ТЕМА 2. Основы конституционного строя Российской Федерации (2 часов).




1. Понятие и основные черты конституционного строя РФ.

2. Российское государство и его конституционные характеристики.

3. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе РФ.

- общая характеристика непосредственной и представительной демократии;

- референдум;

- общий обзор институтов непосредственной демократии (выборы, отзыв депутатов и выборов должностных лиц, опрос населения, публичное слушания, обращения граждан, наказы избирателей, массовые мероприятия).

Нормативно- правовые акты:

1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996).

2. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Государственном гербе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000).

3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995).

4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009).

5. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 08.11.2008) "О Государственном флаге Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000).

6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997).

7. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004).

8. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001)

9. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (в ред. От 28.12.2010) "О военном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002).

10. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 22.03.2001) "О Государственном гимне Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000).

11. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005)

12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.01.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001).

13. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 04.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004).

14. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

15. Федеральный закон от 11.07.2011 N 95-ФЗ (ред. от 23.07.2011 с изм. от 20.10.2011) "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001)..

16. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998).

17. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.07.1995).

18. Федеральный закон от 12.05.2009 N 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами" (принят ГД ФС РФ 24.04.2009).

19. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (принят ГД ФС РФ 15.12.1994).

20. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации".

21. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (в ред. От 07.02.2011) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (принят ГД ФС РФ 04.06.2004).

 

Методические рекомендации:

Изучение данной темы необходимо начать с определения понятия основ конституционного строя. Оптимальным здесь будет последовательное уяснение смысла близких, но не равнозначных явлений: госу­дарственный строй, общественный строй, конституционный строй. Не­обходимо иметь в виду, что термин «конституционный строй» отра­жает базовые характеристики государства и общества, которые и фик­сируются в конституции страны в качестве его основ.

Важно понимать значение, которое имеют основы конституцион­ного строя, содержащиеся в главе 1 Конституции Российской Федера­ции с аналогичным названием, для системы российского права в це­лом и для самой Конституции, в частности. Это фундаментальные принципы, ценностные ориентиры, которые должны быть незыбле­мыми для всех в нашем государстве и уважаемыми всеми субъектами права. Надо вспомнить также, каковы особенности юридической силы основ конституционного строя: остальные нормы Конституции Рос­сийской Федерации строятся на их базисе, и не могут им противоре­чить, а для изменения этих конституционных положений необходимо принимать новый основной закон.

Студентам следует дать обобщенную характеристику конституционного строя, раскрыть его принципы, используя положения гл. 1 Конституции РФ, а также показать соотношение основ государственного, общественного и конституционного строя.

Надо показать роль Российского государства как фундамента конституционного строя. Рассказать, в чем заключается суверенитет Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ). Конституция содержит ряд характеристик нашего государства, которые отражены в Конституции РФ (ст. ст. 1-3.5,7,8,10,14). При рассмотрении этого вопроса необходимо раскрыть и показать особенности каждой из характеристик.

Студенты должны усвоить основные характеристики Российской Федерации, проявляющиеся в различных сферах: политической, эко­номической, социальной, духовной. Однако предварительно необходи­мо рассмотреть «суперпринцип» основ конституционного строя, явля­ющийся их целью и результатом — гуманизм. Принцип гуманизм выражается через признание человека, его прав и свобод высшей цен­ностью, и установление обязанности государства по признанию, соблю­дению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Более подробно следует раскрыть и показать содержание экономических, политических, социальных и духовных основ.

Последовательность освещения политических основ конституцион­ного строя проистекает из формулировки ч. 1 ст. 1 Конституции Рос­сийской Федерации, именующей Россию демократическим федера­тивным правовым государством с республиканской формой правле­ния.

Для начала нужно остановиться на особенностях демократического правового режима. Студенты излагают сущность демократии, и характе­ризуют различные стороны ее проявления. Довольно много внимания требуется уделить вопросам непосредственной и представительной демократии и формам их осуществления (непосредственная демокра­тия реализуется через референдумы, выборы, иные способы прямого волеизъявления граждан; представительная — через органы государ­ственной власти и местного самоуправления). Эти моменты освеща­ются с учетом федеративного устройства России, и отделения местно­го самоуправления от государственной власти.

Далее надо раскрыть особенности федеративной формы террито­риального устройства. Необходимо, в частности, отграничить ее от фор­мы унитарного государства; определить основные черты России как федеративного государства; назвать виды субъектов Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа); упомянуть о принципах взаимо­отношений между федерацией и ее субъектами.

Следует объяснить, какое значение имеет провозглашенный в Консти­туции Российской Федерации принцип правового государства. Он свя­зывается с правилами о верховенстве Конституции Российской Фе­дерации и федеральных законов на всей территории России, а также о признании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной час­тью российской правовой системы (ст. 4, 15 Конституции России).

При изучении республиканской формы правления надо не только отразить ее специфику по сравнению с монархией, но и продумать, к какой разновидности республики — президентской, парламентской, смешанной (президентско-парламентской или парламентско-президентской) относится Российская Федерация, и чем это обусловлено.

В завершение изучения политических основ конституционного строя России исследуются вопросы суверенитета Российской Федера­ции и политического многообразия.

Приступая к освещению экономических основ конституционного строя, необходимо определить, на основании какого типа экономики функционирует Российское государство, найдя подтверждение своему мнению в Конституции Российской Федерации. Следует обозначить и разъяснить принципы экономического устройства страны: един­ство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода эконо­мической деятельности; равное закрепление и защита частной, госу­дарственной, муниципальной и иных форм собственности. Немало­важно здесь определиться, какой объем конституционного регулиро­вания вопросов экономики оптимален; должно ли государство быть активным участником таких отношений или ему следует максималь­но самоустраниться от этой сферы.

Следующий вопрос темы — социальные основы конституционного строя. Студенты раскрывают понятие социального государства, зафикси­рованное в Конституции Российской Федерации, а также указывают, по каким направлениям должна двигаться социальная политика государ­ства для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Отдельно рассматриваются духовно-культурные основы конституци­онного строя и их элементы: идеологическое многообразие; светскость государства. Студенту следует сформулировать и высказать свое отно­шение по поводу проблем поиска государственной идеологии, опреде­ления взаимоотношений государства и религиозных объединений.

 

Важно обратиться к анализу понятий непосредственной и представительной демократии. При рассмотрении вопроса надо подробнее остановиться на категории «народовластие» (ст. 3 Конституции). Надо разобраться с соотношением понятий: референдум и опрос, императивный и консультативный референдум, референдум и народное обсуждение законопроекта, вопросов государственной жизни, референдум и народная инициатива. Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление. Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.

 

ТЕМА 3. Основы правого статуса личности (2 часа).

 

 

1.Понятие и структура основ правового статуса личности, их закрепление в Конституции Российской Федерации.

2.Принципы правового статуса личности: понятие, виды.

3. Гражданство Российской Федерации.

 

 

Нормативно- правовые акты:

 

1.КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2.Всеобщая декларация прав человека // Права человека и судопроизводство: Собрание международных документов. // Новое время.-1998.-С.20-21.

3.Декларация прав и свобод человека и гражданина// Ведомости… 1991. № 52 от 28 ноября 1991.

4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997).

5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001).

6. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002).

7. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 25.07.2009) "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (принят ГД ФС РФ 05.03.1999).

 

Студентам необходимо уяснить, как соотносятся между собой категории «правовой статус личности», «правовое положение личности», «правовое состояние». Затем надо установить, в чем состоит разница между конституционным статусом личности и конституционно-правовым статусом личности.

Важно уяснить особенности юридической силы норм Конституции Российской Федерации, закрепляющих правовое положение личности. Следует охарактеризовать исходные принципы конституционного статуса личности, опираясь на нормы Конституции, такие как: ст. ст. 2, ст. 6 ч.2, 15 (ч.2 и 4), 17,18,19,55,64. Основы правового статуса личности - это наиболее существенные отношения между обществом, государством и личностью. Институт основ правового положения личности строится на принципах единства прав и обязанностей, равенства и гарантированности прав личности. Главными компонентами этого института являются: 1) гражданство; 2) основные права, свободы и обязанности личности; 3) правосубъектность,;) принципы;5) гарантии.

Студенту необходимо усвоить, что в конституционном праве различается три типа связи человека с государством: гражданство государства, иностранное гражданство, лицо без гражданство.

 

Тема 4. Федеративное устройство Российской Федерации (2 час)

1. Правовая природа и принципы федеративного устройства Российской Федерации.

2. Виды субъектов Российской Федерации и их характеристика.

3. Основные черты и конституционные принципы Российской Федерации.

4. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.

 

Методические рекомендации к семинарскому занятию:

 

Студентам полнее изучить территориальное устройство Российской Федера­ции поможет обращение к истории данного вопроса. Особенно следует остановиться на понятии государственного устройства, сущности федерации, борьбе вокруг идеи федерализации России. Надо коснуться причин провозглашения в январе 1918 года РСФСР (в Декларации прав тру­дящегося и эксплуатируемого народа, утвержденной 25 января 1918 года) и показать ее дальнейшее развитие.

Необходимо помнить, что по идеям, тогда господствовавшим, основой устройства государства должен был национальный вопрос. При этом от­дельно стоит говорить об устройстве СССР и РСФСР, входившей в Союз в качестве республики с 1922 года.

Студент должен знать основные моменты становления современ­ной Российской Федерации: от принятия 12 июня 1990 года Деклара­ции о государственном суверенитете РСФСР до закрепления федера­тивного устройства России в действующей Конституции Российской Федерации. Особую роль в этом процессе сыграл Федеративный дого­вор, заключенный 31 марта 1992 года, действующий в настоящее время лишь в части, не противоречащей основному закону России.

Далее необходимо установить, к какому типу федераций относится Россия. Мировая практика знает две разновидности способа форми­рования федераций: конституционный и договорный. Следует уяснить, какой из них реализован в современной Российской Федерации. При этом надо учитывать, что Конституция Российской Федерации и ре­шения Конституционного Суда Российской Федерации исходят из определения России именно как конституционной федерации, хотя и существует возможность договорных отношений между ней и ее субъек­тами. Студент должен проанализировать роль договоров о разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной влас­ти ее субъектов, которые заключались в 90-е годы XX века, и сформулировать собственное мнение насчет необходимости и целесо­образности возврата к такому формату регулирования федеративных отношений.

К 1992г. в России сформировалась принципиально новая модель федеративного устройства. В Российской Федерации существует шесть разновидностей субъек­тов — республики, края, области, города федерального значения, авто­номная область и автономные округа. Надо рассмотреть, какие крите­рии — национальный или территориальный — положены в основу их выделения, назвать их достоинства и недостатки соответствующих под­ходов. Субъектами РФ являются единицы, созданные как по национально- территориальному, так и по территориальному признакам.

Федеративная форма территориального устройства России обус­ловливает ряд особенностей, характеризующих ее статус.

Устройство в форме федерации отражено в наименовании государ­ства: Российская Федерация — Россия (ст. 1 Конституции Россий­ской Федерации).

Состав Российской Федерации (перечень конкретных субъектов, входящих в нее) зафиксирован в самой Конституции (ст. 65). При раскрытии данного вопроса следует обратить внимание на то, что ста­тус субъектов России обретается именно в силу Конституции Россий­ской Федерации, а не по причине добровольного объединения этих субъектов на основании договора. Здесь же следует объяснить, каким образом возможно изменение состава субъектов Российской Федера­ции, проанализировав соответствующие конституционные положения и нормы Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образо­вания в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Ее территория состоит из субъектов Федерации. Российская Федерация - суверенное государство. Ее суверенитет, т.е. верховенство, самостоятельность и независимость ее власти распространяется на всю ее территорию. Права сецессии, т.е. выхода из Федерации, ее субъекты не имеют. Акты РФ, принятые в пределах ее компетенции, обладают высшей юридической силой на территориях ее субъектов не только по предметам ее исключительного ведения, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Поскольку субъекты РФ обладают неодинаковым правовым статусом, она является асимметричной Федерацией. Несмотря на различия в правовом статусе, все субъекты во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны.

31 марта 1992 г. между органами власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов был заключен Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий, в соответствии с которым определены предметы исключительного ведения и полномочия Федерации, предметы совместного ведения органов Федерации и ее субъектов, а равно предметы исключительного ведения и полномочия субъектов. Этот Договор не подписали только Республика Татарстан и Чеченская республика. Однако между РФ и Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был заключен двухсторонний межгосударственный договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В основу создания Российской Федерации (РСФСР) в 1918 г. был положен национальный принцип, в связи с чем ее субъектами до 1992 г. считались только территориальные образования национального характера. Обычные же края и области являлись административно-территориальными единицами, субъектами Федерации они не были. Но с подписанием Федеративного договора и принятием действующей Конституции РФ национальный принцип построения федерации был дополнен территориальным.

действует соответствующий акт субъекта Федерации.

Рассматривая вопрос о статусе Российской Федерации, студенты должны раскрыть характеристику элементов: территория РФ, гражданство, единый государственный язык, символика и другие.

Студенты должны дать характеристику элементов статуса республик Российс­кой Федерации: наименование, территория, компетенция (в том числе полномочия по предметам совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов), конституции и законодательство, сис­тема органов государственной власти, собственность, символы и др. Привести примеры. Необ­ходимо соотнести их с элементами статуса Российской Федерации, определить, какие из статусных характеристик России отсутствуют у ее республик либо обладают существенной спецификой.

Отдельно стоит упомянуть о возможности изменения статуса республик Российской Федерации. Из Конституции России следует, что это может произойти либо в результате образования в составе нашего государства нового субъекта либо как самостоятельный процесс (ч. 1 ст. 137).

В государственности республик получил воплощение и национальный суверенитет соответствующих народов, сущность которого составляют свободный выбор форм самоопределения и территориальное верховенство. Республика - это государство национальное, но вместе с тем и государство всего ее народа.

Отдельные этносы (народы) России пожелали воплотить свой национальный суверенитет в различных формах автономии.

Автономия рассматривается в науке конституционного права как политическое самоуправление определенных общностей. В РФ автономия носит национальный характер, позволяя этносам сохранять особенности быта, развивать свою культуру, язык, участие национальных кадров в управлении делами общества и государства.

В России существуют два типа автономии: национально-территориальная и национально-культурная.

Территориальные пределы автономной области и автономных округов не могут быть изменены без согласия населяющих их народов.

Национально-культурная автономия не закрепляет за этносами конкретные территории и предоставляется народам, не имеющим в России собственных форм национальной государственности, либо тем национальным группам, которые компактно проживают вне своих национально-государственных образований. Особое значение она имеет для коренных малочисленных народов (насчитывающих до 50 тыс. чел.), статус которых регул ФЗ РФ от 16 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 22 мая 1996 г. "О национально-культурной автономии" могут создаваться федеральные, региональные и местные автономии, которые подлежат государственной регистрации. Так, в декабре 1997 г. прошел учредительный съезд немцев России, который образовал федеральную немецкую национально-культурную автономию. Такие автономии объединяют и координируют деятельность соответствующих центров, обществ и землячеств.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации - это разделение территории субъекта на административно-территориальные единицы. Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет свое устройство.

В некоторых субъектах РФ встречаются ЗАТО - закрытые административно-территориальные образования, для которых необходим особый режим безопасности и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ учитывает местные экономические особенности, необходимость максимального приближения органов власти к населению, плотность и этнический состав населения, направление и характер путей сообщения. Далее студенты рассматривают порядок изменения административно- территориального устройства. Изучить закон Удмуртской Республики «Об административно-территориальном устройстве Удмуртской Республики» 1997г.

 

 

 

Нормативно-правовые акты:

 

Конституция Российской Федерации 1993 г.(с измен. от30.12.2008г.)

Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации / Сост. Ю.Л.Шульженко. М.: Юристъ, 1997. С.73 – 95.

Федеральный конституционный закон от 25.12. 2000 г. №2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", с изменениями 28.12.2010г // "СЗ РФ", 25.12.2000, N 52 (Часть I), ст. 5021, "СЗ РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 1.

Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации».от 25 12.2000г. с изменении. 22.03.2001г // "СЗ РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 1, "СЗ РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации", с изменениями от 31 октября 2005 г. // СЗ РФ. 2001. №52. Ст.4916; 2005. №45. Ст.4581.

Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. №1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа", с изменениями от 30 июня 2005 г., 12 апреля 2006 г. // СЗ РФ. 2004. №13. Ст.1110; 2005. №27. Ст.2706; 2006. №16. Ст.1644.

Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. №6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" // СЗ РФ. 2005. №42. Ст.4212.

Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. №2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" // СЗ РФ. 2006. №29. Ст.3119.

Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. №6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" // СЗ РФ. 2007. №1. Ст.1.

Закон Российской Федерации от 14.07. 1992 г. №3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании", с изменен.от 07.02.2011г// СЗ РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5503, 2011, N 7, ст. 901.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2965.2009, N 7, ст. 782.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. №2. Ст.231.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", с изменен.от 5.04.2009г// от 22 августа 2004 г. // СЗ РФ. 1999. №18. Ст.2208,Российская газета от 5 апреля 2009 г. N 40-ФЗ "

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. №53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. №23. Ст.2199.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. №725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2005. №50. Ст.5311.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. №12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области" // СЗ РФ. 1997. №29. Ст.3581.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. №10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. №25. Ст.2728.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. №8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея" // СЗ РФ. №15. Ст.1497.

 

Литература

 

1 Величко, А.М.Философия русской государственности / Юрид.ин-т(С.-Петерб.). - СПб.: Изд-во Юрид.ин-та, 2001. - 333с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: