Рекрутчина в Гдовском уезде 14 глава




До штатов причт содержался доходами от земли, ругой и платою за требы. С 1843 года, причт причислен был к 4-му разряду и священнику давалось 180 р. в год, дьячку — 70, пономарю — 60, просвирне — 30. Ныне священник получает 240 р., псаломщик — 80. За требы и дохода с арендных статей получается до 800 р. Пахотной земли — 32 десятины, сенокосной — 3 десятины. Пахотная земля находится у церкви, а сенокосная — в 4-х и 6-ти верстах, в болотистой местности.

Церкви принадлежит дом для священника, выстроенный в 1840 году помещиком Татариновым, в 1858 году обновленный священником Кедровым, при пособии от помещика Шкляревича. Дьячок помещается в собственном доме, построенном в 1856 году.

Церковный капитал, возросший, к семидесятым годам, до 1200 р., употреблен на постройку церкви. Ныне имеются при церкви два сторублевых билета.

Соседние приходы: Пятницкий, Ястребинский и Редкинский (Ямбург. у.), Пенинский, Старопольский (Гдов. у.). Его составляют деревни: Ложголово, подле погоста, Заручье, отделенное от погоста ручьем; Паозерье, при озерке «Пустове», рядом с Заручьем; Братилово на р. Долгой; Загорье, Долгая Мельница — поместье на р. Долгой, при начале леса; Ликовско в 4-х верстах от церкви; Лососкино, Муравейно в 14-ти верстах от церкви за лесом на р. Луге: Сторонье на берегу Луги, в 20-ти верстах от погоста, по дороге самой неудобной; Лычня в 17-ти верстах от церкви, при впадении Лыченки в Лугу; Ориновщина или Пяцкая Чернь, близ озера «Пяцкого», в 7 вер. от церкви, в глухом лесу.

Всех прихожан м. п. 592, ж, 730.

При деревнях Ложголово, Паозерье и Братилово находятся пустоши: Ольшаг (богатая ольхою), Еронин угол (от имени крестьянина Иеронима), Головка и Маклаково. В приходе есть следующие озера: Пятцкое — в лесу, в окружности 5 верст, Верецкое, в 4 верстах, в лесу; «Белое» и Пустое, близПаозерья. Из рек больше других «Долгая», исходящая из Доложского озера; меньшие: Лыченка, Сомра и Верца, впадающие в Долгую.

Лес самый большой, — в 21 тыс. 600 квадр. десятин — помещика Шкляревича, другой меньший лес, помещиков Ольдекоп.

Прихожане занимаются маркитанством, т. е. забирают по деревням кур, телят, рогатый скот, на озере — рыбу, в глухих местах дичь, также масло, говядину, зелень и пр. и все это продают в Петербург и др. города.

Школ в приходе три: в Ложголове, в особом доме, в Ликовске и Муравейне — в крестьянских избах. Учащихся во всех школах до 120 чел. об. пола, грамотных очень много, особенно среди мужского населения.

В праздники посещают церковь около 100 человек. Многие ходят, по праздникам, в сельские часовни или в церкви соседних приходов, напр. Редкинскую церковь посещают крестьяне Лычни и Сторонья. Праздники местные суть следующие: св. великомученику Георгию и Павлу празднуют в Ложголове, Паозерье, Братилове и в Заручье; Николаю Чудотворцу, Флору и Лавру — в Ликовске, Лососкине и Муравейне, Пр. Илии — в Загорье, Рождеству Богородицы — в Ориновщине и Лычне; Арх. Михаилу — в Стороньи. Крестные ходы бывают: в Георгиев день (23 апреля и 26 ноября) в Ложголовскую часовню, 9 мая, в часовни деревень Ликовска и Лососкино; 20 июля в часовню деревни Загорья.

В приходе два кладбища. Одно при церкви, другое — в селе, на месте прежней церкви; под нею, говорят, погребен тот крестьянин «Шишимар», который выстроил церковь. Есть остатки кладбищ в Лососкине и Лычне.

Часовни в приходе следующие: в 100 саж. от церкви, во имя св. Георгия каменная. В ней находится каменный крест в 2 1/2 арш. высоты. О кресте говорят, будто на нем св. Георгий приплыл сюда по ручью, и остановился близ того места, где стоит часовня; в Ликовске, Муравейне и Лососкине во имя Николая Чудотворца, в Лычне и Ориновщлне во имя Рождества Богородицы, в Загорье, во имя Пр. Илии.

Попечительство открыто в 1878 г. Оно было вызвано необходимостью собрать деньги на перестройку церкви. Члены обязались вносить по 10 р. в течении трех лет, дабы ускорить перестройку церкви. Потом заботы его касались построения каменной Георгиевской часовни. Собираемые попечительством деньги идут теперь на уплату денег, взятых у крестьян в долг на постройку часовни[122].

 

21) Старопольская церковь

 

Старополье находится в 150 верстах от Петербурга, в 70-ти от Гдова, на низменности, близ речки Клетки, исчезающей в болотах. Жители берут воду из колодцев. Вообще вид погоста не особенно веселый; а окрестные болота много вредят хозяйству.

По преданию церковь находилась сперва в версте отсюда у деревни Куреши. По разорении ее литовцами, построена другая церковь во имя Великомученика Георгия. Предания эти подтверждают писцовые книги, в которых говорится, что причетники жили в церковной деревне Куреши, а ныне им велено перейти жить на погост в село Валовое; около деревни Куреши был ключ «попов»; были возвышения в виде могил. В писцовой книге, находящейся в Осминском управлении, написано: «Сотня Старопольская. Село Валовое, в нем церковь Великомученика Христова Георгия древянна шатровая, а в церкви Божия милосердия двери царския, сень и столбцы писаны на краски; по правую сторону царских дверей образ местной: огненное восхождение Св. Пр. Илии во облаце, Спасов образ писано на золоте; перед тем образом свеча поставная восковая, писанная красками, насвешник оловянной резной, да образ Рождества Пресв. Богородицы и иные святые, писаны на краске; перед тем образом свеча поставная восковая, насвешник белого железа; на северных дверях благоразумен разбойник рах (?) писан на краске; перед тем образом две свечи поставные восковые, писаны на красках, насвешники белого железа; подле того образа, образ местной Николая Чудотворца в деянии, по сторонам Спасов образ, да Пресв. Богородицы во облаце, писан на золоте; перед тем образом свеча и т. п.

Далее перечислены образа: Спас Нерукотворенный, Собор Пресв. Богородицы, Воскресение Лазаря, Усекновение Главы Предтечи, Вход в Иерусалим, Троица, 12 праздников Господних и Богородичных; образ Богородицы, да по сторонам 12 пророков; перед «деисусом» паникадило медное о двенадцати «перах»; да в алтаре на престоле срачица и индития и покров; и у царских врат — запона; на жертвеннике пелена крашенинная лазоревая; и престола — образ выносной: воплощение Пресв. Богородицы; крест выносной; Евангелие печатное в десть; евангелисты басменые, золочены, и застежки серебряные; два креста благословящие; на жертвеннике потир и блюда оловянные, звезда серебряная, лжица медная, два покровца, да воздух «дорогильные» черные, опушены «киндяком» зеленым; чаша водоосвященная медная луженая, укропник да два кадила медныя, две ризы полотняныя, у одних — оплечье «отлас» травчатый ветхой, и у других риз оплечье выбойчатое; две патрахили, да поручи выбойчатые, опушены крашениною; пояс нитяной, стихарь подризный полотняный, оплечье и опушки крашенинные; да один служебник печатный, новый, в полдесть, другой служебник письмянный, старой вполдесть; минея общая печатная; апостол, трефолой печатные, соборник письмяный, псалтирь печатный, книга Златоуст письменная, святцы, минея общая письменая, триодь цветная печатная, триодь постная печатная; на колокольнице два колокола, один в два пуда, а другой — в пуд; да церковных причетников поп Логин Прокофьев, дьячек Васка Петров, пономарь Самуил Тарасов, проскурница Авдотьица Артемьева дочь». Говорится еще, что когда перейдут на погост в село Валовое, то два солдата, жившие на погосте, должны перейти в деревню Курешу.

Так как здесь многие Богослужебные книги указаны как ветхие, то Старопольский погост существовал задолго до составления акта. В церковной описи, составленной в 1827 году священником Евфимием Евсевиевым, о церкви сказано: «в означенном погосте церковь деревянная, однопрестольная, освящена 1711 года, октября 7 дня; оная церковь назначена к разобранию».

В 1817 г. причт и прихожане просили у начальства дозволения построить новую каменную церковь и на это получили разрешение 16 апреля, за № 726. В упомянутой выше церковной описи сказано: «церковь каменная во имя св. Пророка Илии, с таковою же колокольнею, заложена 1817 года, июня 24 дня, а освящена 1820 года сентября 6 дня». В числе храмоздателей указаны: священник Евфимий Евсевиев, староста крестьянин деревни Замошья Афанасий Егоров и петербургский купец Вукол Поляков. Придельная же каменная церковь св. Георгия выстроена 1824 года и освящена 1826 года, мая 10, при церковном старосте Патрикии Федорове. На построение каменное употреблено 15 тыс. 13 р. 75 копеек. Под построением каменным разумеется плита, из которой выстроен главный храм и придел.

Антиминс в храме св. Илии освящен еписк. Христофором в1853 г. июля 19 иподписан митрополитом Никанором; антиминс Георгиевской церкви освящен Григорием еп. Ревельским 1824 года октября 28и подписан митр. Серафимом. Храм строили без архитектора, и потому он не отличался ни удобствами, ни изяществом. В праздники половина молящихся стояла вне храма.

С 1878 года начат новый каменный храм, на следующие средства: с каждой ревизской души назначено взимать сперва по 1, а потом по 2 р., до 1887 года: церковной суммы употреблено 7848 р. 21 к.; кроме того многие лица участвовали подвозом материалов и др. способами. От Государя Императора Александра Николаевича и Императрицы Марии Александровны пожертвовано было 6000 р.; от Департамента Уделов отпущено 700 штук бревен и 850 куб. саж. дров для обжигания кирпичей; крестьянин деревни Овсищ Николай Пантелеев пожертвовал разных предметов на 3 тыс. р. с.; крестьянин деревни Замошья Иван Евдокимов и дер. Засосья Даниил Галактионов пожертвовали на устройство железной кровли. Церковь строится по проекту архитектора Ивана Власьевича Слупского и ценность постройки определена в 71372 р. 10 к. Храм строится пятиглавый, в 3 престола. Длина его с притвором 22 саж., ширина 15 саж., высота до креста 15 саж. Высота колокольни до креста 21 саж.

К достопримечательностям храма принадлежат: 1) древняя икона Тихфинской Божией Матери, точная копия с Чудотворной, писанная, как показано на иконе. 7184 г. августа 1, при Федоре Алексеевиче и патр. Иоакиме, при митр. новгородском Корнилии. Внизу подпись: «многогрешный раб Парфенище». Икона украшена ризою с цветными камнями в венце; 2) оловянные ковчег и дароносица, 8) старинные венцы из белой жести; 4) древнее Евангелие 1748 г., обложенное полинявшим от времени бархатом.

Из колоколов замечательны два. Один, весом около 6 пуд. с надписью: Gloria in excellsis Deo anno 1645; другой, в 30 фунтов, 1763 г. работы Алексея Кузмина.

Документы церковные существуют с 1720 года. Описи церковного имущества имеются от 1780, 1794 и 1809 годов; метрические книги с 1811 г.

Причт, как видно по Писцовой книге 1676 года, состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. В позднейшее время, около 100 лет назад, причт составляли: два священника, диакон, 2 дьячка, 2 пономаря и просвирня. Из священников прежних известны: Тимофей Егоров и Иоанн Феоктистов, подписавшиеся на упомянутой описи; Игнатий Тимофеев, Иван Игнатьев; Евсевий Афиногенов (V 1797); диакон Алексей Иванов, Евфимий Евсевиев (V 1841); Василий Филиппов (V 1836); Иван Саввин Беляев, перемещенный в Ям Ижору в 1847 г.; Иван Петров Верольский, поступивший в 1849 г. в монахи. Потом служили; Матфий Петров Соколов и Иоанн Васильев Молчанов, оба из студентов Спб. дух. семинарии. По смерти Соколова в 1870 г. поступил Валентин Михаилов Кедров, служащий ныне; по смерти Молчанова, в 1868 г. поступил Петр Лабецкий, а по переходе Лабецкого в Рель поступил, служащий ныне, Григорий Петров Певцов.

До штатов причт содержался ругою и платою за требы. Руга, в размере четверика хлеба с 2-х душ, собиралась осенью. Плата за требы была ничтожная; за молебен в доме платилось 5 коп. меди; доход свечной и кошельковый был не свыше 8 р. асс. в месяц. Священники и причетники жили, главным образом, от земли; дома причта не отличались от крестьянских; рясу священник надевал только по праздникам. В 1844 г. священникам положено по 156 р. 80 к. в год, диакону — 78 р. 40 к., дьячку — 54 р. 48 к., пономарю — 47 р. 2 коп., просвирне 23 р. 52 к. Жалованье платилось в уменьшенном размере потому, что делался вычет за лишнюю пропорцию земли. Но этот вычет был для причта весьма стеснителен, потому что лишняя земля находится в 15 верстах от церкви и мало приносит дохода. За молебны в сельские праздники платится всей деревней, от рубля до трех рублей; в осенний праздник Георгия, священник в течении трех или четырех дней служит молебны в 200 домах.

Церковной земли 150 десятин 1,342 сажени. Из них усадебной 2 дес., 360 саж.; пахотной 53 дес. 1,503 саж.; сенокосной, выгонной и пастбищ 12 дес. Малоудобной до 82 дес., 1,879 саж. Вблизи церкви находится до 70-ти десятин.

Соседние приходы: Черновскии, Пенинский, Ложголовский и Долоцкий. Из деревень здешнего прихода ближайшие к церкви суть: Валово, Шахицы, Замошье, Заклепье, Корино, Куреши и Чутская Гора, более отдаленные (от 8 до 11-ти верст): Морди, Велетово, Чутка и Овсища; от 3-х до 6-ти верст расположены: Соболец, Рудница, Менюши, Хотилы, Засосье, Марино и Дубок. Всех прихожан по Клир. ведомостям, 1883 года м. п. 2314, ж. 2717. По селам больше других празднуют: Пр. Илии (в 4-х деревнях), Флору и Лавру (в 8-ми деревнях), Великомученику Георгию (в 8-ми), Анастасии (в 7-ми), Петру и Павлу (в 5-ти) и Николаю Чудотворцу (в 3-х). Крестные ходы, кроме обычных, совершаются: в Ильин день в Валовом и в Менюшах; в день Флора и Лавра — в Замошье; в Рождество Христово и в Рождество Богородицы — в Корине, в Петров день — в Руднице, 16 августа — в Овсищах.

Последние два крестные хода учреждены в память тифозной горячки.

В приходе находятся озера: Сомро в 7-ми верстах от погоста и Рудницкое, реки: Долгая, Сомерка, Менюшка и Клетка.

Прихожане торгуют скотом, занимаются мелкими подрядами по городам, обделкою кирпича, устройством мостовых в столице; уходя из дома в конце апреля, — возвращаются к дню Анастасии (29 октября). Сельские работы здесь производятся исключительно женским полом. Зимой многие крестьяне покупают рыбу на Гдовском озере и продают ее в Петербурге.

Грамотных в приходе не много. В школе, открытой в 1847 г. священниками Михаилом Соколовым и Иоанном Беляевым, сперва было до 40 учащихся, но потом, из-за разных неудобств, число их уменьшилось до 15-ти. В 70-х годах заведена здесь приходская школа, в церковной сторожке; в ней училось до 60-ти мальчиков и девочек; учила вдова здешнего священника Мария Михайлова Молчанова [*) В 1873 или 74 году в деревне Велетове, в 8 верстах от церкви открыта школа в крестьянской избе; в ней учили, сперва, исключенный из Духовного училища Александр Васильев Спасский, потом — питомец Воспитательного Дома Михаил Петров Соколов. В 1875 г. в ней училось 40 человек обоего пола. В 1877 г. Велетовская и Старопольская школа соединены в одну, под ведением министерства. Для них, в деревне Валове, в 1/4 версты от церкви устроен двухэтажный дом. В них ныне 128 человек. В этих школах закону Божию учили местные священники, получая за урок 100 р. в год.]

Прихожане исправно посещают храм Божий. В зимние праздники бывает в церкви до 1000 человек. Больные редко не соборуются. Духовному развитию прихожан много помог священник Евфимий Евсевиев, о котором сохранилась у прихожан добрая память.

Обычаи прихожан суть следующие: пред праздниками Николая Чудотворца, Пр. Илии и Анастасии многие постятся неделю.

Свадьбы бывают большею частью зимой. Сватать невесту приезжают вечером и, в переговорах, проводят время до утра. Окончательное решение дается на следующий, или на третий день. Сватовство начинается обычными расспросами о товаре и о продаже. Свату отвечают нерешительно; сряду дать согласие считается неприличным... на «Выкуп» невесты полагается от 15 до 30 руб., рыбы и солоду. По изъявлении согласия, зажигают перед образом свечу и, помолившись, садятся за стол, пьют вино, привезенное сватами. После сватовства едут домой с колокольчиками. Когда едут венчаться то поезд жениха останавливается в поле и старейший в поезде, в вывороченной шубе и шапке, стоя в санях, объезжает вокруг поезда и сыплет хмелем и ячменем. В дом невесты входят после переторжки, которая, начавшись с 5 или более рублей, доходит до 50 или 30 копеек. Одевая невесту к венцу, садят ее на квашню, под ноги кладут сковороду, и вещи туалета, одну за другой, вынимают из корзин, стоящих подле; потом невеста становится, с 2-мя подругами, за стол и начинает «делать колено», т. е., называя родных по имени и отечеству, просит их выпить пива или вина. Пьющие дают подарки; при одевании невесты после венца муж налагает ей на голову серебряную монету; это значит: «осеребрить голову». При входе в дом, старший родственник невесты, в вывороченной шубе и шапке, благословляет ее и осыпает хмелем и ячменем. Во время брачного пиршества молодые ничего не едят и не пьют, а в шерстяных перчатках стоят у стола и кланяются поздравителям. На другой день молодая осматривает хозяйство в доме жениха, и на всякий порог кладет по шерстяному поясу. Лошади, которая везла к венцу, она кланяется и «одевает» ее, т. е. ударяет куском холста. У колодца происходит выпивка и закуска. От колодца молодая идет к дровам и, набрав их, сколько достанет сил, несет в избу.

Погребальные обычаи следующие: крестьяне смерть встречают спокойно. Умирающий, после причащения, распоряжается на счет детей и семейства: назначает лиц, которые должны разделить имущество и просит священника записать распоряжения. Умершего обмывают, одевают в чистую одежду и, ногами вперед, выносят в чулан или часовню. Покойника провожает вся деревня, по крайней мере полверсты: тут прощаются и кладут в гроб свечи. Участвовавшие в похоронах или «похоронщики», возвращаясь в деревню, останавливаются в поле, зажигают солому, обкуриваются ею и потом уже справляют поминки и «сдымают темьян», т-е., зажегши перед образами свечи, курят ладоном; на столе, кроме кутьи, ставят прибор для покойника. На поминки в 40 день приглашается причт, а иногда угощается и нищая братия. После панихиды в доме, идут за деревню, туда, где прощались с покойником и там поминают пивом и пирогами. Возвратившись, садятся за обед, продолжающийся до вечера, так как в обеде участвует вся деревня. В старину, в гроб клали бутылки с вином. Бутылки находили в старых гробах и этим вином не брезгали.

Праздник Пасхи прихожане проводят благоговейно, Св. четыредесятницу постятся, а в последние дни страстной седмицы многие вовсе не вкушают пищи. В первые три дня Пасхи усердно посещается храм Божий; во всю седмицу Пасхальную не бывает ни забав, ни пьянства. Когда причт с образами, посещает домы прихожан, то в избах, на скамьях, ставятся два «лукна» т. е. чашки с ячменем и с овсом и в эти лукна ставятся: крест и икона Божией Матери, чтобы семена освятились прикосновением к святыне. Причту, кроме денег, дают холст, кудель, полотенца. Св. иконы благоговейно встречаются и провожаются всем селением. Если причт не успеет совершить этих обрядов в первую седмицу, то совершаются они на Фоминой седмице.

В святки наряженые или «окрутные» бывают редко. Младенцев крестят в домах и стараются, как можно скорее, их «ввести в веру». После крестин бывает обед для родни; кума и куму дарят платками, а они отдаривают 20 или 30 копейками на зубок. Деньги эти, а равно и другие монеты опускаются в чашку с хмелем, поставленную на стол.

Кладбище приходское находится в версте от церкви, а другое — в Овсищах. В числе погребенных на кладбище замечательны могилы: священника Евфимия Евсевиева, умершего в 1841 г. и подполковника Ивана Макарова, выслужившегося из здешних крестьян и умершего в 1857 году.

Часовни все выстроены по одному рисунку, данному от начальства.

Народ хранит память о литовских набегах, да о походе Шереметева под Нарву; по болотам находят бревна, которыми войско Шереметева устрояло себе путь. Заметки писцовых книг о солдатах, живших в здешнем приходе, дают повод думать, что здесь когда-то было военное поселение.

У Засосья и у Рудницы есть два кургана, высотою до 2 саж. и в окружности до 100 саж. На курганах — кресты без всяких надписей. Крестьяне деревни Засосья, в Троицу, поминают у этого кургана покойников. У деревни Корино есть 12 каменных 4 конечных крестов, вставленных рядом в землю и поросших мохом.

Попечительство учреждено 7 ноября 1871 года; членов в нем 34 человека. В течении 12 лет оно устроило каменную ограду на новом кладбище, уплатило, за вдову священника Матрену Соколову, церковного долга 150 р., давало пособия учащимся и собирало средства на постройку нового храма.

С 1 сентября 1880 г. в Старополье открыта земская больница на 6 кроватей. При больнице — врач и два фельдшера[123].

 

22) Церковь Архангела Михаила

в погосте Сижно

 

Погост Сижно находится в 180 верстах от Петербурга и в 45-ти от Гдова, у речки Сиженки, близ проселочной дороги из Луги в Нарву. Церковь построили гг. Хвостовы и Коновницыны. Церковь каменная, из булыжника и плиты, посвященная сперва чуду Архистратига Михаила (6 сентября – Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех – Б.В.), потом – празднику 8 ноября (Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – Б.В.). Впоследствии пристроены: теплый придел Рождества Богородицы и холодный – Николая Чудотворца. Антиминс главного алтаря освящен и подписан епископом Венедиктом; антиминс теплого придела освящен Венедиктом и подписан митрополитом Серафимом. Антиминс холодного придела подписан Симоном, архиепископом Пскова и Нарвы 1759 года, мая 4. Иконостас, в 5 ярусов, возобновлен в 1866 году, Михаилом Ивановым Чернышевым. Каменная колокольня, высотою в 9 в сажень, пристроена в 1816 году.

План и межевые книги имеются с 1780 года; исповедные с 1805 года, метрические с 1801 года.

Причт прежде состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Симион, Евдоким, Афанасий, Стефан и Иepoфeй, служивщие в прошлом веке; Федор Филимонов (1795 – 1836), имевший орден Влидимира 4-й степени за усмирение бунта, бывшего в 1826 году, Иоанн Саввин, много сделавший для благолепия церковного. Ныне (в 1885 году – Б.В.) священствует Петр Семенов Фортификантов (рукоположен к храму в 1866 году – Б.В.), студент Новгородской духовной семинарии, бывший учителем в Тихвинском духовном училище.

В числе священных предметов замечательны: два Евангелия, в лист (Москва, 1796 и 1688 гг.); иконы: Архангела Михаила, за левым клиросом, Спасителя и Святого Николая – в Никольском приделе. На образах – серебряные ризы, с вызолоченными венцами. Риза на образ Михаила пожертвована полковником Александром Мартыновичем Сычевским[124], а остальные ризы – бывшим церковным старостою, деревни Выскатки, крестьянином Стефаном Никифоровым.

До штатов причт содержался землею, доходами за требы и ругою. Руги собиралось больше 80 четвертей на причт. Петровщина состояла из коровьего масла. С 1843 году причт отнесен к 3-му разряду и получал 460 рублей серебром в год. Ныне священник получает 220 рублей, псаломщик – 70 руб. С получением жалованья сбор руги ограничился семью четвертями в год. Церковной земли 45 десятин. Из них – усадебной 1 десятина 650 саж., пахотной – 22 десятин 2,152 саж., сенокосной – 6 дес. Остальная земля неудобная, под лесом. Церковного дохода получается до 800 рублей. Часть его составляют проценты с 971 рублей, положенных на вечное поминовение. При церкви деревянная сторожка. У членов причта свои дома.

Церковных денег в бумагах 700 рублей, а наличными – 400 рублей.

Приход граничит с Выскатским, Черновским и Польским приходами. В нем находятся следующие мызы и деревни. Мызы: Сижно, Шапки и Сукновщина; деревни: Попкова Гора, Глазова Гора, Папаницы, Вязище, Горбово, Перебор, Пуговичина, Клин, Белошуково, Строки, Погорелец, Новинка, Савиновшина, Песвицы, Дворище, Мельничище, Ищево, Забородка, Березняк, Залесье, Кукшина Гора, Пустынька, Вербит, Закуп, 3амошье, Боровня, Щучкино, Вощенег, Шевцово, Казино и Горка. Всех прихожан мужского пола 1273, женского 1304.

Озера в приходе следующие: Кушела и Глухое, речки: Кушелка, Боровенка и Сиженка. Леса: Сиженский и Сукновский.

Занятия прихожан следующие: в Попковой Гopе, Глазовой Горе, Папаницах, Залесье, Вязище, Новинке, Строках и Клину – арендуют фруктовые сады и продают фрукты; зимой продают рыбу, покупая ее на Чудском озере; иные обрабатывают колеса, сани; есть каменщики, слесари; в Патреевой Гopе есть горшечники, конные барышники и прочие. Остальные заняты земледелием.

Приходское училище, основанное в 1847 году, сперва помещалось у священника, а в 1862 году, по желанию прихожан, переведено в деревню Выскатку. В 1863 – 1864 годах здесь было до 80 учеников и до 20 учениц. Второе училище, открытое в 1862 году в деревни Савиновщине, имело до 26 учащихся; в третьем, открытом в 1863 году, в деревне Вербит, училось до 15 человек. Ныне есть начальное училище в Попковой Горе, в 2-х верстах от церкви.

В храм Божий прихожане ходят исправно: в праздники их бывает до 500 человек. Кроме общих праздников празднуют Архангелу Михаилу – почти во всех деревнях; Воздвижение – в Горке, Патреевой Горе, Савиновщине, Казине и Дворище; Николаю Чудотворцу – в Клину и Белошукове; Дмитрию Солунскому – в Новинке; Георгию (26 ноября) – в Погорельце; Покрову – в мызе Шапках и Мельничище; пр. Илии – в Клину и Белошукове, по случаю повальной болезни; Флору и Лавру – в Большом Вербите, в память скотского падежа; Ильинской Пятнице – также по случаю пожара; Рождеству Богородицы в Пуговишине и Рождеству Христову – в Казино в память бывших некогда урожайных годов.

Крестные ходы совершаются: в день Флора и Лавра в Большой Вербите; в Рождество Богородицы – в Пуговичину – в День Святого Духа – в Выскатку, учрежденный в 1856 году, в память прекращения повальной болезни. В этом Крестном ходе участвует почти весь приход. 19 февраля в Залеское волостное Правление, в память освобождения крестьян. При свадьбах особенности следующие: при сватовстве сват прыскает вином в глаза невесты; при выезде к венцу дружка осматривает вокруг поезда, и если увидит тряпку или узелок, или бумажку, то ударяет по оному кнутом, в предупреждение порчи.

Над умершими особенности следующие: больного иногда умывают тою водою, которою обмыли иконы; после выноса покойника из дому, избу метут не тотчас, а пocле большого промежутка; в поминальные дни умерших поминают питьем, закуской и причитаниями, на дороге, за селением и в этом участвуют все жители: кутью выстуживают на окне, чтобы парами ее питались умершие.

При крещении кума полощет ризки в ручье, тотчас по совершении таинства и делает это с поспешностью, чтобы младенец начал ходить скорее; при пожарах обходят вокруг пожарища с зажженною свечою, которая была во время чтения 12 Евангелий; при постах кладут в семена частицы просфоры, вынутой в Благовещение; в Егорьев день стараются выгнать скотину никак не раньше других, – боясь какого-либо несчастья, а при начале молотьбы стараются что-нибудь занять у соседа, но не дают взаймы, из опасения неудачи в молотьбе. Многие также, из опасения несчастий, не работают в Преполовение, в праздник Обновления Царьграда и в Ильинскую пятницу. В Святки не прядут во весь вечер до полуночных петухов, боясь вредного действия злого духа. К древностями прихода относится старинное кладбище, простирающееся до 250 квадратных сажень; там находят круглые, как бы надгробные, камни и каменные кресты. Думают, что тут погребены воины шереметевского отряда. Военным кладбище считают потому, что на нем, когда то, крестьянин деревни Савиновщины нашел старую саблю, а памятником Шереметевского похода считаются остатки деревянного моста близ деревни Казино.

Часовни находятся: в честь Воздвижения – в Патреевой Горе, в Горке, в Савиновщине, в Казине и в Попковой Гopе; во имя Архистратига Михаила – в Кукшиной Горе, в Папаницах и Сукновшине; во имя Святого Николая – в Клину. В часовне, которая в Попковой Горе, есть каменные кресты. В приходе есть предание о бывшем Никольском монастыре и о церкви, бывшей у деревни Савиновщины: ряды камней там напоминают церковный фундамент. Говорят, что здесь когда-то нашли серебряный крест. За Сиженкою на 1/4 версты от погоста, есть «Городище» – холм в 2 версты длины и высотой до 3 сажень. Часть холма, ближайшая к погосту, называется Коломище; тут попадаются камни, в виде плиты. Около деревни Шевцова есть холм в виде стога сена.

Попечительство открыто в 1871 году. Председатель его сперва был отставной штабс-капитан гвардии Никита Кондратов Шмит[125], потом – коллежский советник Яков Андреев Тягунов[126], ныне – местный священник[127]. Попечительством построена в 1883 году новая деревянная сторожка ценою в 87 рублей. В последние три года собрано до 450 рублей и они истрачены на поддержку храма[128].

 

23) Церковь Рождества Богородицы в Пенине

 

Погост Пенино находится в 150 верстах от Петербурга, и в 80 от Гдова, при озере Пенине и окружен горами с запада и юга. Когда прежняя деревянная церковь, во имя Рождества Богородицы, сгорела, то в 1789 г. прихожанами выстроена другая, тоже деревянная. В верхнем этаже ее главный престол Рождества Богородицы, в нижнем — приделы Воздвижения и Параскевы. В главном алтаре антиминс освящен митрополитом Исидором в 1862 г., 27 октября; в приделе Воздвижения — митрополитом Гавриилом 27 мая 1778 г.; в приделе Параскевы освящен им же 1784 г., 31 октября.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: