Каждого представителя администрации оценивают по предложенным параметрам. Параметры (признаки) объединены в три блока:
I. Функциональный компонент управленческой деятельности включает в себя:
— инновационный потенциал (признак 1);
— организационный потенциал (признаки 3, 5, 8);
— умение планировать свою деятельность (признак 2);
— умение использовать власть (признаки 4, 9);
— умение принимать решения (признаки 6, 18);
— способность к контролю по оценке деятельности учащихся (признаки 7, 10);
— умение поддерживать стремление к развитию учаших-ся (признаки 11, 12, 19i
II. Личностные особенности и коммуникативный потенциал руководителя (признаки 13. 15 — 17, 20).
III. Авторитет руководителя \ преподавателей (признаки 14, 21).
По каждому признаку подсчитывается количество баллов (средний балл по оценкам педагогов). Для наглядности строятся графики степени выраженности параметров. Для обсуждения можно предложить руководителю провести самооценку своей деятельности и сравнить ее с оценками подчиненных
Приложение 17
АНКЕТА
«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ»
Инструкция: оцените по 5-балльной шкале факторы, стимулирующие и препятствующие вашему профессиональному развитию.
5 — «да» (препятствуют или стимулируют);
4 — скорее «да», чем «нет»;
3 — и «да», и «нет»;
2 — скорее «нет»;
1 — «нет». Препятствующие факторы*:
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.
4. Негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих ваше желание перемен и стремление к новому.
5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
• 8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
, 9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и членов коллектива.
10. Потеря интереса к педагогической деятельности.
11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться.
Стимулирующие факторы*:
1. Налаженная система методической работы в школе
2. Наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться.
3. Пример и влияние коллег
4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя
5. Интерес к педагогической деятельности.
6. Личный пример руководителя школы.
7. Возможность получения признания в коллективе.
8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.
9. Система материального стимулирования.
10. Потребность в самосовершенствовании.
11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.
Обработка результатов:
^ баллы, полученные по разделу «Препятствующие факто-t ры», суммируются:
' максимум баллов = 55;
минимум баллов = 11.
11 —27 баллов — потребность в развитии блокирована. Осознание невозможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах;
27— 33 балла — потребность в развитии носит слабо выраженный характер. Сомнение в возможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах;
33—44 балла — выраженная потребность в развитии. При организации соответствующих условий педагог склонен к профессиональному росту;
44—55 баллов — явно выраженная потребность в развитии. Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту.
. Аналогично обрабатываются данные по разделу «Стимулирующие факторы».
См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образо-
' вании, М.; 1995. С. 314—315 (адаптирован Н.В. Клюевой).
Приложение IS АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Данный опросник желательно использовать не чаще одного раза в год. Важно, чтобы подобный опрос не вызвал напряженности в коллективе. Проводить его не представителю администрации, а психологу.
При оценке мотивов «значимые для меня самого» проводится ранжирование мотивов от наиболее до наименее значимого. При оценке мотивов «ведущие в нашем коллективе» и «мотивы, на которые ориентирована администрация (директор)» выделяются три наиболее значимых (по порядку значимости: от 1 к 3).
Мотивы деятельности | Значимые для меня самого | Ведущие в нашем коллективе | Мотивы, на которые ориентирована администрация (директор) |
Стремление к достижению профессиональных успехов | |||
Осознание социальной значимости педагогического труда | |||
Стремление проявить и утвердить себя в профессии | |||
Хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание коллег | |||
Желание проявить творчество в работе | |||
Возможность самостоятельно планировать свою деятельность | ;: | ||
Уважение и поддержка со стороны администрации | |||
Стремление к получению большого материального вознаграждения |
Приложение 19 ОПРОСНИК «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ»
Отвечая на вопросы, выберите один из. четырем возможных вариантов ответа.
1. Как бы вы оценили свою принадлежность к коллективу?
а) чувствую себя членом коллектива,
б) участвую в делах коллектива;
в) не чувствую себя членом коллектива;
г) предпочитаю работать отдельно от других членов коллектива.
2. Удовлетворены ли вы отношением к вам товарищей по работе?
а) полностью удовлетворен;, '
б) удовлетворен; •. \
в) недостаточно удовлетворен;
г) совершенно не удовлетворен.
3. Если бы вам предоставилась возможность, перешли бы вы работать в другой коллектив?; а) однозначно нет;
б) скорее всего, остался бы в этом коллективе;
1 в) скорее перешел бы, чем остался;
г) охотно бы перешел работать в другой коллектив.; 4. Какие взаимоотношения сложились в педагогическом коллективе вашей школы?
а) лучше, чем в большинстве других школ, как мне кажется; I
б) вероятно, так же, как в большинстве других школ;
в) хуже, чем в других школах;,
г) считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других школ.
5. Как вы считаете, сложились ли в вашем коллективе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?
а) однозначно «да»;
б) скорее «да», чем «нет»;
в) скорее «нет», чем «да»;
г) однозначно «нет».
6. Как бы вы оценили свои отношенияс администрацией?
а) полностью удовлетворен;
б) удовлетворен;
в) недостаточно удовлетворен;
г) совершенно неудовлетворен.
Обработка данных.
Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «б» — 3, «в» — 2, «г» — 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный диапазон тестового балла от 6 до 24. Высший показатель суммы может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в коллективе. :
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М.,1983.
2. Ансимова Н.П. Психолого-педагогический анализ урока (методические рекомендации). Ярославль, 1984.
3. Антонова Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6.
4. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1983.
5. Базаров Ю.Т., Аксенова Е.А. "Технология центров оценки персонала//Прикладная психология. 1997, № 1.
6. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1986.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988,
8. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
9. Братченко С.Л. Диагностика личностно развивающего потенциала. Псков,1997.
10. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. ' 11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
12. Варначева Л.В., Гусева Т.А., Джузенова Р.Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М., 1998.
13. Васильев Н.Н., Васильева Е.Н. Технологии профессионального общения. Вологда, 1996.
14. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории//Моск. психотерапевт, журнал. 1992. № 1.
15. Гессе Г. Игра в бисер. М., 1975.
16. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
17. Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.
18. Добрович А.Ъ. Общение: наука и искусство. М., 1978.
19. Дробжев A.M. Положение учительства в обществе как объект социологического изучения: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1991.
Ю.Дудченко B.C. Консультирование -»- неформальнаядеятельность //ЭКО. 1988. № 11.'.
21. Емельянов А). Я. Активное социально-психологическое об>-чение.Л., 1985..,,,-•
22. Зиятдинов Ф.Г. Престиж профессии учителя Ч Социологические исследования. 1991. № 8.
23. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995.
24. Epacmoe Н.П. Психология общения. Ярославль, 1979.
25. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг / Под ред. В.В Петрусинс-кого. М., 1994., -
26. Инновационное движение в российском школьном обра-зовании. М., 1997.
27. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. Л.,1983.
28. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
29. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
30. Карвасарский В.Д. Психотерапия. М., 1986.
31. Кидрон А. Формирование социальной компетентности при социально-психологическом тренинге // Психологические условия социального взаимодействия. Таллин, 1983.
32. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992.
33. Клюева Н.В. Экзистенциальные проблемы и психологическая помощь в их разрешении // Актуальные проблемы подготовки учителей и школьных психологов. Ярославль, 1994.
34. Клюева Н.В. Психологическое обеспечение аттестаций педагогов // Проблемы психологической помощи семье и школе. Ярославль, 1996.
35. Клюева Н.В.,Свистун М.А. Философско-психологичёские аспекты взаимодействия общества и образования.- М., 1996.
36. Кнебель О. Поэзия педагогики. М., 1976.
37. Ковалев Г.А. О возможностях активной коррекции межличностных отношений. М., 1981.; • •
38. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. Варшава, 1976.
39. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.
40. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, ты, он, я.
Психология значимых отношений. М., 1989. '"
41. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л., 1985.