Эксгибиционизм — достижение полового удовлетворения путем демонстрации




гениталий лицам противоположного пола без половой близости.

 

 

Экскурсии (в пед.) — форма организации обучения, позволяю­щая проводить

наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Отличие от урока: проводится вне класса, не имеет строгого ограничения во времени, может проводиться не учителем, со­став учащихся может меняться. Классификация: по месту в учебном процессе — вводные, текущие, обобщающие; по содер­жанию — предметные, комплексные; по месту проведения — в природу, на производство, в музеи и на выставки, по памят­ным и историческим местам. Этапы: подготовка, проведение, послеэкскурсионная работа.

 

 

Экспектация— система ожиданий и требований, предъявляемых к личности

относительно норм исполнения ею соц. ролей.

 

Эксперимент— см. Методы педагогического исследования.

 

 

Эксперт— специалист в к.-л. области, проводящий экспертизу с представлением

мотивированного заключения.

 

 

Эксплицитный— определенно и ясно выраженный, развернутый.

 

 

Экспрессия— выразительное поведение человека.

 

 

Экстериоризация(от лат. exterior — наружный, внешний) — про­цесс перехода от

внутренней психической деятельности к внеш­ней, предметной.

 

 

Экстернальность — интернальность(от лат. externus — внешний, internus —

внутренний) — предрасположение индивида к опре­деленной форме локуса контроля (см. Локус контроля).

 

 

Экстралингвистика— темп речи, паузы, вкрапления в паузы (по­кашливание, смех и

др.), громкость речи.

 

 

Экстраполяция(лат. extra — вне, сверх, polire — делать гладким, отделывать) — в

теории решений под Э. понимается логичес­кая процедура перенесения выводов, полученных внутри не­которого отрезка наблюдения, на явления, находящиеся вне этого отрезка. Различают два вида Э.: временную и простран­ственную. Временная Э. заключается в распространении выво­да о закономерностях развития к.-л. объекта в прошлом на раз­витие того же самого объекта в будущем. Пространственная Э. состоит в распространении вывода, полученного в результате анализа одной части объекта, на др. его часть или на весь объект в целом.

 

 

Экстремальные условия(от лат. extremus — крайний) — условия, резко

отличающиеся от обычных и в силу этого воздействующие на психику, не адаптированную к ним, как стрессоры.

 

 

Элективный(от лат. electus — избранный) — избирательный.

 

 

Электронная таблица— интерактивная система обработки дан­ных, представляющая

собой прямоугольную таблицу, создаю­щую зависимость значения ячейки от др. ячеек (В. И. Першиков). Электронные таблицы предоставляют пользователю возмож­ность выполнения быстрых вычислений по строкам, столбцам или внутри ячейки, получения графических изображений в виде разного рода диаграмм.

 

Электронный учебник— учебник, внесенный в компьютер, но организованный по

принципу гипертекста.

 

 

Элиминирование(от лат. eliminare — изгонять) — исключение из рассмотрения

признаков (факторов), не связанных с изучаемым явлением (процессом).

 

 

Эмансипация(от лат. emancipatio — освобождаться от опеки) — освобождение от

зависимости, предрассудков, опеки; отмена ограничений, уравнивание в правах.

 

 

Эмотивность— психическое состояние, характеризующееся пре­обладанием,

безотчетным проявлением сложных безусловных рефлексов (агрессивного, пассивно-оборонительного и др.) при ослаблении влияния коры головного мозга.

 

 

Эмоциональная направленность личности— направленность чувств и

переживаний человека. Виды: альтруистическая — по­требность в содействии и помощи, покровительство др. людям; коммуникативная — потребность в общении, дружеских отно­шениях, сочувствующем собеседнике; глорическая — потреб­ность самоутверждения, славы, почета; праксическая — ценност­ные переживания, связанные с реализацией деятельности, к-рая нужна субъекту сама по себе; пугническая — потребность в пре­одолении опасности, на базе к-рой позднее возникает интерес к борьбе; романтическая — стремление ко всему необычному, таинственному; гностическая — стремление понять, разрешить сложные проблемы; эстетическая — тяга к произведениям ис­кусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к пережи­ванию чувства прекрасного; гедонистическая — выражение по­требности в телесном и душевном комфорте; акизитивная — (приобретение) — тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Определенное сочетание отдельных видов Э. н. л., выявляемое с помощью специального теста, определяет характер профес­сиональной пригодности к тому или иному виду пед. дея­тельности.

Эмоционально-волевая саморегуляция— система приемов последовательного

самовоздействия личности в целях повы­шения эмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях. В целях Э. в. с. может применяться и ауто­генная тренировка.

 

 

Эмоционально-волевая устойчивость— способность психики сохранять

высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адапта­ции к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоци­онально-волевой саморегуляции.

 

Эмпатия(от греч. empatheia — сопереживание) — качество лично­сти, ее способность

проникать с помощью чувств в душевные переживания др. людей, сочувствовать им, разделять их переживания; «способность увидеть себя на месте др. человека» (Р. Хенви), готовность оказать им посильную помощь. Как показыва­ют психол. исследования, Э. трудно воспитать, но также труд­но и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Термин Э. введен Э. Титченером. Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализует­ся в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций людей. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

 

 

Эмпирическое— идущее от опыта.

 

 

Эндогенный (от греч. endon — внутри, genos — род, рожде­ние) — обусловленный

внутренними, присущими организму причинами.

 

 

Эпатировать(фр. epater) — поражать, удивлять необычным пове­дением,

скандализировать. У ряда трудновоспитуемых детей эпатаж становится средством привлечения к себе внимания.

 

 

Эпистемология(от греч. episteme — знание) — философская на­ука о знании,

исследующая его состав, природу, структуру, фун­кции, критерии ценности.

 

 

Эротическое— связанное с половыми проблемами, чрезмерно чувственное.

 

 

Эрудиция— глубокие разнообразные познания в к.-л. области науки; разносторонняя

образованность.

 

 

Эрудиция педагогическая— запас современных знаний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач.

 

 

Эсхатология(от греч. eschatos — последний, logos — понятие, уче­ние) — учение о

конечной судьбе мира и человека, входящее составной частью во многие религии; особенно большое разви­тие получила в иудаизме и христианстве. В. В. Зеньковский счи­тал, что на всех возрастных этапах необходимо в процессе вос­питания иметь эсхатологическую перспективу: «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти».

Эталон(фр. etalont) — образец для подражания, сравнения с чем-либо.

 

 

Этика деловаяпсихология— совокупность принципов и норм, к-рыми долж­на

руководствоваться организация и ее члены в сфере управле­ния и предпринимательства. Включает в себя: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом, моральные принципы членов организации, моральный климат в организации, нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

 

 

Этика руководителя— система норм нравственного поведения руководителя. Э. р.

заключается в необходимости совмещать основные профессиональные управленческие принципы с об­щегуманистическими, нравственными требованиями и пред­полагает знание основных норм взаимоотношений между людьми, между личностью и коллективом, а также между кол­лективами.

 

 

Этика педагогическая — составная часть этики, отражающая спе­цифику

функционирования морали (нравственности) в услови­ях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нрав­ственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются за­кономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

 

 

Этикет— принятая в особых соц. кругах система правил поведе­ния, составляющая

единое целое; свод правил поведения, каса­ющийся внешнего проявления отношения к людям.

 

 

Этнический— связанный с принадлежностью к к.-л. народу, от­носящийся к нему.

 

 

Этнопедагогика— наука, предметом изучения к-рой является народная педагогика,

закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием соц., эко­номических и др. факторов и способы их отражения и функци­онирования в современной воспитательной системе.

 

 

Эффект Зейгарник(эффект незавершенного действия) — явле­ние, заключающееся в

том, что человеком в силу сохраняюще­гося мотивационного напряжения лучше запоминаются его не­завершенные действия, чем завершенные. Важнейшее условие организации любого пед. воздействия, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае она воспринима­ется им как самостоятельно усвоенная.

 

 

Эффект края— явление, заключающееся в том, что из располо­женного в ряд

заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен нем. психологом Г. Эббингаузом и под­твержден др. исследователями. Проявляется как при непосред­ственном, так и при отсроченном воспроизведении.

 

 

Эффект «ореола»— эффект восприятия людьми друг друга в ус­ловиях дефицита

информации, когда на восприятие одного че­ловека др. оказывает существенное влияние первичная инфор­мация о нем, в результате к-рой он воспринимается в соответ­ствующем ему свете — положительном или отрицательном. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определя­ется тем, что становится ему известно о воспитаннике от др. лиц.

 

 

Эффективность— соответствие полученного результата постав­ленным задачам.

 

 

Эффективность педагогическая степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возмож­ными (например, переход ученика от необученности к обученности) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо учителя на достиже­ние поставленной цели.

 

Эффективность урока степень достижения заданной цели деятельности с учетом оптимальности (необходимо­сти и достаточности) затраченных усилий, средств и вре­мени в процессе урока.

 

Ю

Ювенология эвристическая — идея вечного творчества, движе­ния, активного

восстановления после перегрузок; обучение учащихся методам саморегуляции и повышение их адаптации к экстремальным условиям, регуляции своего физического и морального состояния, научение ориентации в вопросах соб­ственного здоровья.

 

 

Юмор — умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде;

выражение шутливо-доброжелательного от­ношения к событиям, ситуациям, поведению др. людей и к себе. Ю. — предпосылка положительных эмоций, даже в ост­рых и сложных ситуациях. Ю. по отношению к себе — признак развитого самосознания и зрелости личности. Для педагога выступает как очень профессионально значимое личностное качество.

 

 

ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН). Создан в 1946 г.

как чрезвычайная организация помощи детям в разоренных войной странах Европы (современное назва­ние — с 1953 г.). Ведущее учреждение ООН по координации де­ятельности программ помощи для детей. Источник их финан­сирования — ежегодные добровольные взносы правительств, пожертвования организаций и частных лиц. Детский фонд ООН через свою деятельность воздействует на общественное мнение и заставляет правительства различных стран разрабатывать про­граммы помощи детям. Наиболее важными инициативными акциями ЮНИСЕФ за последние годы стали содействие: в раз­работке проекта Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.); в подготовке и проведении в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г. Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей и принятие на ней главами 159 государств Всемирной декларации об обес­печении выживания, защиты и развития детей до 2000 г. В 1965 г. ЮНИСЕФ удостоен Нобелевской премии за вклад в защиту детства и мира.

 

 

Юность— период жизни человека от 14—15 до 25 лет (14—18 — ранняя Ю.; 18—25 —

поздняя Ю.). Для этого возрастного пери­ода характерны повышенная эмоциональность и категорич­ность суждений, стремление к самостоятельным поискам и са­моутверждению в глазах окружающих людей. Полностью закан­чивается половое созревание, замедляется рост, повышается работоспособность, у большинства определяются профессио­нальные устремления, реализующиеся в получаемой професси­ональной подготовке. Происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное вхождение в различные сферы общественной жизни. Самый благоприятный период для формирования профессионального мышления и компетентности.

 

 

Я

 

 

Я— понятие, выражающее результат выделения человеком само­го себя из окружающей

среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, дей­ствий и процессов, переживать свою целостность и тождествен­ность с самим собой — как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. «Я» формируется в деятельности и об­щении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с др. людьми, человек отделяет свое «Я» от не-«Я». «Я» оценивается человеком в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности.

 

 

Язык— стихийно возникшая в человеческом обществе и постоян­но развивающаяся

знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существу­ющая в речи.

 

 

Язык ассемблера(англ. assembler language, to assemble — соби­рать) — язык

программирования, структура команд к-рого опре­деляется форматами команд, данными машинного языка (т. е. языка машинных кодов, непосредственно воспринимаемых процессором), а также архитектурой процессора. Является уни­версальным языком программирования.

 

 

Язык программирования— специальные языки, используемые для выдачи задания

(программы) компьютеру. Существует два основных вида языков программирования: языки низкого уров­ня и языки высокого уровня. Языки высокого уровня проще в обращении, поскольку их задача состоит в обслуживании по­требностей программиста, а не в выявлении возможностей компьютера. Языки высокого уровня принято делить на универ­сальные и проблемно-ориентированные, т. е. предназначенные для решения широкого, но вполне определенного класса задач. Языки низкого уровня, близкие к машинному, позволяют со­здать программы, к-рые запускаются быстрее и позволяют эффективнее использовать ресурсы компьютера. Др. виды язы­ков программирования используются для решения более узких классов задач (напр.: язык запросов, язык генератора программ печати отчетов и т. п.).

 

 

Язык Эзопов— способ выражения мыслей путем намеков, недо­молвок, иносказаний.

 

 

Я-концепция— система представлений человека о самом себе, на основе к-рой он

строит свое взаимодействие с др. людьми и от­носится к себе.

 

 

Я-концепция учителя профессиональная та часть Я-концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («ак­туальное Я»); того, каким учитель видит себя и оценива­ет по отношению к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»); того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»); того, как, с точки зрение учителя, его рассмативают др. люди — его коллеги, его учащиеся и др. («рефлексивное Я»).

 

 

Я-образ зеркальный— отражает то, как воспринимается лич­ность значимыми др.

 

 

«Я-сообщение (высказывание)»— прием пед. оценки, приме­няемой в тот

момент, когда не требуется явно указать или от­крыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо косвенно скорректировать его отношения и дей­ствия. «Я-с.» позволяет обозначить проблему и при этом при­нять ответственность на себя и обычно включает в себя: опи­сание ситуации (Когда я вижу, что...); называние своих чувств в ситуации (Я не знаю, как реагировать...Я чувствую...); на­зывание причин возникающих чувств (В связи с тем, что..). Пре­имущества «Я-с»: позволяет воспитателю в необидной форме для воспитанника выразить негативные чувства; позволяет воспитаннику узнать ощущения и чувства воспитателя; чув­ства, высказанные без приказа, осуждения или выговора позволяют воспитаннику самому принять решение и учесть пе­реживания воспитателя.

 

 

«Я» ученика— комплекс представлений и знаний ученика о себе как о школьнике.

Представления и знания о себе у школьника неравнозначны и порой противоположны. Образ себя и само­доверие во многом обусловливают поведение ученика и его ус­пехи в классе, к-рые в свою очередь становятся предметом оценки др. лиц, и в основном учителя. От принятия учеником оценочных суждений др. людей и объяснения их себе, зависит его самооценка, образ себя. Большое влияние на «Я» у. оказы­вает совпадение соц. роли ученика с его собственным понима­нием предназначения ученика, совпадение установленного и требуемого поведения с его собственными установками и требо­ваниями к себе. Для младших школьников важна их оценка учи­телем, для старших — оценка сверстниками. Для многих стар­шеклассников характерно стремление сохранить, вопреки реальности, свое самопонимание или даже его повысить.

 

 

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

А 6

Абстракция 6

Автоматизированная обучающая система (АОС) 6

Автономный 6

Авторитарность 6

Авторитарное воспитание 6

Авторитет 7

Авторитет положения 7

Авторитет родителей 7

Ложные родительские авторитеты 7

авторитет доброты 7

авторитет дружбы 7

авторитет любви 7

авторитет педантизма 7

авторитет подкупа 8

авторитет расстояния 8

авторитет резонерства 8

авторитет чванства 8

Авторитет руководителя 8

Авторитет учителя 8

Авторская школа 8

Агрессия 8

Адаптация психическая 9

Адаптация социальная 9

Адаптивная модель школы 9

Адаптивность — неадаптивность 9

Адаптивность образовательной среды 9

Адаптированность 9

Адепт 10

Адекватный 10

Адрес 10

Аккомодация 10

Аккредитация 10

Аккредитация предыдущей учебы 10

Аккультурация 10

Акмеология 10

Акселерация 10

Аксиология 11

Аксиосфера личности 11

Активность личности 11

Активности самоценные формы 11

Активность надситуативная (неадаптивная) 11

Активность общественная 11

Активность познавательная 12

Активность социальная 12

Актуализация 12

Актуальность 12

Акцентуации личности 12

Астенический 12

Гипертимный 12

Демонстративный 13

Дистимный 13

Застревающий 13

Конформный 13

Лабильный 13

Неустойчивый 13

Психоастенический 13

Сензитивный 13

Шизоидный 13

Циклоидный 14

Эпилептоидный 14

Алгоритм 14

Альтернатива 14

Альтруизм 14

Амбивалентность чувств 14

Амбидекстрия 14

Амбиция 14

Амнезия 14

Амнезия детства 15

Аморфный 15

Андрогогика 15

Андрогиния 15

Анимация 15

Анкета 15

Аннотация 15

Аномалия 15

Аномия 15

Антипатия 15

Антиципация 15

Антагонизм 16

Антропогенный 16

Антропокосмизм 16

Антропологизм 16

Антропология педагогическая 16

Антропология психологическая 16

Антропология философская 16

Антропология христианская 16

Антрополого-гуманистический принцип 17

Антропософия 17

Апатия 17

Апологет 17

Аппеляция 17

Апперцепция 17

Апостериори 17

Априори 17

Апробация 17

Аргумент 17

Аристотель 18

Артефакт 18

Арттерапия 18

Архетип 18

Аскетизм 18

Аспект 18

Ассоциация 18

Атеизм 18

Атрибуция каузальная 18

Аттестация образовательного учреждения 19

Аттестация педагогических работников 19

Аттитюд 19

Аттракт 19

Аттракция 19

Аутентичный 19

Аутизм 19

Аутоагрессия 19

Аутогенная тренировка 20

Аутоэротизм 20

Аутсайдер (20

Афазия 20

Аффект 20

Аффект неадекватности 20

Аффектация 20

Аффилиация 20

Б 21

Баден-Пауэл Р.С. 21

База данных 21

База данных реляционная 21

Базисные педагогические традиции 21

Байт 21

Бакалавр 21

Барьер общения 22

Барьер психологический 22

Барьер смысловой 22

Батавия-план 22

Безопасная жизнедеятельность и формирование здорового образа 22

жизни 22

Белл-Ланкастерская система 22

Бердяев Николай Александрович 23

Беседа 23

Бессознательное 23

Бецкой Иван Иванович 23

Библиотерапия 23

Бисексуальность 23

Бит 24

Бифуркация 24

Бихевиоризм 24

Блонский Павел Петрович 24

Братские школы 24

Бригадно-индивидуальное обучение 24

Бригадно-лабораторный метод 25

Броузер, браузер 25

В 25

Валеологическое образование и воспитание 25

Валеология школьная 25

Валидность 26

Вандализм 26

Впадение 26

Вдохновение 26

Вентцель Константин Николаевич 26

Вера 26

Вербализация 27

Вербализм в обучении 27

Вербальное научение 27

Верификация 27

Верование 27

Вес психологический воспитателя 27

Взаимодействие педагогическое 27

Понимание ребенка 27

Признание ребенка 27

Принятие ребенка 28

Взгляды 28

Взрослость 28

Видеокласс 28

Видеокнига 28

Виды воспитания 28

Виды образования 28

Виды организации учебного процесса 28

Виктимизация 28

Виктимология социально-педагогическая 29

Виртуальная реальность 29

Витагенное обучение 29

Включение педагога в инновационную деятельность 29

Власть в педагогической деятельности 29

Влияние 29

Внеклассная воспитательная работа 29

Внеурочная работа 30

Внимание 30

Внутренняя готовность 30

Внутренняя позиция 30

Внутренняя речь 30

Внутренняя среда ребенка 30

Внутришкольная инновационная обстановка 30

Внутришкольного управления система 30

Внутришкольный контроль 30

Воздействие педагогическое 31

Возраст 31

Возрастной подход в воспитании 31

Воля 31

Воображение 31

Вооруженность 32

Воспитание 32

Воспитание 32

Воспитание валеологическое 32

Воспитание гражданское 32

Воспитание духовное 33

Воспитание нравственное 33

Воспитание общечеловеческое 33

Воспитание поликультурное 33

Воспитание политическое 33

Воспитание половое 33

Воспитание правовое 33

Воспитание семейное 33

Воспитание трудовое 34

Воспитание умственное 34

Воспитание физическое 34

Воспитание художественное 34

Воспитание экологическое 34

Воспитание экономическое 34

Воспитание эстетическое 34

Эстетическая оценка (суждение) 34

Эстетическая потребность 35

Эстетический вкус 35

Эстетический идеал 35

Эстетическое сознание 35

Эстетическое чувство 35

Воспитание этическое 35

Воспитание свободное 35

Воспитание социальное 36

Воспитанность 36

Воспитательная работа 36

Воспитательная система школы 36

Воспитательные отношения 37

Воспитуемость 37

Воспитывающее обучение 37

Восприятие 37

Всестороннее развитие личности 37

Вуз открытый 37

Вундеркинд 37

Выборка 37

Выготский Лев Семенович 37

Вытеснение 38

Г 38

Гармонический 38

Гегель Георг Вильгельм Фридрих 38

Гедонизм 39

Гельвеций Клод Адриан 39

Генезис 39

Тендер 39

Генеалогия педагогическая 39

Гениальность 39

Генотип 39

Гербарт Иоганн Фридрих 40

Герменевтика 40

Герогогика 40

Гессен Сергей Иосифович 40

Гетерогенный 41

Гетеросексуальность 41

Гештальт 41

Гештальтпсихология 41

Гештальттерапия 41

Гигиена умственного труда 41

Гимназия 42

Гиперсреда 42

Гипноз 42

Гипнопедия 42

Гипотеза 43

Глоссарий 43

Гносеология 43

Гомогенный 43

Гомосексуализм 43

Госпитализм 43

Государственный образовательный стандарт 43

Готовность к деятельности 44

Готовность ребенка к школе 44

Готовность старшеклассников к самоопределению 44

Гражданственность 44

Грамотность 45

Грамотность компьютерная 45

Грант 45

График 45

Группа 45

Группа референтная 45

Групповая работа на уроке 45

Группы психокоррекционные 46

Группы риска 46

Группы сверстников 46

Группы телесной терапии 47

Группы тренинга умений 47

Гуманизация воспитания и обучения 47

Гуманизация образования 47

Гуманизм 48

Гуманистический идеал человека 48

Гуманитаризация образования 48

Гуманитарное образование 48

Гуманитарный 48

Гуманность 48

Д 48

Дальтон—план 49

Данные 49

Движение детское 49

Движущие силы педагогического процесса 49

Дебильность 49

Девиантность 49

Девианты 50

Девиантное поведение 50

Девиантность субкультурная 50

Дедукция 50

Деградация 50

Дежа вю 50

Дезадаптация 50

Дезадаптация патогенная 50

Дезадаптация психическая 51

Дезадаптация социальная 51

Действия 51

Действия импульсивные 51

Действия умственные 51

Декларативный 52

Декорум 52

Делегирование 52

Делинквент 52

Деловая игра 52

Деловитость 52

Демагогия 52

Деменция 52

Демокрит 52

Деморализация 53

Деонтология педагогическая 53

Деперсонализация 53

Депонированная рукопись 53

Депрессия 53

Депривация психическая 53

Депривированный 54

Дерево целей 54

Дескриптивный 54

Дескриптор 54

Деструкция 54

Детерминизм 54

Дети исключительные 54

Дети и подростки «группы риска» 54

Детские деревни 54

Детский дом семейного типа 55

Детство 55

Дефектология 55

Дефиниция 55

Деформация личности профессиональная 55

«Выгорание» специалиста 55

«Перегорание» специалиста 55

Децелерация 56

Децентрализация управления 56

Децентрация 56

Деятельностный подход 56

Деятельность 56

Деятельность ведущая 56

Деятельность информационная 56

Деятельность организаторская 56

Деятельность педагогическая 57

Деятельность предметная 57

Деятельность учащихся коллективная 57

Диагноз педагогический 57

Диаграмма 57

Диалектический 57

Диалог 57

Диапазон 57

Диапозитив 58

Диапроектор 58

Диапроекция 58

Диверсификация 58

Диверсификация в системе образования 58

Дидактика 58

Дидактика аудиовизуальная 58

Дидактика урока 59

Дидактические игры 59

Дидактическая система учителя 59

Дидактические правила 59

Дидактические принципы 59

Дидактические способности 59

Дидактогения 59

Дидаскология 59

Дидро Дени 59

Диморфизм 60

Директивный 60

Директива 60

Диск 60

Дискретный 60

Дискреционный 60

Дискриминация 60

Дистервег Фридрих Вильгельм Адольф 60

Диспропорция 61

Дисциплина 61

Дисфория 61

Дифференциация в обучении и образовании 62

Договор трудовой 62

Добролюбов Николай Александрович 62

Доказательство 63

Долг профессиональный педагогический 63

Домашняя учебная работа 63

Доминанта 63

Дополнительные образовательные услуги 63

Дорожка 63

Доска 64

Доцимонология 64

Драйв 64

Драматизация 64

Дромомания 64

Дружба 64

Духовность 64

Душа 64

Дьюи Джон 65

Е 65

Емкость 65

Ж 65

Жесткий диск 65

Жизнедеятельность 65

Жизненная позиция 66

Жизненный стиль 66

Жизненный сценарий 66

3 66

Задатки 66

Задача 66

Задача педагогическая 66

Задачи педагогического исследования 66

Задержка психического развития (ЗПР) 66

Закон учебно-воспитательного процесса 67

Закон воспитания 67

Закономерности педагогического процесса 67

Закономерности воспитания 67

Закономерности обучения 67

Заместитель директора школы по науке 68

Замещение 68

«Занавес» 68

Застенчивость 68

Затруднения 69

Зачет 69

Защита детства 69

Защита психологическая 69

Вытеснение 69

Замещение 69

Идентификация 70

Изоляция 70

Перцептивная защита 70

Проекция 70

Рационализация 70

Реакция избегания 70

Регрессия 70

Сублимация 70

Здоровье 71

Здравый смысл 71

Зеньковский Василий Васильевич 71

Знание 72

Знание 72

Значимый другой 72

Зона актуального развития 72

Зона ближайшего развития 72

И 73

Игра 73

Игра компьютерная 73

Игра предметная 74

Игра ролевая 74

Игра символическая 74

Игра 74

Игры компьютерные дидактические и развивающие 74

Идеал 74

Идеал воспитания полисный 74

Идентификация 75

Идентификация полоролевая 75

Идеология 75

Идеологизация 75

Идея 75

Идиотия 75

Иерархия 75

Изоляция, отчуждение 75

Иллюзия 75

Имаготерапия 76

Имбецильность 76

Имидж учителя 76

Имиджмейкер 76

Имманентный 76

Императив 76

Имплицитный 76

Имплицитная концепция воспитания 76

Имплицитные концепции личности 76

Импритинг 76

Импровизация педагогическая 77

Инвариантность 77

Инварианты педагогические 77

Ингибиция социальная 77

Индетерминизм 77

Индивид 78

Индивидуализация 78

Индивидуализация обучения 78

Индивидуализм 78

Индивидуализм нравственный 78

Индивидуальность 78

Индивидуальный подход в воспитании 78

Индивидуальный стиль педагогической деятельности 78

Индифферентность 79

Индоктринация 79

Индукция 79

Инертность 79

Инициатива 79

Инициация 79

Инкультурация 79

Инновация педагогическая (нововведение) 80

Инновационный прогностический характер 80

Инновационные процессы 80

Инсайт 80

Инсинуировать 80

Инсталляция 80

Инстинкт 81

Инстинкт жизни 81

Интегральный 81

Интеллект 81

Интеллект текучий 81

Интеллекта коэффициент 81

Интеллектуальная пассивность 81

Интеллигентность 82

Интенсификация управления 82

Интенция 82

Интерактивное общение 82

Кооперация 82

Конкуренция 83

Интерактивный диалог 83

Интерактивный режим 83

Интеракционизм 83

Интерес 83

Интериоризация 83

Интернет 84

Интерполирование 84

Интерпретация 84

Интерфейс 84

Интерференция 84

Интонация 84

Интроверсия 85

Интроспекция 85

Интуиция 85

Интуиция педагогическая 85

Инфантилизм 85

Инфантицида 86

Информатизация 86

Информатизация образования 86

Информатизация (компьютеризация) обучения 86

Информатика 86

Информация 86

Информация априорная 87

Информационная технология 87

Информационный барьер 87

Информационный взрыв 87

Информационный менеджмент 87

Информационный процесс 87

Информация в управлении 87

Инфосфера 87

Инфраструктура 87

Инфраструктура информационная 88

Инцест 88

Иррациональное 88

Искусство управления 88

Исследование научное педагогическое 88

Исследование лонгитюдное 88

Исследование панельное 88

Исследование пилотное 88

Исследование полевое 89

Исследование пролонгированное 89

Исследования кросскультурные 89

Истеблишмент 89

История педагогики 89

К 89

Календарно-тематический план 89

Кампанелла Томмазо 90

Кант Иммануил 90

Каптерев Петр Федорович 91

Катарсис 92

Категория 92

Каузальная атрибуция 92

Кафедра 92

Кафедра школьная 92

Качества личности 93

Качество жизни (качественная сторона образа жизни) 93

Качество образования 93

Кащенко Всеволод Петрович 93

Квалитология образования 94

Квалификационные категории работников образования 94

Квалификация профессиональная 94

Квинтилиан Марк Фабий 94

Квинтэссенция 95

Кворум 95

Киднепинг 95

Кинесика 95

Кич, китч 95

Классификация 95

Классификация методов воспитания 95

Классификация методов обучения 95

Классно-урочная система обучения 95

Классный воспитатель 96

Классы компенсирующего обучения 96

Классы гибкого состава 96

Классы профильные 96

Клептомания 96

Клерикальный 96

Климат социально-психологический 96

Ключевский Василий Осипович 97

Когнитивная сфера 97

Когнитивное развитие 97

Когнитивный 97

Когнитивный диссонанс 97

Кодекс 97

Кокетство 97

Коллегиальность 97

Коллегия 97

Колледж 97

Коллектив 98

Идентификация коллективистская 98

Интеграция групповая 98

Климат коллектива социально-психологический 98

Коллектив детский воспитательный 98

Коллективизм 99

Коллективное мнение 99

Коллективистское самоопределение 99

Сплоченность коллектива 99

Коллективное бессознательное 99

Коллективное творческое дело 99

Коллоквиум 99

Команда 100

Команда 100

Коменский Ян Амос 100

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 101

Коммуникация 102

Коммуникация массовая 102

Коммуникация невербальная 102

Коммуникация педагогическая 102

Коммуникативное поведение учителя 102

Компендиум 102

Компенсация психическая 102

Компетентность 103

Компетентность коммуникативная 103

Компетентность общекультурная 103

Компетентность учителя профессиональная 103

Компетенция 103

Компетенция социальная 103

Компиляция 103

Комплекс 104

Комплекс Квазимодо 104

Комплекс Клеопатры 104

Комплекс Каина 104

Комплекс неполноценности 104

Комплекс Эдипов 104

Комплекс Электры 104

Комплементарный 104

Компьютер 104

Конвенция 104

Конвенциональная роль 105

Конвенциональные нормы 105

Конгруэнтность 105

Конкуренция 105

Консенсус 105

Конспектирование 105

Константность 105

Конституционная теория темперамента 105

Классификация Э. Кречмера 105

Классификация У. Шелдона 106

Конституция половая 107

Конструирование 107

Консультация психологическая 107

Контекст 107

Контент-анализ 107

Контркультура-субкультура 108

Контроль педагогический 108

Конференция электронная 108

Конфессиональный 108

Конфиденциальность 108

Конфирмация 108

Конфликт 108

Конфликт внутренний 109

Конфликт деструктивный 109

Конфликт продуктивный 109

Конформизм 110

Конфронтация 110

Конфуц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: