Школа как культурно-образовательное пространство – это 16 глава




 

 

Нравственное сознание педагога— особая форма нормативно-оценочного

отражения нравственных отношений педагога с ок­ружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности.

 

 

Нравственность 1. особая форма общественного сознания и вид общественных

отношений, один из основных способов ре­гуляции действий человека в обществе с помощью норм. В от­личие от простых норм и традиций нравственные нормы полу­чают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, спра­ведливости и т. д.; 2. система внутренних прав человека, в основе к-рой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь.

 

 

Нравы— обычаи, уклад общественной жизни, имеющие мораль­ное значение; м. б.

подвергнуты нравственной оценке.

 

О

Обобщение опыта— нахождение общего, типичного в пед. опы­те, того, что м. б.

доступно для исполнения др. педагогами; вы­ведение из конкретных методических, ораизационных, воспи­тательно-образовательных решений своеобразной общей идеи, к-рая может стать основой продуктивного решения ряда пед. задач (В. И. Журавлев).

 

 

Образ жизни — включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения,

фасон одежды, качество жилья, условия тру­да, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и др. элементы культуры, к-рые не только типичны для данной соц. группы, но и отличают ее от др. групп.

 

 

Образование 1. процесс и результат усвоения определенной системы знаний и

обеспечение на этой основе соответствующе­го уровня развития личности, в интересах общества и государ­ства, сопровождающихся констатацией достижения граждани­ном (обучающимся) определенных государством образователь­ных уровней (цензов). О. получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразо­вание, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно. Основ­ной путь получения образования — обучение в системе различных учебных заведений; 2. специально организованная в обществе си­стема, представляющая собой совокупность образовательных уч­реждений и органов управления ими, в рамках к-рых осуществ­ляется процесс воспитания и обучения человека. Различают по уровню: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, высшее. По форме получения О.: стихийное, по­лучаемое в процессе как целенаправленных, так и спонтанных действий; и формальное, организованное, получаемое в специ­альных образовательных системах. По содержанию: общее, про­фессиональное (учитель, врач и т. п.) и специальное (учитель на­чальных классов, 1.рач-хирург и т. д.); 3. процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, как абсолютная форма бес­конечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умени­ями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 4. многообраз­ная личностно-ориентированная деятельность, обеспечиваю­щая самоопределение, саморазвитие и самореализацию челове­ка в динамичной социокультурной среде, обучение способнос­тям понимать, развивать себя; 5. складывание, становление, развитие, рост самой личности как таковой; обретение образа, формирование образа мыслей, действий человека в обществе.

 

 

Образование глобальное формирование у учащихся пони­мания мира на основе холистических (восприятие мира как единого целого) и гуманистических взглядов, нового отношения человека к миру и нового способа деятельно­сти в нем. Коммуникация, контакт, понимание, эмпатия, симпатия, солидарность, сотрудничество — основные по­нятия. Концепция О. г. ориентирована на выработку у учащихся таких жизненных позиций: я — человек плане­ты Земля, Земля — наш общий дом, люди планеты — об­щечеловеческая семья, я — личность, способная активно участвовать в мироустройстве. Обновление содержания образования основано прежде всего на принципах про­блемной интеграции.

 

Образование дополнительное образовательные програм­мы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлет­ворения образовательных потребностей граждан, обще­ства и государства в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального обра­зования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учрежде­ниях дополнительного образования: в учреждениях повы­шения квалификации, на курсах, в центрах профессио­нальной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и т. п.; посредством индивидуальной пед. деятельности. (Закон РФ «Об образовании»).

 

Образование интегрированное образование, построенное на глубоко интегрированных учебных курсах с междис­циплинарным, взаимодополняющим ивзаимообуслов­ленным содержанием.

Образование информальное непрерывное образование, получаемое человеком на протяжении всей жизни из раз­нообразных источников: жизненных ситуаций, впечатле­ний, опыта, от др. людей.

 

Образование классическое (формальное)— образование, целью к-рого является развитие способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, воли; вариант обще­го среднего образования, предусматривающий системати­ческое изучение древних языков и математики в качестве главных, «инструментальных» предметов.

 

Образование материальное(реальное) — образование, в к-ром главная цель обучения заключается в передаче уча­щимся как можно больших знаний, при этом имеющих и прикладное значение.

 

 

Образование непрерывное целенаправленное получение че­ловеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообра­зования. О. н. дает возможность постоянно удовлетворять развивающиеся потребности личности и общества в обра­зовании, всеохватывающее по полноте, индивидуализиро­ванное по времени, темпам, направленности, предоставля­ющее каждому возможность реализовать собственный путь получения образования независимо от возраста, первона­чально приобретенной профессии, места жительства. Цель — поддержание общественно и индивидуально необ­ходимого уровня культуры, общеобразовательной и про­фессиональной подготовки. Функции: диагностическая, компенсаторная, адаптационная, познавательная, развива­ющая, культурологическая. Принципы: всеобщность, демок­ратизм и доступность; непрерывность, интегративностъ и преемственность; принцип самообразования.

Образование политехническое образование, ориентиро­ванное на знакомство обучаемых с основными принципа­ми организации современного производства, безотход­ных и экологически чистых технологий, и вооружение навыками обращения с компьютерной техникой и про­стейшими современными орудиями механизированного и автоматизированного труда.

 

Образование художественное процесс освоения обучае­мыми совокупности знаний, умений и навыков, форми­рования мировоззренческих установок в области искусст­ва и художественного творчества.

 

 

Образованность— качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью

к-рого она становится способной ориентиро­ваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерыв­но совершенствовать себя. Критерий О. — системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самосто­ятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» (древний афоризм).

 

 

Образовательная модель— последовательная система, включа­ющая в себя общие

цели образования, содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели ру­ководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки про­цесса обучения.

 

 

Образовательная область— набор соответствующих учебных дисциплин и

интегративных курсов, к-рые включены в учебный план общеобразовательной школы.

 

 

Образовательной системы внешняя среда— совокупность раз­нородных природно-климатических, демографических, эколо­гических, социально-экономических, политических факторов, оказывающих влияние на внутренние характеристики образова­тельной системы того или иного региона.

 

 

Образовательные программы— программы, определяющие со­держание

образования определенного уровня и направленнос­ти, включающие общеобразовательные (основные и дополни­тельные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

 

 

Образовательный государственный стандарт эталонный уровень

образования по каждойобразовательной программе, необходимый для данного общества в определенный историчес­кий отрезок времени; образовательный уровень, к-рый д. б. до­стигнут учащимися для получения документов о соответствую­щем образовании. О. г. с. включает федеральный и региональ­ный компоненты.

 

 

Образовательный процесс— совокупность целенаправленного учебно-

воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и раз­вития личности в соответствии с государственным образова­тельным стандартом.

 

 

Образовательный ценз— определенный уровень образования, достижение к-рого

удостоверяется соответствующим доку­ментом.

 

 

Обращение — активность в отношении др. в общении. Для воспи­тания О. и есть сам

процесс воздействия, влияния через обще­ние. У воспитателя есть несколько способов воздействия: внуше­ние, эмоциональное заражение, убеждение и принуждение.

Обряд— совокупность действий, установленных обычаем или ри­туалом. В них

выражаются религиозные представления или бы­товые традиции.

 

 

Обучаемость— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком

знаний, умений и навыков в процессе обу­чения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдель­ных видов материала (различных наук, искусств, видов практи­ческой деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. О. как способ­ность к учению и усвоению отличается от способности к само­стоятельному познанию и не м. б. полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания. Ком­поненты понятия О.: потенциальные возможности обучаемого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления, темпы про­движения в обучении, продуктивность учебной деятельности, ре­зервы развития, готовность к переходу на новые уровни умствен­ного развития.

Обучаемость пониженная снижение показателей скоро­сти и качества усвоения человеком знаний, умений и на­выков в процессе обучения. Проявляется в особеннос­тях процесса познания как на перцептивном, так и на интеллектуальном уровнях и выражается в утилитарном (практическом) отношении к познавательным задачам, в поверхностности, в разобщении и неустойчивости ус­ваиваемых знаний, в неумении самостоятельно овла­деть рациональными способами действий и слабой подат­ливости к их коррекции.

 

 

Обучение— 1. специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс

взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, форми­рование мировоззрения, развитие умственных сил и потенци­альных возможностей обучаемых, выработка и закрепление на­выков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2. пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3. целенаправленное влияние на развитие иформационно-операционной сферы человека; 4. двусторон­ний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и уча­щимся (учение).

 

 

Обучение включенное— специально организуемая и плани­руемая учебная деятельность, направленная на получение практического результата, а необходимые для этого зна­ния усваиваются попутно.

 

Обучение дистанционное(дистантное) — образовательная технология, при к-рой становится возможным для каждо­го человека в любом месте изучить программу любого кол­леджа или университета с использованием современных средств передачи учебно-методической информации на расстоянии. Реализация этой цели обеспечивается бога­тейшим набором информационных технологий, на к-рые опирается О. д.: учебники и др. печатные издания, пере­дача изучаемых материалов по компьютерным телекомму­никациям, видеопленки, дискуссии и семинары, прово­димые через компьютерные телекоммуникации, трансля­ция учебных программ по национальным и региональным телевизионным радиостанциям, кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, одно­сторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефо­ну и др. О. д. обеспечивает обучающимся гибкость в вы­боре места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, интерактив­ное взаимодействие обучаемых и преподавателей, свобо­ду выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, способ­ствует активизации самостоятельной работы и удовлетво­рению самообразовательных потребностей учащихся.

 

Обучение интегрированное совместное обучение здоро­вых детей, детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии с целью облег­чения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. О. и. м. б. комбинированным — ученик обуча­ется в классе (группе) здоровых детей и получает система­тическую помощь учителя-дефектолога; частичным — отдельные дети часть дня проводят в спецгруппах, а часть — в обычных; временным — дети спецгрупп и обыч­ных классов объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных дел; пол­ным — 1—2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов.

 

Обучение компьютерное(компьютерная технология обуче­ния) — такая система обучения, когда одним из техничес­ких средств обучения является компьютер; система обра­зовательно-развивающих процессов в дидактической компьютерной среде. Компьютер может использоваться в учебном процессе в следующих целях: обучения ученика предмету и программированию; учения и самообучения ученика; контроля и повторения знаний; развития и зак­репления навыков (счета, решения задач, графики и др.); научной организации труда учителя и ученика; получе­ния справок (библиография, формулы, физические ве­личины, исторические даты и т. п.); изобразительного, музыкального, литературного творчества учащихся; на­копления и анализа данных об успеваемости, посещаемо­сти и поведения учащихся; моделирования физических процессов, технических устройств, химических реакций, путешествий на Земле и космических полетов; организа­ции досуга и игр.

 

Обучение контекстное обучение, в к-ром соединяются предметное и соц. содержание будущего профессиональ­ного труда, тем самым обеспечиваются условия трансфор­мации учебной деятельности студента в профессиональ­ную деятельность специалиста. Теория О. к. разрабатыва­ется в развитие деятельностного подхода к наследованию соц. опыта А. А. Вербицким. Основное противоречие профессионального обучения и состоит в том, что овладе­ние деятельностью специалиста д. б. обеспечено в рамках и средствами качественно иной — учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в О. к., представляю­щим собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятель­ности (напр. в форме лекции) через квазипрофессиональ­ную (игровые формы) и учебно-профессиональную (науч­но-исследовательская работа студентов, производствен­ная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности.

 

Обучение модульное— разделение всего учебного курса на модули, внутри к-рых учебная информация располагает­ся по принципу логической преемственности. Предпола­гается межмодульная интеграция и преемственность ма­териала. Каждый модуль содержит необходимые методи­ческие рекомендации.

 

Обучение политехническое— обучение, ориентированное на усвоение учащимися общенаучных принципов совре­менного производства, овладение практическими при­емами и навыками обращения с техническими средства­ми производства и орудиями труда и формирование спо­собности ориентироваться в современной технике и технологии, в тенденциях их развития. В советский пери­од все общеобразовательные школы страны были поли­техническими.

 

Обучение проблемное активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обу­чаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жиз­ненных или учебных противоречий, в ходе к-рого они учатся мыслить, творчески усваивать знания и овладева­ют элементами исследовательской деятельности. Его фундаментом является выдвижение и обоснование про­блемы (сложной познавательной задачи, представляю­щей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовывает обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни. О. п. разработано С. Л. Рубинштейном, Н. А. Менчинской, А. И. Матюшкиным, М. Н. Скаткиным, М. И. Махмутовым, И. Я. Лерне-ром и др.

 

Обучение программированное обучение путем достаточно жесткого управления процессом усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с заранее заданной программой на основе внутренней и внешней обратной связи (по ма­лым дозам) умственной деятельностью учащихся в про­цессе приобретения знаний, умений и навыков; особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Характерные черты О. п.: разделение строго отобранного учебного материала на отдельные небольшие части (шаги, порции, фрагмен­ты); включение системы предписаний по последовательно­му выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части; предъявление заданий по провер­ке усвоения каждой части; наличие ответов, информиру­ющих учащегося о степени правильности его ответа. Виды: линейное, разветвленное. Линейное программиро­вание построено на том, что ученик, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему, независимо от правильности выбираемых ответов. Все ученики идут одним путем, про­рабатывая все шаги программы подряд. Различия м. б. только в темпе проработки материала. При разветвлен­ной программе, если ученик дает неправильный ответ, он направляется программой к ранее изученному материалу для его доработки и правильного усвоения и вновь возвра­щается к материалу, к-рый изучался. Ученик получит но­вую порцию материала только при выборе правильного ответа. Такое построение программ обучения позволяет больше индивидуализировать обучение учащихся, продви­гающихся по ней каждый своим путем, и обеспечить более глубокое и полное усвоение материала. Средства: пособия, обучающие машины. О. п. разработано Б. Ф.Скиннером, Н. Краудером (США), отечественными психологами и педагогами А. И. Бергом, В. П. Беспалько, А. Н. Леонть­евым, П. Я. Гальпериным, Ю. А. Самариным, Т. А. Ильи­ной и др.

 

 

Обучение развивающее— ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализа­цию. В концепции О. р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизме­няющийся субъект учения.

 

Обученностъ результат обучения (организованного или стихийного), включающий

как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся спо­собы и приемы их приобретения (умение учиться); харак­теристика актуального развития того, чем уже располага­ет ученик.

 

 

Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов

между людьми, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности и включающий в себя как мини­мум три различных процесса; коммуникацию (обмен информаци­ей), интеракцию (обмен действиями) и соц. перцепцию (воспри­ятие и понимание партнера). По В. Н. Мясищеву, единство трех процессов: отражения, отношения, обращения. Функции О. (по Л. А. Карпенко): готовность к приему и передаче сообщений и поддержание этой готовности (контактная функция); обмен информацией, мнениями, замыслами (информационная функ­ция); стимулирование активности партнера (побудительная функция); согласование действий (координирующая функция); понимание партнерами друг друга — смыслов сообщений, пе­реживаний, состояний; обмен эмоциями, переживаниями (эмотивная функция); установление отношений как осознание партнерами своей роли и места в деловых и межличностных связях; изменение состояния, поведения, личностных смыслов партне­ра, а значит, его мотивов, потребностей, ценностей. Стратегии О.: открытое-закрытое; монологическое-диалогическое;ролевое-личностное.

Общение невербальное— общение без слов с помощью ми­мики, жестов и др. невербальных способов. Определен­ную роль в О. н. играет система естественных и искусст­венных запахов (ольфакторная), выступающая как один из невербальных индикаторов человека, дополняющая складывающееся о нем впечатление. О. н. выступает как значимый компонент пед. общения.

 

Общение педагогическое— профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, проявляющееся в двух направлениях: организа­ция своих отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе (А. А. Леонтьев); профессиональ­ное общение педагога с воспитанниками, имеющее опре­деленные пед. функции и направленное на создание благоприятного климата для их осуществления. Функции: информационная, социально-перцептивная, самопрезентативная, интерактивная, аффективная. О. п. входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации.

 

Общение перцептивное— адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения. Учителю необходи­мо постоянно развивать свои способности к О. п.

 

Общение фатическое(от лат. fatus — глупый) — бессодержа­тельное общение ради самого процесса общения.

 

Общения ведущий тип тип общения, преобладающий в тот или иной возрастной период, благодаря к-рому у че­ловека формируются основные личностные качества, со­ответствующие данной ступени развития личности.

 

Позиции в общении участники общения могут по отноше­нию друг к другу занимать следующие позиции: 1. добро­желательная позиция принятия партнера; 2. нейтральная позиция; 3. враждебная позиция неприятия; 4. домини­рование или «общение сверху»; 5. «общение на равных»; 6. подчинение, или позиция «снизу».

 

Техника общения совокупность конкретных коммуника­тивных умений говорить и слушать.

 

 

Общественное мнение— см. Коллективное мнение.

 

 

Общественные детские (молодежные) объединения— обще­ственное

формирование, в к-ром самостоятельно или совмест­но со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолет­ние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их соц. потребности. ОД (М) О признаются детские, подрост­ковые и юношеские группы, команды, клубы, союзы, общества, иные сообщества юных граждан, а также ассоциации этих объе­динений. Принципы деятельности: добровольность, равноправие, самоуправление, гласность, законность, просоциалъный характер деятельности.

Общество информационное— общество, характеризующееся высоким уровнем

производства и потребления информации и информационных услуг. Компьютерная революция, происшед­шая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению духовного мира человека, идеологии общества, подходов к оп­ределению содержания образования и разработке новых инфор­мационных образовательных технологий.

 

 

Общительность— черта характера личности, выражающая по­требность и

способность человека к общению, контактам с др. людьми, установлению с ними взаимопонимания. Для общи­тельного человека характерны легкость контактов, способность и умение не теряться в ситуациях общения, стремление к ини­циативе, лидерству в группе.

 

 

Обычаи— устойчивые формы поведения, свойственные для опре­деленных этнических,

территориальных общностей, по своей психической природе близкие к привычкам.

 

 

Объединения молодежи с девиантным поведением и антиоб­ -

Щественным сознанием

— асоциальные группы. Примерная типология 1. Случайная группа. Ее члены очень часто вступают в конфликты с незнакомыми людьми, затевают драки на дискоте­ках, улицах, в парках. Группа имеет свои неписаные групповые нормы и ценности. Вхождение в случайную группу восприни­мается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность «отпустить тормоза». Известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы неличными действиями. 2. Ретристская группа. Обыч­ное занятие ретристских групп — бесцельное времяпровожде­ние, низкопробные развлечения, токсикомания и наркомания. 3. Агрессивная группа. Основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла практически в неизменном виде из глубокой древ­ности до наших дней. Характерными особенностями агрессив­ной группы являются жесткая иерархическая структура, группо­вое давление на ее участников, серьезные санкции за наруше­ние групповых норм, психологической основой к-рых является резкое противопоставление «мы —они». 4. Корыстная группа своей целью ставит своеобразно понимаемую материальную выгоду, получение прибыли любыми средствами, вплоть до гра­бежей. 5. Преступная группа. Любая из перечисленных может ею стать при определенных обстоятельствах. (Ф. А. Мустаева).

 

 

Объект(от лат. objcio — бросаю вперед, противопоставляю) —1. эле­мент

действительности, на к-рый направлена активность субъекта в его предметно-практической и познавательной дея­тельности; 2. существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир.

 

 

Объект исследования(в пед.) — пед. пространство, область, в рамках к-рой находится (содержится) то, что будет изу­чаться. О. и. пед. науки является сфера обучения и воспи­тания людей, а предметом — закономерности процессов, происходящих в этой сфере. В рамках О. и. можно гово­рить о различных предметах исследования.

 

 

Объем документа информационный— количество учетно-издательских листов,

количество строк и знаков, содержащихся в документе; дорожек на магнитной ленте и т. д., если это машин­ный документ.

 

 

Одаренность 1. качественно своеобразное сочетание способ­ностей,

обеспечивающее успешность выполнения деятельно­сти; 2. общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3. умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познава­тельных возможностей и способностей к учению; 4. совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженно­сти и своеобразия природных предпосылок способностей; 5. на­личие внутренних условий для выдающихся достижений в дея­тельности. Многозначность термина «О.» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей тре­бует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психол. и соц.-психол.-пед.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: