Экологический мониторинг

Статичность контроля и динамичность мониторинга лишь вне­шние характеристики. В действительности в обоих случаях речь идет о специальных информационных технологиях.

Основными структурными элементами таких технологий явля­ются:

1) система представительных точек наблюдения;

2) система необходимых и достаточных индикаторов;

3) система датчиков, обеспечивающих заданную индикацию;

4) сети съема и передачи сигналов;

5) периферические блоки обработки и архивирования данных;

6) центральный блок обработки и отображения информации;

7) геоинформационная и экспертная системы.

Все эти семь структурных элементов должны обеспечивать вы­полнение требований объективности, комплексности и целесооб­разности, налагаемых на информационную систему в целом.

Основные объекты экологического мониторинга:

природные среды (атмосферный воздух, поверхностные воды суши, морские воды, почва и земной покров, ландшафты, геоло­гическая среда)

источники антропогенного воздействия, приводящие к поступ­лению в окружающую среду токсичных, опасных и экологически вредных веществ (сточные воды, промышленные выбросы и т.д.), к изменению сложившегося или естественного состояния природ­ных сред, изменению ландшафта территорий;

природные ресурсы (водные, земельные, лесные и прочие био­логические);


5) установление приоритета загрязнений и групп загрязняю; щих примесей, основанное на коэффициентах риска и качест вод;

6) отбор соответствующей стратегии мониторинга, включа публикации и методологию оценки.

Предпринятые за последние годы усилия в области охраны ок ружающей среды не привели к стабилизации экологической об становки на территории России, тем более к ее улучшению. Слож ная ситуация складывается в промышленных районах, где возрос ло число случаев опасного воздействия на население и природны объекты загрязняющими веществами в результате аварий и катас троф в промышленности и на транспорте. Состояние технологи ческого оборудования позволяет прогнозировать в ближайшие год*: рост частоты аварийных ситуаций с тяжелыми экологическим последствиями.

Негативные последствия экологического неблагополучия про' являются в высокой смертности и низкой продолжительности жизни людей, деградации природных экосистем и возобновляв мых природных ресурсов, усилении социальной напряженности усиливающейся роли России как дестабилизирующего фактора обеспечении международной экологической безопасности.

Природоохранная деятельность в условиях интенсивного ант ропогенного воздействия на окружающую среду должна обеспечи вать решение триединой задачи:

сохранение и восстановление природных экосистем;

обеспечение безопасного проживания населения;

обеспечение устойчивого развития экономики.

Эффективность природоохранных мероприятий может быть обес печена лишь при наличии полной, достоверной и своевременно.*" информации о состоянии и тенденциях изменения как природно среды в целом, так и отдельных ее объектов (атмосферного воздух ха, вод, почвы и т.д.). Для достижения этой цели предназначен^ система экологического мониторинга. Развитие региональных сис­тем экологического мониторинга и их информационное сопряже­ние со структурами МЧС России необходимы для получения на­дежных сведений органами государственной власти и управления, муниципальными учреждениями, причем стекающаяся по сети ин­формация должна быть представлена в виде, удобном для быстро­го осмысления и принятия управленческих решений.

Остановимся на содержании термина «мониторинг». К сожале­нию, не только рядовые обыватели, но и многие крупные иссле­дователи и специалисты с этим термином связывают принципи­ально несхожие вещи:

периодический мониторинг с целью построения рядов наблю­дений для оценки динамики и прогноза состояния природной среды;


в 1994—1996 гг. обеспечено внедрение в регионах и на предприяти­ях систем наблюдения и контроля за выбросами и сбросами.

В качестве базовых принципов при организации ЕГСЭМ высту­пают:

1) организация опорных пунктов сбора и обработки экологи­ческой информации на локальном, региональном и федеральном уровнях, имеющих прямые связи с научно-исследовательскими ин­ститутами и органами МЧС России;

2) интеграция ЕГСЭМ в международные системы мониторин­га и глобальные базы данных;

3) максимальное использование имеющихся в ведомственных системах сбора экологической информации вычислительных мощ­ностей и научно-методических разработок.

Методическую помощь должно было осуществлять Министер­ство охраны окружающей среды Российской Федерации (нынеш­ний правопреемник — Министерство природных ресурсов Рос­сийской Федерации), которому также предписывалось организо­вать взаимодействие ЕГСЭМ, наблюдательных систем ПВО Мин­обороны России и Российской системы предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Однако и по сей день ЕГСЭМ как информационная система о состоянии окружающей среды, о тенденциях и степени ее измене­ния, обеспечивающая все уровни управления необходимой эколо­гической информацией (ретроспективной, текущей и прогнозной) для принятия своевременных управленческих решений, не функ­ционирует, причем не только из-за недостаточного финансирования Роскомгидромета. Так называемый «фоновый» экологический мо­ниторинг был организован на сети станций гидрометеорологичес­ких наблюдений, которая даже в лучшие свои времена не могла обеспечить региональных оценок состояния окружающей среды. Служба погоды и экологический мониторинг исследуют факторы, обладающие существенно различной изменчивостью, и должны опираться на данные, соответствующие ее уровню. Кроме того, на­бор исследуемых переменных в экологическом мониторинге значи­тельно шире, чем при гидрометеорологических наблюдениях. Эти обстоятельства представляются принципиально важными, поскольку на ЕГСЭМ возложены не только функции контроля состояния объек­тов природы, но и предупреждения аварий и катастроф, что предъяв­ляет к экологическому мониторингу повышенные требования по плотности сетей, единству методической и приборной базы, а так­же по связности данных во времени и пространстве.

Анализ состояния действующих в стране систем ведомственных средств наблюдения и контроля природной среды показывает, что все они имеют ряд следующих существенных недостатков:

недостаточная представительность концептуальной базы про­водимого комплекса эколого-информационных работ;


факторы воздействия среды обитания (шум, тепловое загрязне ние, физические поля);

состояние биоты, ее ареалов и экосистем.

Экологический мониторинг является многоуровневой инфор мационной системой, охватывающей слежение за всем цикло антропогенных воздействий от источников воздействия до реак, ции отдельных природных сред и сложных экологических систе Для комплексного подхода к определению допустимых уровне воздействия на организм, популяцию, экосистему, биосферу целом надо знать критические показатели и звенья, характеризу ющие состояние экосистем. Большое внимание при этом должн быть уделено методам математического моделирования.

Принцип многоуровневости экологического мониторинга, п
А. М. Воронцову (1995), может быть реализован двумя путям
Прежде всего, это постепенный переход от простых датчиков
сложным, где на первой ступени работают простые и дешев
датчики, регистрирующие отклонение физико-химических пара
метров от статически определенной нормы. На каждом более вы
соком уровне контроля число включаемых одновременно работа
ющих датчиков меньше, чем на предыдущем. Последняя ступен
содержит малое число дорогих универсальных высокочувствитель
ных аналитических приборов, работа которых может быть не ав
томатизирована, а обеспечиваться малочисленным квалифици
рованным персоналом. ]

Второй путь связан с реализацией многоуровневого монито
ринга, действующего по принципу «космической этажерки», пре
дусматривающему космический, самолетный (вертолетный) и на
земный уровни наблюдений. j

При организации экологического мониторинга должны учи тываться определенные приоритеты. По территориям высший при; оритет должен быть отдан городам, зонам питьевой воды и мес там нерестилищ рыб; по средам — атмосферному воздуху и вод пресноводных водоемов; по ингредиентам воздуха — пыли, дву окиси серы и продуктам ее превращений (серной кислоте и суль фатам), тяжелым металлам (ртути, свинцу, кадмию, окиси угле рода и окислам азота NOx, канцерогенным веществам, хлорорга ническим пестицидам, нефти и т.д.; по источникам загрязнени" в городах — автотранспорту, ТЭС, предприятиям цветной метал лургии и т.д.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...