АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА




ВНУТРЕННИЙ ЗВУК («вкусный»)

Закрываем глаза и рот, берем один низкий звук (на удобной высоте и громкости).

«Пускаем» его в свое внутреннее телесное пространство. Продолжая «мычать», наблюдаем за его путешествием, отмечая область звуковой вибрации в теле (вибрационные ощущения).

После выполнения упражнения сохраняем неподвижность и тишину (30-60 сек), наблюдая последействие: внимание в ощущениях и настроении.

Звучим – сидя, лежа, или стоя.

Важно: спина – прямая, тело – неподвижное, обстановка – комфортная, никто не мешает.

Выполняем – 3 – 20 мин., ориентируясь на общее успокоение.

ЗВУКОВОЙ КОСТНЫЙ МАССАЖ

Основная цель – заполнить всё пространство тела вибрационными ощущениями.

Постукиваем пальцами одной руки (или костяшками пальцев, или боковыми поверхностями расслабленных пальцев, или пальцами, собранными в щепоть, или ребром ладони, или кулаком) по большому пальцу другой руки (4-5 сек). Внимание при этом действии – в «костных» ощущениях в большом пальце. Звучим «ЖЖЖ», наблюдая вибрационные ощущения в большом пальце. После выполнения упражнения сохраняем неподвижность и тишину (4-5 сек), наблюдая последействие: внимание в ощущениях в большом пальце и настроении.

Повторяем эти действия:

Для костей обеих рук: каждого пальца, ладони, предплечья, плеча.

Для костей лица и черепа.

Для костей грудной клетки (спереди и сзади)

Для позвоночника.

Для крестца, копчика, таза.

Для костей обеих ног: каждого пальца, стопы, пятки, лодыжек, голени, колена, бедра.

«Связываем» вибрационными ощущениями в единое целое каждую конечность, каждую половину тела, и все тело целиком.

Выбираем направление воздействия сверху – вниз (от головы к ногам), если надо расслабиться, и снизу – вверх, если надо взбодриться.

 

СКРИП

Треск, рокот, шорох, шуршание, скрип, штро-бас – названия шумового, низкого звука, не фиксированного по звуковысотности. Он обладает МАКСИМАЛЬНЫМ РАССЛАБЛЯЮЩИМ ЭФФЕКТОМ

Исходное положение: мышцы лица расслаблены, глаза – полусонные, рот слегка приоткрыт; язык – мягкий, плоский, расслабленный лежит на нижней губе.

ЭНЕРГИЯ ВЫДОХА – МАЛЕНЬКАЯ.

 

Помогающие «подходы» (аналогичные напряжению перед расслаблением):

· Скрип на вдохе и на выдохе.

· Сначала – фальцетный звук, который «съезжает» вниз и плавно перетекает в скрип.

· Сначала – выдувание, потом скрип.

· Сначала – ой-й-й-й, потом скрип.

· Сначала зевание – потом скрип.

· Сначала – «рык» (и по груди постучать немножко), потом скрип.

· Выдохнуть практически до конца, потом скрип.

 

ВЫДУВАНИЕ

Последовательность выполнения:

Производится выдувание воздуха через вытянутые трубочкой, плотно сомкнутые губы при разомкнутых челюстях и слегка надуваемых щеках. Одна рука лежит на груди, помогая осознаванию вибрационных ощущений в трахее. На ладони другой руки, находящейся в 10-20 см ото рта – острая, тонкая струя воздуха. Пение гласного «У», одновременно с потоком воздуха из губ.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Каждое задание исполняется 4 раза. Следить за тем, чтобы во время выполнения двигалась только требуемая часть артикуляционного аппарата, всё остальное (во всём теле) – расслаблено. В связи с этим – желателен визуальный контроль в зеркале, вначале – постоянно.

 

1. Прикусить зубами кончик языка. «Пожевать» язык.

2. «Пошинковать» язык от кончика до корня, как капустный лист.

3. Высунуть язык вперед «до отказа», «проглотить» язык. Потянуться языком к носу, к подбородку. К левому уху, к правому.

4. Свернуть язык в «продольную трубочку», в «поперечную».

5. Сделать языком круговое движение между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.

6. Упереться языком в правую щеку, в левую, в верхнюю губу, в нижнюю, как бы пытаясь проткнуть их насквозь.

7. Пощелкать языком, изменяя форму рта, обращая внимание на изменение звуковысотности щелчков.

8. «Пожевать» рот изнутри (верхнюю, нижнюю губу, щеки).

 

9. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы, справа налево и слева направо, по всей длине, от угла до угла.

10. Втянуть щеки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.

11. Оттопырить, вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.

12. Оттопырить, вывернуть наружу верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу радостное выражение.

13. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.

 

14. Прищурить глаза, оставив узкие щелочки, а затем широко раскрыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.

15. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать). Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.

16. Сильно наморщить переносицу и расслабить ее. Прикоснуться указательным пальцем к переносице и ощутить пальцем работу мышц.

17. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.

 

18. Пройтись по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем, обращая внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

19. Пройтись по всей голове поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы кожа «загорелась».

20. Помассировать пальцами височно-челюстные суставы (там, где «желваки»), одновременно открывая и закрывая рот.

 

21. Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.

22. Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.

23. Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами, наморщиванием носа, раздуванием ноздрей. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дыхание свободное и бесшумное.

ЗЕВАНИЕ

J J J))))


 

«ВОЛНА СО СКРИПОМ»

 

Скрип: ххх.

Скрип – грудной звук: ххх А

а!

П

Скрипгрудной звуквой (фальцет): ххх А ххх

 

 

Волна: ххх А ххх А ххх А ххх

у!

П

Волна с воем: ххх А ххх А ххх А ххх

 

а!а!!а!!!

П

у

П

Волна с воем – крик чайки: ххх А ххх А ххх А ххх

 

( Каждая волна произносится на одном выдохе )

«ПУЗЫРЬ»

(поднятие мягкого нёба – включение головного резонатора, грудное резонирование на фальцете)

Сидим с прямой спиной – в «позе трона».

Ноги стоят на полу, стопы параллельно.

Далее – тело, шея, голова – неподвижны, работает только дыхательная система и артикуляционный аппарат.

Дыхание – нижнее.

 

На озвученном выдохе щеки сильно надуваются, как два «пузыря», вызывая ощущение поднятия мягкого нёба (как бы создания купола), увеличения объема пространства внутри рта.

Губы при этом упругие, почти сомкнутые, как при очень узком звуке «у».

Звук – фальцетный и сиплый, вызывающий вибрационные ощущения в груди.

Упражнение имеет три варианта.

 

1. Нисходящая попевка на «Пузыре» из трех нот, при этом щеки остаются надутыми до конца.

 

2. Попевка та же, на последней ноте «Пузырь» лопается, рот открывается на гласный «а».

 

3. Попевка та же, но «Пузырь» больше не надуваем.

Рот открыт на «а» всё время, звук сиплый, мягкий, простой.

 


 

«ОБЕРТОННЫЕ» УПРАЖНЕНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: