Воспитательной работы в классе




 

Планирование как функция управления занимает важное место в управленческой деятельности руководителя, в том числе и классного.

Планирование – система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

 

План работы классного руководителя - это план жизни классного коллектива, его перспектива, «радость завтрашнего дня».

Основой плана является сотрудничество педагога, детского коллектива и родителей учащихся. Планирование должно быть увлекательным для школьников и реализовываться в разных формах - «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел». Родительский коллектив, участвуя в планировании, продумывает совместные дела, которые можно подготовить и провести с детьми, работу микрокружков, клубов, секций, которые могут вести родители. Классный руководитель определяет содержание, формы работы в соответствии с традициями школы и классного коллектива, календарём знаменательных дат.

 

Критерии создания плана:

1. План должен быть составлен на четверть, полугодие, год

2. План разрабатывается вместе с воспитанниками и родителями

3. Планирование начинается «сверху» (от плана школы)

4. Класс должен принимать участие во всех общешкольных делах

5. В конце учебного года проводится анализ жизнедеятельности классного коллектива

6. План должен быть «открытым» (ЧП, конфликты, события в течении года)

7. Цель плана – создание оптимальных условий жизнедеятельности коллектива

 

Структура плана:

1. Анализ жизнедеятельности класса за прошлый учебный год (противоречия, проблемы, пути реализации)

2. Характеристика класса как коллектива, межличностных отношений, связей и отдельных учащихся

3. Анализ социальной среды

4. Цель и задачи (2-4) классного руководителя на текущий учебный год

5. Организация школьной воспитательной деятельности и общения (мероприятия с датой проведения, фамилии ответственных, задачи, результат)

6. Организация внеурочной воспитательной деятельности и дополнительного образования детей (клубная, кружковая, внешкольная деятельность)

7. План работы с родителями (протоколы родительских собраний)

8. Достигнутые результаты коллектива и отдельных учащихся (грамоты, благодарности и т.д)

 

Оформление плана:

1. Планирование по ключевым делам (В.А. Караковский)

2. Календарное планирование

3. План – сетка

4. Планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова)

 

При желании педагог может разработать свой вариант оформления плана воспитательной работы. (Приложение №1)

 

Требования к содержанию плана:

1. Целенаправленность плана

2. Учёт возрастных особенностей учащихся

3. Преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел

4. Реальность

5. Разнообразие форм и методов

6. Творческий характер планирования

 

Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личности каждого школьника.

 

 

Направления

Воспитательной работы

 

Умственное (интеллектуальное, познавательное) воспитание – целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных способностей, навыков и привычек самообразования) (Например, викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, деловые игры, турнир ораторов, читательская конференция, устный журнал, НОУ)

Гражданское (правовое) воспитание - формирование гражданских качеств личности (патриотизм, ответственность, защита Родины, социальная активность) (Например, беседа, экскурсия, парад, встреча, концерт и т.д.)

 

Нравственное (толерантное) воспитание – процесс целенаправленного формирования моральных качеств и черт характера личности (гуманность, честность, принципиальность, внимание, ответственность, совесть, деловитость) (Например, круглый стол, пресс-конференция, устный журнал, диспут, вечер вопросов и ответов, беседа, тренинг, телемост, акция милосердия, поисковая деятельность)

 

Половое воспитание – область воспитания, связанная с подготовкой молодёжи к сексуальной и семейной жизни на уровне современной культуры

 

Трудовое воспитание – целенаправленное формирование интереса, уважения к труду и трудолюбия, выработка привычки к труду, культуры труда и стремление к его высокой продуктивности. (Например, субботники, трудовые акции, тимуровское движение, самообслуживание, дежурство, работа на пришкольном участке, трудовой лагерь и т.д.)

 

Физическое воспитание – целенаправленное формирование физических качеств человека (крепкого здоровья, выносливости, необходимых двигательных навыков), а также его убеждений, мотивов поведения и привычек, способствующих физическому самосовершенствованию. (Например, соревнования, эстафеты, походы, встречи, беседы и гигиене, здоровье)

 

Экологическое воспитание – область воспитания, связанная с формированием бережного культурного отношения к природе.

 

Экономическое воспитание – область воспитания, связанная с формированием экономности, бережливости, хозяйственной расчётливости и др. экономических качеств

личности.

 

Эстетическое воспитание – воспитание способности к восприятию и пониманию прекрасного в действительности и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное в жизни и в искусстве. (например, литературно-музыкальные композиции, экскурсии, прогулки, беседы, праздники искусств, обзор журналов)

 

Самовоспитание – целенаправленное влияние человека на развитие и формирование собственной личности (самоубеждение, упражнение, самоконтроль, самостимулирование)

Формы

Воспитательной работы

 

Формы воспитания – организованные воспитателем дела, в которых участвуют его воспитанники.

 

Организатору классных дел необходимо научиться конструировать новые формы работы из давно существующих:

1. Мероприятие – событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогом или ещё кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них

2. Дело – общая работа, важное событие, осуществляемое и организуемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе

3. Игра – деятельность с воображаемыми объектами (доступна, легка, увлекательна, романтична, интересна)

4. Б еседа – деятельность специально организованная и подготовленная педагогом

5. Диспут - специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому либо вопросу или проблеме

6. Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому либо вопросу или проблеме для получения информационного продукта в виде решения

7. Защита - деятельность, в ходе которой участники или группы демонстрируют и защищают проекты по определенной проблеме

8. Эстафета – совместная деятельность группы школьников, совершаемая в последовательности определяемой сюжетом, сценарием или правилами

9. Соревнование - представление предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками, в чем либо

10. Бой – соревнования между группами, с использование взаимообмена заданий

11. Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия

12. Концерт - представление, предполагающее демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня, миниатюра, пантомима и т.д)

13. Хеппинг - одновременное взаимозависимое действие школьников без родителей (Новый год, карнавал, ярмарка)

14. Ярмарка – деятельность, в основе которой лежит торг идей, изобретений, продуктов деятельности, сопровождаемая увеселениями и развлечениями

15. Парад-шествие – торжественное прохождение

16. Прогулка – поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе

17. Поход – организованное путешествие с какой-либо определённой целью

18. Экскурсия (экспедиция) – коллективная поездка куда-нибудь с познавательной целью

19. Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-либо площадке

20. Просмотр кино-видео-телефильма или спектакля - представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.

 

В соответствии со своей деятельности классный руководитель выбирает формы работы:

1. По количеству участников:

*Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказания индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и т.д.)

*Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

*Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слёты, соревнования и др.)

2. По показателю времени:

*Кратковременные (10мин – 45 мин)

*Продолжительные (1ч – 2 ч)

*Традиционные (многодневные – коммунарский сбор, треннинг, …)

3. По результату деятельности:

*Обмен информацией

*Выработка общего решения

*Общественно-значимый продукт

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: