Содержание контрольной работы
И требования к ее выполнению
Контрольная работа по курсу "Возрастная психология" состоит из следующих элементов:
• титульного листа (приложение 1);
• трех выполненных заданий контрольной работы;
• списка использованной литературы.
Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Вариант контрольной работы |
1 или 6 | |
2 или 7 | |
3 или 8 | |
4 или 9 | |
5 или 0 |
Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий разного уровня выполнения:
1)Первое задание предполагает репродуктивно-творческий уровень выполнения - актуализация теоретических знаний по закономерностям и механизмам физического, физиологического, психического, социального и духовного развития в целом и особенностях этого развития на определенном возрастном этапе (в зависимости от варианта задания).
2)Второе задание предполагает диагностический уровень выполнения – исследование индивидуально психологических особенностей личности на различных этапах возрастного развития (описание методики исследования, ее возможностей, особенностей использования и применения и проведение диагностики).
3)Третье задание предполагает развивающее формирующий уровень выполнения - подбор специальных развивающих упражнений и игр для формирования и развития возрастных особенностей на указанном в варианте возрастном этапе.
Контрольные задания по вариантам
Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода.
Для выполнения задания необходимо:
а) определить номер варианта контрольной работы (смотри таб.) и соответствующий ему возрастной период;
1. вариант: Детство (раннее детство (1-3 лет), дошкольное детство (3-7 лет), младший школьный возраст (7-11 лет));
2. вариант: Школьный возраст (подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (ранняя юность -15-17 лет);
3. вариан т: Юность (18-23 лет);
4. вариант: Молодость (24-30 лет);
5. вариант: Зрелость (31-60 лет).
б) познакомиться с литературными источниками:
1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005;
2.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., «Сфера», 2006;
3.Крайг Г. Психология развития, СПб, Питер, 2006;
4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 2007;
С предложенными источниками литературы можно ознакомиться в Интернете на сайтах: http: // www. vlados.ra, http: // www.piter-press.ru.
в) составить таблицу (таб. 1), анализируемого возрастного периода, используя следующие критерии - логические основания:
• социальная ситуация развития;
• ведущая деятельность;
• центральные новообразования;
• возрастной кризис;
• психологические особенности уровня развития познавательных и умственных процессов (память, внимание, мышление, речь).
г) закончив таблицу, связным текстом описать и раскрыть основные особенности физического, физиологического, психического, социального и духовно го развития на каждой ступени возрастного периода.
Таблица 1
Социальная | Ведущая | Центральные | Возрастной | Психологические осо- |
ситуация | деятель- | новообразова- | кризис | бенности уровня разви- |
развития | ность | ния | тия познавательных и | |
умственных процессов | ||||
Основные теоретические положения.
Развитие личности - процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку как индивиду и члену общества и проявляющихся в деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми.
Социальная ситуация развития — по Л. С. Выготскому, совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности. В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия.
Деятельность ведущая – деятельность ребенка, в которой возникают и проявляются главные изменения в психических процессах и психических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Это деятельность: 1) в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности; 2) в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы; 3) от которой непосредственно зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.
Кризисы возрастные – особые периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития. Хронологически кризисы определяются границами стабильных возрастов: кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис (10 -11 лет).
Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя следующие методики (по вариантам):
1. вариант: Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда [Leongard С.];
2. вариант: Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [Buss R. - Durkey R.];
3. вариант: Личностный опросник Айзенка [Eysenck H. J.];
4. вариант: Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [Rogers С, Diamond R.];
5. вариант: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.