Рассказ про маленькую улитку по имени Крапинка.




Улитка была очень маленькой, но вскоре подросла.

Она питалась хлебом. Крапинка ползала по растениям.

Она любила плавать кверху пузиком и отдыхать в пустой ракушке.

Крапинка часто вылезала из панцыря. Сегодня она была на балконе и почему - то была неактивной. Крапинка сегодня так быстро перебралась от хлебный крошки до пустой ракушки. Я даже иногда вижу её микроскопические глаза и рот. Она сегодня пряталась в пустую ракушку. Мы с мамой на ночь уносим её на другой балкон. У неё такой красивый панцырь в крапинку.

 

 

 

влияние разговорного языка, где двойное подлежащее встречается довольно часто и признаётся правомерным. В письменном же тексте оно

является ошибкой.

6) Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же

вид:

Незнакомец входит в хижину и поздоровался.

Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии учащихся, об отсутствии у них языкового чутья. Устраняются на основе смыслового анализа текста, так как грамматической основы младшие школьники ещё не имеют. Возможно также исправление

ошибки учителем без комментариев.

7) Неумение находить границы предложений. Встречаются в двух

вариантах:

а) неоправданное деление сложного предложения на простые:

Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов.

б) неумение делить текст на предложения:

Охотник однажды шёл по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала шлепков.

Основа исправления таких ошибок - работа над предложением.

 

Таковы основные типы речевых ошибок. Кроме речевых, встречаются неречевые ошибки, логические, а также

искажения фактов.

 

Неречевые ошибки

           
     
 


Композиционные Искажения фактов

Логические

 

Типичная композиционная ошибка- несоответствие текста сочинения или изложения плану, т. е. нарушение последовательности в изложении

событий.

Причины композиционных ошибок кроются в методике подготовки сочинений. Ученик, допустивший композиционную ошибку в своём сочинении, оказался неподготовленным к нему: возможно, что наблюдения, отбор фактов были проведены бессистемно, беспланово; возможно, что ученик в процессе подготовки недостаточно чётко представлял себе, что именно следует сказать вначале, что далее, что в

конце, в заключении сочинения.

 

К числу логических ошибок относятся:

1) Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов, целых

эпизодов:

Из – за куста вышла бурая медведица с двумя медвежатами. Когда медведи ушли домой в лес, то охотник слез с дерева и пошёл домой. (Пропущено главное – вся сцена купания медвежат. Изложение рассказа

В. Бианки «Купание медвежат»).

Чтобы понять причины таких пропусков, нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника. Пишет он медленно. Но мысль его спешит, обгоняя процесс письма. Он конечно, хорошо знает содержание рассказа, но оно проходит в его воображении, не находя отражения в тексте. Потом, когда учитель показывает ему текст его изложения сам удивляется, как мог пропустить столь важный эпизод...

Перечитывание текста способствует обнаружению и исправлению

пропусков.

2) Детской речи свойственны иногда нелепые, парадоксальные

суждения, связывание понятий разных уровней:

По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в

шалаше.

Вода освежила медвежат, а охотник пошёл домой.

Общая причина таких ошибок - слабое внимание школьников, недостаточная подготовка текста до егозаписи. Когда учитель помогает детям заметить нелепость таких конструкций, то они, как правило,

могут самостоятельно исправить ошибки.

От речевых и логических ошибок следует отличать искажения

фактического материала:

Наступила осень, скворцы, синички, ласточки улетели на юг. Только

воробьи и снегири остались. (Известно, что синички зимуют в средней по –лосе России, а снегири прилетают на зиму из северных областей).

Таковы основные типы ошибок речи - её формы и содержания.

 

Зная основные типы ошибок, умея определять их основные причины, учитель может разработать методику их исправления и предупреждения. Она складывается из следующих элементов:

исправление речевых ошибок учителем в тетрадях учащихся;

записи и замечания учителя в тетрадях учащихся (в том числе

условные знаки на полях);

классная работа над ошибками общими, типичными - на уроках, на тематических 15- 25 – минутных фрагментах уроков анализа проверенных изложений или сочинений (цель – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определённого

типа);

индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными

 

 

ошибками: их обнаружение, уяснение и исправление;

система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и русского языка, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допущенными учениками данного

класса;

языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

стилистические замечания, где это возможно, при изучении

грамматики;

специальное обучение школьников самостоятельному редактированию (совершенствованию) собственного сочинения и

изложения.

Все допущенные в тетрадях ошибки должны быть так или иначе исправлены либо учителем, либо самим учеником, что предпочтительнее. При проверке тетрадей ошибки исправляются дифференцированно. Те из них, которые, по мнению учителя, дети самостоятельно исправить не смогут, он исправляет сам: перестраивает предложения, заменяет слова, добавляет необходимое, зачёркивает лишнее. Затем при разборе ошибок (лучше всего в индивидуальной беседе) учитель убедится, понял ли школьник свою ошибку, не допустит ли он подобной ошибки в дальнейшем.

Но цель состоит в том, чтобы повысить самостоятельность учащихся. Нужно искать такие способы исправления ошибок, которые обеспечили бы максимальную мыслительную активность ученика.

Если учитель обнаружил неудачно употреблённое слово, он его подчёркивает а на полях записывает: «Замени слово!»

В отдельных случаях слово может не подчёркиваться, а замечание или условный знак на полях обязывает ученика найти

неудачное слово на этой строке и заменить его.

В обоих случаях перед учеником стоит поисковая задача.

Одна из самых частых ошибок в начальных классах - повторение одного и того же слова. Эту ошибку дети сравнительно легко исправляют сами, если учителем на полях поставлен условный знак, например буква «П» (повторение). Пропуск чего - либо важного обозначается знаком «V», нарушения порядка слов - цифрами над словами, неудачный выбор слова - буквой «С», неточное употребление местоимения – буквой «М», «Г» - нарушение границ предложения,«Z» - необходимость абзаца.Такие условные обозначения я использую при проверке сочинений и изложений. Можно помечать ошибки цифрой на полях тетради. Учитель подчёркивает эти ошибки волнистой линией, а на полях ставит соответствующий знак. Например:

 

1. Лес стоит величавый. Листья в лесу жёлтые, П

красноватые. Листьев на земле много. Речки сейчас

очень красивые, по берегам очень много листьев, и

по воде плывёт много жёлтых и красных листьев.

2. Деревья гнутся от ветра, низко плывут облака. М

С них облетают последние листья.

Введение условных обозначений речевых ошибок и недочётов должно проводиться постепенно, не более 2-3 типов на одном занятии с последующим закреплением этих обозначений в работе над изложениями и сочинениями. Эти условные обозначения включаются в памятку, находящуюся на первой странице тетради по развитию речи.

Велика роль уроков анализа проверенных изложений и сочинений. На этих уроках зачитываются лучшие образцы, разбираются недочёты содержания, полнота раскрытия темы, последовательность изложения материала, речевые и орфографические ошибки. Иногда я так строю свою работу, что на одном уроке разбираем речевые ошибки, на другом заменяем неудачно выбранные слова и т. д. Такие тематические уроки позволяют сосредоточить внимание учащихся на конкретном виде ошибок, это помогает в дальнейшем при самопроверке и редактировании собственного текста.

Требования к такому уроку:

а) тема чётко выделяется и сообщается учащимся, например

«Замена неудачно выбранного слова»;

б) анализируются литературно – художественные образцы, позволяющие проследить, как выбирает слово писатель;

в) даются тексты работ учащихся, содержащие ошибки: школьники их находят, исправляют сами и таким образом готовятся к

самостоятельному редактированию.

Приведу материал одного из таких уроков.

Дети прочитывают образец сами - отрывок из сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка. Ребята убеждаются в том, что здесь слова - синонимы выбираются в соответствии с чертами характера персонажей - зайцев, их возрастом, жизненным опытом: зайчата сбежались,

хихикнули; старые зайчихи приплелись и т. д.

После анализа образца учащимся предлагается проанализировать 2-3 небольших отрывка из их же собственных сочинений или изложений (на первых порах эти тексты записываются на доске, позднее на

карточках).

Задание 1 (записывается на доске). На зелёном лугу растут

ромашки, одуванчики, синеет мышиный горошек.

К словам ромашки, одуванчики подобрать глаголы, передающие окраску этих цветов, подобно синеет мышиный горошек. Слово растут

убрать.

Дети подобрали: белеют ромашки, желтеют одуванчики.

Задание 2. В лесу поют и кричат всякие птицы: скворцы, кукушка,

ворона.

Убрать невыразительные слова, обозначающие голоса птиц; найти другие слова - для каждой птицы особенное слово. Если нужно,

перестроить или даже разделить предложение.

Дети переделывают: В лесу свистят и щёлкают скворцы. Вот

каркнула ворона. Вдали кукует кукушка.

Система таких уроков на различные темы создаёт основу для самостоятельной работы учащихся над собственными индивидуальными

ошибками.

Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или в небольших группах. Это трудоёмкое, но совершенно необходимое дело. Только в индивидуальной беседе могут быть устранены композиционные ошибки, искажения фактов, а из числа речевых некоторые просторечные слова и формы, неудачное построение некоторых предложений, в большинстве случаев выбор слова, неудачное использование образных средств - эпитетов, метафор и пр.

Здесь, как и в общеклассной работе, важно добиваться высокой познавательной активности школьника; он должен не только понять, в чём его ошибка, но и решить задачу, связанную с её исправлением.

Ученик написал в своём сочинении: «Осенью очень красиво. Деревья покрываются жёлтыми листьями, и только одни ели стоят

зелёные».

Слово покрываются неточно передаёт, что происходит на самом деле: ведь осенью листья желтеют, новых же листьев нет.

Учитель говорит: «В этом отрывке одно из слов передаёт не то,

что бывает на самом деле; нужно найти это слово».

Школьник ищет ошибку. Если ему удаётся найти её самому, то следует вторая половина задания: как исправить? Заменить это слово?

Или по – другому построить предложение?

Полезно составить несколько вариантов исправления - по-разному выразить данную мысль (если работа проводится в группе, она развивает

навыки взаимопроверки и взаимопомощи).

В данном случае возможны такие варианты:

а) замена залога и времени глагола «Деревья покрыты жёлтыми

листьями»;

б) перестройка с заменой слов и введением новых: «Деревья оделись в золотой наряд» (здесь слово оделись уместно, так как это

троп, иносказание).

Хорошо, если ученик (при необходимости с помощью учителя) воспользуется несколькими вариантами исправления и выберет

наилучший из них.

 

В тех случаях, когда ученик сам не может найти свою ошибку, несмотря на помощь учителя, и последнему приходится прямо указать на неё, нужно всё – таки добиваться, чтобы вторая половина задачи была выполнена самим учеником. Учитель ни на минуту не должен забывать, что исправление не самоцель, а обучение редактированию текста, самостоятельному нахождению своих (а возможно, и чужих)

ошибок.

Взаимопроверка сочинений и изложений в начальных классах мало распространена из – за трудоёмкости. Но в тех случаях, когда она всё же проводится, учитель может добиться успехов в самопроверке и в

редактировании сочинений.

 

Многие речевые ошибки могут быть предупреждены в ходе

изучения грамматических тем. Для этого нужно уяснить, какие возможности открывает изучаемая грамматическая форма для выражения оттенков мысли, для краткости и точности высказывания, для устранения возможных недочётов речи. Соответствующие моменты включаются в урок: школьники учатся исправлять ошибки речи (своей или чужой) на основе изучаемого грамматического материала.

Практически почти каждая грамматическая тема даёт такие возможности.Так при изучении темы «Местоимение» следует показать детям, как с помощью местоимений можно устранить повторение одинаковых слов и сочетаний. На примере нескольких текстов школьники учатся сами пользоваться местоимениями для этой цели. Эффективность такой работы очень высока: она готовит школьников к самостоятельному совершенствованию написанного и в то же время помогает им понять роль и выразительные возможности местоимения в

речи.

Рассмотрим фрагмент урока на тему «Изменение имён прилагательных по родам» (2 класс), на котором наряду с другими решалась задача учить детей использовать синонимы – прилагательные, обладающие дополнительными оттенками значений и эмоционально – экспрессивной окраской, для устранения повторяющихся

маловыразительных прилагательных.

На уроке дети отметили разнообразные признаки одних и тех же предметов и явлений: деревьев (сосны, берёзы); погоды в тот день

(туманная, мрачная, пасмурная).

Сделали вывод о том, что у одного предмета бывает несколько признаков, они выражаются различными прилагательными. Признаки принадлежат предмету, и прилагательные, их обозначающие, не имеют собственного рода, а изменяются по родам в зависимости от имени

существительного.

Затем дети составили несколько словосочетаний: холодный, дождливый день- ясный, тёплый день; стройное, красивое дерево –

кривое, безобразное дерево.

Они проанализировали также несколько прилагательных в

художественном тексте и определили их род.

Открывается доска, на которой записаны примеры из детских

сочинений и изложений:

1. Кругом стоят большие деревья. Ребята собирают грибы. Вдруг стало темно. Большие сосны зашумели, пошёл дождь. Все спрятались под ветками большой ели. (Слова для замены: огромные,

высокие, развесистой).

2. Наступила холодная зима. Снег покрыл землю белым ковром. Дует холодный ветер. (Слова для замены: студёный, ледяной).

Задание: заменить прилагательные, взяв для замены слова из списка в скобках. Два раза употреблять одно и то же слово не

следует!

Каждый выбирает то слово, которое ему кажется лучшим. варианты замены обсуждаются, затем записываются. Задаются вопросы: «Как вы понимаете слово огромные? Чем это прилагательное

отличается от прилагательного большие?» и пр.

Подобную работу я проводила в своём классе. Если же класс сильный и позволяет время, можно выйти за рамки темы «Имя прилагательное» и предложить исправить другие недочёты в отрывках, например, слово пошёл (дождь) заменить словом полил и т. д.

Очень важно, чтобы школьники на примерах поняли зависимость форм прилагательного от существительного. Это залог предупреждения ошибок в согласовании. Задача развития речи на данном уроке - в обучении детей пользоваться синонимами, выбирать наиболее яркое, точное слово и не допускать повторения одинаковых слов.

Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, не требуя дополнительного времени не только повышает культуру речи учащихся, но и помогает им глубже усвоить

грамматические понятия.

Одно из умений учащихся, которому я уделяю особое внимание - это умение совершенствовать написанный текст. Необходимо обучать

детей самопроверке и простейшему редактированию.

Первоначально оно носит характер коллективного редактирования текста и обычно проходит при высокой активности класса, у учащихся

появляется вера в свои силы.

Самопроверка и редактирование протекают так. Когда я убеждаюсь, что многие учащиеся класса завершают свои изложения или сочинения, пишу на доске: «Самопроверка!» В отдельных случаях вывешивается плакат, на котором записаны 2-3 указания к самопроверке, например: «Проверь: не по вторяются ли одинаковые

слова и выражения?» И т. п.

 

Наблюдая за классом, я подхожу к тем ученикам, которые закончили писать, и оказываю им индивидуальную помощь: напоминаю,каких ошибок следует опасаться, сообщаю, сколько времени осталось до конца урока, а в отдельных случаях указываю ученику то место в сочинении, над которым следует ещё поработать. Прямо указать ошибку тоже можно, но лишь после того, как убедишься

в неспособности ученика исправить её самостоятельно.

Саморедактирование проводится на уроке. Дети заменяют слова, устраняют повторы,изменяют порядок слов, связывают предложения союзами, иногда изменяют последовательность изложения или делают

другие композиционные изменения.

Особенно охотно они дополняют, расширяют текст за счёт введения деталей, изобразительных средств языка. Однако нельзя забывать, что увлечение деталями может снизить уровень языковой

работы.

Хорошим средством совершенствования речи являются черновики. К сожалению ими мы пользуемся редко из – за недостатка времени.Тем не менее изредка я всё же провожу в 3 и 4 классах сочинения с черновиками. В этом случае после самопроверки и редактирования дети переписывают исправленный текст начисто. Как показывает опыт, учащиеся, переписывая, делают новые ценные исправления.

 

 

Продуманная и правильно организованная работа над ошибками - это, по словам методиста М. А. Рыбниковой, «самый интересный и увлекательный урок». Не могу не согласиться с этим высказыванием, поэтому стараюсь проводить работу по развитию речи в системе. Эта работа приводит в целом к положительным результатам.

В заключении хочу представить эти результаты.

В начале 1 класса я несколько раз проводила индивидуальные беседы с учащимися, а также наблюдала за речью ребят на уроках. Мои наблюдения показали, что объём устных рассказов детей в среднем составлял 50 слов, предложения в основном простые. В качестве средств связи между предложениями дети использовали повторение наречий после, потом, ещё и т. п.,союзы а, и. У 21 из 29 человек была нарушена последовательность изложения, что составляет 73%

учащихся класса.

Во 2 классе объём устных высказываний составил в среднем 80 – 90 слов, т. е. увеличился на 30- 40 слов. Появились элементы размышления, использовались синонимы. Количество простых предложений уменьшается до 52 %. Это касается устной речи.

Особое место в школе занимает сочинение. Это творческая работа. В начальных классах сочинения проводятся как обучающие.

Содержание

 

1. Введение.

Трудности в работе над речевыми

ошибками..……… ………...............................с.1

 

3. Классификация речевых ошибок.

Причины появления речевых и

логических ошибок в речи младших

школьников ……………………………….....с. 2- 6

 

4. Основные элементы методики

исправления и предупреждения

речевых ошибок.…………………………....с. 6 - 8

 

5. Требования к уроку анализа изложе-

ний и сочинений. Самопроверка и

редактирование текста………………...........с. 8 - 12

 

6. Результативность …………………………...с.12 - 14

 

Список использованной литературы.

 

Приложение.

 

 

Цель работы.

 

Целью данной работы является показать пути

решения некоторых вопросов методики развития

речи, что позволит поднять уровень практической

деятельности.

 

 

Задачи.

1. Проанализировать данные теории и практики

развития речи учащихся, изучить научную и

методическую литературу по вопросам работы над

речевыми ошибками младших школьников.

2. Систематизировать работу по использованию

наиболее удачных методов, приёмов и форм

работы по исправлению и предупреждению

речевых ошибок.

3. Показать результативность данной работы, её

значимость и необходимость для развития речи

учащихся.

 

 

Если постепенно готовить детей к письму сочинений, приучать их выражать собственные мысли грамотно, работать над ошибками в речи, то в конце 1 класса дети смогут составить и записать связный текст из 3-4 предложений, употребление сложных предложений

составил 3 %, во 2 классе объём творческих работ увеличился до 6-7 предложений, а использование сложных предложений составило 11-

12 %.

Выявляя и классифицируя ошибки, допущенные в творческих работах учащихся 3-4 классов, мне удалось составить следующую

таблицу результатов:

 

 

  классы
  3 -ий 4 -ый
Количество учащихся, выполнявших работу    
1. выполнили работу: - без орфографических ошибок - без ошибок в содержании, структуре и речевом оформлении текста   22,2 % 18 %   28,2 % 23,4 %
2. допустили ошибки: - в содержании, в том числе пропуск главного - в структуре: нарушение логической последовательности отсутствие связи между фактами - в речевом оформлении: в определении границ предложения в построении предложений разных типов нарушении порядка слов повторы одного слова неправильный выбор или употребление слова       11, 9 %   8,3 % 16,2 % 20, 2 % 11,8 % 7 % 31, 6 % 33,7 %   10,2 %   7,4 % 15,1 % 17,1 % 10 % 6,3 % 24,6 % 11,1 %
3. допустили орфографические ошибки: - на изученные правила - на неизученные правила   68,9 % 40,2 %   63 % 30,8 %

 

Для работ предлагались тексты, подобранные в соответствии с требованиями программы: в 3 классе сочинение писалось по готовому плану, в 4 классе – по самостоятельно составленному плану.

Полученные данные, приведённые в таблице, отражают тенденцию к уменьшению количества речевых ошибок в творческих работах учащихся. Это подтверждает правильность выбора методов и приёмов работы, описанных выше и используемых мною в своей работе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: