Объем дисциплины и виды учебной работы




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина М1.Б1 Философия права

 

Наименование магистерской программы

030900.68.07 Deutsch-russischesRecht/

Немецкое и российское право

 

Укрупненная группа 40.00.00Юриспруденция

 

Направление 40.04.01 Юриспруденция

 

Форма обучения Очная

Институт Юридический

Кафедра теории государства и права

 

 

Квалификация (степень) выпускника

 

Магистр

 

Красноярск
2017


Рабочая программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030900 Гуманитарные науки

 

Программу составили профессор В. М. Шафиров ________________

доцент А. А. Рудаков _____________________

доцент А.А. Петров _____________________

 

Заведующий кафедрой ____________________________С.А. Дробышевский

«_____»_______________201__г.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории государства и права

«______» _________________ 201___ г. протокол № _____________

 

Заведующий кафедрой ____________________________С.А. Дробышевский

Рабочая программа обсуждена на заседании НМС Юридического института

 

«______» __________________ 201___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________ _____________

 

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения: актуализированы вопросы, актуализирован список литературы

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права (образована путем слияния кафедр теории государства и права и истории государства и права)

 

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

 

Заведующий кафедрой _____________________С.А. Дробышевский

(фамилия, и.о., подпись)

 

Внесенные изменения утверждаю:

 

Директор института ___________________________И.В. Шишко

(фамилия, и. о., подпись)

 


Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Целью освоения дисциплины является познание связи юридических наук с философским анализом права и его закономерностями.

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

- определение сущности, качественныхпризнаков икритериевправа,единства и различий права и закона, философских корней правовых взглядов;

- анализсистемаобразующихэлементов правового бытия (правовой жизни);

- раскрытие субстанциональных, универсальных, структурных,детерминационных и функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий правового бытия;

- объяснение путей познания правовыхценностейиобучение научнымметодам познания права.

 

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

основные философско-правовые закономерности, философско-правовые категории, основания философско-правового осмысления правовой реальности, принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культуры;

уметь:

дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах;

владеть:

основными навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологий, приемами методологии правовой науки.

 

Реализация указанных задач позволяет формировать у обучающихся следующие компетенции:

общекультурные компетенции (ОК):

осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

способность свободно пользоваться русским языком как средством делового общения (ОК-4);

компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

 

 

1.3 Межпредметная связь

Юридические науки базируются на философском знании, обусловливающем общенаучный уровень учения о государствеи праве. Все отрасли философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), аксиология, праксеология вооружают юридические науки мировоззренческими подходами, методологией, понятиями и категориями, необходимыми для постижения права от идеи до реального функционирования и прогнозирования развития.

Философия права – фундаментальная, методологическая дисциплинав силу этого она является «базой» для всего комплексаисторико-теоретических, отраслевых и прикладных юридических дисциплин.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр
Общая трудоемкость дисциплины 3 (108) 3 (108)
Аудиторные занятия: 0,5 (18) 0,5 (18)
лекции 0,06 (2) 0,06 (2)
практические занятия (ПЗ) 0,44 (16) 0,44 (16)
Самостоятельная работа: 1,5 (54) 1,5 (54)
самостоятельное изучение теоретического материала (ТО) 1,06 (38) 1,06 (38)
подготовка реферата 0,22 (8) 0,22 (8)
Задания (научное рецензирование) 0,22 (8) 0,22 (8)
Вид промежуточного контроля (экзамен) 1 (36) 1 (36)

Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

 

№ п/п Модули и разделы дисциплины Лекции зачетных единиц (часов) ПЗ или СЗ зачетных единиц (часов) ЛР зачетных единиц (часов) Самостоятельная работа зачетных единиц (часов) Реализуемые компетенции
  Философия права как наука и учебная дисциплина: предмет, структура, функции. Историко-философское введение. 0,06 (2)     0,17 (6) ОК-1,ОК-2, ОК-4, ОК-5  
    Философия бытия права   0,05 (2)   0,14 (5) ОК-3, ОК-4, ОК-5  
  Философия познания права   0,05 (2)   0,17 (6) ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5
  Общество, культура, цивилизация. Формы ценностного освоения бытия. Правовая аксиология   0,03 (1)   0,14 (5) ОК-3, ОК-4, ОК-5
  Право и мораль.   0,03 (1)   0,14(5) ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-4,  
  Личность, право, государство. Правовое государство. Глобализация.   0,05 (2)   0,14 (5) ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5  
  Синергетика и иерархия в праве.   0,12 (4)   0,13 (5) ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-4  
  Категориальный анализ в философии права.     0,05 (2)   0,13 (5) ОК-3, ОК-4, ОК-5  
  Право в системе социальных норм     0,03 (1)   0,17 (6) ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-4
  Правовая диалектика.   0,03 (1)   0,17 (6) ОК-1,ОК-2, ОК-5
  ИТОГО 0,06 (2) 0,44 (16)   1,5 (54) ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Лекция 1. Раздел 1. Философия права как наука и учебная дисциплина: предмет, структура, функции. Историко-философское введение.

лекции 0,06з.е. (2 часа), самостоятельная работа 0,17 (6 часов)

В рамках данной темы исследуются вопросы:

1. Предмет философии права.

2. Особенности философско-правовой методологии.

3. Цели философии права.

4. Философия права в системе юридических наук.

5. Структура философии права как учебной дисциплины.

6.Становление философского знания. Философия классическая, неклассическая. Русская философия.

 

3.3 Практические занятия

Вучебном процессе преподавателем используются активные формы проведения занятий (научные дискуссии, опросы), реализуются мультимедийные методики, задействуются интерактивные технологии.

 

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практических занятий, объем в часах
  2. Философия бытия права   Бытие как центральная категория философии. Фундаментальныехарактеристики бытия Философские и научные картины мира как модели бытия Онтология человека Сущность права. Формы существования права. Структура правового бытия.Правопонимание. Концепции права П.З. 2 часа. С.Р. 5 часов
      3. Философия познанияправа Познание как активная деятельность человека, направленная на производство знаний. Проблема познаваемости мира в философии и основные способы ее решения. Субъект и объект познания.Проблема истины в философии и науке.Объяснение, понимание, интерпретация. П.З. 2 часа. С.Р. 6 часов  
      4. Общество, культура, цивилизация. Формы ценностного освоения бытия. Правовая аксиология. Философское понимание ценностей (аксиология). Понятие ценности. Ценности и оценка. Структура оценки. Субъект и предмет оценивания, форма и основание оценки. Ценности и нормы.Основные формы ценностного освоения бытия: идеология, право, мораль, религия, искусство. П.З. 1 час. С.Р. 5 часов  
    5. Право и мораль. 1. Понятие морали. 2. Общее и особенное права и морали. 3. Влияние морали на право. 4. Влияние права на мораль. П.З. 1 час. С.Р. 5 часов
  6. Личность, право, государство. Правовое государство. Глобализация. 1. Соотношение интересов личности, общества и государства. 2. Понятие правового государства. 3. Глобализация. Построение общемирового государства и права. П.З. 2 часа. С.Р. 5 часов
  7. Синергетика и иерархия в праве. 1. Фундаментальные законы права как системного явления. 2. Закон иерархии. 3. Закон синергетики. П.З. 4 часа. С.Р. 5 часов
      8. Категориальный анализ в философии права 1. Понятие философской и юридической категории. Роль философских категорий как основных познавательных категорий философии права. 2. Понятие и значение парных категорий. 3. Система парных юридико-философских категорий. П.З. 2 часа. С.Р. 5 часов
    9. Право в системе социальных норм   1. Понятие социальной нормы 2. Соотношение права с иными видами социальных норм. П.З. 1 час. С.Р. 6 часов
  10. Правовая диалектика 1. Универсальные диалектические законы и их правовое воплощение. 2. Механизмы действия законов диалектики в праве. П.З. 1 час. С.Р. 6 часов

3.4 Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрено.

 

3.5 Самостоятельная работа

В дисциплине реализуются следующие виды самостоятельной работы (54 часа, 1,5 З.Е.):самостоятельное изучение теоретического материала (38 часов, 1,06 З.Е.), научный реферат (8 часов, 0,22 З.Е.), задания (научное рецензирование)(8 часов, 0,22 З.Е.)

Выбор теоретического материала производится в соответствии со списком основной и дополнительной литературы, рекомендованной кафедрой с учетом бюджета учебного времени студентов. Изучение материала осуществляется по методическим указаниям кафедры (учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Философия права») по освоению каждого теоретического раздела (темы) дисциплины.

Научная дискуссия организуется преподавателем в аудитории проведения занятий по проблемам, вынесенным на лекцию. В научной дискуссии обучающиеся принимают участие по желанию и высказывают своё мнение по обсуждаемым проблемам, задают интересующие их вопросы.

Подготовка рефератов и написание критического отзыва (рецензии) на одну из нижеуказанных работ по актуальной философско-правовой проблематике:

 

1) Алекси Р. Понятие и действительность права: ответ юридическому позитивизму. М.: Инфотрофик, 2011

2) Альчуррон К.Э., Булыгин Е.В. Нормативные системы // Российский ежегодник теории права. 2010. № 3 / Под ред. А.В. Полякова. СПб.: «Юридическая книга», 2011

3) Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. М.: ИНФРА-М ‒ НОРМА, 1998

4) Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001.

5) Бибихин В.В. Введение в философию права. М.: ИФ РАН, 2005.

6) Ван Хук М. Право как коммуникация. СПб., 2012.

7) Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990

8) Грязин И.Н. Текст права: Опыт методологического анализа конкурирующих теорий. Таллин, 1983.

9) Гурвич Г.Д. Философия и социология права. Избранные сочинения. СПб.: СПбГУ, 2004.

10) Дворкин Р. О правах всерьез. М.: РОССПЭН, 2004

11) Жоли М. Разговор в аду между Макиавелли и Монтескье. СПб., 2004.

12) ИерингР._Дух римского права на различных ступенях его развития.1875

13) Кельзен Г. Чистое учение о праве. Вып. 1-2.– М., 1987, 1988.

14) Кельзен Г. Чистое учение о праве: введение в проблематику науки о праве // Российский ежегодник теории права. 2011. № 4 (или) Ганс Кельзен: чистое учение о праве, справедливость и естественное право. СПб., 2015

15) Ллойд Д. Идея права. М., 2002.

16) Лобовиков В.О. Математическое правоведение. Ч. 1. Естественное право. Екатеринбург, 1998.

17) Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы. М., 1999

18) Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М, 2011

19) Познер Р.А. Экономический анализ права: в 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2004

20) Рабинович П.М. Социалистическое право как ценность. Одесса, 2006.

21) Радбрух Г. Философия права. М.: Международные отношения, 2004

22) Стовба А.В. Правовая ситуация как исток правового бытия права. Харьков, 2006

23) Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2001

24) Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: AdMarginem, 1999

25) Фуллер Л. Мораль права. М.: ИРИСЭН, 2007.

26) Харт Г.Л.А. Понятие права. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007

27) Честнов И.Л. Постклассическая теория права. СПб., 2012.

28) Шмитт К. Номос Земли в праве народов JuspublicumEuropaeum СПб., 2008

29) Эрлих О. Основоположение социологии права. СПб., 2011.

30) Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

 

3.6 Содержание модулей (разделов) дисциплин при использовании системы зачетных единиц

Приведено вПриложении 2.

3.7. Образовательные технологии

При изучении дисциплины«Философия права» используются современные образовательные технологии, в том числе интерактивные:

· Работа в малых группах (темы 5,6,8 – 5 часов);

· Дискуссия (тема 4,7 – 5 часов);

· Использование возможностей «интерактивной доски» во время чтения лекций с элементами дискуссий: раздел 1 – 2 часа.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 66,6 % от аудиторных занятий по дисциплине.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: