Рабочая программа дисциплины
«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Русский язык, Литература
Квалификация (степень)
бакалавр
Форма обучения
очная, заочная
Ростов-на-Дону
2010 г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются
1. развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных-универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
2. формирование ответственного отношения будущих педагогов к здоровью ребенка, гармоничному его развитию как факторам повышения эффективности обучения на базе фундаментальных знаний, закономерностей развития организма детей и подростков.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к вариативной части Математического и естественнонаучного цикла (– Б.2.2.).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования. Знания по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла: анатомия человека, физиология человека и животных, а также пропедевтическим курсом для изучения педагогики и возрастной психологии.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
• способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
• способен использовать знания современной естественнонаучной картины мира в образовательной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
• готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптивных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
- способен логически верно использовать устную и письменную речь
(ОК-6);
• готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
• готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
• способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
• способен понимать сущность и значение информации в развитии
современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
• способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
• способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
• способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экологических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
• владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
• способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
• способен к подготовке и редактированию текстов профессионально и социально значимого содержания (ОПК-6);
в области педагогической деятельности (ПК):
• способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
• готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
• способен применять современные методы диагностирования
достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
• способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ГОС-4);
• готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
• способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
• способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
в области культурно-просветительской деятельности:
- способен разрабатывать и реализовать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ГЖ-8);
Выпускник должен обладать следующими профессионально-специализированными компетенциями (ПСК):
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (ПСК-1);
- способен объяснять химические основы биологических процессов и
физиологические механизмы работы различных систем и органов растений,
животных и человека (ПСК-3);
- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства
органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости
и методах генетического анализа (ПСК-4);
• способен к самостоятельному проведению исследований, наблюдений, постановке естественнонаучного эксперимента, сбору экологический информации и экспериментальных данных, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных
задач, анализу и оценке результатов лабораторных, полевых и экологических исследований (ПСК-8);
• владеет системой базовых знаний по химии на современном терминологическом уровне, необходимом для осмысления и дальнейшего изучения различных областей естествознания (ПСК-10);
• владеет навыками оценки агрессивности химической среды и решениями по обеспечению безопасного устойчивого взаимодействия человека с природной средой (ПСК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- закономерности онтогенетического развития;
- нейрофизиологические механизмы обучения и воспитания;
- анатомо-физиологические особенности отдельных систем и организма в целом в разные периоды онтогенеза;
- благоприятные и неблагоприятные факторы среды, влияющие на физическое и умственное развитие детей;
- естественнонаучные основы здорового образа жизни и роли учителя в воспитании здорового школьника;
- гигиенические требования к организации учебного процесса: к составлению расписания уроков в школе, к организации и проведению перемен, к оборудованию учебных помещений, к работе с компьютером и наглядными пособиями.
Уметь:
- оценивать индивидуальные физиологические особенности детей и подростков;
- связать эмпирические и теоретические знания возрастной физиологии с конкретными ситуациями их практического использования;
- дать физиологическое обоснование основным гигиеническим правилам и нормам;
- организовать гигиеническое воспитание учащихся;
- применять основные методики диагностики состояния здоровья учащихся, объяснять полученные результаты;
- обучать учащихся навыкам сохранения и укрепления здоровья;
- провести индивидуальную коррекцию режима обучения с учетом биологического возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности.
Владеть:
- методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению;
- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения;
- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;
- методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости);
- навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВИД и темперамента и других типологических свойств).
4. Структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекц | лаб | сам.р. | |||||
1. | МОДУЛЬ I Возрастная физиология как учебная дисциплина. Закономерности роста и развития детского организма | 1 | 1-4 | УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-3 | |||
2. | МОДУЛЬ II. Развитие регуляторных систем (нервной, гуморальной) | 1 | 5-9 | УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-3, ПР-4 | |||
3. | МОДУЛЬ III. Изменение функций сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах | 1 | 10-14 | УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-2, ПР-3, ПР-4 | |||
4. | МОДУЛЬ IY. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения | 1 | 15-18 | УО-1, УО-2, УО-3, ПР-1, ПР-2, ПР-3, ПР-4 | |||
ВСЕГО: 72 часа | 18 | Зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫКУРСА
МОДУЛЬ I Возрастная физиология как учебная дисциплина. Закономерности роста и развития детского организма.
Периодизация онтогенеза и ее принципы. Понятие о периодах и критических этапах онтогенеза. Понятия о «биологическом и календарном возрасте», «акселерации и ретардации». Роль генетических и социальных факторов в развитии организма. Непрерывность, гетерохронность, гармоничность развития организма.
Основные закономерности физического развития. Физическое развитие как важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Изменение пропорций тела на различных этапах онтогенеза. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, мебели, спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста и телосложения.
Жизнь до рождения. Оплодотворение, развитие зиготы, имплантация, эмбриональный период развития. Особенности адаптации эмбриона. Онтогенез и системогенез. Плодный период. Развитие функциональных систем органов и тканей плода. Формирование и развитие анализаторов до рождения.
Акт рождения и адаптивные перестройки в организме новорожденного в связи с переходом в новые условия существования.
МОДУЛЬ II. Развитие регуляторных систем (нервной, гуморальной).
Нейрон и нервное волокно до рождения, после рождения и в первые годы жизни. Возрастные изменения свойств нервных волокон в связи с их миелинизацией. Возрастные особенности синапсов.
Нервные центры ребенка, их свойства, учет их особенностей в процессе воспитания, обучения и тренировки. Особенности функционального значения структур нервной системы в различные возрастные периоды. Созревание коры больших полушарий головного мозга ребенка. Особенности выработки условных рефлексов в детском возрасте.
Железы внутренней секреции как система гуморальной регуляции организма ребенка и подростка. Формирование и стабилизация их функций в онтогенезе. Пубертатный период в жизни подростка. Состояние систем внутренних органов в период полового созревания. Увеличение физических возможностей подростка при отсутствии выносливости. Учет этих обстоятельств в процессе обучения и тренировки
МОДУЛЬ III. Изменение функций, моторных и, висцеральных систем на разных возрастных этапах.
Развитие внутренних органов в онтогенезе, обзор формирования каждой системы в период жизни до рождения. Этапы созревания систем внутренних органов после рождения.
Особенности развития систем жизнеобеспечения и выделения в критические периоды жизни ребенка. Трудности этих периодов: повышение утомляемости, снижение работоспособности.
Развитие скелета человека. Сроки окостенения костей различных отделов скелета. Возрастные особенности суставов. Формирование изгибов позвоночного столба. Сроки окончательного созревания костей туловища, черепа, конечностей и учет этих сроков в практической деятельности школьного учителя.
Развитие мышечной системы. Мышцы плода, новорожденного, ребенка дошкольного возраста и школьника. Мышечная сила, быстрота и ловкость в различные возрастные периоды. Развитие выносливости у детей и подростков. Зависимость точности двигательных актов от возраста ребенка и степени его тренированности. Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различном возрасте. Утомление мышц при различных видах мышечной работы и его возрастные особенности.
Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом. Двигательный режим учащихся. Вред гиподинамии.
Осанка, ее формирование, значение. Нарушения осанки. Воспитание правильной осанки у школьников. Плоскостопие. Значение физических упражнений в формировании правильной осанки и укреплении свода стопы.
Необходимость соответствия школьной мебели росту и пропорциям тела. Правила расстановки мебели и рассаживания учащихся в классе.
Гигиенические требования к оборудованию классных комнат. Размеры и школьной мебели для детей и подростков.
МОДУЛЬ IY. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения.
Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности. Важное значение таких рефлексов как ориентировочный, подражательный, игровой. Возрастные особенности образования условных рефлексов на комплексные раздражители. Условные рефлексы высшего порядка у детей и подростков.
Торможение условных рефлексов, его виды и особенности проявления у детей и подростков. Выработка условного торможения в детском возрасте – физиологическая основа воспитания, обучения и тренировки.
Интегративная деятельность мозга в различные возрастные периоды. Функциональные системы мозга ребенка. Значение обратной афферентации в осуществлении приспособительных реакций организма детей и подростков.
Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания и их особенности в детском возрасте. Роль доминанты в управлении познавательной деятельностью учащихся; увеличение стойкости доминантного очага с возрастом. Роль зрелости различных отделов мозга в осуществлении мотиваций, эмоций и поведенческих реакций. Роль эмоций в воспитании, обучении и тренировке.
Особенности образования и длительного хранения условных связей (памяти) в раннем возрасте. Динамический стереотип как основа обучения.
Становление условных рефлексов на речевые раздражители и скорость их образования. Развитие у ребенка сенсорных и моторных механизмов речи. Сигнальные системы мозга ребенка. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем мозга.
Типы высшей нервной деятельности и их пластичность у ребенка. Учет типов высшей нервной деятельности при обучении ребенка спортивным навыкам.
Роль сенсорного восприятия в раннем возрасте. Усложнение анализа внешних стимулов в течении первых лет жизни. Возрастные особенности строения и функций анализаторов и их периферических органов в дошкольном и школьном возрасте. Профилактика нарушений зрения и слуха у школьников. Гигиена анализаторов на тренировке.
Понятие об утомлении и его биологическое значение. Проявление утомления в поведенческих реакциях, в снижении физической и умственной работоспособности. Фазы работоспособности. Дневная периодичность работоспособности.
Биоритмологическая активность организма, способы ее определения. Значение биоритмов для эффективной физической и умственной работы. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности на относительно высоком уровне в процессе учебной деятельности.
Продолжительность урока, тренировки, физиолого-гигиенические нормативы общей нагрузки (занятия в школе, самоподготовка).
Внеклассные и внешкольные занятия, их нормирование в режиме дня и недели. Активный отдых, его оптимальная продолжительность и условия организации.
Продолжительность ночного сна у детей и подростков. Изменения работоспособности, высшей нервной деятельности и регуляции вегетативных функций у детей и подростков при систематическом недосыпании.
Гигиенические требования по применению спортивного инвентаря, оборудования физкультурных залов, и их физиологическое обоснование.