Государственное строительство в Удмуртии : основные вехи / В. Ю. Войтович . - Ижевск: Удмуртия, 2006. – 447с.




3.Гошуляк В.В.Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации / РАН. - М.: Янус-К, 2000. - 334,с.

4.Государственное единство и целостность Российской Федерации:конституционно-правовые проблемы / Б.С. Эбзеев, С.Л. Краснорядцев, И.В. Левакин и др.. - М.: Экономика, 2005. - 374,с.

5.Добрынин Н.М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход в оптимизации федеративных отношений // Гос-во и право.2005. № 2.

12. Малчинов, А.С. Конституционно-правовые механизмы укрупнения субъектов Российской Федерации / А. С. Малчинов // Власть. - 2006. - С. 27-31.

13. Еникеев, А. З. Конституционно-правовое понятие "Российская Федерация" в контексте разграничения предметов ведения и согласования законодательства / А. З. Еникеев // Право и государство: теория и практика. - 2007. - № 8. - С. 15-17.

7.Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации / Н.М. Добрынин - Новосибирск: Наука, 2003. - 467с.

8. Притулина, О. В. Особенности конституционно-правового статуса национально-культурных автономий в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа / Притулина О. В. // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2007. - № 3. - С. С. 47-50.

9. Седова, М. В. Конституционно-правовые основы закрепления принципа территориальной целостности Российской Федерации / М. В. Седова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 21.

10. Столповская Н.Б. Конституционно-правовые основы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов / Н. Б. Столповская // История государства и права. - 2008. - № 22. - С. С. 8-11.

11.Топорин Б.Н., Хабриева Т.Я. Национально- культурная автономия в Российской Федерации// Гос-во и право. 2005.№6.

101 Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян. - М.: Норма, 2001. - 334с.

12.Федералогия: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Р.Г. Абдулатипов. - СПб.: Питер, 2004. - 319с.

13. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия / А. А. Сергеев; Независимый ин-т выборов. - М.: Юриспруденция, 2005. - 255 с.

14. Конституционно-правовое регулирование изменения состава субъектов Российской Федерации: спец. 12.00.02 - Конституц. право; муницип. право: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. юрид. наук / Е. В. Дробышева; науч. рук. В. И. Майоров. - Челябинск, 2009. - 22 с.

15.Конституционно-правовые основы согласования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации: спец. 12.00.02 - Конституц. право; муницип. право: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. юрид. наук / А. З. Еникеев; науч. рук. К. Б. Толкачев. - Челябинск, 2007. - 28 с.

16. Усс А.В. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма / А. В. Усс, А. В. Безруков, А. А. Кондрашев // Журнал Российского права. - 2004. - № 7. - С. 15-29.

 

 

Тема 5. Избирательное право и избирательные системы в РФ. (2 час)

 

1. Понятие избирательной системы: виды.

2. Принципы избирательной системы и избирательного права.

3.Понятие, структура и стадии избирательного процесса.

- Назначение выборов.

- Система и статус избирательных комиссий.

- Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей образование избирательных округов, участков.

- Избирательные округа:понятие, виды, порядок образования. Требования, предъявляемые к избирательным округам. Избирательные участки.

- Выдвижение и регистрация кандидатов. Статус кандидата.

- Предвыборная агитация: понятие, формы, методы, субъекты.

- Голосование. Определение итогов голосования и результатов выборов.

- Финансирование выборов.

- Ответственность в избирательном праве.

 

Методические указания:

Студентам необходимо усвоить понятия выборов в РФ.

При рассмотрении вопроса надо дать понятие избирательной системы и избирательного права,показать их связь и значение. Взятые в широком смысле, практически идентичны. Однако в узком смысле слова избирательная система - это система конституционных правоотношений в процессе организации и проведения выборов; из этих отношений складывается порядок формирования выборных органов. Избирательное же право в узком смысле слова - это система правовых норм, закрепляющих и регулирующих соответствующие правоотношения, т.е. избирательную систему. Существует также субъективное понятие избирательного права. Это право конкретного физического лица на участие в выборах. Оно может быть только активным, т.е. правом избирать, либо и активным, и пассивным, т.е. правом не только избирать, но и быть избранным.

Студенты должны детально остановиться на принципах: всеобщее, равное, прямое, тайное, свободное, добровольное, а также состязательность, принцип территориальной организации выборов и др. Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам). Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но существуют избирательные цензы, т.е. устанавливаемые Конституцией или законом условия для получения или осуществления избирательного права. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет 1 голос, причем устанавливаются равные нормы представительства, т.е. организуются равные по численности избирателей избирательные округа. Исключаются какие бы то ни было преимущества одних избирателей или кандидатов перед другими. Свобода выборов означает, что все избиратели и кандидаты участвуют в выборах лично и на строго добровольной основе. Абсентеизм, т.е. нежелание участвовать в выборах, законом не преследуется. Выборы являются прямыми: избиратели непосредственно голосуют за кандидатов любого уровня, включая парламентский и президентский. Этим прямые выборы отличаются от многостепенных (когда сначала избирается нижестоящий орган, а он уже, в свою очередь, образует орган вышестоящий) и косвенных (когда избирается коллегия выборщиков, а она избирает соответствующее лицо).Тайна голосования исключает внешнее наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя.Следует рассмотреть и иные принципы.

Избирательное право РФ допускает организацию выборов и определение их результатов с использованием как мажоритарной, так и пропорциональной систем. Мажоритарная система включает две разновидности: систему абсолютного большинства и систему относительного большинства, необходимо подробно остановится на их характеристике. Также подробно охарактеризовать пропорциональную систему, обратив внимание на изменения избирательного законодательства в части формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Студентам следует усвоить, что подготовка и проведение выборов - достаточно сложный процесс. Прежде всего, избиратели должны быть зарегистрированы и включены в избирательные списки. Совокупность избирателей страны называется "электорат" (избирательный корпус). Работу по организации выборов проводят, в основном, избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избиркомы субъектов РФ, окружные комиссии, территориальные и участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов РФ определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательная комиссия в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

 

Нормативно-правовые акты:

Конституция РФ 1993г (в ред. 30.12.2008г).

Федеральный закон от 12.06 2002 г. №67-ФЗ (в ред.25.07.2011г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// СЗ РФ.2002, N 39, ст. 3642, 2011, N 11, ст. 150

Федеральный закон от 10 января 2003 г. №20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // СЗ РФ. 2003. №2. Ст.172.

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. (25 07.2011г) в ред. №51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". СЗ РФ 2006, N 29, ст. 3124, 2011, N 31, ст. 4703

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. №15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.С.Бунтмана, К.А.Катаняна и К.С.Рожкова" // СЗ РФ. 2003. №44. Ст.4358.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. №10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. №47. Ст.4968.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 г. №7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области" // СЗ РФ. 2006. №27. Ст.2970.

 

литература

1.Карпов, Н. Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации / Н. Н. Карпов // Юстиция. - 2008. - № 4. - С. С. 87-93

2.Комарова, В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России / В. В. Комарова // Законодательство и экономика. - 2005. - № 6. - С. 16-21.

3.Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации / И.П. Окулич. - Челябинск: Околица, 2003. - 251с.

 

 

Тема 6. Президент Российской Федерации (2 час)

1. Основы конституционного статуса Президента РФ. Его положение в системе органов государственной власти.

2. Прядок выборов и вступления в должность Президента РФ.

3. Полномочия Президента РФ. Его акты, их значение и юридическая сила.

4. Прекращение полномочий Президента РФ.

 

 

Методические рекомендации:

Студенты должны рассмотреть историю становления института Президента в Российской Федерации. Дать понятие Главы государства. Определить место Президента РФ в системе государственных органов. В соответствии с федеральным законодательством, уяснить порядок избрания Президента РФ. Рассмотреть процедура вступления в должность Президента РФ.

Рассмотреть функции и полномочия Президента РФ: понятие, классификация и содержание. Конституционные полномочия Президента РФ в области: законодательной власти, исполнительной власти, обороны и безопасности страны и др. Рассматривая данный вопрос, прежде всего, нужно опираться на ст.83-89 Конституции Российской Федерации.

Определить статус Президента РФ. Акты Президента РФ: указы и распоряжения. Следует учесть, что имеется специальный акт – Указ Президента РФ от 23 мая 1996г (в ред. 28 июня 2005года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (СЗРФ. 1996.№22.Ст. 2663;2005. №28.Ст.2865).

Говоря об отставке Президента РФ, студента должны определить с какого момента вступает в ситу объявление об уходе в отставку. Чем оно оформляется – заявлением Президента, указом Президента? Какую роль играет Председатель Правительства РФ при временном исполнении обязанностей Президента РФ?

Студенты должны рассмотреть роль администрации Президента РФ. Рассматривая роль администрации Президента РФ студенты должны изучить определение Конституционного Совета «О прекращении производства по делу о проверке конституционности от 2.10.1996г. «Об утверждении положения об Администрации Президента РФ (СЗ РФ.№22.Ст.2664).Рассмотреть и оценить роль Совета Безопасности, Государственного Совета. Определить их правовое положение.

 

 

Нормативно-правовые акты

 

Конституция Российской Федерации 1993г.(в ред. 30.12.2008г.)

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. №12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" // СЗ РФ. 2001. №7. Ст.617.

Федеральный закон от 10.01.2003 г. В ред.25.07.2011г.) №19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"// СЗ РФ. 2003. №2. Ст.171;2011.№3.Ст.4702.

Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. №763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", с изменениями от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г., 28 июня 2005 г. // СЗ РФ. 1996. №22. Ст.2663; 2005. №28. Ст.2865.

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. (в ред. 07.09.2010г) №849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 2000. №20. Ст. 2112; №26. Ст.2748; №38. Ст.3781; Консультант Плюс.

Положение о Государственном совете Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2000 г. (в ред. 12.03.2010г) №1602. // СЗ РФ. №36. Ст.3633.2010.№11.Ст.1195.

Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. №400 (в ред.14.01.2010г) "Об Администрации Президента Российской Федерации", // СЗ РФ. 2004. №13. Ст.1188; 2005. №9. Ст.709. Консультант Плюс.

Положение об Администрации Президента Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. №490, с изменениями от 7 июня 2004 г., 1 августа 2005 г. // СЗ РФ. 2004. №15. Ст.1395; №24..

Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" (вместе с "Положением о Совете Безопасности Российской Федерации", "Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества...// Консультант Плюс

Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" (вместе с "Положением о Совете Безопасности Российской Федерации", "Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества...

Указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации"

Указ Президента РФ от 06.04.2004 N 490 (ред. от 14.01.2011) "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации"

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011)

Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"

Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2007 N 1532-р<О Концепции федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года">

Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. №549 (в редакции Указа Президента Российской Федерации15.07.2008г) // СЗ РФ. 1996. №16. Ст.4654. Консультант Плюс.

Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2004 г. №792 (в ред. 14.01.2011г.) // СЗ РФ. 2004. №26. Ст.2651. 2011.№ 4.Ст.572

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. № 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. №52. Ст.6447.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 10-П "По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. №29. Ст.3773.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1999 г. №17-П "По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела" // СЗ РФ. 1999. №51. Ст.6364.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 г. № 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" // СЗ РФ. 2000. №29. Ст.3118.

 

Тема 7.Федеральное Собрание Российской Федерации (2 час)

 

1.Общая характеристика российского парламента. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ.

2. Совет Федерации: состав, порядок формирования, полномочия.

3. Государственная Дума: порядок формирования, полномочия.

 

Методические рекомендации:

При осуждении этих следует учесть, профессиональный парламентаризм в нашем государстве зародился сравнительно недавно (в РФ-в 1990г)и в своих организации и деятельности во многом еще находятся в процессе становления. Дать понятие «парламента» и «парламентаризма». Студенты должны уяснить функции Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации: в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы. Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента ее роспуска. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы, первого заместителя и заместителя Председателя. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. Государственная Дума собирается на первое заседание на 30 день после своего избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Государственная Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания.

Обращаясь к внутренней организации парламента, желательно вести речь о нижеследующем. Комитеты (комиссии) палат Федерального Собрания - это вспомогательные органы, которые состоят из парламентариев и содействуют палатам в осуществлении их полномочий, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания; кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам. Постоянные парламентские комитеты (комиссии) создаются на весь период созыва парламента. Временные парламентские комитеты (комиссии) создаются для выполнения какой-либо определенной задачи, после чего их существование прекращается (например, следственные комитеты).

Парламентские слушания - одна из форм деятельности парламента или его палат, состоящая в заслушивании мнений членов парламента, государственных и общественных деятелей, а также экспертов по конкретному законопроекту или иному вопросу, входящему в компетенцию парламента; различаются открытые и закрытые парламентские слушания.

Законодательство устанавливает гарантии депутатской деятельности - иммунитет и индемнитет, т.е. неприкосновенность и неответственность. Депутатская неприкосновенность (иммунитет) означает, что депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания их на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Депутатский индемнитет означает: 1) неответственность депутата за действия при осуществлении мандата; это значит, что депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказывания, позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий; 2) вознаграждение депутата за его деятельность.

Депутаты Государственной Думы на профессиональной основе и не могут совмещать эту деятельность с иной оплачиваемой работой (кроме творческой, преподавательской и научной).Депутат участвует в пленарных заседаниях представительного органа, в работе его постоянных и временных комиссий, проводит работу с избирателями в закрепленном за ним избирательном округе. Он вправе задавать вопросы и обращаться с расспросами к соответствующим должностным лицам с требованием о предоставлении информации, участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессиях и в ходе парламентских слушаний, обладает правом законодательной инициативы и решающего голоса в процессе голосования. Он имеет право на первоочередной прием руководителями органов и учреждений, может беспрепятственно выступать в средствах массовой информации и т.д.

Законодательный процесс и парламентские акты. Процесс принятия законов закреплен в Конституции и регламентах палат Федерального Собрания РФ. В нем можно выделить четыре основных стадии: внесение проекта (законодательная инициатива), его обсуждение, принятие и подписание закона с последующим его опубликованием.

Субъекты права законодательной инициативы закреплены в ст. 104 Конституции РФ. Все проекты законов вносятся только в Госдуму.

Кроме законов, палаты принимают постановления, которые подписываются и передаются для опубликования председателями палат. Законы и постановления палат парламента публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Парламентской газете". Неопубликованные законы исполнению не подлежат.

 

 

Нормативно-правовые акты

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. (в ред. 30.12.2008г.)

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» от 05.07.2000г. (в ред. 15.11.2010г). Консультант Плюс.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18.052005г. (в ред. 25.07.2011г.) Консультант Плюс.

Федеральный закон от 8 мая 1994 г.(в ред.25.05.2011г.) №3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Консультант Плюс.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ (в ред. 22.10.99г) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". // СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801; 1999. №43. Ст.5124.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г.(28.12.2010г.) №196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", с изменением от 30 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2006. №1. Ст.7; 2007. №1. Ст.40.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. №2134-II ГД (в ред. 11.04.2011г).Консультант Плюс.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. №1-П "По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. №13. Ст.1207.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. №2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. №16. Ст.1451.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. №5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. №9. Ст.828.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. №10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. №18. Ст.2253.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. №11-П "По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. №16. Ст.1879.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 г. №12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. №30. Ст.3989. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. №15-П "По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. №47. Ст.5787.

 

Литература

 

 

Васильев, А. Актуальные вопросы конституционно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации / Васильев А. А. // Финансовое право. – 2004. - С. 10-14.

2.Гранкин И.В. Определение статуса Федерального Собрания и проблемы его совершенствования//Гос-во и право.2005. № 6.

3. Гранкин, И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России / И. В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - С. 11-15.

4. Доронина, О. М. Иммунитет российского депутата: конституционно-правовые основы и политическая практика в истории Российского государства / О. М. Доронина // Право и политика. - 2009. - № 1. - С. С. 196-203.

5.Краснов, Ю.К. Законодательный процесс в Государственной Думе:пути совершенствования / Федер.Собр.РФ.Гос.Дума.Информ.-аналит.упр. - М.: Изд.Гос.Думы, 2004. – 189.

6.Краснова О.И. К вопросу о некоторых принципах федеративного законодательного процесса России/ Гос-во и право. М. 2005. № 8.

7. Муляев, А. Г. Конституционно-правовые основы парламентского расследования в Российской Федерации / А. Г. Муляев // Представительная власть – XXI век. – 2007 - № 2.

8.Парламентское право России:Учеб.пособие / Под ред.И.М.Степанова,Т.Я.Хабриевой. - М.: Юристъ, 2000. - 391с.

9.Парламент России / И.В. Гранкин. - 2-е изд.,доп. - М.: Изд-во гуманит.лит., 2001. - 367с.

10 Садовникова Г.Д. Особенности конституционно-правового статуса российского парламентария / садовникова Г.Д. // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007. - № 1.

 

 

Тема 8. Правительство Российской Федерации. (2 часа)

 

1.Конституционные основы статуса Правительства РФ.

2.Место Правительства РФ в системе органов государственной власти.

3. Порядок формирования, состав, срок полномочий Правительства РФ.

4. Полномочия Правительства РФ.

 

 

Методические указания

 

Студенты должны раскрыть положение о том, что Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти, коллегиальный орган общей компетенции. Членами Правительства РФ являются Председатель Правительства РФ, его первые заместители и заместители, а также федеральные министры. Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Он назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Первые заместители, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента; при принятии Президентом отставки Правительства РФ.

Обсуждение этого вопроса предполагает анализ полномочий и сфер деятельности Правительства РФ, особенности его ответственности (ч.1 ст. 114 Конституции РФ). Постановления и распоряжения Правительства, затрагивающие основные права и свободы человека и гражданина, подлежат обязательному опубликованию. Официальная публикация актов Правительства производится в "Собрании Законодательства РФ" и в "Российской газете". При подготовке вопроса об отставке Правительства РФ необходимо разобраться с нижеследующим. Вотум недоверия - это выраженное Государственной Думой неодобрение политической линии определенной акции или законопроекта правительства, следствием чего является отставка правительства (в случае повторного выражения недоверия в течение трех месяцев), либо роспуск нижней палаты парламента.

Отказ в доверии правительству со стороны Государственной Думы происходит в случае постановки вопроса о доверии самим правительством, тогда как вотум недоверия является результатом парламентской инициативы.

Роспуск Государственной Думы - это способ разрешения конфликта между законодательной и исполнительной властью, применяемый в случаях невозможности формирования правительства (трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства), повторного выражения недоверия правительству в течение трех месяцев, а также отказа в доверии правительству. Отставка Правительства РФ - это прекращение им полномочий по следующим причинам: по инициативе самого Правительства, по инициативе Президента РФ и в случае конфликта с парламентом. Резолюция недоверия выносится по инициативе Госдумы, а отказ в доверии может последовать лишь в том случае, если Правительство само поставит вопрос о доверии, но не будет поддержано Государственной Думой.

Необходимо уяснить конституционным положения о том, кто определяет структуру и систему федеральных органов исполнительной власти, а также каковы их виды (федеральные министерства, федеральная служба, и агентства).

 

Нормативно-правовые акты

Конституция РФ 1993г (в ред. 30.12.2008г)

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред.20. 10.2020г) СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712; 2020.№30.Ст. 3984.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. (в ред.2.06.2010г) № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в РФ» г. Консультант Плюс.

Регламент Правительства Российской Федерации: Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. №260 (в ред. 26.11.2008г.) // СЗ РФ. 2004. №23. Ст.2313; 2008.№49.Ст.5833.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. (в ред 20.02.2010г) №347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. Консультант Плюс.

Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации: Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1.06. 2004 г. (в ред. 01.06.2011г)№260 // СЗ РФ. 2004. №23. Ст.2313. Констант Плюс.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. №9-П "По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. №50. Ст.5371.

. Рассохин, В. П. О проблеме конституционно-правовой ответственности Правительства Российской Федерации и федеральных ведомств за инновационную политику / В. П. Рассохин // Юстиция. - 2008. - № 1. - С. С. 93-100.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: