Основные теоретические положения.




Содержание контрольной работы

И требования к ее выполнению

 

Контрольная работа по курсу "Возрастная психология" состоит из следующих элементов:

• титульного листа (приложение 1);

• трех выполненных заданий контрольной работы;

• списка использованной литературы.

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.

 

Последняя цифра номера зачетной книжки студента Вариант контрольной работы
1 или 6  
2 или 7  
3 или 8  
4 или 9  
5 или 0  

 

Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий разного уровня выполнения:

1)Первое задание предполагает репродуктивно-творческий уровень выполнения - актуализация теоретических знаний по закономерностям и механизмам физического, физиологического, психического, социального и духовного развития в целом и особенностях этого развития на определенном возрастном этапе (в зависимости от варианта задания).

2)Второе задание предполагает диагностический уровень выполнения – исследование индивидуально психологических особенностей личности на различных этапах возрастного развития (описание методики исследования, ее возможностей, особенностей использования и применения и проведение диагностики).

3)Третье задание предполагает развивающее формирующий уровень выполнения - подбор специальных развивающих упражнений и игр для формирования и развития возрастных особенностей на указанном в варианте возрастном этапе.

 

Контрольные задания по вариантам

 

Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода.

Для выполнения задания необходимо:

а) определить номер варианта контрольной работы (смотри таб.) и соответствующий ему возрастной период;

1. вариант: Детство (раннее детство (1-3 лет), дошкольное детство (3-7 лет), младший школьный возраст (7-11 лет));

2. вариант: Школьный возраст (подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (ранняя юность -15-17 лет);

3. вариан т: Юность (18-23 лет);

4. вариант: Молодость (24-30 лет);

5. вариант: Зрелость (31-60 лет).

 

б) познакомиться с литературными источниками:

1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005;

2.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., «Сфера», 2006;

3.Крайг Г. Психология развития, СПб, Питер, 2006;

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 2007;

С предложенными источниками литературы можно ознакомиться в Интернете на сайтах: http: // www. vlados.ra, http: // www.piter-press.ru.

 

в) составить таблицу (таб. 1), анализируемого возрастного периода, используя следующие критерии - логические основания:

• социальная ситуация развития;

• ведущая деятельность;

• центральные новообразования;

• возрастной кризис;

• психологические особенности уровня развития познавательных и умственных процессов (память, внимание, мышление, речь).

 

г) закончив таблицу, связным текстом описать и раскрыть основные особенности физического, физиологического, психического, социального и духовно го развития на каждой ступени возрастного периода.

Таблица 1

Социальная Ведущая Центральные Возрастной Психологические осо-
ситуация деятель- новообразова- кризис бенности уровня разви-
развития ность ния   тия познавательных и
        умственных процессов
         

Основные теоретические положения.

Развитие личности - процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку как индивиду и члену общества и проявляющихся в деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальная ситуация развития — по Л. С. Выготскому, совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности. В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия.

Деятельность ведущая – деятельность ребенка, в которой возникают и проявляются главные изменения в психических процессах и психических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Это деятельность: 1) в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды дея­тельности; 2) в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы; 3) от которой непосредственно зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.

Кризисы возрастные – особые периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития. Хронологически кризисы определяются границами стабильных возрастов: кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис (10 -11 лет).

 

Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юно­сти или юности, используя следующие методики (по вариантам):

1. вариант: Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда [Leongard С.];

2. вариант: Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [Buss R. - Durkey R.];

3. вариант: Личностный опросник Айзенка [Eysenck H. J.];

4. вариант: Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [Rogers С, Diamond R.];

5. вариант: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: