Партии как носители разных идеологий




Партии выступают носителями разных идеологий. Политическая идеология - это система взглядов, теорий, доктрин, выражающих интересы и властные устремления определенных социальных групп.

· Идеология содержит в себе три компонента:

1. Объяснение существующей действительности (что правильно, а что нет).

2. Система ценностей (того, к чему следует стремиться и чему придается особое значение).

3. Представления о целях и тактике их достижения.

Идеологическая доктрина играет существенную роль в интеграции самих партии, сплачивая вокруг них людей с общими взглядами на действительность и политическими устремлениями. Наконец, идеология - это канал связи между партией и массами ее сторонников.

Остановимся на наиболее значимых идеологиях, разделяемых современными партиями: консервативной, либеральной, социал-демократической и коммунистической.

В основе консерватизма лежит идея несовершенства человеческой природы, что служит обоснованием следующих положений:

o неизбежности социального неравенства и иерархичности общественных отношений;

o потребности в поддержании морали, религии, традиции как регуляторов поведения человека;

o понимания социального порядка как следования устоявшимся моделям власти и традиционным образцам взаимоотношений;

o потребности в сильном государстве;

o прямая демократия несовершенна. Качествами лидера наделяются далеко не все, поэтому только отдельные из них могут взять на себя ответственность по руководству другими.

В сравнении с другими идеологиями консерватизм на первое место ставит социальный порядок, предпочитая его свободе и равенству. Современный консерватизм полностью не отрицает и необходимости государственного регулирования, в то же время считая, что государство не должно мешать развитию рынка и ограничивать конкуренцию.

В либерализме на первом месте стоит принцип индивидуализма: автономность личности, свободное проявление личной инициативы.

· Как политическая идеология либерализм включает в себя следующие принципы:

o индивидуальная свобода, корни которой лежат вне политики - в частной жизни, в предпринимательстве;

o конституционный порядок, закрепляющий и гарантирующий свободы личности;

o народный суверенитет. Правительство формируется с согласия народа, а каждый гражданин имеет право влиять на принятие политических решений.

В рамках теории либерализма получили развитие идеи правового государства и разделения властей.

o Классический либерализм свободу личности и равенство возможностей считает более приоритетными, нежели социальное равенство. Рынок и свободная конкуренция рассматриваются как условия реализации равных возможностей в экономической сфере. Но во второй половине ХХ в. классическая либеральная идеология претерпела ряд изменений. Более демократический вариант либерализма (социал-либерализм) пересмотрел формулу классического либерализма "минимум государства - максимум рынка" и не отрицает как необходимости государственного регулирования экономики, так и социальных программ, призванных смягчить крайности социального неравенства.

Социал-демократическая идеология утверждает ценности свободы, справедливости (равенства) и солидарности. Достижение этих ценностей осуществляется через эволюционное преобразование капиталистического общества в новое состояние - демократический социализм. Путь к последнему лежит через утверждение политической, экономической и социальной демократии. Политическая демократия предполагает развитие правового государства, институтов гражданского общества, местного самоуправления. Под экономической демократией понимается соучастие рабочих в управлении предприятиями, сосуществование форм собственности, ограничение стихии рынка и крупного частного капитала государственным регулированием и антимонопольным законодательством. Социальная демократия рассматривается как тенденция выравнивания благосостояния и статусов людей через механизм перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

С 80-х гг. ХХ в. глубокий идейно-теоретический кризис испытывает коммунистическая идеология. Для нее характерна идея коренного переустройства общества: устранение частной собственности как средства достижения экономического, социального и политического равенства, подлинного народовластия, понимание справедливости как отсутствия эксплуатации, идея построения первоначально социалистического, а затем и бесклассового коммунистического общества.

 

36. Формы политического сознания.
С точки зрения субъекта в мировой политологии выделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. В этом смысле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурно массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей и "общих ориентаций") и динамичные (типа массовых настроений) компоненты.. Наиболее распространенный способ выявления массового политическое сознание - опросы общественного мнения по политическим вопросам.Во втором измерении политическое сознание рассматривается как обобщенное сознание конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, "правительственная военная хунта", политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.В третьем измерении политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, "политического человека", способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Важным функциональным направлением изучения политического сознания является исследование его обыденных и теоретико-идеологизированных форм. Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, "смутностью", спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью его компонентов, стихийностыо становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках так называемого житейского здравого смысла. Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение: даже вступая в противоречие с параметрами теоретико-идеологизированного политического сознания, обыденное политическое сознание может продолжать определять такое поведение.В отличие от него, теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, составляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенному истолкованию идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни. Сознание в форме идеологии, науки, пропаганды и агита­ции позволяет устанавливать причинно-следственные связи меж­ду различными социальными и политическими явлениями объяс­нять и понимать политическую действительность, ориентиро­ваться в политической жизни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: