Рекомендации при проведении исследования.




Каждого представителя администрации оценивают по предложенным параметрам. Параметры (признаки) объеди­нены в три блока:

I. Функциональный компонент управленческой деятель­ности включает в себя:

— инновационный потенциал (признак 1);

— организационный потенциал (признаки 3, 5, 8);

— умение планировать свою деятельность (признак 2);

— умение использовать власть (признаки 4, 9);

— умение принимать решения (признаки 6, 18);

— способность к контролю по оценке деятельности уча­щихся (признаки 7, 10);

— умение поддерживать стремление к развитию учаших-ся (признаки 11, 12, 19i

II. Личностные особенности и коммуникативный потен­циал руководителя (признаки 13. 15 — 17, 20).

III. Авторитет руководителя \ преподавателей (признаки 14, 21).

По каждому признаку подсчитывается количество баллов (средний балл по оценкам педагогов). Для наглядности строят­ся графики степени выраженности параметров. Для обсужде­ния можно предложить руководителю провести самооценку своей деятельности и сравнить ее с оценками подчиненных

Приложение 17

АНКЕТА

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ»

Инструкция: оцените по 5-балльной шкале факторы, сти­мулирующие и препятствующие вашему профессионально­му развитию.

5 — «да» (препятствуют или стимулируют);

4 — скорее «да», чем «нет»;

3 — и «да», и «нет»;

2 — скорее «нет»;

1 — «нет». Препятствующие факторы*:

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны ад­министрации.

4. Негативное отношение окружающих, плохо восприни­мающих ваше желание перемен и стремление к новому.

5. Отсутствие системы работы в этом направлении в ме­тодическом объединении.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

• 8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обсто­ятельства.

, 9. Отсутствие объективной информации о моей деятель­ности со стороны руководства и членов коллектива.

10. Потеря интереса к педагогической деятельности.

11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться.

Стимулирующие факторы*:

1. Налаженная система методической работы в школе

2. Наличие специалистов (курсов), у которых можно по­учиться.

3. Пример и влияние коллег

4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя

5. Интерес к педагогической деятельности.

6. Личный пример руководителя школы.

7. Возможность получения признания в коллективе.

8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.

9. Система материального стимулирования.

10. Потребность в самосовершенствовании.

11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившая­ся в коллективе.

Обработка результатов:

^ баллы, полученные по разделу «Препятствующие факто-t ры», суммируются:

' максимум баллов = 55;

минимум баллов = 11.

11 —27 баллов — потребность в развитии блокирована. Осознание невозможности профессионального роста при сло­жившихся обстоятельствах;

27— 33 балла — потребность в развитии носит слабо вы­раженный характер. Сомнение в возможности профессио­нального роста при сложившихся обстоятельствах;

33—44 балла — выраженная потребность в развитии. При организации соответствующих условий педагог склонен к профессиональному росту;

44—55 баллов — явно выраженная потребность в разви­тии. Высокая оценка условий, способствующих профессио­нальному росту.

. Аналогично обрабатываются данные по разделу «Стиму­лирующие факторы».

См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образо-

' вании, М.; 1995. С. 314—315 (адаптирован Н.В. Клюевой).

Приложение IS АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Данный опросник желательно использовать не чаще од­ного раза в год. Важно, чтобы подобный опрос не вызвал напряженности в коллективе. Проводить его не представи­телю администрации, а психологу.

При оценке мотивов «значимые для меня самого» прово­дится ранжирование мотивов от наиболее до наименее зна­чимого. При оценке мотивов «ведущие в нашем коллективе» и «мотивы, на которые ориентирована администрация (ди­ректор)» выделяются три наиболее значимых (по порядку значимости: от 1 к 3).

Мотивы деятельности   Значимые для меня самого   Ведущие в нашем коллекти­ве   Мотивы, на кото­рые ориентиро­вана администра­ция (директор)  
Стремление к достижению профессиональных успехов              
Осознание социальной зна­чимости педагогического труда              
Стремление проявить и ут­вердить себя в профессии              
Хорошее отношение, про­фессиональное взаимопони­мание коллег              
Желание проявить творчест­во в работе              
Возможность самостоятель­но планировать свою дея­тельность       ;:      
Уважение и поддержка со стороны администрации              
Стремление к получению большого материального вознаграждения              

 

Приложение 19 ОПРОСНИК «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

КОЛЛЕКТИВЕ»

Отвечая на вопросы, выберите один из. четырем воз­можных вариантов ответа.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к коллек­тиву?

а) чувствую себя членом коллектива,

б) участвую в делах коллектива;

в) не чувствую себя членом коллектива;

г) предпочитаю работать отдельно от других членов кол­лектива.

2. Удовлетворены ли вы отношением к вам товарищей по работе?

а) полностью удовлетворен;, '

б) удовлетворен; •. \

в) недостаточно удовлетворен;

г) совершенно не удовлетворен.

3. Если бы вам предоставилась возможность, перешли бы вы работать в другой коллектив?; а) однозначно нет;

б) скорее всего, остался бы в этом коллективе;

1 в) скорее перешел бы, чем остался;

г) охотно бы перешел работать в другой коллектив.; 4. Какие взаимоотношения сложились в педагогическом коллективе вашей школы?

а) лучше, чем в большинстве других школ, как мне кажется; I

б) вероятно, так же, как в большинстве других школ;

в) хуже, чем в других школах;,

г) считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других школ.

5. Как вы считаете, сложились ли в вашем коллективе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?

а) однозначно «да»;

б) скорее «да», чем «нет»;

в) скорее «нет», чем «да»;

г) однозначно «нет».

6. Как бы вы оценили свои отношенияс администра­цией?

а) полностью удовлетворен;

б) удовлетворен;


в) недостаточно удовлетворен;

г) совершенно неудовлетворен.

Обработка данных.

Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «б» — 3, «в» — 2, «г» — 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный диапазон те­стового балла от 6 до 24. Высший показатель суммы может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в коллек­тиве. :

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Кова­лева. М.,1983.

2. Ансимова Н.П. Психолого-педагогический анализ урока (ме­тодические рекомендации). Ярославль, 1984.

3. Антонова Н.В. Личностная идентичность и общение совре­менного педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6.

4. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1983.

5. Базаров Ю.Т., Аксенова Е.А. "Технология центров оценки персонала//Прикладная психология. 1997, № 1.

6. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1986.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988,

8. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.

9. Братченко С.Л. Диагностика личностно развивающего по­тенциала. Псков,1997.

10. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. ' 11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

12. Варначева Л.В., Гусева Т.А., Джузенова Р.Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М., 1998.

13. Васильев Н.Н., Васильева Е.Н. Технологии профессиональ­ного общения. Вологда, 1996.

14. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологи­ческой теории//Моск. психотерапевт, журнал. 1992. № 1.

15. Гессе Г. Игра в бисер. М., 1975.

16. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

17. Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.

18. Добрович А.Ъ. Общение: наука и искусство. М., 1978.

19. Дробжев A.M. Положение учительства в обществе как объект социологического изучения: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1991.

Ю.Дудченко B.C. Консультирование -»- неформальнаядеятель­ность //ЭКО. 1988. № 11.'.

21. Емельянов А). Я. Активное социально-психологическое об>-чение.Л., 1985..,,,-•

22. Зиятдинов Ф.Г. Престиж профессии учителя Ч Социоло­гические исследования. 1991. № 8.

23. Зюзько М.В. Психологические консультации для начина­ющего учителя. М., 1995.

24. Epacmoe Н.П. Психология общения. Ярославль, 1979.

25. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг / Под ред. В.В Петрусинс-кого. М., 1994., -

26. Инновационное движение в российском школьном обра-зовании. М., 1997.

27. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокор­рекции. Л.,1983.

28. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогическо­го общения. Грозный, 1979.

29. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

30. Карвасарский В.Д. Психотерапия. М., 1986.

31. Кидрон А. Формирование социальной компетентности при социально-психологическом тренинге // Психологические ус­ловия социального взаимодействия. Таллин, 1983.

32. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психо­логического тренинга. Ярославль, 1992.

33. Клюева Н.В. Экзистенциальные проблемы и психологичес­кая помощь в их разрешении // Актуальные проблемы подго­товки учителей и школьных психологов. Ярославль, 1994.

34. Клюева Н.В. Психологическое обеспечение аттестаций педагогов // Проблемы психологической помощи семье и шко­ле. Ярославль, 1996.

35. Клюева Н.В.,Свистун М.А. Философско-психологичёские аспекты взаимодействия общества и образования.- М., 1996.

36. Кнебель О. Поэзия педагогики. М., 1976.

37. Ковалев Г.А. О возможностях активной коррекции меж­личностных отношений. М., 1981.; • •

38. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. Варшава, 1976.

39. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.

40. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, ты, он, я.

Психология значимых отношений. М., 1989. '"

41. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учите­ля. Л., 1985.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: