Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды.




Вариант 10

Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области использования и охраны окружающей среды.

Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

В рамках современного международного права сложилась самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения между государствами по обеспечению экологической безопасности в мировом масштабе - международное экологическое право.

Международное экологическое право (международное право окружающей среды) - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны окружающей природной среды.

Международно—правовой механизм охраны окружающей природной среды основывается на отраслевых принципах международного экологического права. К ним относятся:

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

2) недопустимость нанесения трансграничного ущерба – установление запрета на такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районов общего пользования;

3) принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов;

4) принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды – охватывает все сферы использования ядерной энергетики и устанавливает повышенные к государствам требования по использованию энергии атома как в мирных целях, так и в военных;

5) принцип защиты экологических систем Мирового океана, который устанавливает для государств следующие обязанности (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.): принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; добиваться, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам путем загрязнения;

6) принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, который устанавливает обязанность для государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению любого враждебного использования средств воздействия на природную среду, имеющих широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству;

7) принцип обеспечения экологической безопасности, который устанавливает обязанность государств осуществлять военно—политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;

8) принцип контроля над соблюдением международных договоров по охране окружающей среды, который направлен на создание системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, основанных на международно—признанных критериях и стандартах;

9) принцип международно—правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде.[1]

Основанная на этих принципах внутренняя и внешняя экологическая политика государств должна способствовать обеспечению национального и международного экологического правопорядка.

Международно-правовые принципы по охране окружающей природной среды были сформулированы в различных программных документах международных конференций, проводимых под эгидой ООН по проблемам охраны окружающей среды.

Первой международной экологической конференцией, проведенной под эгидой ООН, является Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды, которая состоялась в июне 1972 года в Швеции. По итогам этой конференции были приняты Декларация принципов и План действий. Эти документы получили одобрение Генеральной Ассамблеи ООН и явились началом регулярной программы ООН по охране окружающей среды.

Дальнейшее развитие принципов международного экологического права продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября 1988 года.

В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН, которая приняла Декларацию по охране окружающей среды и развитию. Итогом этой конференции стал глобальный программный документ, содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей.

Декларацией, принятой в Рио-де-Жанейро, были определены цели международно-правовой охраны окружающей среды.

К ним относятся:

· налаживание нового и равноправного сотрудничества в мировом масштабе посредством установления новых уровней международного сотрудничества;

· определение перспектив развития международно-правовой охраны окружающей среды;

· развитие национального законодательства в области охраны окружающей среды;

· установление мер, наиболее эффективных для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.

В мае 2000 года в Мальмё (Швеция) прошел Первый Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров - шестая специальная сессия Совета управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). По итогам форума была принята Мальменская Декларация министров от 31 мая 2000 года. В этой Декларации были сформулированы основные направления природоохранной деятельности правительств - стран участников Первого Глобального форума по окружающей среде.

Важной основой сотрудничества государств в области охраны окружающей среды является его международно-правовое регулирование. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» устанавливает, что «Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды» (ст. 81).1

Необходимой составляющей программы сохранения и восстановления окружающей среды должны стать технические нововведения, новые ресурсосберегающие технологии, разработки альтернативных видов топлива, приоритет экологических интересов над экономическими при принятии решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды и другие направления охраны окружающей среды.

Россия также участвовала в этом Глобальном форуме и подписала Декларацию министров. Участие Российской Федерации на данном форуме проявилось в принятии ею соответствующих нормативно-правовых актов. В частности в статье 82 федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливается, что «Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно.

В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора».

Основную долю в решении экологических проблем в мире занимают международные экологические организации. По правовому статусу они делятся на неправительственные и межправительственные.

К межправительственным экологическим организациям относятся:

· Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП (United Nations Environment Programme), включающая в себя: Совет управляющих, секретариат и фонд окружающей среды;

· Комиссия ООН по устойчивому развитию, при Экономическом и социальном Совете ООН - ЭКОСОС;

· Международное агентство по атомной энергетике - МАГАТЭ;

· Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ;

· Всемирная метеорологическая организация - ВМО и другие организации.

Наряду с межправительственными экологическими организациями в охране мирового экологического правопорядка принимают участие и неправительственные экологические организации.

В мире функционируют более 500 таких организаций, наиболее значимыми и имеющими резонанс в экологической деятельности являются:

· Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП;

· Гринпис - Greenpeace;

· Всемирный фонд охраны дикой природы - WWF;

· Всемирный фонд охраны дикой живой природы;

· Международный совет по охране птиц;

· Всемирная федерация по охране животных и другие организации.

Межправительственные экологические организации в своей деятельности руководствуются принципами международно-правовой охраны окружающей среды и в отличие от неправительственных экологических организаций имеют реальные рычаги воздействия на нарушителей международных экологических норм.

Эти меры воздействия заключаются в наложении экономических санкций на государства, не соблюдающие установленные международные правила охраны окружающей среды, исключении этих государств из претендентов на международную экономическую помощь и другие международно-правовые меры охраны окружающей среды.1

Таким образом, специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативного регулирования отношений по охране окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли – права охраны окружающей среды.

 

Главный государственный инспектор по охране окружающей среды наложил штраф на АЗС и его директора за то, что на территории станции допущен разлив нефтепродуктов и размещена свалка запчастей автотранспорта и бытового мусора.

Какими полномочиями наделены должностные лица государственного экологического контроля? Вправе ли они налагать административные штрафы за нарушением экологического законодательства?

В соответствии со ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) инспектора в пределах своей компетенции имеют право:

1. запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

3. беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

4. выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5. составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

6. направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

7. предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

В соответствии со ст. 75. ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В главе 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:1

o невыполнение экологических требований;

o нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;

o причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

o несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);

o несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);

o нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);

o нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Ко второй группе экологических проступков относятся:

o нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);

o нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);

o нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

o нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

К третьей группе экологических проступков относятся:

o порча земли (ст. 8.6);

o незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);

o уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

o предупреждение;

o административный штраф;

o возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

o конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

o лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

o административный арест;

o административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

o дисквалификация.

В ст. 23.29 КоАП РФ указаны органы, осуществляющие государственный экологический контроль. К ним относятся:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, его заместители;

2) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;

3) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;

4) главные государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности, их заместители;

5) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

6) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

7) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители;

8) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;

9) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;

10) главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;

11) государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.

Таким образом, должностные лица государственного экологического контроля вправе налагать административные штрафы за нарушение экологического законодательства.

 

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: