Рекрутчина в Гдовском уезде 6 глава




С развитием власти Новгорода в наших двух уездах, Чудское озеро с рекою Наровою и река Луга сделались для новгородцев одним из главных торговых путей. Ныне означенные водяные пути уже потеряли прежнее свое значение. Древние пристани у деревни Извоз (по-фински Тявзино) на берегу реки Луги, ниже Ямбурга, и Костинская, на правом берегу реки Наровы, близ Нарвы, выше водопада, ныне уже забыты. О былом времени торговли и об упомянутых путях напоминают только существующие по настоящий день артели судохозяев на реке Нарове.

С усилением власти Московского государства пало вече Новгорода и Пскова. Гдовско-Ямбургская окраина оказалась на рубеже московского государства, а Чудское озеро с рекою Наровою сделались границами его. Выселение предприимчивых и свободных новгородцев уменьшилось; место их заняли «служилые люди» Москвы. Укрепления Гдова, Иван-Города и Ямы (Ямбурга) стали сторожевыми крепостями на западной границе московского государства. В тоже время борьба с обессиленным Ливонским орденом прекращается. Место рыцарей меченосцев занимают Шведы, которые в конце XVI столетия завладели сначала Балтийским поморьем (губернии: Эстляндская и Лифляндская) а затем и Гдовско-Ямбургскою окраиною. Господство Швеции в истории Гдовско-Ямбургской окраины самое мрачное и самое печальное. Православное население этой окраины встретило целый ряд насилий и притеснений со стороны шведских властей и тогдашнего шведского духовенства…

 

С воцарением на престоле российских царей Петра Великого судьба Гдовско-Ямбургской окраины изменяется. После взятия Нарвы, в 1704 году, шведское господство над древними областями русского государства прекращается навсегда.

Ныне Гдовско-Ямбургская окраина уже не стоит на рубеже русского государства. Прежние укрепления, где когда-то русские люди, отстаивая грудью свою родину, обагряли кровью стены их, перестали быть укреплениями и поросли травою. Нарва, Ямбург и Гдов являются для нас только городами, а не крепостями. Но прежняя жизнь Гдовско-Ямбургской окраины еще не умерла. История хранит рассказы о былом времени нашей окраины. Памятники этого былого времени – еще и поныне сохраняют прежний свой вид и привлекают взоры любопытных, а учреждения города Нарвы в целости удерживают ту особенную общественную городскую жизнь, которая существовала в Западной Европе несколько столетий тому назад.

Чтобы воскресить в памяти былое время Гдовско-Ямбургской окраины, мы постараемся представлять несколько очерков из прошлой ее жизни. Мы начнем наш рассказ с городов, которые в настоящее время являются главными местами, где сосредоточиваются как местная торговля и промышленность, так и местное управление и суд[63].

 

С.Е. Лебедев

Сборная ярмарка

в погосте Долоцком,

в Гдовском уезде

(с 5-го по 8-е марта).

 

В нашем погосте издавна было две ярмарки: Сборная, которая начинается с воскресенья недели Православия, а Успенская – в день приходского праздника. За последнее время к означенным двум ярмаркам, присоединилось еще две: Благовещенская (25-го марта) и Покровская (1-го октября). На эти последние ярмарки приводят лошадей и племенных быков. По торговым оборотам ярмарки Сборная и Успенская бывают самые большие. Нельзя при этом не заметить о сборах или поборах, с ярмарочных торговцев, за доски и за право торговли на церковной земле. Означенные сборы взимаются соразмерно количеству привезенного и проданного на ярмарке товара. Поэтому, торговцы, не желая платить больших денег за доски и за право торговли на церковной земле, скрывают настоящую цифру привезенного ими товара. Отсюда уже само собою понятно, что официальные сведения о наших ярмарках не могут быть верны: эти последние сведения показывают всегда меньшую сумму ярмарочных оборотов. Обращаясь к бывшей нашей Сборной ярмарке, мы должны заметить, что народу на ярмарку собралось до пяти тысяч человек. Духовенство сделало три крестных хода в пещеру, где, по преданию, явился образ Успения Божией Матери, и один крестный ход к старой церкви, которая стоит около озера. Церковь собрала доходу, кроме пожертвований, 400 руб. Сведения, собранные нами частно о настоящей ярмарочной торговле, приблизительно следующие:

 

Ценность товара.   Руб.
Иконных лавок было   300 руб.
Суровских лавок    
Съестных и сбитенных    
Колониальных лавок    
Хлеб в зерне 20 возов.    
Льняное семя 3 воза.    
Рыбы 20 возов.    
Постного масла 10 возов.    
Табаку 6 возов.    
Кренделей 4 воза.    
Железного товара 20 возов.    
Деревянной посуды 100 возов    
Глиняной посуды 25 возов.    
Колес и земледельческих орудий 25 возов.    
Ткацкие предметы 15 возов.    
Обувь: сапоги, башмаки кожаные и берестовые и лапти 20 возов.    
Мебель простая 5 возов. (нуждаемся в привозе хорошей мебели).    
Шорных товаров и рукавиц 5 возов.    
Саней, дровней и лубьев 100 возов.    
Коней (средняя цена 50 р.) 500 штук.    
Коров племенных и быков 13 штук.    
Сена и соломы 20 возов.    
Лотков и корзин с мелочами 50 мест.    
Трактирное заведение 1    
Питейное заведение 1    
     

 

Т.е. около 40 лавок, 50 лотков, 400 возов и 500 штук коней.

Приблизительно суровских товаров продано третья часть, лошадей на половину, а остальной товар весь распродан, разве только малая часть осталась непроданною, так что из 46 тысяч привезенного товару продано тысяч на тридцать.

 

Крестьянин Сергей Лебедев.

 

Долоцкий погост

10 марта 1872[64].

 

К вопросу об учительской семинарии

По вопросу об устройстве земством нашей губернии учительской семинарии мы получили три заявления: от председателя Гдовской земской управы А. Бландова, от бывшего сельского учителя Волженского и от крестьянина С. Лебедева. Несмотря на разнохарактерность положения пишущих лиц, все они весьма мало противоречат друг другу, напротив, все трое отстаивают устройство учительской семинарии среди сельского населения, и только о составе учащихся мы находим в упомянутых заявлениях некоторую разногласцу. Постараемся привести самые заявления. Сначала, обратим внимание на вопрос: в городе или в селе должна быть основана учительская семинария?

По мнению г. А. Бландова, в сельских школах, кроме первоначальных предметов обучения, должны быть сообщаемы и такие сведения, которые имеют непосредственное отношение к экономическому быту местного населения. «Одним словом, в сельских школах, пишет г. А. Бландов, должны быть сообщаемы, более или менее, практические знания, чрез применение которых сельское население видело и ощущало материальную пользу; между тем, современные сельские школы Гдовского уезда чужды означенного направления. Смотря по знанию учителя, ученики одной школы – преуспевают – в богословии, ученики другой – в географии, ученики третьей – в истории и т.д. Я не отрицаю пользы означенных знаний для учащихся в школах вообще, но для сельской школы упомянутые знания должны иметь, более или менее, ограниченное значение; главное же внимание в сельских школах должно быть обращено на практические знания. Но чтобы образовать и подготовить сельских учителей, которые более всего обращали внимание на практические сведения, – необходимо устроить учительскую семинарию вне всякой городской жизни, – среди деревенского населения. Будущие сельские учителя, живя среди деревенского населения и его условий экономической жизни, могут еще на скамье семинарии не только полюбить сельскую жизнь, но и весьма близко познакомиться с теми средствами, при помощи которых природа дает все блага человеку. Приготовляясь педагогами сельских школ, семинаристы в деревне могут, в то же время, заниматься и сельским хозяйством. При этих условиях, сельские учителя не будут чужды сельскому населению и внесут в школьное обучение те практические знания, в которых крайне нуждается наше сельское население...» Почти тоже мнение мы находим и в письме крестьянина Гдовского уезда С. Лебедева. Так в его письме мы читаем: «Если сельские учителя будут обучаться в городах, то они не будут иметь практического понятия о сельской жизни, они не будут знакомы с жизнью и понятиями сельских мальчиков. Живя среди городской, избалованной жизни, семинаристы (особенно из привилегированных сословий) по окончании курса, не в состоянии будут полюбить сельскую жизнь со всеми ее нуждами и недостатками, как может полюбить ее человек, который вырост в деревне и сроднился с ее нуждами: для семинаристов, получивших образование среди городской жизни, – сельская жизнь может казаться дикою, сравнительно с городскою... Для наших сельских школ нужны, преимущественно, учителя практических знаний и понимающие быт сельской жизни. Нашим детям нужны сведения не об одних цифрах и линейках, им должны быть преподаны и такие знания, которые могли бы быть приложены к жизни. Поэтому, по моему мнению, учительскую семинарии нужно устроить не в городе, а в селе, и при том в таком селе или мызе, где сельское хозяйство ведется с знанием дела…» Г. Волженский пишет: «Я не думаю, чтобы учительская семинария, если она будет устроена в деревне, могла встретить недостаток в педагогических средствах. Напрасно некоторые лица утверждают, что опытные и хорошие педагоги не решатся оставить столицу и отправиться в деревню за несколько сот верст. В настоящее время многие кончившие курс в технологическом институте, инженер-технологи едут за какие-нибудь 400 – 600 рублей в год в глушь, на завод; а окончившие курс в университетах, со степенью кандидата, тянут лямку в канцеляриях окружных, судов и судебных палат за 20-35 руб. месячного вознаграждения. Судя по этим фактам, можно ли предположить, что учительская семинария, при хорошем вознаграждении за труд, может остаться без учителей, если она будет устроена в деревне?.. С другой стороны, при устройстве учительской семинарии в деревне – самое помещение для нее – может обойтись для земства дешевле, чем в столице, а надзор за семинаристами – может быть более удобным. Далее, для самих семинаристов – семинария в деревне выгоднее. Деревенская жизнь не представляет тех соблазнов, какие можно встретить в столице, где так часто малые и старые люди делаются жертвою порока и преступления. А знакомство семинариста со всеми условиями крестьянского быта, разве не имеет значение для него, как для будущего сельского учителя? Наконец, самая учительская семинария, находясь в деревне, разве не может иметь нравственного значения на самих крестьян?..»

Теперь обратим внимание наших читателей на другой вопросы из какой среды должны поступать в учительскую семинарию – ее воспитанники?

Г.А. Бландов и крестьянин С. Лебедев указывают на крестьянскую среду, как на единственную, из которой могут выйти деловые и полезные сельские учителя. Так г. А. Бландов пишет: «Воспитанники учительской семинарии – должны быть члены крестьянского населения. При этом только условии возможно приобрести дешевых учителей, которые сознательно и с любовию отнеслись бы к своим обязанностям. Содержать же учителей с годовою платою в 250 руб., сельское население, по крайней мере, Гдовского уезда, не в состоянии. В настоящее время, в Гдовском уезде, существует около 60 школ, а между тем, сельских школ, по вычислению училищного совета, необходимо около 120. Поэтому, если будут устроены две или три школы с годовою платою учителю в 240 р., то они мало принесут пользы для уезда, так как тысячи учеников останутся вне всякой школы». Крестьянин же С. Лебедев, указывая на избрание учеников для учительск. семинарии из крестьянского населения, говорит, что «для крестьянских детей сельская жизнь не может казаться дикою». Совершенно другое мнение мы находим в заявления г. Волженского. По мнению г. Волженского, наша современная народная школа «не может служить подготовительною ступенью к учительской семинарии, как по объему своего курса, так и по развитию в ней учащихся. И до тех пор, пока не будет она иметь хороших руководителей-наставников, и не будет в ней расширена программа, – народная школа не может нам дать ни одного годного воспитанника для учительской семинарии. Поэтому, в настоящее время, необходимости ради, нужно допустить прием в учительскую семинарию воспитанников из окончивших курс уездного училища хотя бы эти лица и не удовлетворяли всем необходимым требованиям для поступавшего в семинарию. Если же мы наберем учеников из среды сельского населения, то должны будем увеличить: как объем курса семинарии, так и число лет пребывания в ней воспитанников. Но примиряясь с необходимостью принимать в учительскую семинарию воспитанников из лиц, окончивших курс уездного училища, мы никак не можем согласиться с мнением тех лиц, которые находят что слишком достаточно двухгодичного курса для образования из них народных учителей; мы сильно сомневаемся в том, чтобы в такой короткий срок воспитанник семинарии мог приобрести все необходимые познания и ту педагогическую опытность, которая так необходима для всякого хорошего наставника народной школы. При этом нельзя не заметить, что если в учительскую семинарию будут приниматься лица, окончившие курс в уездных училищах, то нет никакого основания отказывать в приеме в семинарию и тех лиц, которые окончили курс в низших духовных училищах. По моему мнению, из последних могли бы выйти более дельные и более трудолюбивые народные учителя, так как учащиеся из духовного сословия во всех наших учебных заведениях имели случай уж не раз доказать свое трудолюбие и упорную энергию в достижении задуманной цели».

Таковы мнения гг. А. Бландова, Волженского и крестьянина С. Лебедева. Нечего и говорить, что вышеприведенными нами мнениями еще не исчерпывается весь вопрос об устройстве учительской семинарии; поэтому, мы с готовностью уделим страницы нашего «Листка», если грамотные и образованные лица гдовско-ямбургской окраины пришлют нам свои заявления по вышеупомянутому вопросу[65].

 

Н.А. Скроботов

Ярмарки в уездах Гдовском и Ямбургском

 

Отрицать значение ярмарок для сельского населения, удаленного от постоянных торговых мест, которые сосредоточены в городах губернии, было бы странно. Не спорим, что во время ярмарок бывает разгул и количество выпиваемого вина в кабаках, ближайших к ярмаркам, весьма заметно увеличивается. Но это еще не дает нам права утверждать, как утверждал на бывшем губернском собрании гласный П. В. Жуковский, по случаю ходатайства о разрешении открытия ярмарок в двух селениях Гдовского уезда, что «ярмарки у нас, в России, представляют только праздничные и разгульные дни, которых и без ярмарок довольно». Празднества, которые мы замечаем на сельских ярмарках, объясняются весьма просто. Сельские ярмарки почти всегда совпадают с праздниками – приходскими или двунадесятыми; а означенные праздничные дни, для православного крестьянина, всегда останутся праздниками. Поэтому, разгул крестьян в праздничные дни может проявляться и без ярмарок. При этом необходимо заметить, что закрывая ярмарку, чтобы уменьшить разгул в народе, мы, в тоже время, лишаем сельского покупателя самой удобной меновой сельской торговли как по месту, так и по времени года; наоборот, открывая сельскую ярмарку, сообразно нуждам местного населения, мы даем возможность населению воспользоваться удобным случаем для купли и продажи. Таким образом, против разгула, замечаемого на сельских ярмарках, требуется, по нашему мнению, влияние членов духовенства на нравственные и религиозные понятия нашего простого народа. Всякие же стеснения местной меновой сельской торговли могут принести сельскому населению скорее вред, чем пользу…

Обращаясь к ярмаркам Гдовско-Ямбургской местности, мы замечаем, что в этих двух уездах, по последним сведениям, собранным петербургским статистическим комитетом, ярмарок весьма немного. На пространстве 11,360 квадратных верст, 156,159 жителей пользуются ежегодно 27 ярмарками. На долю Ямбургского уезда, который имеет 56,385 жителей и занимает пространство в 3555 квадратных верст, приходится 13 ярмарок; между тем, Гдовский уезд, который имеет 99,774 жителя и занимает пространство в 7805 квадратных верст, пользуется 14 ярмарками.

Главные предметы торговли ярмарок: суровские и красные товары, лошади, принадлежности крестьянского хозяйства, вино и т. п. В Ямбургском уезде ярмарки бывают в десяти местах, а в Гдовском – только в семи. В селе Заянье (Гдов. уезда) ежегодно бывает шесть ярмарок, а в городе Нарве, в погосте Долоцком (Гдов. у.), в слободке Озерках (Гдовск. уезда) и в селах Ямбургского уезда – Ополье и Котлах по два раза в год. В других местах ярмарки открываются только однажды в год. По оборотам торговли, ярмарки Гдовского уезда в прежние годы стояли выше ярмарок Ямбургского уезда, а ныне продажа на ярмарках Гдовского уезда все более и более уменьшается, так что в общем итоге она сократилась на половину; между тем, в Ямбургском уезде продажа на ярмарках стала увеличиваться. Для сравнения с прежним временем, возьмем цифры оборотов ярмарочной торговли наших двух уездов за последние годы.

 

Гдовский уезд
Года Число ярмарок Насколько привезено товару Насколько продано товару Насколько копеек покупал каждый житель
    37,509 р. 17,195 р. 17,2… к.
    25,640 р. 8,905 р. 8,9… к.
    29.605 р. 8,160 р. 8,1… к.
Ямбургский уезд
  13 ярмарок 19,289. 7,238 р. 12,8… к.
  19,015 р. 9,045 р. 16,0… к.
  21,410 р. 9,560 р. 16, 9… к.

 

Само собою разумеется, что если продажа на ярмарках сокращается на половину, сравнительно с прежним временем, то приходится предположить одно из двух: или уменьшение числа жителей, или отсутствие в среде населения денег, потребных для покупки товара. Но так как число населения, сравнительно с 1866 годом, не уменьшилось, а осталось почти тоже, то мы должны сделать следующее заключение, по случаю уменьшения продажи на ярмарках Гдовского уезда: население этого уезда, по всей вероятности, обеднело, вследствие чего и стаю мало покупать на ярмарках... Между тем, в Ямбургском уезде у крестьянского населения – денежные средства стали несколько увеличиваться, поэтому продажа на ярмаркам Ямбургского уезда увеличилась почти на полторы тысячи. В Гдовском уезде самые большие ярмарки бывают в погосте Долоцком. Так, на сборную ярмарку, в 1870 году, было привезено товару на 10,000 руб., а продано – на 2500 руб., на успенскую – привезено на 10,000 р., продано же на 1500 р. В прежнее же время, на сборной ярмарке продавалось товару на 3,500 р., а на успенской на 4500 р. На других ярмарках Гдовского уезда продается менее чем на тысячу рублей: между тем в 1866 году, на ярмарке в погосте Мде, продавалось товару на 2500 р., а в слободке Озерках – на 2200 р. Ныне же на ярмарке в погосте Мде, продается товару на 450 р., а в слободке Озерках на 700 руб. Самые малые ярмарки, по оборотам торговли, в Гдовском уезде, следующие: в городе Гдове (привезено – на 275 р.. а продано на 195 р.) и все ярмарки села Заянья. Впрочем, необходимо заметить, что самая меньшая продажа на ярмарках Гдовского уезда простиралась на 100 руб.

В Ямбургском уезде самая большая ярмарка бывает в Ильешах, в Ильинскую пятницу. В 1866 году, на ильешскую ярмарку, было привезено товару на 7000 р., а продано на 3500 р., в 1870 г. было привезено товару уже на 10,000 р., а продано на 5500 р. На всех других ярмарках Ямбургского уезда, товару продается менее, чем на 500 р., и только на ярмарках города Нарвы продается товару на 700 р. Самая меньшая продажа бывает на ярмарках, в селах: Удосолове (на 90 р.), Сойкине (на 100 р.), Редкине (на 120 р.) и Котлах (на 150 р.).

По времена года, большая часть ярмарок бывает в августе и в сентябре; в весенние же месяцы число ярмарок весьма ограничено. Так, в марте и мае встречается по одной ярмарке, а в апреле месяце совсем нет ярмарок.

Ярмарки уездов Гдовского и Ямбургского, по числам каждого месяца, распределяются следующим образом:

 

В январе месяце:

 

«Крещенские» с 6-го по 9-е число.

1. В городе Гдове.

2. В селе Заянье (Гдовского уезда).

3. В погосте Кобылье Городище (того же уезда).

 

В феврале месяце:

 

4. В городе Нарве с 6-го по 9-е.

 

В марте месяце:

 

5. В погосте Долоцком (Гдов. уезда) «Сборная» – 5-го.

 

В мае месяце:

 

6. В селе Заянье «Никольская» с 9-го по 12-е число.

В июне месяце:

 

7. В селе Котлах (Ямбургского уезда) «Ивановская» – 24-го.

8. В селе Ополье (того же уезда) 29-го.

 

В июле месяце:

 

9. В селе Ильешах (Ямбургского уезда) 14-го.

 

В августе месяце:

 

10. В селе Редкине (Ямбургского уезда) 1-го.

11. В селе Ястребине (того же уезда) 1-го.

12. В селе Сойкине (того же уезда) 6-го.

13. В погосте Долоцком «Успенская» с 13-го по 20-е.

14. В селе Вруде (Ямбургского уезда) 15-го.

15. В селе Чирковицах (того же уезда) 16-го.

16. В селе Заянье (Гдовского уезда) с 18-го по 21-е.

17. В селе Удосолове (Ямбург. уезда) 18-го.

 

В сентябре месяце:

 

18. В селе Котлах 8-го.

19. В селе Ополье 14-го.

20. В городе Нарве с 20-го по 23-е.

21. В селе Заянье с 25-го по 28-е.

 

В октябре месяце:

 

22. В слободе Озерках (Гдовск. уезда) «Покровская» 1-го.

23. В слободе Озерках 21-го.

 

В ноябре месяце:

 

24. В погосте Щепце (Гдов. уез.) «Михайловская» с 8-го по 9-е.

25. В селе Заянье «Михайловская» с 8-го по 10-е.

26. В погосте Мде (того же уезда) 26-го.

 

В декабре месяце:

 

27. В селе Заянье с 6-го по 9-е[66].

 

А.Н. Бландов

Заметки о сельских школах

в Гдовском уезде

(Из письма в редакцию)

 

На днях я воротился из поездки по Гдовскому уезду, где, по поручению училищного совета, должен быль произвести испытание в народных сельских школах. Поэтому, спешу поделиться с читателями вашего «Листка» собранными мною сведениям.

Оставляя в стороне школы: Бельскую, Каменскую и Павловскую, которым нужно пожелать на будущее время больших успехов, я не могу не упомянуть о школах в Вейне и Выскатке. Означенные школы существуют уже несколько лет, и по своим успехам обучения давно обращали на себя внимание ревнителей народного образования. В нынешнем году, по спискам Веинской и Выскатской числилось около 90 учащихся, но к экзамену не явились до 70 человек. Будучи знаком с этими школами еще прежде, я предполагал, что они обнаружат новые успехи относительно развития учащихся, но ожидания мои не сбылись. Веинская школа осталась на той же степени совершенства, какою я застал ее в прошлом году. Выскатская же школа[67], вследствие вновь прибывшего учителя, кончившего курс в Псковской семинарии, обратилась в богословский курс семинарии: дети Выскатской школы обнаружили удивительные успехи в знании священной истории и догматов православной церкви…

Заявляя означенные факты, я далек от мысли сделать укор учащим этих школ. Я отдаю полную справедливость трудам лиц, которые учительствуют в упомянутых школах: они сделали все, что от них зависело… И надо удивляться, например, трудам учительницы Веинской школы г-же Скроботовой, которая без всякой помощницы, одна, в продолжении зимы, успела с успехом обучить 40 неграмотных мальчиков. Я хочу высказать только ту мысль, что Веинская школа остановилась в своем развитии, а Выскатская школа обратилась в богословский класс семинарии. Винить в этом учителей – нельзя. Если чья тут ошибка, так ошибка руководителей, которые не сообщили сельским учителям тех сведений, годных для детей сельских народных школ. Поэтому, крайне желательно, на педагогических курсах, – чтобы кроме чтения о способах преподавания грамотности, сообщались сельским учителям и те элементарные сведения, которые так необходимы крестьянским детям при дальнейшем их развитии.

 

А. Бландов[68].

 

Отсюда нам сообщают,

что крестьянин Ефим Андреев

 

Выскатка село (Гдовск. у.). Отсюда нам сообщают, что крестьянин Ефим Андреев за ревностное прохождение в должности старосты при рождественской богородицкой церкви села Выскатки и благоустройство означенной церкви получил от святейшего синода благословение[69]

 

10 апреля, 1872 года, у нас,

на Выскатском волостном сходе

 

Выскатка село (Гдовск. у.). Отсюда нам пишут: «10 апреля, 1872 года, у нас, на Выскатском волостном сходе, происходили выборы новаго старшины, на место отслужившего свой срок волостного старшины Т.В. Слизнева Выбор пал на крестьянина села Выскатки Ефима Андреевича Андреева. Он был избран волостью единодушно. Поэтому считаем не лишним сообщить некоторые сведения о вновь избранном старшине. Е.А. Андреев, сын грамотнаго отца, занимавшегося церковною живописью, получил свое воспитание среди незавидной обстановки сельской жизни. От своего родителя, кроме природного таланта к живописи, он наследовал честность и любовь к труду на общую пользу. Село Выскатка обязана Андрееву учреждением существующей школы, которая при его старании имеет довольно заметные успехи и уже другим школам дала довольно подготовленных сельских преподавателей; затем, его заботами построена прекрасная церковь без всякого для прихожан отягощения; далее, его стараниями учреждено у нас церковно-приходское попечительство и установлен крестный ход в память спасения жизни Е. И. В. великаго князя Константина Николаевича от угрожавщей ему опасности в Варшаве, 21 июня, 1862 года. Е.А. Андреев неоднократно находился в числе депутации от крестьян Выскатской волости с представлением верноподданнических адресов к Государю императору по случаю возстания в Польше в 1863 г., и к Е. И. В. великому князю Константину Николаевичу с представлением уставных грамот в 1862 г., а так же и в другое время. Он всегда был душею общества и много трудился по делу распространения грамотности в нашей волости и ея окрестностях, и своим влиянием много способствовал ея успехам. Выскатское ссудо-сберегательное товарищество в Андрееве имеет усерднаго труженника и главнаго своего деятеля и, немудрено, при предстоящем выборе волостного старшины, волость обратила на Андреева общее свое внимание. 27 апреля, на 42 году своей жизни, Андреев утвержден в новой своей должности, и 5го мая с благословением принял священную присягу на службу Государю и обществу. При этом не лишним считаем сообщить его речь, произнесенную сельским старостам Выскатской волости, при первом собрании членов правления 7-го мая. Эта речь выражает всю полноту его доброго сердца; пусть она послужит для других старшин напоминанием их обязанностей. «Достопочтенные старосты сельских обществ Выскатской волости! При настоящем, первом, по вступлении мною в должность волостнаго старшины, вашем собрании, считаю священною моею обязанностью сказать вам, что я никогда не решился бы принять многотрудную должность волостнаго старшины, если ваше и всей Выскатской волости общее и единодушное желание не вызвало бы меня на это. Видя единодушное желание волости иметь меня старшиною и зная ее незавидное положение, я принял должность и священную присягу исполнять предстоящие мне обязанности согласно своему долгу; но я не надеюсь и не буду в состоянии исполнять моего долга без вашего содействия. Каждый из вас избран своим обществом так же, как я избран волостью. На всех вас равномерно лежит обязанность исполнять свой долг, согласно законам. Незнанием закона никто не смеет извиняться. Неведением закона не оправдываются и безграмотные. Они так же отвечают за его нарушение, как и грамотные. Поэтому, я предварительно обязан объяснить вам ваши обязанности в отношении вашей должности. Обязанности эти изложены в Высочайше утвержденном 19 февраля, 1861 года, общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и частью в отношении исполнения в сельском полицейском уставе и сельском судебнике, на который указывает общее положение. Достопочтенные старосты сельских обществ Выскатской волости! Я ожидаю ревностнаго и усерднаго вашего содействия мне, по моей служебной деятельности. Не моя будет вина, если из вас кто-либо не будет исполнять в точности возложенных на вас обязанностей. Правительство строго следит за всеми вашими действиями. Награждает усердных деятелей для общественнаго блага и карает нерадивых. Так будем же, на сколько хватит у нас сил и уменья, исполнять свои обязанности, – заботиться об общей пользе, заботиться, чтобы все в точности исполняли надлежащие на обществах денежныя и натуральныя повинности, приводить в исправность дороги, внушать крестьянам, чтобы поменьше учреждали кабаков, не пропивали бы уголков своих полей, пожень и лядин и штрафных денег, заботились бы о хорошем воспитании своих детей, люби ли бы Бога и своих ближних, своего Государя и начальство, которые особенно пекутся о всех нас и желают, чтобы все мы были счастливы и благополучны». Старосты, выслушавши речь новаго старшины дали подписку в исполнении своих обязанностей[70].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: