ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Основными элементами системы управления охраной окр жающей среды в России выступают лимитирование, лицензи" вание, сертификация и паспортизация, проводимые в соотве ствии с экологическими требованиями нормативной докумен ции.

Современные тенденции развития социально-экологичес процессов требуют совершенствования систем управления при допользованием, которое должно осуществляться на основе р роспективной и оперативной информации об экологической становке с учетом обеспечения экологической безопасности на ления, гармоничного сочетания социально-экономических и эк лого-градостроительных приоритетов развития городов и соп~ дельных территорий.

Новым методом регулирования социально-экологических щ цессов, введенным в России в конце 1980-х гг., является требо ние внедрения принципа «лучшей доступной технологии», что сблизить существующую практику выдачи разрешений на загр нение и оценок качества среды на основе НПДК с принципа устойчивого развития, которое основано на комплексной ЭО схемах индикаторов.

Показатели качества окружающей среды нужны, чтобы мо но было сравнивать в единых величинах участки, где бы они находились и сколь разными бы они ни казались на первый взг. Не иметь таких показателей — все равно что не иметь денег к средства платежа, а пользоваться вместо них производимой пр дукцией.

Эти показатели нужны не только для технико-экономическо обоснования инвестиций, не только для получения кредитов п залог природных ресурсов, но и при решении вопросов возмещ ния «прошлого» экологического ущерба.

Трудно представить эффективно работающий правовой мех низм, не располагающий цифровыми характеристиками охраня мых объектов. Это аналогично попыткам расследовать хозяйстве ные преступления в структурах, не пользующихся бухучетом, и. финансировать мероприятия, не зная, как считать и учитыва потраченные деньги.


планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, ути­лизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмо­сферный воздух, сокращению или полному исключению таких вы­бросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных ве­ществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима СЗЗ объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на ат­мосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйствен­ной и иной деятельности на специализированные места складиро­вания или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угро­жать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в госу­дарственные органы надзора и контроля.

Во исполнение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (ст. 11) индивидуальные предпри­ниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, уста­новленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и ли­митов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших науч­но-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размеще­ния;

проводить мониторинг состояния окружающей природной сре­ды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую инфор­мацию в области обращения с отходами;


Нормативы ПДУ шума, вибрации, магнитных полей и ин вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, об печивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охр5 ну растительного и животного мира, благоприятную для жиз окружающую природную среду. Порядок их утверждения такой ж как у нормативов ПДВ и ПДС.

Перепрофилирование деятельности экологически вредн объектов производится по согласованию со специально уполн моченными на то государственными органами Российской Фед рации в области охраны окружающей природной среды, санита но-эпидемиологического надзора.

Предприятия, причинившие вред окружающей природной с~
де, здоровью и имуществу граждан загрязнением окружающ
природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нер
циональным использованием природных ресурсов, разрушеюг
естественных экологических систем и другими экологически
правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме
соответствии с действующим законодательством. }

Более конкретные экологические требования к эксплуатац^
предприятий, касающиеся охраны атмосферного воздуха и защ
ты от неблагоприятного воздействия отходов производства и п
требления, введены соответствующими законами Российской Ф
дерации. \

Во исполнение требований Федерального закона «Об oxpaf атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ при эксплуатац-объектов хозяйственной и иной деятельности нельзя превыша нормативы качества атмосферного воздуха в соответствии с эк логическими, санитарно-гигиеническими, а также со строител ными нормами и правилами в части нормативов площадей озел ненных территорий.

Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйстве ' ной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренн-правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газ: и средств контроля за выбросами вредных веществ в атмосферн" воздух.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания н селения устанавливаются СЗЗ организаций. Их размеры определи ются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных веществ^ атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классифик цией организаций.

Предприятия, имеющие стационарные источники выброс вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредн веществ в атмосферный воздух и разработку норм ПДВ;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях сн жения уровня загрязнения атмосферного воздуха;


ными объектами, находящимися в государственной собственно­сти, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Права пользования водными объектами, в соответствии с Вод­ным кодексом Российской Федерации, приобретаются на основа­нии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора на пользование водным объектом. Они возникают с момента государственной регистрации договора на пользование водным объектом.

Лицензия на водопользование выдается специально уполномо­ченным органом управления использованием и охраной водного фонда. Порядок выдачи лицензии на водопользование определен постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил пре­доставления в пользование водных объектов, находящихся в госу­дарственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распо­рядительной лицензии» от 03.04.97 № 383.

Получение лицензии на водопользование не требуется при осу­ществлении:

общего водопользования;

использования водных объектов для плавания на маломерных судах;

разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

водопользования для пожарных нужд;

забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков; при использовании первого от поверхности во­доносного горизонта, если он не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;

пользования обособленными водными объектами.

Для получения лицензии на водопользование заявитель пред­ставляет в орган лицензирования наряду с общепринятыми до­кументами, характеризующими предприятие, специальные до­кументы:

документ о согласовании вопроса о выделении земельного уча­стка, необходимого для осуществления водопользования (свиде­тельство о праве собственности на землю, схема земельнбго учас­тка, договор аренды);

генеральный план предприятия с указанием границ землеотво-да, водных объектов, створов забора/сброса, точек лабораторного контроля воды, водоохранных зон и прибрежных защитных по­лос, зон санитарной охраны, характеристики водного объекта (ка­чество воды в створе водозабора, гидрологические особенности, краткое описание водозабора и прочие сведения о гидротехничес­ких и природоохранных сооружениях, лимитах и режимах водо­пользования);


соблюдать требования предупреждения аварий, связанных обращением с отходами, и принимать неотложные меры по ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с от дами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающ природной среде, здоровью или имуществу физических лиц ли имуществу юридических лиц, немедленно информировать об эт территориальные органы МПР России, органы исполнительн власти субъектов Российской Федерации, органы местного сам управления.

Главным требованием к производству служит обеспечение р циональности природопользования — применение таких спосо' использования природных ресурсов, которые взаимно эконо* чески и экологически оправданны: предотвращают нарушения загрязнения природной среды при оптимальных (минимальн затратах на процесс. Поэтому системы экологической безопасн ти на предприятиях должны охватывать не только пространс рабочей зоны, но и всю территорию земельного отвода (при не ходимости — прилегающую акваторию), места транспортиров складирования продукции и отходов.

К основным формам экологического контроля, как будет п казано в остальных разделах этой главы, относятся экологичес экспертиза, экологический мониторинг и экологический аудит





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!