Часть II. Жанровое своеобразие народных повестей хуабэнь




Историческая справка

Хуабэнь (, букв.«основа сказа») как особый жанр письменной сюжетной прозы возник в результате деятельности китайских сказителей (шохуажэнь) в X-XIII веках.

Первоначально, представляли собой запись рассказа со слов исполнителя, либо текст, по которому сказитель вел свое повествование. Позднее получили широкое распространение вполне самостоятельные авторские (или отчасти авторские) произведения, написанные в манере хуабэнь. В китайском литературоведении они именуются "подражание хуабэнь" (ни хуабэнь)[11,с.123].

Расцвет жанра хуабэнь - конец XVI- первая половина XVII века, последние десятилетия правления династии Мин. В 1621-1627 годах Фэн Мэнлун издает собрание хуабэнь, получившее в истории китайской литературы общее название "Троесловие" ("Сань янь")- три сборника по сорок повестей в каждом: "Слово назидательное, мир наставляющее" ("Юй ши минь янь"), известное также как "Повести о древнем и современном" (Гу цзинь сяошо"), "Слово простое, мир предостерегающее" ("Цзинь ши тун янь") и "Слово бессмертное, мир пробуждающее" (Син ши хэн янь"). Некоторые повести сборника написаны самим Фэн Мэнлуном, другие им капитально отредактированы [4, с. 73].

Кроме того, до нас дошли сборники повестей "Чаша, мир отражающая", сборники "Двенадцать башен" и "Беззвучные пьесы", автор которых известный драматург и писатель Ли Юйи некоторые другие. Очень многие сборники и произведения жанра до нас не дошли вследствие отношения правительства эпохи Цин и ученого сословия шеньши к хуабэнь, как произведениям низкого жанра, вульгарным, презренным[10,c.155].

Структура

Хуабэнь всегда начинается стихами (зачинным стихотворением). За стихами идёт зачин, состоящий из стихов и песен, позднее зачин изменился в сторону прозы, стал представлять из себя небольшой, никак не связанный с основным сюжетом рассказ. После зачина идёт основной рассказ.
Рассказ разделялся на отрывки, каждый из которых завершался стихами. Повесть обычно завершалась стихотворением, которое выражает приговор всему происходившему. Приговор должен совпадать с мнением слушающего повесть [10,c.155].

Направления

В повестях можно выделить четыре тематических направления:

· Судебная повесть (в ней присутствует судебные разбирательства, есть иллюзия тайны);

· Историко-героическая (много волшебства, суеверий, идея кармы);

· Любовная;

· Волшебная (сюжеты связаны с даосизмом, в повестях описаны чудеса, совершённые даосскими святыми) [10,c.155]

Часть III. Анализ народных повестей хуабэнь

"Ловкий парень" («Сун Четвертый обкрадывает жадного богача Чжана»)

Пересказ

В правление Цзиньских государей жил некий человек Ши Чун, по прозвищу Цзи-лунь. Не был он ничем замечателен, занятие же имел только одно —стрелял из лука рыбу. Тем и кормился. Однажды ночью старец постучал в челнок Ши Чуна и попросил о помощи. Старик что он старый дракон и силы его иссякли, а молодой дракон постоянно борется с ним и выигрывает. Он попросил Ши Чуна на следующий день взять лук, и застрелить рыбу, которая будет гнаться за другой - это старик. Ши Чун исполнил обещанное и старик решил вознаградить его, он наполнил его лодку золотом, серебром, жемчугом, нефритом и другими сокровищами. Ши Чун стал самым богатым человеком. Было у него много наложниц, одна из которых красавица Люй Чжу — Зеленый жемчуг. Как-то раз он устроил пир, пригласив только одного гостя — Ван Кая, императорского шурина, который влюбился в Люй Чжу. Ван Кай затаил в душе злобу и решился погубить Ши Чуна, он доложил императору о том, что есть человек богаче самого императора. Император приказал казнить Ши Чуна, а его богатства забрать в казну. Люй Чжу узнав об этом, сбросилась со скалы.

Был еще один богач Чжан Фу, происходил он из Восточной столицы, что в области Кайфэн, его предки из рода в род держали закладную лавку. Несмотря на богатство, жил он скромно и не тратил на себя лишней монеты. Однажды в его доме появился нищий и приказчики дали ему два медняка. Чжан Фу отобрал медняки у нищего, и тут его окликнул старик, он был уроженцем Тайпина, что в области Чжэнчжоу, и носил фамилию Сун. В семье он был четвертым сыном, и его звали Сун Четвертый; был он бродяга и бездельник. Он ночью прокрался в дом Чжан Фу, обманул стражу и украл сокровища. Чжан Фу нанял ссыщиков раскрыть это дело, они узнали что это Сун Четвертый и направились за ним, но он их обманул, переодевшись в своего слугу. Сун благополучно выбрался из дому и решил пойти к своему ученику, уроженцу Пинцзянфу, Чжао Чжэну. Его ученик хотел в Восточную столицу, на что учитель сказал не нужно, и предложил ему украсть узелок из-под его подушки, если выполнит - он готов для столицы. Чжао Чжэн смог обмануть учителя и достать узелок, учитель предложил ему снова украсть узел, и ему снова это удалось. Сун понял, что его ученик очень опасен и хотел убить его, но не удалось, тогда он предложил Чжэну украсть золотой горшок Ван Сю. Ему удалось это, но он вернул горшок и тогда Ван Сю предложил Чжэну ограбить усадьбу богача Цяня. Богач захотел отыскать разбойников, но посадили в тюрьму не тех, снова разбойник смогли обдурить богача.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: