Требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к деятельности классного руководителя




СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

«Особенностью, знамением времени и всех изменений, происходящих в современной школе, является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Сутью смены парадигмы воспитания является переход от идеи командно-административного влияния педагогического процесса на формирование личности ребенка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка (подростка), его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей.

Теоретическое обоснование новой парадигмы воспитания происходит на стыке современного знания из областей многих наук: философии воспитания, педагогической культурологи, акмеологии, аксиологии, синергетики, антропологии, психологии, педагогики, методики воспитания, современных педагогических технологий. Содержательные аспекты воспитания уходят корнями своими в смежные науки – этику, эстетику экономику, экологию, политологию, культурологию, медицину, валеологию и многие другие.

Сформулированные идеи прорабатываются в опытно-экспериментальной работе ученых и практикантов.

«Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены Национальной доктриной образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.(приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.1999 г. № 754) выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль общеобразовательного учреждения как центрального звена этой системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития детей.

В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включила бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение.

Воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами общеобразовательного учреждения, призвана обеспечивать, возможно, более полное всесторонне развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

В результате реформирования образования за последние десятилетия значительно изменился подход к образованию. В новой экономической и социокультурной ситуации органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный временем педагогический опыт организации учебно-воспитательной работы, осуществляют качественное обновление содержания, форм и методов образования детей.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники.

В классном коллективе учебно-воспитательный процесс в настоящее время организуют: классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) – учитель-предметник (реже – другой педагогический работник), являющийся наставником учащегося одного класса; классный воспитатель. [5. стр. 55].

В подавляющем большинстве случаев работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.

«Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства» [5. стр. 55].

Воспитательная работа классного руководителя по структуре основной образовательной программы непосредственно связана с внеурочной деятельностью.

«Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения» [27. стр. 25].

Воспитание – для всех времен и народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь в человеческом обществе, так как его назначение – передача от поколения к поколению накопленных знаний и жизненного опыта, а без этого невозможен прогресс человечества.

«Под воспитанием, в самом общем значении этого слова, следует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для приспособления (каждого нового поколения) к тому общественному строю, к которому его призывает поступательное движение человечества» Сен Симон, французский философ и социолог.

Создание воспитательного процесса классным руководителем в современной школе должно соответствовать программе воспитания и социализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная программа построена «на основе базовых национальных ценностях российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечества» и направлена «на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России» [27. стр. 31]

Воспитательная работа классного руководителя должна основываться на программе, направленной на:

  • «освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
  • Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребности рынка труда;
  • Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • Формирование экологической культуры» [27. стр. 32].

Воспитательная работа классного руководителя должна основываться на программе, обеспечивающей:

  • формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
  • социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
  • формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
  • приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
  • приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа и др.), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
  • участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;
  • формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
  • развитие педагогической компетентности родителей (законодательных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
  • формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
  • овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
  • развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
  • приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
  • создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов4 сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
  • информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
  • использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
  • осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
  • осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
  • формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
  • овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
  • формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
  • осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологического культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения» [27. стр. 33].

«Школьный педагог (учитель, классный руководитель, воспитатель, администратор разного ранга и уровня…) – центральная фигура воспитательного процесса. Он по статусу является носителем ценностных ориентаций культуры, организатор воспитывающей деятельности (выдвигает цель; определяет стратегические и тактические задачи воспитания, планирует воспитательную работу, отбирает содержание, средства, методы и приемы, организационные формы воспитания. Он – носитель ценностных отношений к миру – отношений, оцениваемых с позиций истины, добра и красоты. Он - непосредственный участник и организатор взаимодействия «учитель - ученик» в учебно- воспитательном процессе. Более того, он для своих воспитанников - своеобразный «проводник» ценностного отношения к жизни (в самом высоком понимании этого слова» [10. стр. 58].

«В различных типах школ, по-разному определяется статус и назначение классного руководителя. Это может быть классный руководитель, выполняющий сугубо узкие, административные функции, оговоренные уставом и программой школы. Это может быть куратор одного или нескольких классов одной параллели (чаще всего в специализированных школах) либо учебно-производственный мастер (в профессионально-технических училищах, лицеях и колледжах). Это может быть и воспитатель нескольких разновозрастных классов (в сельских малокомплектных школах), и классная дама (в женских гимназиях), и классный учитель (в школах вальдорфского типа). Могут быть и другие типы. Модификаций много. Но главное во всех них – это воспитательный потенциал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса. Выступая в качестве основного субъекта воспитательного процесса, - это личность неординарная, творческая. Организуя целостный процесс воспитания, он выполняет основные функции:

  • Создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малыми педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды).
  • Стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников как основы воспитания.
  • Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих.
  • Взаимодействие с многопрофильными детскими объединениями и самодеятельными детскими организациями.
  • Корректировка индивидуального пути развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференциация и индивидуализация процесса воспитания.
  • Придание психолого-педагогического смысла «чиновничьим функциям» школьного педагога (оформление личных дел, классного журнала, ученических дневников, написание планов и отчетов, ученических характеристик и т.д.).

«Воспитание (в широком смысле слова) как процесс целенаправленного содействия максимальному развитию личности школьника, освоению им культуры общества, способствующий самореализации растущего человека, может происходить в разных сферах.

Одним из вариантов воспитания является внеклассная воспитательная работа в школе (в педагогике относительно нее употребляется термин «воспитание в узком смысле слова»). Пожалуй, это единственная регламентированная сфера воспитания, через которую проходят практически все дети: место ее функционирования – школа, государственное учреждение; следовательно, общество, государство, так или иначе регламентирует цель, задачи, содержание, методику этого воспитательного учреждения и деятельность школьных педагогов, имеющих определенные правовые, административные обязанности» [11. стр. 5].

Под термином «внеклассная (внеурочная) деятельность » понимается деятельность школьника как ее субъекта, а термин «воспитательная работа» предполагает целенаправленную деятельность любого школьного педагога, в том числе и классного руководителя.

«Воспитательная работа имеет целый ряд специфических особенностей, отличающих ее от других видов педагогической деятельности.

Во-первых, это свободно избираемая форма жизнедеятельности школьника. Значит, воспитателем должны быть предложены и так методически оснащены формы воспитательной работы, которые были бы приняты воспитанником как личностно значимые.

Так появились в современной школе новые творческие формы воспитательной работы: «сократовские беседы», музыкальные ринги, театральные (литературные, музыкальные, художественные) гостиные и салоны, различные турниры, путешествия по стране, дискуссионные клубы, творческие недели школьной науки и т.п.

Во-вторых, его личностная ориентированность. Вот почему сегодня требуют методической и технологической проработки такие проблемы воспитательной работы, как: методика индивидуализации, обеспечения каждому школьнику активной, личностно заинтересованной позиции в общешкольных и классных делах. Проблема методики и техники распределения поручений, придания им функции развивающей; научения их исполнению и творческий подход к ним (как возможность самореализации). Это и методика педагогической поддержки как основа позиции педагога по отношению к воспитаннику. И методика работы школьных объединений клубного типа, где для детей реализуется возможность выбора занятий и имеются различные синтетические формы работы. И методика работы микрокружков, и методика проведения различных форм работы с малым количеством учащихся. Это межшкольные формы воспитательной работы – как одно из направлений выхода из замкнутых условий школьной жизни в окружающий социум.

В-третьих, в атмосфере тенденции обеднения духовности общества, трудной доступности произведений искусства и культурных ценностей для большой категории школьников, засилья влияния массовой псевдокультуры (низкопробных книг-бестселлеров, музыки, живописи, видеофильмов, религиозно-сектантских книг и т.п.) воспитательная работа школы становится главным средством ориентации школьников на подлинные духовные ценности.

В-четвертых, воспитательная работа школы представляет собой систему, то есть предполагает целенаправленное воздействие на все сферы личности школьника, разносторонне и гармонично развивая их – через разнообразное сочетание общешкольной и классной, фронтальной и дифференцированной, коллективной и индивидуальной, разнопредметной и воспитательной работы, позволяющей включить школьника в разнообразные виды деятельности, в разнообразные виды отношений» [11. стр. 7].

«В структуре педагогического профессионализма классного руководителя важное место отводится принципам воспитательной деятельности.

Принципы организации воспитательной деятельности есть исходные положения, которые позволяют на высоком уровне устанавливать упорядоченное взаимодействие классного руководителя с учащимися, их родителями и учителями по достижению цели воспитания.

В системе принципов современного воспитания важная роль принадлежит такой основополагающей идее, как народность. С давних времен вокруг идей межнационального гуманизма, демократии, патриотической, этнической самоиндентификации объединялись народы разных национальностей и вероисповеданий. Подтверждением этого заключения являются народные пословицы, поговорки, традиции: «Если вздохнуть всем народом – ветер будет» (русск.), «Народ вздохнет разом – будет буря, топнет ногой разом – будет землетрясение» (кит.), «Когда прутья в метле – богатырь не сломит, развязали метлу по прутику переломает ребенок» (груз.), «Сплоченность людей – нерушимая крепость» (кор.) и др.

Аналитико-диагностический принцип обеспечивает интеграцию научных знаний об интересах и потребностях воспитанников, целостность картины развития школьника и окружающей среды.

Принцип интегративности ориентирован на единство цели требований, содержания, форм и методов воспитания. В основу интеграции могут быть положены взаимосвязь и взаимного дополнения различных видов деятельности учащихся, направлений воспитания, что усиливает целостность процесса воспитания.

Принцип адресности процесса воспитания означает максимальную ориентацию учителя на интересы и потребности ученика и общества в целом. Он гарантирует личностно-общественный характер деятельности классного руководителя, востребованность, мобильность ученика в условиях рынка труда.

Регионально-культурологический принцип предполагает вариативность содержания воспитания, обращенность его к насущным потребностям региона, обогащение общечеловеческого национальным, а национального – общечеловеческим, приобщение человека к культурным ценностям своего народа.

Данный принцип способствует формированию этической толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Реализация этого принципа предполагает:

  • формирование чувства собственного национального достоинства у учащихся, базирующегося на чувствах безопасности (доверию учителю, уверенность в себе);
  • построение процесса воспитания с учетом этнической принадлежности ребенка (традиции в семье, коллективе, успешность взаимодействия, радость общения);
  • обеспечение направленности воспитания на развитие творческой индивидуальности (высокий уровень самопознания, точное и реалистичное значение своих положительных и отрицательных качеств, адекватное ощущение своей индивидуальности);
  • ориентацию процесса воспитания на цель деятельности и формирование у школьников компетентности в ее достижении (способность к деятельности).

Развивающее-деятельный принцип предусматривает побуждение воспитанника к проявлению самостоятельности во всех видах и сферах деятельности, создание развивающей среды. Он направлен на обращение процесса воспитания к ребенку, принятие его таким, каков он есть, создание оптимальных условий для его самоопределения и саморазвития, полноценного проживания каждого возрастного этапа, выхода в систему сотрудничества – взрослых и ребенка, воспитателя и родителей, трудовых, правовых и других коллективов, защиты прав ребенка. Этот принцип утверждает общечеловеческие ценности» [6. стр. 165].

Вышеуказанные принципы могут выступать в качестве основы организации воспитательного процесса.

Важной составляющей воспитательной деятельности классного руководителя является диагностика воспитательного процесса. «Цель диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия реализации развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики – это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету».

[8. стр. 139]

«Прекрасным подспорьем для изучения детей и индивидуального и дифференцированного подхода могут стать самые разнообразные тесты. Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга» [11. стр. 9].

«Второй предмет диагностики – это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, за счет других – развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога, еще одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н.Г. Алексеев, В.И.Слободчиков).

В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, т.е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов?» [8. стр. 140].

«В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития личности школьника в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим классный руководитель дает себе некие своеобразные установки:

  1. Я как носитель культуры – включаю детей в разнообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, общественную, художественную, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения. И все с позиций истины, добра, красоты. Этому способствует приобщение детей к философии, истории, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я – как посредник между детьми и Культурой. Я –как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.
  2. Я как лидер детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности. Значит, я вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Кстати, увлекая своим собственным примером. Иначе не получится.
  3. Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Это и раздача поручений, и организация детского самоуправления, и совместная личностно ориентированная коллективная творческая деятельность.

В зависимости от социальной и психолого-педагогической ситуации класса и поставленных педагогом целей могут быть поставлены стратегические задачи:

    • организация и развитие ученического коллектива; организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности через приобщение учащихся к занятиям «школы научной организации умственного труда»;
    • организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей, развитие профессионально значимых качеств личности;
    • создание у детей опыта интеллигентного свободного общения на досуге.

Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к потребности избрать конкретные шаги их реализации, то есть четко определить задачи тактические, а это есть не что иное, как план воспитательной работы» [11. стр. 10].

«План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых)».

План воспитательной работы – это моделирование педагогической деятельности классного руководителя, которое позволяет целесообразно и рационально выстроить учебно-воспитательный процесс, «которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:

  • целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система);
  • конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);
  • оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);
  • диалогичность (учет мнения всех, взаимодействие);
  • индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации);
  • научность (в основе научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);
  • непрерывность, преемственность и последовательность;
  • разнообразие содержания, форм и методов;
  • оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
  • единство педагогического руководства и активности воспитанников;
  • реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условной жизни; связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее;
  • гибкость плана [10. стр. 375]

Деятельность классного руководителя, предшествующая планированию воспитательной работы:

1. «Ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно-методических материалов министерства образования и местных органов управления образованием; изучение психолого-педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы;

2. Определение цели и задачи воспитания на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы, возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений), личностного потенциала самого классного руководителя;

3. Ознакомление с перспективным планом воспитания школы и детских объединений; изучение опыта лучших классных руководителей; обсуждение перспективных дел с педагогами, работающими с классом, с родителями и работниками учреждений дополнительного образования;

4. Диагностика воспитательного процесса;

5. Привлечение учащихся к планированию. В самых разных формах: классный час «Перспективы нашей жизни», ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм» идей и предложений, «разведка полезных дел»;

6. Изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат;

7. Выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д.» [10. стр. 378].

Планирование воспитательной работы позволяет классному руководителю:

  • «четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
  • предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
  • целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;
  • проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
  • видеть перспективы своего собственного самосовершенствования – общечеловеческого и педагогического.

Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей:

  • отсутствие четко определенной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;
  • традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя;
  • примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);
  • неумение (а порой не видение необходимости) привлечения детей к планированию;
  • неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога» (например, «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонек» или «поход по местам боевой славы») [10. стр. 375].

«В современной школе используются, как правило, такие виды планов:

1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей и учителей-предметников, групп продленного дня и т.д.);

2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный;

3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю;

4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем школы;

5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового);

6. План работы по развитию индивидуальности учащихся (А.С.Макаренко: «программа человеческой личности»).

Общешкольный план воспитательной работы, как правило, включает в себя:

  • анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;
  • цель, стратегические и тактические задачи на будущее;
  • научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;
  • инструктивную и научно-методическую работу с педагогами;
  • общешкольные дела (коллективная творческая деятельность);
  • работу с научными кадрами, постоянными и временными творческими группами педагогов и детей;
  • работу с различными учени


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: