Сообщение о Минине и Пожарском.




Казалось, коней пришёл русскому государству. Ни верховной власти, ни сильной рати, ни общей казны – ничего не было! Правительства в настоящем смысле уже не существовало. Но был ещё народ. Этот народ, знатные и чёрные люди, богатые и бедные, разумные и простецы, – все понимали, что творится на Руси страшное, лихое дело, что вера православная и та святыня, которой поклонялись отцы, деды и прадеды, унижена и поругана и всему тому, что созидалось веками и трудом многих поколений, грозит конечная гибель.

Возбуждение было сильное… По всем важнейшим городам зашумели оживлённые сходки, словно воскресли старые веча. Сходились и горожане, и соседние крестьяне для земского совета, чтобы всем миром надумать, как беде пособить. Города стали пересылать друг другу грамоты, побуждали друг друга стоять заодно против общих врагов. Во всех грамотах сказывалось сильное общее желание «очистить русскую землю от врага, поругателя святыни, и выбрать себе всею землёю своего царя».

Воодушевление народа росло. Нравственное религиозное воодушевление становилось всё сильнее и сильнее…

Настроение народа было таково, что он готов был всеми силами подняться на борьбу. Нужно было только начало, да нужен был настоящий русский вождь.

В городах Рязанской земли собралось Первое народное ополчение. В марте 1611 г. Оно подошло к столице и начало её осаду. Но отрядам ополчения удалось закрепиться только на окраине города – из-за внутренних разногласий оно вскоре распалось. Теперь его центром стал Нижний Новгород.

В октябре 1611 года в Нижнем Новгороде получена была грамота из Троицкого монастыря. Её было решено прочесть в соборе. Зазвонили в большой соборный колокол, а день был непраздничный. Народ понял, что неспроста звонят большим звоном, и скоро церковь св. Спаса наполнилась народом. После обедни протопоп Савва обратился к народу с речью:

- Православные христиане, Господа братия, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство; гибнет и православная вера. Горе нам, великое горе, лютое обстояние! Литовские и польские люди в нечестивом совете своём умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Кто не восплачется, кто не испустит источники слёз?! Ради грехов наших Господь попустил врагам нашим возноситься. Горе нашим жёнам и детям! Еретики разорили до основания богохранимый град Москву и предали всеядному мечу детей её. Что нам творить? Не утвердиться ли нам на единение и не постоять ли за чистую и непорочную веру Христову и за св. церковь Богородицы и за многоцелебные мощи московских чудотворцев?! А вот грамота властей Живоначальныя Троицы монастыря Сергиева…

Была прочтена грамота, призывающая весь народ на спасение православной веры. Народ умилился, многие плакали.

- Горе нам, – говорили в толпе, – гибнет Московское государство.

Когда народ ещё толпился у церкви. К нему держал речь один из земских старост - Кузьма Минин Сухорукий. (Слайд № 13). Раньше он уже говорил, что ему являлся во сне св. Сергий и приказал «возбудить уснувших»).

- Православные люди! – заговорил он теперь к народу громким голосом. – Коли хотим помочь Московскому государству, не пожалеем достояния нашего… дворы свои продадим, жён и детей заложим и станем челом бить, искать, кто бы вступился за истинную православную веру и стал бы у нас начальником!... Дело великое совершим, если Бог поможет. Какая будет хвала нам от всей земли… Я знаю: только мы поднимемся на это дело, другие города пристанут к нам, и мы избавимся от врагов.

Горячая речь Минина пришлась по сердцу всем. Сказалось в ней то, что давно было на душе у всех. У многих слёзы полились их глаз. (Слайд №14)

А Минин продолжал: «Граждане нижегородские! Не раз народ менял соху на меч, и сила его от этого возрастала. Захотим помочь Московскому государству – ничего нам не пожалеть, дворы свои продавать, всё отдать… чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»

Начались частые сходки. Кузьма Минин, которого в городе все знали и уважали, всем орудовал, всех убеждал, что надо ополчаться, кличь кликать по служилым людям, а в казну на содержание ратных людей собирать со всех третью часть имущества. Желание послужить великому делу было так сильно, что тут же многие стали жертвовать гораздо больше. Сносили со всех сторон и деньги, и драгоценные вещи.

Но прежде чем кликать ратных людей, надо было найти военачальника. Такое «святое дело», какое затевалось, надо было отдать в чистые руки. Стали думать, кого из бояр выбрать вождём. Остановились на князе Дмитрии Ивановиче Пожарском. (Слайд № 15, 16)

Послали бить челом Пожарскому. Он отвечал:

- Я рад за православную веру страдать до смерти, а вы изберите из посадских людей такого человека. Который был бы со мною у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям.

Стали было нижегородские послы раздумывать, кого бы выбрать, но Пожарский не дал им долго думать.

- Есть у вас в городе, – сказал он, – Кузьма Минин. Он человек бывалый: ему такое дело за обычай! (Слайд № 17).

Весть о том, что нижегородцы поднялись, быстро разносилась, и ратные силы стали собираться к ним отовсюду.

Нелегко в ту пору снарядить как следует войско. Кроме прежнего оружия: копий, секир разного рода, палиц, входили всё больше и больше в употребление турецкие сабли и огнестрельное оружие – ружья и пушки. (Слайд №18).

Главные силы ополчения выступили из Нижнего Новгорода в феврале 1612 года. Через Кинемшу и Кострому они подошли к Ярославлю и вступили в него под звон колоколов. В Ярославле ополчение задержалось на 4 месяца. Шло формирование отрядов. Рядом с русскими в ополчении были украинцы, белорусы, татары, мордва, башкиры, чуваши. Затем ополчение выступило к Москве и подошло к городу в августе 1612 года. В это время к Москве с запада подступило войско гетмана Ходкевича – известного польского полководца. (Слайд № 19, 20).

Сражение за столицу началось 22 августа. Пожарский умело расставил войска, чтобы не допустить соединения Ходкевича с польским гарнизоном. Почти 7 часов продолжалось сражение у стен Кремля, в Белом городе и других районах столицы. Ополченцы отсекли большой обоз противника, пытавшийся придти на помощь осаждённым, которые голодали. Смело и решительно действовали Минин и Пожарский. Ходкевич отступил от Москвы.

Положение польских гарнизонов в Кремле и Китай-городе стало безнадёжным. «В истории нет подобного примера – говорится в современном дневнике, – писать трудно что делалось: осаждённые переели лошадей, собак, кошек, мышей, грызли разваренную кожу с обуви… Наконец, когда и этого не хватило, – тогда ели землю, обгрызали в бешенстве себе руки…»

В октябре 1612 года они были вынуждены капитулировать. (Слайд №21).

В честь победы в Москве был устроен парад. Древняя столица русского государства освободилась от врагов, но борьба с польскими и шведскими интервентами продолжалась ещё несколько лет.

В ходе освободительной борьбы возросло национальное самосознание русского народа. Народ проявил героизм, патриотизм, его усилиями была защищена независимость страны.

Страна не забыла своих героев. Через 200 лет, скульптор И.П. Матрос создал памятник Минину и Пожарскому, который и поныне украшает Красную площадь в Москве. На памятнике надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому Благодарная Россия» (Слайд № 22).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: