Школа как культурно-образовательное пространство – это 6 глава




 

 

Детство— возрастной этап развития человека, начальные перио­ды онтогенеза,

характеризующиеся интенсивным ростом орга­низма и формированием высших психических функций. Детство является социокультурным феноменом и носит конкретно-исто­рический характер. Д. охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (18 лет). По междуна­родным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ре­бенка: «...ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». По возрастной периодизации, принятой в педагогике, детством считается период до 11 лет, к-рый включает: младенчество — до 1 года; раннее детство — до 3 лет; дошкольный возраст — до 7 лет; младший школьный возраст — до 10—11лет.

 

 

Дефектология— см. Педагогика специальная.

 

 

Дефиниция(лат. defmitio) — краткое определение к.-л. понятия, отражающее

существенные признаки предмета или явления; лингв, толкование слова.

 

 

Деформация личности профессиональная — изменение качеств личности и ее

поведения под влиянием выполнения професси­ональной деятельности. Носит как позитивный, так и негатив­ный характер.

 

«Выгорание» специалиста — процесс постепенного охлаж­дения специалиста по отношению к людям, с к-рыми он работает, к их болям и проблемам, а также к своей профес­сиональной деятельности, как процесс превращения его в функционера.

 

«Перегорание» специалиста— характеристика специалис­та, к-рый под воздействием «выгорания» (как результат) становится совершенно безразличным, конъюнктурным по отношению к своей профессиональной деятельности и ее результативности. В этом случае последствия «выгора­ния» специалиста сказываются не только на работе, но и дома, в отношении к себе, к своим близким.

 

 

Децелерация— явление массового торможения в интеллектуаль­ном, психическом и

физическом развитии детей и подростков вследствие объективных причин (экология, соц. фрустрация, массовый алкоголизм населения и др.). Наметилось в России в середине 90-х гг. XX в.

 

 

Децентрализация управления — передача прав, функций и ответ­ственности по

уровням управления.

 

 

Децентрация— один из механизмов развития познавательных процессов личности,

формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на ос­нове способности к восприятию точки зрения др. людей. Ключевое понятие в теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ре­бенка с учетом возможных точек зрения др. людей. Играет зна­чительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления.

 

 

Деятельностный подход(к изучению психики) — 1. принцип изучения психики, в

основу к-рого положена разработанная Фихте, Гегелем и Марксом категория предметной деятельности (М.Я. Басов, СЛ. Рубенштейн, А .Н. Леонтьев и др.). 2. теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функ­ционировании и структуре психического отражения в процес­сах деятельности индивидов (А .Н. Леонтьев).

 

 

Деятельность — форма психической активности субъекта, на­правленная на познание

и преобразование мира и самого чело­века. Осуществляется деятельность по схеме: субъект-объект, где субъект — человек как активное начало, а объект — то, на что направлена активность. Д. состоит из более мелких еди­ниц — действий. Каждому действию соответствует своя частная цель или задача. Структурные составляющие Д. — цель, мотив, способы, условия, результат.

 

 

Деятельность ведущая— деятельность, в связи с развитием к-рой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и развиваются процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Термин введен оте­чественным психологом А .Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин выделил следующие виды Д.в.: непосредственно-эмоцио­нальное общение — предметно-манипулятивная деятель­ность — ролевая игра — учебная деятельность — интимно-личное общение — учебно-профессиональная деятельность.

 

Деятельность информационная— совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и рас­пространения информации.

 

Деятельность организаторская— практическая деятель­ность по руководству людьми, согласованию их совмест­ных действий и управлению ими.

 

Деятельность педагогическая 1. профессиональная дея­тельность, направленная на создание оптимальных условий целостном пед. процессе для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возмож­ностей свободного и творческого действия; 2. деятель­ность по обучению, развитию и воспитанию детей; 3. де­ятельность по созданию условий саморазвития и самооб­разования людей. Основная проблема Д. п.: совмещение требований и целей учителя с возможностями, желани­ями и целями учеников. Структурные элементы: профес­сиональное сознание, профессиональная пед. техноло­гия, пед. техника. Три модели Д. п.: педагогика принуж­дения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества; Д. п. имеет ряд за­кономерностей, выработанных и проверенных норм, способов, приемов, форм, средств обучения и воспита­ния детей. Специфика Д. п.: а) цель задается извне; б) это мета-деятельность, она направлена на организацию де­ятельности др. людей; в) результаты объективизируются в будущем; г) объект (воспитанник) выступает и в каче­стве субъекта деятельности.

 

Деятельность предметная— практические действия чело­века с
реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно обусловленному назначению. Д. п. рассчитана на усвое­ние человеком способов употребления предметов матери­альной и духовной культуры и на развитие способностей, умений и навыков.

 

Деятельность учащихся коллективная— такая форма сотрудничества, при к-рой сами учащиеся являются ак­тивными и равноправными участниками достижения общей познавательной задачи совместными усилиями под руководством учителя и при условии такой ее орга­низации, когда от деятельности одного ученика зависит общий результат.

 

 

Диагноз педагогический — определение характера и объема труд­ностей в учебе и в

поведении, способностей учащихся на осно­ве данных об освоении школьных программ, наблюдения за их деятельностью, изучения ее результатов и др.

 

 

Диаграмма(от греч. diagramma — рисунок, чертеж) — разновид­ность графиков,

используемая для наглядного отображения срав­ниваемых величин. Д. бывают столбчатые, ленточные, линей­ные, круговые, квадратные, секторные.

 

 

Диалектический— свойственный диалектике, т. е. процессу раз­вития чего-либо во

всем многообразии его форм и во всей его противоречивости.

 

 

Диалог(режим диалога, диалог в реальном времени) — диалог с (вычислительной)

системой, при к-ром ответ на реплику полу­чается практически сразу.

 

 

Диапазон — объем, сумма знаний, интересов и т. п.

 

 

Диапозитив— экранное учебное пособие, выполненное фотогра­фическим способом на

светочувствительном слое с прозрачной подложкой. Д. изготавливают в виде отдельных кадров (слайды) и в виде рулона фотопленки (диафильм). Д. производят черно-белые и цветные, малоформатные (18x24 и 24x36 мм) и круп­ноформатные (50x50 и 60x90 мм), на стекле или фотопленке, штриховые и полутоновые. Д. штриховые имеют изображе­ние, выполненное в виде линий, штрихов и точек. Полутоно­вые Д. имеют изображение с полутонами, выполненными путем растушевки.

 

 

Диапроектор — оптико-механический прибор для проецирования на экран

изображений, выполненных на прозрачной подложке. Типы Д.: фильмоскоп, кадропроектор, кодоскоп (графопроектор, оверхед), универсальный диапроектор, звуковой диапроектор.

Диапроекция— демонстрация прозрачных изображений объектов на экран.

 

 

Диверсификация(от лат. diversus — разный, facio — делаю) — раз­нообразие;

разностороннее развитие; расширение активности; выход за рамки основного содержания деятельности; развитие направлений деятельности.

 

 

Диверсификация в системе образования— 1. реакция на карди­нальные

внешние изменения, выразившаяся в переходе от уни­тарной к разнообразной системе; 2. построение образователь­ной системы как разнопрофильной и многоуровневой. В систе­ме образования на развитие Д. влияют специфические факторы: сформированность научно-педагогической и методической школы данной территории, исторические и культурные тра­диции, сфера приложения сил выпускников новых видов учеб­ных заведений, «борьба» образовательных учреждений за свое­го ученика, профессионализм пед. и управленческих кадров, способность видеть новое в управляющей системе. Д. подверже­ны в большей степени три компонента системы: сеть образова­тельных учреждений, образовательные программы и структура органов управления. Д. делает систему более гибкой, способной к быстрым структурным изменениям, создает благоприятные условия для стабилизации и инновационной активности, обес­печивает ускорение развития различных типов организации об­разовательного пространства и инновационных образователь­ных технологий в учебных заведениях общего и профессиональ­ного образования.

 

 

Дидактика(от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория

образования и обучения, отрасль педаго­гики. Предметом Д. является обучение как средство образова­ния и воспитания, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усво­ение учащимися содержания образования. Функции: теорети­ческая (диагностическая и прогностическая); практическая (нор­мативная, инструментальная).

Дидактика аудиовизуальная— теория применения звуко- и светотехнических средств в обучении.

 

Дидактика урока— система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.

 

Дидактические игры— специально создаваемые или при­способленные для целей обучения игры. Впервые разрабо­таны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начальной школы — О. Декроли. (XIX в. — нач. XX в.). В середине прошлого века Д.и. стали приме­няться в отечественной пед. практике, сначала только в начальных классах, а позднее — и в средних, и в старших. Специфическим признаком Д.и. является сочетание ус­ловного игрового плана деятельности учащихся с ее учебной направленностью. Ограничены во времени, все подчиняется определенным правилам. Примеры Д. и.: диктанты-соревнования, кроссворды, ролевые игры, драматизации, «путешествия» по карте, по времени, по. стране Математики и т. п.

 

Дидактическая система учителя совокупность доку­ментов и дидактических материалов, с помощью к-рых учитель обучает, развивает и воспитывает детей на уроках и внеклассных занятиях. Включает в себя: стандарт обра­зования, учебную программу, календарные и тематичес­кие планы, конспекты уроков, планы воспитательной ра­боты, пособия, наглядные средства и т. п.

 

Дидактические правила руководящие положения, к-рые раскрывают отдельные стороны применения того или ино­го принципа обучения. Напр., одним из правил реализации принципа наглядности является такое: используйте раз­личные виды наглядности, но не увлекайтесь их чрезмер­ным количеством.

 

Дидактические принципы основные положения, опреде­ляющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

 

Дидактические способности— способности обучать.

 

 

Дидактогения— негативное психическое состояние учащегося, вызванное

нарушением пед. такта со стороны учителя, воспита­теля, родителя, тренера и др., и проявляющееся в возникнове­нии угнетенного состояния, страха, фрустрации и др., отрица­тельно сказывающиеся на деятельности и межличностных отно­шениях ученика.

 

 

Дидаскология— наука об учителе. Просуществовала с 1910 г. до 30-х гг. XX в.

Основатель — Т.Г. Маркирьян.

 

 

Дидро Дени(1713-1784) — фр. просветитель-материалист XVIII в., автор

«Энциклопедии наук, искусств и ремесел», сыгравшей непоследнюю роль в идеологической подготовке буржуазной французской революции. Считал, что познание осуществляет­ся на основе переработки ощущений разумом. Основные взгляды на воспитание изложены Д. в книге «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек». Придавая большое значение воспитанию, он, в отличие от К. Гельвеция, не счи­тал его всемогущим и что оно может сделать все. Воспитание может сделать многое, если оно будет учитывать физическую организацию человека и его природные особенности. При этом считал, что народ чаще является носителем талантов, чем представители знати. Был сторонником просвещения широ­ких народных масс. Выступал против сословной школы и не­равенства в образовании. В средних школах необходимо да­вать реальное образование, ограничив классическое образо­вание, и обеспечить преподавание в них таких дисциплин, как математика, физика, химия, естествознание, астрономия. Школы д. б. изъяты у духовенства и отданы государству. Учи­тель — профессионал своего дела. В 1773 г. по приглашению Екатерины II Д. год жил в Петербурге и составил «План уни­верситета для России», к-рый не был реализован из-за своего крайнего радикализма.

 

 

Диморфизм— фундаментальное разделение органических свойств человека на две

качественно разные формы: мужскую и женскую.

 

 

Директивный — связанный с рапоряжением, руководящим указа­нием, установкой

вышестоящего органа.

 

 

Директива(от лат. directive — направлять) — распоряжение; руко­водящее указание

вышестоящего органа подчиненным органам, обязательное для исполнения.

 

 

Диск— круг из пластмассы для записи аудио- и видеоинформа­ции. В учебном процессе

применяются Д.: 1. с электромехани­ческим способом записи информации (грампластинки); 2. с магнитным способом записи информации (жесткие и гибкие флоппи-диски); 3. с оптическим способом записи инфор­мации (лазерные). Основным показателем, характеризующим Д., является длительность звучания в минутах (для грамплас­тинок) или объем информации в байтах (для оптических и маг­нитных дисков).

 

 

Дискретный(лат. discretus) — прерывистый, состоящий из отдель­ных частей.

 

 

Дискреционный— действующий по своему усмотрению.

 

 

Дискриминация— ограничение в правах, лишение равноправия.

 

 

Дистервег Фридрих Вильгельм Адольф(1790-1866) — нем. пе­дагог, «учитель

немецких учителей». Создал и длительное время издавал «Рейнские листки для воспитания и обучения», вы­пускал «Педагогические ежегодники». Наиболее известная пед. работа — «Руководство к образованию немецких учителей», в к-рой изложил свои взгляды на общие задачи и принципы обуче­ния и воспитания. Автор свыше 20 учебников и руководств по ма­тематике, немецкому языку, географии, математической геогра­фии и астрономии. Преподавал педагогику, математику, немец­кий язык. Возглавлял учительские семинарии, был избран председателем Всегерманского учительского союза. Выступал за единую бессословную школу, был поборником коренного улучшения подготовки учителей начальной школы. Считал пед. опыт источником развития педагогики. Задачи школы он видел в воспитании гуманных людей, сознательных граждан, любя­щих свой народ и уважительно относящихся ко всему человече­ству: «Человек — мое имя, немец — мое прозвище». Высшая цель воспитания: самодеятельность в служении истине, красо­те и добру. Ведущие принципы воспитания: природосообразность (следование за естественным развитием человека и учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника) и культуросообразность (связь воспитания с жизнью общества и национальной культурой своего народа). Главная задача обуче­ния — развитие умственных сил и способностей детей. Фор­мальное образование д.б. связано с материальным, выступал за реальное образование в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии. В начальной школе основное вни­мание надо направлять на формирование навыков, развитие ум­ственных сил и способностей, учить умению самостоятельно ра­ботать и усваивать учебный материал. Разработал дидактику развивающего обучения, к-рую представил в виде 33 законов и правил обучения. Нек-рые из них: обучать природосообразно, обучать соответственно особенностям детского восприятия, от примера надо идти к правилам, от простого к сложному, от лег­кого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к да­лекому и т. п. Д. считал, что «плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». Много внимания уделял закрепле­нию материала: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили». Изучаемый материал должен усваиваться сознательно, одним из показателей является способность уча­щихся ясно и четко изложить сущность дела. Успешное обуче­ние всегда носит воспитывающий характер. Успех обучения и воспитания, по мнению Д., в первую очередь определяется лич­ностью учителя, к к-рому Д. предъявлял следующие требования: в совершенстве владеть своим предметом и любить профессию и детей, твердо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы, постоянно работать над собой и заниматься самооб­разованием, иметь твердый характер, быть строгим, требова­тельным и справедливым, быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество, обладать всеми необходимыми пед. практическими умениями и навыка­ми и др. Пед. идеи Д., его учебники, издаваемые им журналы оказали большое влияние на развитие народного образования не только Германии, но и др. стран, включая Россию.

 

 

Диспропорция — несоразмерность в расположении чего-либо, не­соответствие частей,

отсутствие пропорциональности.

 

 

Дисциплина(лат. disciplina) — подчинение установленному поряд­ку и правилам,

обязательное для каждого участника совместной деятельности, для каждой организации.

 

 

Дисфория— состояние, противоположное эйфории, проявляю­щееся в пониженном

настроении с раздражительностью, озлоб­ленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к по­ведению окружающих, со склонностью к агрессии.

 

Дифференциация в обучении и образовании(от лат. differentia — различие,

разница) — учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей, обуславливающих спе­цифику процесса обучения; способ организации учебного про­цесса на основе учета индивидуально-типологических особенно­стей личности путем создания групп, классов, образовательных учреждений, образовательных программ, в к-рых различаются цели, содержание, методы, формы и результаты реализации обра­зовательных программ: гимназии, лицеи, математические, музы­кальные, художественные, спортивные и т. п. школы, право­славные гимназии и учебные заведения др. конфессий, школы для детей с отклонениями в умственном развитии, школы для детей с недостаточным развитием определенных функций (сла­бослышащих, слабовидящих и т. п.), центры реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями; классы с уг­лубленным изучением отдельных предметов: гуманитарные, математические, биологические и т. п. и профильные классы, классы гибкого состава (учебный предмет, привлекательный для учеников, изучается в составе сборных групп по отдельному рас­писанию, а остальные предметы — в составе своего класса); классы коррекции (поддержки), классы с ускоренным темпом прохождения программы и т. п.; группы внутри класса, получа­ющие учебные задания разного уровня в зависимости от успе­ваемости, способностей, общего развития, подготовленности и собственного выбора учеником необходимого и достаточного уровня знаний для себя. Осуществление д. в о. и о. не снижает общего (базового) уровня общеобразовательной подготовки учащихся. Этим отличается от фуркации. Бывает внешняя — организация спецшкол, открытие классов с углубленным обу­чением или коррекционных, факультативов, курсов по выбору и т. п.; внутренняя — когда в рамках обычного класса для каж­дого учащегося, учитывая его индивидуальные особенности, оп­ределяется наиболее рациональный характер работы на уроке; и элективная — предоставление учащимся права выбирать ряд предметов для изучения в дополнение к обязательным учебным дисциплинам(см. Классы компенсирующего обучения, Классы гибкого состава, Классы профильные).

 

 

Договор трудовой— соглашение между трудящимися и предпри­ятием,

учреждением, организацией, по к-рому трудящийся обя­зуется выполнять работу по определенной специальности, ква­лификации или должности с подчинением внутреннему трудо­вому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспе­чивать условия труда, установленные законодательством о тру­де, коллективным договором и соглашением сторон.

 

 

Добролюбов Николай Александрович(1836-1861) — русский революционер-

демократ, философ-материалист, прогрессив­ный публицист. Свои философско-пед. идеи высказал в фило­софских, соц., исторических и др. работах. Специальные рабо­ты, посвященные вопросам воспитания и обучения: «О значе­нии авторитета в воспитании», «О народном воспитании», «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложе­нии к воспитанию и обучению юношества», «Всероссийские ил­люзии, разрушаемые розгами», «От дождя да в воду», «Учитель должен служить идеалом...» и др. Критиковал существовавшую систему воспитания и обучения, закрывающую народу дорогу к знанию. Был против воспитания покорности, слепого пови­новения, подавления личности; критиковал систему воспита­ния, к-рая убивает в детях «внутреннего человека». Задачи вос­питания видел в воспитании патриота и высокоидейного чело­века, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого. Необходимо развивать «личную самостоятельность ребенка и всех духовных сил его натуры». Выступал против ранней специализации и за общее образование как основы специального образования. Средством поддержания дисцип­лины считал заботливое отношение учителя к ученику, пример учителя, настойчивость и постоянство в пед. требованиях. Надо, чтобы справедливость требований учителя осознавалась самими воспитанниками. Решительно осуждал физические на­казания и выступал против непоследовательности Н.И. Пиро-гова в их применении. Большое значение придавал убеждени­ям и нравственному облику учителя, к-рый д.б. образцом для детей, иметь ясные «понятия об искусстве обучения и воспи­тания». Значительное место в процессе обучения отводил учеб­никам, к-рые должны создавать у учащихся правильные, науч­ные и разносторонние представления о явлениях природы и общества, не быть излишне упрощенными, написаны про­стым, ясным и понятным детям языком. В центре всей воспи­тательной системы стоит ребенок, к-рому надо не столько пе­редать определенную сумму знаний, но и научить «думать са­мостоятельно, внушить... любовь к знаниям, сообщить... ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития».

 

 

Доказательство— процесс мышления, включающий в обоснова­ние истинности

одного положения др., истинность к-рого уже доказана; система правильных умозаключений, ведущих от ис­тинных посылок к доказываемому положению.

 

 

Долг профессиональный педагогический— система нравствен­ных

требований, обусловливающих эффективность педагоги­ческой профессиональной деятельности.

 

 

Домашняя учебная работа— форма организации учебного про­цесса;

самостоятельная учебная работа учащихся, выполняемая вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды: по характеру познаватель­ной деятельности: репродуктивная и творческая; по учебным дей­ствиям: выполнение упражнений и решение задач, работа с учеб­ником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений.

Доминанта-1. временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной

системе; 2. стойкая мысль или пережива­ние, отвлекающее внутреннее направление внимания от др. субъективных явлений.

 

 

Дополнительные образовательные услуги— преимущественно платные

образовательные услуги за рамками обязательных для усвоения учащихся образовательных программ и государствен­ных образовательных стандартов (репетиторство, консультиро­вание, преподавание специальных дисциплин и др.).

 

 

Дорожка(track) — полоса определенной ширины на магнитной или киноленте, компакт-

диске для записи информации.

 

 

Доска— собирательное название помещаемых в аудитории досок для временных

записей. Типы: 1. Д. классная — с гладкой чер­ной или темно-зеленой поверхностью для письма мелом; 2. Д- магнитная — доска с поверхностью, покрытой листом желе­за для прикрепления различных объектов с помощью магни­та; 3. Д. стеклоэмалевая, металлическая для письма фломасте­ром; 4. Д. оптическая — кодоскоп. По конструкции Д., приме­няемые в учебных заведениях, делятся на однощитовые, многопольные, настенные и блокнотные. Многопольные Д. выпускаются в двух модификациях — с распашными створками и раздвижными щитами.

 

 

Доцимонология— исследования, касающиеся проверки и оцен­ки знаний учащихся.

 

 

Драйв— сильный стимул, к-рый побуждает организм к действию.

 

 

Драматизация— см. Технология активного обучения.

 

 

Дромомания— периодически возникающее непреодолимое стрем­ление к побегам из

дома, перемене мест, поездкам, бродяжниче­ству. Может возникать и у вполне благополучных детей из нор­мальных семей. В условиях конфликтной ситуации уход из дома является проявлением реакции оппозиции, протеста, а не Д.

Дружба— вид устойчивых, индивидуально-избирательных меж­личностных отношений,

характеризующихся взаимной привя­занностью их участников. Дружба предполагает следование ее неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимо­понимания, откровенность и открытость друг другу, доверитель­ность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям др., искренность и бескорыстие чувств.

 

 

Духовность 1. высший уровень развития и саморегуляции зре­лой личности, на

к-ром основными ориентирами ее жизнедея­тельности становятся высшие человеческие ценности; 2. индиви­дуальная способность к миро- и самопониманию, ориентирован­ность личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов; 3. с христианской точки зрения — сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

 

 

Душа— понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззре­ния на психику

человека и животных; в философско-религиоз­ной традиции и ориентированной на нее психологии. Д. — не­материальное, независимое от тела животворящее и познающее, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на протяжении всей жизни человека.

 

Дьюи Джон(1859-1952) — амер. философ, педагог и психолог, представитель

субъективно-идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Основные работы: «Школы будущего», «Демократия и образование», «Учителя как граждане», «Кризис в образовании» и др. Книга «Демократия и образование» явилась первым капитальным трудом по филосо­фии образования. Главное место в пед. процессе отводил дея­тельности детей, труду. Исключал из образовательного процес­са систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «путем делания». В таком пед. процессе учитель выступает лишь как консультант, ребенок — как исследователь. В методике Д. большое место за­нимают игры, импровизации, экскурсии, художественная само­деятельность, домоводство. Основное кредо Д. и его последова­телей: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: