имраном ибн Хусайном, который рассказывал хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, один человек выразил своё недовольство и сказал: «Поведал бы ты лучше нам о Книге Аллаха». Тогда разгневался ‘Имран и сказал: «Поистине, ты глупец! Аллах упомянул в Коране о закяте, так где указание в нем на то, что с двухсот дирхамов следует выплачивать пять?! Упомянул о молитве, так где указание на то, что полуденная молитва состоит из четырёх рак’атов?! Упомянул об обходе/таваф/ вокруг Каабы, так где указание на то, что кругов семь?! Поистине, всё это толкует и разъясняет Сунна!» аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 104. Иснад достоверный.

[15] Необходимо оценивать людей в первую очередь по их убеждениям, а все остальные достоинства следуют после. Если бы людей следовало оценивать согласно их усердному поклонению, тогда пришлось бы возвысить степень хариджитов даже выше степени сподвижников, ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными». Муслим 1064. Однако дело обстоит иначе, ведь хариджиты были причиной первой смуты и раскола мусульман. Поистине, за правильным вероубеждением следуют праведные дела. И именно эта черта отличает истинных мусульман из числа ахлю-Сунна от различных течений и джама’атов.

[16] И точно также никогда в составе заблудших сект и течений не было и нет учёных. Хафиз Ибн Раджаб писал: «Что касается приверженцев нововведений и заблуждений, то они пытаются уподобиться учёным, но они не из их числа. Раскрывать их невежество и выявлять их заблуждения – дозволено, дабы тем самым предостеречь от следования им». См. «Фаркъ байна ан-насыха ва ат-та’иир» 33.
В этих словах Ибн ‘Аббаса также указание на важность понимания религии именно таким образом, каким понимали её сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[17] Это также один из признаков хариджитов, считать, что они не нуждаются в учёных и умалять их значимость.

[18] Абу Рафи’ рассказывал, что когда хариджиты выступили против ‘Али, они все время повторяли: «Суд принадлежит только Аллаху», «Суд принадлежит только Аллаху»! И ‘Али сказал: «Говорят слова истины, подразумевая ложь!» Муслим 1774.

Так и в наши дни, люди, следующие по стопам хариджитов, приводят те же аяты и, руководствуясь ими, совершают множество недозволенных вещей. В этом также указание на то, что хариджиты тоже приводят доказательства на свои суждения, однако они неправильно понимают смысл аятов Корана и хадисов, о чём нам сообщил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший о хариджитах: «Они будут читать Коран, полагая, что он за них, тогда как он будет против них!» Муслим 1066.

[19] Вот в чём заключается довод – в Книге Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует!

[20] Мы советуем перечитать эту историю о дискуссии Ибн ‘Аббаса с хариджитами несколько раз, чтобы лучше усвоить её содержание, ибо в ней содержится много пользы, которую учёные извлекали из неё.

[21] Факъих – учёный, разбирающийся в вопросах фикъха.

[22] Имам ан-Навави говорил, что обращение Аллаха в Коране делится на три вида: первое – это обращение ко всем верующим; второе – это обращение только к пророку, да благословит его Аллах и приветствует; и третье – это обращение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, которое также относится и ко всей общине. См. «Шарх Сахих Муслим» 2/231.

[23] Т. е. толпа обычных людей.

[24] Шариатское определение термина «аль-джама’а» сводится к двум основным:
Первое – это следование истине, а это следовать пути саляфов, о чём сказано выше. Ибн Мас’уд сказал: «О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство джама’атов противоречат истинному джама’а, ибо джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!» аль-Лялькаи 160, иснад достоверный. См. «Мишкат аль-масабих» 1/61.
Второе – это быть в джама’ате мусульман, которые собрались вокруг одного правителя. Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустури сказал: «Эта община разделится на семьдесят три течения, семьдесят два из которых являются погибшими, ибо все они отдаляются от правителя. И спасшейся является всего одна группа, и это те, которые с правителем». См. «Къутуль-къулюб» 2/242.
Также имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Веление следовать аль-джама’а означает повиноваться правителю, вокруг которого собрались мусульмане. И тот, кто не дает ему присягу (т.е. не повинуется ему), тот и вышел из аль-джама’а». См. «Фатхуль-Бари» 13/47.
Что же касается тех, кто в наши дни призывает к созданию джама’атов, то они выдумали некий до этого неизвестный вид джама’ата в Исламе, противоречащий истинному пониманию «аль-джама’а». Во-первых, они создают джама’аты не вокруг правителя мусульман. И во-вторых, они создают джама’аты, у которых свои методы и программы, несоответствующие пути саляфов.

[25] В словах «группа людей из моей общины» содержится указание на то, что речь идет о конкретной группе мусульман, а не обо всей общине в целом.

[26] В этих хадисах речь не идёт о непрерывном сражении. См. https://salaf-forum.ru/viewtopic.php?f=8&t=2359

[27] Эти слова Муджахид произнес более 1300 лет назад, трудно себе представить, что бы он сказал, если бы застал наши дни.

1728 (صحيح)

إنّ اللَّهَ بَعَثَنِي إلى كلِّ أحْمَرَ وأسْوَدَ ونُصِرْتُ بالرُّعْبِ وأُحِلَّ لِيَ المَغْنَم وجُعِلَتْ لِيَ الأَرْضُ مَسْجداً وطَهُوراً وأُعْطِيتُ الشفاعةَ لِلمُذْنِبينَ مِنْ أُمَّتِي يَوْمَ القيَامَةِ

(ابن عساكر) عن علي.

1728 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах отправил меня к каждому белому и чёрному; мне оказывается помощь страхом, (который охватил сердца моих врагов, живущих от меня на расстоянии месяца пути); мне была дозволена военная добыча; (вся) земля была сделана для меня[1] местом совершения молитв и средством очищения, и в День воскрешения, мне будет даровано право заступничества за тех из членов моей общины, которые совершали грехи». Этот хадис передал Ибн ‘Асакир со слов ‘Али.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1728.

___________________________________________________

См. хадис №1056.

[1] Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.

1729 (صحيح)

إنّ اللَّهَ تَجاوَزَ لأُمَّتِي عَمَّا تُوَسْوِسُ به صُدُورُهُمْ ما لم تَعْمَلْ أوْ تَتَكَلَّمْ به وما اسْتُكْرِهُوا عليه

(ه هق) عن أبي هريرة.

1729 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах простил (членам) моей общины то, что наущают им их сердца, пока они не совершат это или не будут произносить это вслух, и то, к чему они будут принуждены». Этот хадис передали Ибн Маджах 2044 и аль-Байхакъи 7/209 со слов Абу Хурайры.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1729, «Ирвауль-гъалиль» 2062.

1730 (صحيح)

إنّ اللَّهَ تعالى تَجاوَزَ لأُمَّتِي عَمَّا حَدَّثتْ به أنْفُسُها ما لم تَتَكَلَّمْ به أو تَعْمَلْ به

(ق 4) عن أبي هريرة (طب) عن عمران بن حصين.

1730 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах простил (членам) моей общины то, что будут внушать им их души[1], если только они не станут говорить об этом или действовать (сообразно) этому». Этот хадис передали Ахмад 2/393, 425, 474, 481, 491, аль-Бухари 2528, 5269, 6664, Муслим 127, Абу Дауд 2209, ат-Тирмизи 1183, ан-Насаи 6/156-157 и Ибн Маджах 2040 со слов Абу Хурайры; ат-Табарани со слов ‘Имрана ибн Хусайна.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1730, «Ирвауль-гъалиль» 2062.

[1] Имеются в виду всевозможные дурные мысли и побуждения, зарождающиеся в сердцах людей.

1731 (صحيح)

إنّ اللَّهَ تعالى تَجاوَزَ لي عن أُمَّتِي الخَطَأَ والنِّسْيانَ وما اسْتُكْرِهُوا عليه

(حم ه) عن أبي ذر (طب ك) عن ابن عباس (طب) عن ثوبان.

1731 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах (обещал) мне прощать (членам) моей общины ошибки, забывчивость и то, к чему они будут принуждены». Этот хадис передали Ахмад и Ибн Маджах 2043 со слов Абу Зарра; Ибн Хиббан 7219, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 11274 и аль-Хаким 2/198 со слов Ибн ‘Аббаса; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1430 со слов Саубана.

Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1731, «Ирвауль-гъалиль» 82, «Мишкат аль-масабих» 6284, «ар-Рауд» 404.

1732 (صحيح)

إنّ اللَّهَ تَجاوَزَ لي عن أُمَّتِي ما وَسْوَسَتْ بِهِ صُدُورُها ما لم تَعْمَلْ أوْ تَتَكَلَّمْ

(حم خ ن) عن أبي هريرة.

1732 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах (обещал) мне прощать (членам) моей общины то, что будут внушать им их сердца[1], если только они не станут действовать (сообразно этому) или говорить (об этом)». Этот хадис передали Ахмад 2/255, аль-Бухари 2528, ан-Насаи 6/156 со слов Абу Хурайры.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1732, «Ирвауль-гъалиль» 2062.

[1] Имеются в виду всевозможные дурные мысли и побуждения, зарождающиеся в сердцах людей.

1733 (حسن)

إنّ اللَّهَ تعالى تَصَدَّقَ عليكمْ عندَ وَفاتِكمْ بثلُثِ أمْوالِكمْ وجَعَلَ ذلك زِيادَةً لَكمْ في أعْمالِكمْ

(ه) عن أبي هريرة (طب) عن معاذ وأبي الدرداء.

1733 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах дозволил вам перед смертью раздавать треть своего имущества в качестве садакъи и сделал это для вас дополнением к вашим (благим) деяниям». Этот хадис передали Ибн Маджах 2709, ат-Тахави 2/419, аль-Байхакъи 6/269, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 3/322-323 со слов Абу Хурайры; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 20/54 со слов Му’аза; Ахмад 6/440 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 6/104 и аль-Баззар 4133 со слов Абу ад-Дарды.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1733, «Ирвауль-гъалиль» 1641.

1735 (حسن)

إنّ اللَّهَ تعالى جَعَلَ البَرَكَةَ في السُّحُورِ والكَيْلِ

(الشيرازي في الألقاب) عن أبي هريرة.

1735 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах сделал баракат в сухуре и в мере». Этот хадис передал хафиз Мухаммад ибн Мансур аш-Ширази в «аль-Алькъаб» со слов Абу Хурайры.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1735, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1291.

______________________________________________________

«Поистине, Аллах сделал баракат» — то есть прибавление и рост;

«в сухуре» — то есть в еде постящегося во время предрассветного приёма пищи с намерением набраться сил для соблюдения поста;

«и в мере» — то есть, осуществление контроля над сыпучими телами и отмеривание его мерой сыпучих тел, как это разъясняется в хадисе: «Отмеряйте вашу пищу, и она будет благословенной для вас»[1].

Аль-Гъазали, да помилует его Аллах, упомянул, а за ним последовал в этом ас-Суюты, о том, что верховое животное следует кормить, отмеривая корм мерой сыпучих тел, и тогда оно будет расти и прибавлять в весе. См. «Файдуль-Къадир» 2/223.

[1] Имеется в виду, что при купле-продаже продуктов питания необходимо использовать установленные меры объёма и веса, следуя велению Аллаха. См.: “Поэты”, 181. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №964, пер. А. Нирша.

1736 (صحيح)

إنّ اللَّهَ جَعَلَ الحَقَّ على لِسانِ عُمَرَ وقلْبِهِ

(حم ت) عن ابن عمر (حم د ك) عن أبي ذر (ع ك) عن أبي هريرة (طب) عن بلال وعن معاوية.

1736 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах поместил истину на языке и сердце ‘Умара». Этот хадис передали Ахмад 2/53, 95, ат-Тирмизи 3682, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 289, 3330, со слов Ибн ‘Умара; Ахмад 5/145, 165, 177, Абу Дауд 2962 и аль-Хаким 3/87 со слов Абу Зарра; Ахмад 2/401, Абу Я’ля и аль-Хаким со слов Абу Хурайры; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1077 со слов Биляля и 19312 со слов Му’авии.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1736, «Мишкат аль-масабих» 6033, 6034.

1737 (حسن)

إنّ اللَّهَ تعالى جَعَلَ الدُّنْيا كُلها قَلِيلاً وما بَقِيَ منها إلاَّ القَلِيلُ كالثَّغِبِ شُرِبَ صَفْوُهُ وبَقِيَ كَدَرُهُ

(ك) عن ابن مسعود.

1737 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний сделал весь этот мир ничтожным и от него осталось лишь немного, (что) подобно небольшому пруду, чистую воду которого выпили, а осталась одна только муть». Этот хадис передал аль-Хаким 4/320 со слов Ибн Мас’уда.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1737, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1625.

_________________________________________________________

Сообщается, что (однажды) Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Сегодня ко мне пришёл один человек и задал мне такой вопрос, ответа на который я не знал. Он сказал: “Скажи мне, а что если хорошо снаряжённый и энергичный человек отправится в военный поход вместе с нашими начальниками и станет приказывать нам то, выполнение чего окажется нам не под силу?”[1] Я сказал: “Клянусь Аллахом, не знаю, что и сказать тебе, кроме того, что, когда мы были вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ему стоило приказать что-нибудь лишь один раз, и мы выполняли это. Поистине, с любым из вас всё будет в порядке до тех пор, пока он будет бояться Аллаха, если же у кого-то возникнут сомнения относительно (законности) чего-либо[2], (пусть) спросит (об этом) того, кто (сможет дать ему такой ответ, который) избавит его (от сомнений), однако скоро уже настанет такое время, когда вы не сможете находить (таких людей). Клянусь Тем, помимо Кого нет иного бога, поистине, (думая о) том, что в этой жизни уже прошло (и что осталось), я (могу сравнить это) лишь с прудом, чистая вода которого исчезла, а осталась одна только муть!”» Этот хадис передал аль-Бухари 2964. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №1216, пер. А. Нирша.

[1] Этот человек хотел спросить, следует ли им подчиняться ему в подобных обстоятельствах?

[2] То есть относительно соответствия этого установлениям шариата.

1738 (صحيح)

إنَّ اللَّهَ تعالى جَعَلَ عَذابَ هذه الأُمَّةِ في الدُّنْيا القَتْلَ

(حل) عن عبدالله بن يزيد الأنصاري.

1738 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах сделал наказанием для этой общины в этом мире убийства». Этот хадис передал Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 8/308 со слов ‘Абдуллы ибн Язид аль-Ансари.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1738, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 959.

____________________________________________________________

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Община моя – община помилованная! Нет у неё наказания в жизни будущей! Наказание её в мире этом в виде смут, землетрясений и убийств”». Этот хадис передали Ахмад 4/410, 418, Абу Дауд 4278 и аль-Хаким 4/444, который назвал иснад хадиса достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См. «Базль аль-маун» 2/54. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 959.

1739 (حسن)

إنّ اللَّهَ تعالى جَعَلَ ما يَخْرُجُ مِنْ بَنِي آدَمَ مَثَلاً لِلْدُّنْيا

(حم طب هب) عن الضحاك بن سفيان.

1739 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах сравнил мирскую жизнь с тем, что выходит из сына Адама». Этот хадис передали Ахмад 3/452, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 8138 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 5653 со слов ад-Даххака ибн Суфьяна.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1739, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 382, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3242.

____________________________________________________________

Передают со слов ад-Даххака ибн Суфьяна, да будет доволен им Аллах, о том, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «О Даххак, что ты употребляешь в пищу?» Он ответил: «О посланник Аллаха, мясо и молоко». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «А во что потом все это превращается?» Даххак ответил: «В то, что ты знаешь». Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сравнил этот свет с тем, что выходит из сына Адама».

Салман, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

«Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли люди и он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у этих людей: “У вас есть еда?” Они ответили: “Да”. Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А у вас есть питье?” Они ответили: “Да”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Вы это питье процеживаете?” Они ответили: “Да”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Вы его охлаждаете?” Они ответили: “Да”. И затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “То, во что она превратится подобно тому, во что превратится этот свет. Один из вас заходит за свое жилище и закрывает свой нос от вони”». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 6119.

Аль-Хайсами сказал: «Этот хадис передал ат-Табарани и его передатчики те, от которых приводятся хадисы в “ас-Сахих”». См. «Маджма’у-з-заваид» 10/288.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3241, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/733.

Передают со слов Убайя ибн Ка’ба, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах сравнил еду сына Адама с миром этим. Обрати же внимание на то, что выходит из сына Адама, несмотря на то, что он добавляет в еду приправу и солит ее. Ведь ему известно о том, во что оно превращается». Этот хадис передали Ибн Хиббан 702, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 531, аль-Байхакъи в «аз-Зухд» 1/47, ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Заваид аль-Муснад» 5/136. Хафиз аль-Мунзири, шейх аль-Албани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. «ат-Таргъиб» 3/103, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1778 и 2195, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2150 и 3243, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 382, «Тахкыкъ аль-Муснад» 21227.

Имам аль-Мунави об этом хадисе сказал: «Говорит аз-Замахшари: “Смысл хадиса в том, что, несмотря на то, что человек проявляет изящность и усердие в хорошем приготовлении еды и его улучшении, она все равно превратится в итоге в то, от чего испытывают отвращение. Также и мир этот, в обустраивании которого люди прилагают большое усердие, упорядочивая это, завершит свое существование крахом”. Сказал ад-Дайлями: “Это является сравнением мирского с мочой и калом. Ведь еда, что выходит из человека, до этого имела цвет, приятный вкус, также и сладкий напиток, однако все это превратилось в то, о чем вам известно. Также и мир этот, он является зеленым и сладким, к которому склоняются души. А несведущий об исходе мира этого склоняется к его красотам, полагая, что мир этот вечный, или же полагая, что сам он будет жить вечно”». См. «Файдуль-Къадир» 2/278.
Имам Ибн аль-Къаййим сказал: «Поистине, Аллах сравнил еду и то, во что она превращается с миром этим. Ведь, несмотря на заботу о еде при приготовлении, приправу и соление, посмотри, во что она превращается. Никто не обольщался миром этим и не желал прожить в нем вечно, кроме обладателя дурного стремления, презренного разума и низкого положения!» См. «Тарикъ аль-хиджратейн» 382.

1739 / 1 (صحيح)

(إنّ اللَّهَ جَعَلَ هذِهِ الأَهِلّةَ مَوَاقِيتَ) إنّ اللَّهَ جَعَلَ هذِهِ الأَهِلّةَ مَوَاقِيتَ فإذا رَأَيْتُمُوهُ فَصُومُوا وإذا رَأيْتُمُوهُ فأفْطِرُوا فإنْ غُمَّ عليكمْ فَعُدوا ثلاثينَ

(طب) عن طلق بن على.

وما بين قوسين ضعيف عند الألباني انظر ضعيف الجامع رقم: 1595.

1739/1 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах установил эти новолуния, (чтобы они) определяли промежутки времени (для людей), поэтому, когда вы увидите его, поститесь, а когда увидите его (опять), разговляйтесь. Если же он (молодой месяц) будет скрыт от вас (за облаками), то отсчитывайте тридцать дней (месяца ша’бана)». Этот хадис передали Ахмад 4/23, Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 1/22-23 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 8237 со слов Талькъа ибн ‘Али.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1739/1, «Ирвауль-гъалиль» 902.

______________________________________________________

Этот хадис является достоверным без слов: «Поистине, Аллах установил эти новолуния, (чтобы они) определяли промежутки времени (для людей)». С этим смыслом есть слова Всевышнего Аллаха: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа”» (аль-Бакъара, 2:189). Похоже, что один из слабых передатчиков соединил этот аят и тот хадис и сделал из него один хадис, как это видно. Этот хадис будет приведён под №3094. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1/359, «Ирвауль-гъалиль» 4/7.

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова. Если же погода будет облачной, то считайте дни». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии последнего также говорится: «Если будет облачно, то отсчитайте тридцать дней». А в одной из версий аль-Бухари говорится: «…то отсчитайте тридцать дней предыдущего месяца».

Он же передал хадис со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Всевышний Аллах, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша’бан».

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Люди пытались разглядеть молодой месяц, и я сообщил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что увидел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: