Экоцентризм и антропоцентризм




биосфера ноосфера человек эволюционный

Уже в конце прошлого века В.И. Вернадский, оценивая масштабы технической деятельности человека по извлечению из недр Земли различных минералов и руд, по их переработке, получению новых химических соединений, пришел к выводу, что масштабы этой деятельности стремительно возрастают и уже не сравнимых с масштабами природно-геологических явлений. Он пришел к выводу, что биосфера по массе живого вещества, его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности явилось естественным этапом этой эволюции, и что под этим влиянием биосфера неизбежно должна измениться.

Таким образом, появление человека и его научной мысли - естественный этап эволюции биосферы. В результате человеческой деятельности она должна перейти в новое состояние, которое Вернадский назвал ноосферой - сферой, формирующейся под воздействием человеческого разума.

Человек настолько активно воздействует на окружающую среду, что в последние десятилетия все чаще стали говорить об угрозе глобального экологического кризиса. Экология как наука не осталась в стороне от этих процессов. Произошло быстрое расширение научной проблематики экологии. Она стала вторгаться в смежные с биологией дисциплины, в науки о Земле, физику, химию, в различные инженерные отрасли и даже в экономику, политику, этику, социологию. Экология становится гипернаукой. Этот процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знания получил название экологизации.

Экология превратилась из частного раздела биологии, знакомого узкому кругу специалистов, в обширный и еще окончательно не сформировавшийся комплекс фундаментальных и прикладных дисциплин, который Н.Ф. Реймерс (1992) назвал мегаэкологией.

Основные разделы мегаэкологии: общая экология, биоэкология, геоэкология, экология человека, социальная экология, прикладная экология.

Экоразвитие

Два основных противоборствующих направления существуют в современной мегаэкологии: антропоцентризм - когда человечество рассматривается как сила, способная управлять и изменять природу, и экоцентризм - когда человечество рассматривается как важнейший элемент ноосферы, который должен находиться в гомеостатических связях с остальными живыми и неживыми элементами. Первое направление так или иначе связано с прессинговым взаимоотношением человека и природы, когда воля человека превыше природных связей, второе - связано с гармоничным развитием человечества и его производительных сил с природой.

Заключение

Важнейший момент перехода биосферы в ноосферу состоит в том, что в него вовлекаются эволюционно-экологические основы социально-биологической организации самого человека. В эволюции биосферы совсем недавно выделялась новая высшая форма живого вещества - человечество, зародилась новая геологическая планетарно-космическая сила - научная мысль. Под ее влиянием неузнаваемо преобразился лик планеты, биосфера приобрела другой облик. Естественноисторическая эволюция планеты, живого вещества, социальной деятельности человека, его культуры и научной мысли характеризуется различными внутренними и внешними противоречиями. Самое масштабное в настоящее время - это несоответствие характера общественного производства, научной мысли и частнособственнической социальной организации. Это несоответствие угрожает атомными катастрофами, истощением биосферных ресурсов, уничтожением человечества и большей части биосферы (Казначеев, 1989).

Как известно, все живое вещество планеты подчиняется принципу Реди «живое от живого». Очевидно, сообразуясь с принципом Реди, можно выдвинуть принцип существования единого биосферного генома, характеризующего совокупность живого вещества в целом, хранение и передачу в нем информации.

Постулирование единого биосферного генома позволяет сделать важное заключение. Известно, что потеря или повреждение тех или иных локусов генома индивидуального организма, популяции может приводить к их вымиранию. Аналогично этому поражение (уничтожение) тех или иных растительных, животных видов может сопровождаться глубокими дефектами единого биосферного генома (Казначеев, 1989). Разработка модели глобальной экологии в определенной степени позволяет диагностировать «острые болезни» биосферы, оценивать степень наносимых ей травм.

Вследствие сказанного проблема регулирования населения и темпов его прироста становится глобальной проблемой. Отсутствие контроля в этом вопросе сможет привести к непредсказуемым негативным последствиям, связанным не только с нехваткой продовольствия и жизненных ресурсов, но и с неспособностью образовательной системы подготовить подавляющую часть народонаселения Земли к требованиям современного научно-технологического прогресса, к жизни в техносфере и к переходу на стадию информационного общества, где главным продуктом человеческой деятельности, обеспечивающим свободу и социальный прогресс, будут знания и услуги. Существенное отличие современного демографического контроля и развития как от традиционного, мальтузианского, так и неомальтузианского состоит в том, что сейчас стала совершенно очевидной несостоятельность всех форм и методов принудительного контроля. Попытки осуществления такого контроля в ряде стран азиатского региона оказались недостаточно эффективными. Стало совершенно очевидно, что осуществление демографического контроля и разумного регулирования народонаселения должно быть научно обоснованным. Это потребует гигантской воспитательной работы и постепенного, хотя и безотлагательного, изменения культурных и поведенческих стереотипов в системе брачно-семейных отношений во всех странах и в глобальном масштабе. Именно «разумность» человека представляет собой тот исходный пункт, на который можно опереться при решении демографической проблемы. Но, оставаясь реалистами, мы должны признать, что абстрактная разумность-- слишком слабый механизм, который может стать действенным лишь на основе скрупулезного и всестороннего анализа конкретных социальных и культурных механизмов каждой страны, каждого региона, конкретных исторических и этнических традиций, в рамках которых предстоит осуществлять разумное регулирование темпов прироста и структуры народонаселения. В этих пунктах интересы философии пересекаются с интересами психологии, этнологии, социологии, демографии и культурологии, что, возможно, со временем приведет к формированию особого демографического сознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: