Школа как культурно-образовательное пространство – это 13 глава




 

 

Локус контроля— личное качество, характеризующее склонность человека

приписывать ответственность за результаты своей де­ятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный локус). Понятие предложено амер. психологом Д. Роттером. Л. к. является устойчивым свойством личности, формирующимся в процессе его социализации. Для определе­ния Л.к. создан вопросник и разработан комплекс методик, по­зволяющий выявить закономерную связь между Л.к. и др. лич­ностными характеристиками. Люди, обладающие внутренним Л.к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в до­стижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравнове­шенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склон­ность к внешнему Л.к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравнове­шенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, кон­формность и агрессивность. Экспериментально доказано, что внутренний Л.к. является социально одобряемой ценностью. Идеальному «Я» всегда приписывается внутренний Л.к. Воспи­татели, ориентированные на совместное творчество с воспитан­никами, чаще интернальны, т. е. склонны верить в могущество своих усилий. Интернал — тип личности, в случае неудачи предпочитающий обвинять в ней себя, а не др. людей или ок­ружающие обстоятельства. Для И. характерно умение вызывать доверие у людей, быстро находить контакты с ними, особо чув­ствительны к тому, как их оценивают партнеры по взаимодей­ствию. И. чаще достигают успеха в творческой профессиональ­ной деятельности; они менее агрессивны, способны более стой­ко защищать свои принципы, чем экстерналы. Желательный в профессиональном плане тип личности для пед. деятельности.

 

 

Ломоносов Михайло Васильевич(1711-1765) — великий рус­ский ученый-

естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные пед. работы: «Краткое руко­водство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя рос­сийская история». «О сохранении и размножении российско­го народа», «Проект регламента московских гимназий» и др. Л. был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и про­свещения. С его именем связано открытие Московского уни­верситета. Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами к-рого д.б. высокая нравствен­ность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине. Разработал впервые в России пед. теорию, методологической основой к-рой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Считал, что положение народа можно улучшить посредством распро­странения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образован­ность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье. Был сторонником принципа природосо-образности: воспитатель должен руководствоваться фактора­ми естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без при­родного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с уче­том склонностей детей. Связывал формирование человека с конкретными соц.-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физичес­кого и нравственного воспитания и умственного развития. Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления ве­щей или действии в уме нашем...»; «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть луч­ший всех способ к изысканию правды». Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, есте­ственно-научного и реального образования. В его методах обу­чения выделяются элементы политехнического образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значитель­ное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Разрабатывал принципы обучения: нагляд­ность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в рос­сийском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка. Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др. Отводил большую роль воспитанию: «...мо­лодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управ­ляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и на­родности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял патриотизм, милосердие, тру­долюбие. Выступал против таких пороков, как леность, ску­пость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, са­мохвальство и др. Разработал пед. условия организации детского труда: предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Разви­вал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).

 

 

Любовь— напряженная потребность в конкретном человеке, вле­чение к нему,

страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным, «переживание» другого человека во всем его своеобразии и неповторимости» (В. Франкл). «Любовь выступа­ет как усиление утверждения человеческого существования данно­го человека для другого» (СЛ. Рубинштейн). Интимное глубокое чувство, устремленность на др. личность. Л. включает в себя два аспекта: психол. и физический (сексуальный). Содержанием Л. является самоотверженность, самоотдача, духовное взаимопро­никновение. Существует биологическая основа любви (половое влечение, инстинкт продолжения рода) и соц. (общественные связи, эстетические и нравственные переживания двух людей, стремление к интимной дружбе и др.). Л. не скована даже нрав­ственными оценками и этим отличается от дружбы. Исследова­ния онтогенеза и функций Л. показывают, что она играет боль­шую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в Л. приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства Л. с традициями и нор­мами общества и с особенностями семейного воспитания — обе эти группы являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего поведения. Воспитание способности лю­бить — одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различ­ных комплексов и проблем.

 

 

Любовь к детям— 1. положительное эмоциональное отно­шение к ним и специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его спо­собностей к самоопределению и самореализации, выра­ботке самостоятельной системы жизненных ценностей и отношений; 2. одно из важнейших свойств человека, из­бирающего пед. деятельность.

 

Любовь сиблинговая тесная эмоциональная привязан­ность, возникающая между братьями и сестрами; любовь братьев и сестер.

 

 

Любознательность— склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

 

 

Любопытство — ситуативный интерес к чему-либо.

 

М

Магистр(от лат. magister — начальник, учитель) — академическая степень, присваемая

в высших учебных заведениях ряда стран. В средние века в Западной Европе М. были преподаватели «семи свободных искусств», а впоследствии — выпускники фи­лософских факультетов университетов. В некоторых странах и в настоящее время присуждается степень М. после окончания университета, дополнительного курса обучения и защиты дис­сертации. В отечественной системе образования подобная сте­пень впервые появилась в XIX в. По «Положению о производ­стве в ученые степени» в России вводилось четыре ученые сте­пени: действительный студент (бакалавр), кандидат, М. и доктор. Студент, закончивший полный курс обучения и получивший аттестат, становился бакалавром. Если он представлял пись­менное сочинение (аналог современной дипломной работы), то становился кандидатом для получения степени М. Но что­бы стать кандидатом, ему необходимо было проучиться еще год и сдать специальный кандидатский экзамен. Защищать ра­боту было не обязательно. М. становился кандидат, имеющий «полные сведения о преподаваемой науке и способный пере­дать знания другим». В современном понимании — молодой преподаватель, ассистент. В советский период степени М. не существовало. Вновь этот термин в отечественном высшем образовании появился в 90-х годах XX в. Делается попытка введения западной системы подготовки специалистов через систему бакалавриата и магистратуры, но в иной интерпрета­ции — как ступени получения высшего образования. Совре­менный М. после окончания вуза сразу, или через какое-то время, заканчивает магистратуру (1-2 г.), что дает ему право преподавания в вузе.

 

 

Макаренко Антон Семенович(1888-1939) — советский педагог. Основные работы:

«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса» и др. М. осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей беспризорников. Считал педагогику самой сложной и диалектической наукой. Выступал с критикой мелкобуржуазной теории воспитания, ориентиро­ванной, по его мнению, на авторитарность и анархизм. В сво­ей работе руководствовался принципом диалектического един­ства личности и общества и веры в творческие силы человека. В своей воспитательной системе М. сумел соединить обучение и воспитание детей и подростков с производительным свобод­ным творческим трудом. Является одним из теоретиков коллек­тивного воспитания. Разработал принципы воспитания в кол­лективе: воспитание в коллективе, через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Раз­вивал теорию семейного воспитания: состав семьи и его влия­ние на воспитание детей, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисципли­ны. Вопросы полового воспитания предлагал не выделять из общей системы воспитания гражданина.

 

 

Малая группа— немногочисленная группа людей (от 3 до 15 че­ловек), к-рые

объединены общей деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и раз­витию групповых процессов. Организация коллективно-груп­повой работы в рамках классно-урочной системы как раз и ори­ентирована на работу в М.г.

 

 

Мангеймская школьная система— система дифференцирован­ного обучения,

возникшая в начале XX в. для народных школ в Германии. Состояла из 4 -х видов классов: для детей со средни­ми способностями; для малоспособных — классы развития; для умственно отсталых — вспомогательные классы; переходные классы иностранных языков для наболее способных, желающих продолжать образование в реальных школах и гимназиях. В на­стоящее время, не повторяя М.ш.с, дифференциация обучения по классам получает широкое распространение.

 

 

Манеры— внешние формы поведения человека, получающие по­ложительную или

отрицательную оценку окружающих.

 

 

Манипулирование(от лат. manipulus — пригоршня, горсть) — си­стема способов

идеологического и соц.-психол. воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам и зачастую неосознаваемое ими.

 

 

Маргиналы(от лат. marginalis — находящийся на краю) — лично­сти, занимающие

промежуточное положение между разными соц. институтами, группами, слоями, потерявшие признаки при­надлежности к конкретному из них. Понятие введено Р. Парком. Человек выпадает из своей соц. группы по разным причинам: движение по соц. лестнице (вверх или вниз), сознательный от­каз от ценностей своей группы и отход от нее и др.

 

 

Маргинальность подростковая пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром де­тей и миром взрослых. Ни одним из этих миров подрост­ки не принимаются как полноправные участники. Проти­воречивость предъявляемых к ним требований и ожида­ний приводит к возникновению конфликтных по своему соц. содержанию форм поведения.

 

 

Маркетинг образовательных услуг(англ. marketing, от market — рынок, сбыт) —

процесс определения ценообразования, плани­рования, продвижения и реализации образовательных услуг организациям и отдельным лицам. Включает мониторинг и ана­лиз рынка образовательных услуг с целью разработки новых и совершенствования существующих о.у, чтобы обеспечивать им конкурентоспособность.

 

 

Мартиролог— перечень жертв преследований, гонений, пережи­тых страданий.

Изначально — сборник повествований о хрис­тианских мучениках.

 

 

Маскулинизация— ослабление типичных женских и усиление ти­пичных мужских

черт личности. Происходит под влиянием соц. факторов и соответствующего целенаправленного воздействия.

 

 

Массовидные психические явления— психические явления, характерные для

групп людей: общественное мнение, межлич­ностные отношения, традиции, настроение, соревнование, пси­хологический климат, слухи, подражание, мода, паника, массо­вые психические реакции, установки, стереотипы и т. д. Часть из них: общественное мнение, соревнование, традиции исполь­зуются в педагогике как методы, др. надо учитывать в процессе пед. взаимодействия.

 

 

Мастерство педагогическое— высокий уровень овладения пед. деятельностью,

достигнутый на основе глубоких профессио­нальных и общих знаний, определенного опыта, гибких умений и навыков и творческого подхода, обеспечивающий ее успеш­ность. Достижение М.п. обусловливается наличием у педагога комплекса профессиональных знаний, широкого кругозора, сформированного пед. сознания, профессионально значимых личностных качеств и большого опыта работы.

 

 

Материально-техническая база образовательного учреждения

совокупность зданий, сооружений, оснащения и оборудования, имущества, соц., культурного и иного назначения, закреплен­ных за образовательным учреждением или принадлежащих ему по праву собственности.

 

 

Материальное и формальное образование— концепции общего образования,

определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во 2-ой половине XVIII в. и широкое рас­пространение получили в XIX в. Сторонники М. образования делали акцент на значительном объеме передаваемых школьни­кам знаний, имеющих не только теоретическое, но и практичес­кое, прикладное значение. По концепции Ф. образования глав­ное внимание д. б. направлено на развитие способностей уча­щихся, их мышления, воображения, памяти, воли. Особая формирующая ценность заключалась в «инструментальных предметах», классических языках и математике. Противостоя­ние Ф. и М. образования выразилось в борьбе сторонников классического и реального образования.

 

 

Медианоситель— отформатированный накопитель данных, предназначенный для их

обмена (видеолента, гибкий диск, опти­ческий диск и т. п.) и расширяющий возможности общения людей.

 

 

Медиатека — информационный центр учебного заведения, содер­жащий помимо

печатной продукции видеокниги и компьютер­ные программы, а также устройства для их реализации.

 

 

Медитация— (от лат. meditatio — размышляю, обдумываю) — психическое состояние

более или менее полного отвлечения от внешних воздействий, достигаемое путем концентрации внут­ренне направленного внимания, возможно большего мышечно­го расслабления (релаксации) и эмоционального покоя.

 

 

Меланхолик— см. Темперамент.

 

 

Менеджмент— умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и

мотивы поведения др. людей; искусство по­лучения результата от людей (М. Фоллет); координация люд­ских и иных ресурсов с целью решения поставленных органи­зационных задач (У. Джек Дункан); такое руководство людьми и такое использование средств, к-рые позволяют выполнить поставленные задачи гуманным, экономическим и рациональ­ным путем (В.Зигерт, Л.Ланг); управление.

 

 

Менеджмент в образовании— имеющиеся в рамках образо­вательной системы вертикальные и горизонтальные уров­ни управления, а также коммуникативные управленчес­кие процессы соподчинения и координации федераль­ных, региональных, муниципальных органов образования с внутришкольным управлением.

 

Менеджмент педагогический комплекс принципов, мето­дов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

 

 

Ментальность(менталитет) (от лат. mentalis — умственный, ду­ховный) — устойчивая

настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в соц. и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия. М. с одной стороны выступает как резуль­тат культуры и традиций, с др. — сама является глубинным источ­ником развития культуры. Разрушение М. может привести к пси­хологическим кризисам, отклонениям в поведении.

 

 

Метаконцепты — общие понятия, применимые практически к любой учебной

дисциплине и внутренне присущие самому про­цессу познания. Напр. взаимозависимость, алгоритм, симмет­рия и др. Выявление единой системы М. — задача педагогики, психологии, философии образования.

 

 

Метапознавательные навыки— общеучебные, междисципли­нарные познавательные умения и навыки. К ним относят: зада­вание вопросов; формулирование гипотез, определение целей и параметров задачи, связь данной задачи с предшествующей работой; планирование: выбор тактики, разделение задачи или проблемы на компоненты, определение необходимых физичес­ких или умственных действий; предвидение последствий того или иного действия или события; постоянный контроль за сво­ей текущей деятельностью и анализ с точки зрения правильно­сти; пересмотр: возможное перепланирование и включение пе­ресмотренных целей; самопроверка результатов собственных действий. По мере приобретения М. н. обучаемые с большей степенью ответственности берут под контроль свое когнитивное и соц. развитие, и оно приобретает характер саморегулируемо­го процесса. В настоящее время формирование М.н. становит­ся центральной задачей любого обучения.

 

 

Метод(от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность

относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике про­блема разработки методов воспитания и обучения и их класси­фикации выступает как одна из основных.

 

 

Метод проб иошибок — один из видов научения, при к-ром умения и навыки

приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок.

 

 

Метод проектов— система обучения, при к-рой учащиеся при­обретают знания и

умения в процессе планирования и выпол­нения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Возник во 2-ой половине XIX в., в США. В 20-х гг. XX в. получил распространение в советской школе. В настоящее время вновь активно используется как способ творческого само­развития личности.

 

 

Методика в образовании— описание конкретных приемов, спо­собов, техник пед.

деятельности в отдельных образовательных процессах; «собрание правил воспитательной деятельности» (К.Д. Ушинский).

 

 

Методика коллективного творческого воспитания(коммунарская методика)

— создание коллектива на основе привлекатель­ных для детей идеалов, рождаемых в процессе взаимодействия воспитателей и детей; организация деятельности как обще­ственно значимой, интересной для каждой личности и творчес­кой, художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы); построение самоуправления па принципах периоди­ческой сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность; особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ре­бенке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтере­сованность в судьбе товарища, в его успехах, просоциальный характер всей деятельности (А.С. Макаренко, И.П. Иванов).

 

 

Методика обучения как частная дидактика— совокупность упорядоченных

знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного про­цесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

 

 

Методика педагогического исследования— совокупность при­емов, способов

организации и регуляции пед. исследования, порядок их применения и интерпретации полученных резуль­татов при достижении определенной научной цели.

 

 

Методология педагогики— исходящая из всеобщей методологии науки и изучения

тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях пед. теории, о принципах подхода к рассмотрению пед. явлений и методах их исследова­ния, а также путях внедрения добытых знаний в практику вос­питания, обучения и образования.

 

 

Методы воспитания— общественно обусловленные способы пед. целесообразного

взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регули­рующие поведение. Выбор методов воспитания зависит: от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и законо­мерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитан­ников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения; определяющими условиями выступают индивидуальные особен­ности воспитателя как личности и уровень его профессиональ­ной компетентности.

 

 

Методы контроля и самоконтроля в воспитании— пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. Основные методы: пед. наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психо­диагностика, тренинги. Условия эффективности: регуляр­ность, систематичность, своевременность, пед. такт, все­сторонность оценки, объективность, компетентность воспитателя, учет уровня воспитательной деятельности учителя и школы.

 

Консилиум педагогический— совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемо­сти и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обна­руженных недостатков в их обучении, развитии и вос­питании.

 

 

Методы организации деятельности и опыта поведения

пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нрав­ственной мотивации. Основные методы: поручение, уп­ражнение, приучение, создание воспитывающей ситуа­ции. Условия эффективности: постановка цели, формиро­вание положительного отношения к цели деятельности и самой деятельности, организация деятельности на осно­ве образца, организация активной самостоятельной пози­ции, опора на успех и на общественное мнение.

 

Метод воспитывающих ситуаций— способ показа и анали­за путей преодоления моральных противоречий, воз­никающих в тех или иных ситуациях и конфликтах или создания самой ситуации, в к-рую включается воспи­танник и ему необходимо реально сделать нравствен­ный выбор и совершить соответствующие поступки.

 

Поручение— передача воспитаннику определенных фун­кций в выполнении общественно полезного дела и от­ветственности за него; продуктивный метод выработ­ки определенных деятельностных умений, формирова­ния мотивации долга и ответственности. Виды П.: по времени — кратковременные, длительные, эпизоди­ческие; по сменяемости — сменяемые, постоянные; по содержанию — организационные, учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые, шефские и т. д.

Приучение— разновидность упражнений, к-рые прово­дятся интенсивно» когда надо быстро выработать необходимый навыкили привычку. Нередко П. связано с принуждением п категорическимипрямыми требова­ниями.

 

Упражнение— организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками

определенных действий с целью превращения их в привычные формы обще­ственного поведения.

 

 

Методы самовоспитания методы, направленные на со­знательное изменение своей личности в соответствии с тре­бованиями общества и личного плана развития, на сферу саморегуляции. Основные методы: самонаблюдение, само­анализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощре­ние), самоосуждение (наказание), рефлексия, подража­ние. Условия эффективности: пед. помощь и руководство, осознание необходимости самовоспитания, стремление овладеть его технологией, взаимодействие воспитания и самовоспитания, активная деятельность личности. Пути самовоспитания: осознание собственных действий через внешнюю оценку, самооценка, потребность соответство­вать самооценке, деятельность по самовоспитанию и са­моусовершенствованию.

 

Методы стимулирования деятельности и поведения пути побуждения воспитанников к улучшению своего по­ведения, развития у них положительной мотивации пове­дения. Основные методы: требование, соревнование, по­ощрение, наказание, «врыв», метод естественных послед­ствий. Условия эффективности: учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей воспитанника; опо­ра на общественное мнение, точная эмоциональная на­правленность, правильная дозировка.

 

 

«Взрыв»— метод воспитания, сущность к-рого заключа­ется в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, а затем необходимо резкой и неожиданной мерой «взорвать», сломать, преодолеть его ложную позицию. Успешное применение этого способа, введенного А.С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мас­терстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.

 

 

Метод естественных последствий— метод воспитания, зак­лючающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать очевидные обеим сторонам послед­ствия неорганизованного поступка, и предъявляемые требования выступают как вполне справедливые (насо­рил — убери, сломал — почини и т. п.).

 

 

Наказание— метод стимулирования, способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрица­тельной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.

 

 

Поощрение— метод воспитания, направленный на стиму­лирование положительных проявлений личности с по­мощью положительной оценки ее поступков, порожде­ния чувства удовольствия и радости от сознания при­знания усилий и стараний личности.

 

 

Принуждение — метод воспитания, выражающийся в уг­розе представлению воспитанников о себе, ограниче­ниях и запретах в его активности. К ним относятся: ха­рактеристика школьника и его деятельности, в к-рой преувеличиваются их негативные черты и послед­ствия; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению. П. часто используется в про­цессе приучения.

 

 

Соревнование— метод стимулирования активности вос­питанников путем создания условий, когда каждый его участник стремится максимально проявить свои спо­собности и добиться лучших результатов по сравнению с др. Способствует формированию качеств конкурен­тоспособной личности. С. опирается на естественную склонность человека к лидерству, соперничеству и са­моутверждению. Виды С: конкурсы, викторины, фе­стивали, смотры, олимпиады, спартакиады, выставки и т. п.

 

 

Требование— пед. воздействие на сознание воспитан­ника с целью вызвать, стимулировать или затормо­зить отдельные виды его деятельности. Т. реализуют­ся в личных отношениях педагогов и детей. Виды: не­посредственное — прямое (приказ, запрет, указание) и косвенное (совет, доверие, недоверие, просьба, на­мек, условие); опосредованное — через актив (иници­ативную группу) и общественное мнение. Качества пед. Т.; принципиальность, целесообразность, справед­ливость, определенность, доступность и посильность, тактичность, твердость, гласность, постоянство и последовательность, опора на мнение коллектива (группы, команды).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: