Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

Практика создания экологических нормативов предполагает j основных этапа:

научная разработка и обоснование норм и правил;

придание им статуса норматива.

Первый этап представляет собственно экологическое нормщ вание, второй этап относится к компетенции стандартизации. Ит гом стандартизации является установление правил и норм в в* стандарта или других нормативных документов, характеризующих^ соответствующим правовым статусом. Стандартизация в облас| охраны природы — это еще и механизм реализации принцип| экологического нормирования.

В соответствии с российским законодательством стандартна ция — это установление норм, правил и характеристик в цел обеспечения (с точки зрения экологического нормирования):

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей cj ды, жизни и здоровья человека и их качества;

единства измерений, в том числе и экологических параметре

экономии всех видов ресурсов;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возю новения природных и техногенных катастроф и других видов чр^ вычайных ситуаций.

Нормы, правила и характеристики, установленные в результ стандартизации, представлены стандартами (ГОСТы; СНиПы, ст ительные нормы и правила, выпускаемые Госстроем РФ; СанП| Ны, санитарные правила и нормы, разрабатываемые Минздрав России), стандартами качества окружающей среды (ПДК и т.] отраслевыми стандартами, стандартами предприятий (ОСТы и i и т.д. Стандарты входят в систему права и занимают свое мест^ иерархии правовых актов. ГОСТ выполняет служебную функвд по отношению к законодательству. Он не регулирует экологич^ кие отношения, а устанавливает определенные качества, кр* рии, которым должен соответствовать тот или иной объект.

В то же время ГОСТы, СНиПы и СанПиНы носят обязател ный характер, а также неоднократны в применении. Государстве ные стандарты гарантируются мерами государственного при* дения. Стандарты бывают экологическими, производственно-:* зяйственными и терминологическими. Они являются важным э-ri ментом в системе управления качеством (в данном случае — xai ством среды обитания человека).

В российском классификаторе ГОСТов природоохранным ci дартам выделен раздел 17 «Охрана природы», который состоит! десяти (0—9) комплексов (в номенклатуре стандартов — btoj: после 17-и число):


Данные, собранные в процессе ОВОС, рекомендуется хранить и систематически использовать для улучшения качества окружаю­щей среды и накопления научных экологических знаний.

Важным пунктом Декларации является рекомендация между­народным и неправительственным организациям, а также другим институтам, предоставляющим финансовую помощь проектам раз­вития, проводить обязательную ОВОС инвестируемого проекта, оказывающего воздействие на окружающую среду, с привлечени­ем представителей общественности и административных органов стран бенефициария. Кроме того, предложено учредить междуна­родную комиссию по оказанию помощи развивающимся странам в деле проведения ОВОС и научно-технической помощи в созда­нии соответствующих банков данных.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные принципы и задачи оценки воздействия на окружающую среду.

2. Каковы основные положения Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте?

3. Перечислите этапы проведения оценки воздействия на окружаю­щую среду.

4. Как происходит информирование и участие общественности в про­цессе оценки воздействия на окружающую среду?

5. Какие требования предъявляют к материалам по оценке воздействия на окружающую среду?

6. Каким должен быть состав материалов по оценке воздействия наме­чаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду?

7. Чем отличается экологическая оценка воздействия от технологичес­кой?

8. Чем отличается экономическая оценка воздействия от социальной?

9. Каково назначение геоэкологического мониторинга в составе проек­тов?

 

10. Почему необходимо рассмотрение альтернативных вариантов ос­новного проекта?

11. Как учитываются изменения в природной среде за период эксплу­атации предприятия при реконструкции, расширении и техническом пе­ревооружении предприятия?

12. В чем состоят особенности оценки воздействия на земли, объекты недр и другие компоненты литосферы в полярных, гумидных и аридных ландшафтных зонах?

Упражнения

1. Предложите методику исследования влияния добычи нефти на при­родную среду Большеземельской тундры в главном центре «экологиче­ского неблагополучия» этого региона — бассейне реки Печоры.


окружающую среду. Однако экономическое давление со сторо конкурентов часто бывает настолько сильным, что выполне~ этих благих намерений становится разорительным. Представим конкурирующих предприятия А и Б, расположенные вблизи б сферного резервата и обязанные осуществлять план природо ранных мер. Из-за повышения себестоимости продукции Б п; кращает выполнение этого плана. Тогда А, чтобы окупить затра; на очистные установки, должно либо повысить цены (тогда по: патели обратятся к Б, где сохраняются низкие цены), либо с* зить прибыль и потерять финансовую репутацию, либо, как и «заморозить» природоохранное строительство.

Таким образом, фирма А, поступая так из лучших побу ний, теряет конкурентоспособность независимо от позиции ф~ мы Б. Следовательно, необходимы экономические механизмы, нансово влияющие на компанию-нарушитель. Нельзя позвал группам с сиюминутными политическими или экономичен интересами препятствовать решению экологических проблем, бы ни были обременительны расходы на снижение риска, их н~ предусматривать, так как компенсировать деградацию окруж~ щей среды будет значительно дороже.

В Декларации по экологическому праву, принятой на Всем ной конференции ассоциаций экологического права, прошеди в Лимаже в 1990 г., процедуру ОВОС предложено рассматрив^ как один из основных правовых и научных инструментов выраб ки национальной стратегии охраны окружающей среды. Деклара рекомендует дополнительно включать в ОВОС:

экспресс-анализ вредных воздействий проекта на сопределы территории;

указание на наличие или отсутствие законодательных ак (в том числе международных), предусматривающих природоохр ные меры при разработке проектов;

альтернативные варианты проекта;

оценку воздействия на затрагиваемое население и на качес окружающей среды в целом;

изучение кумулятивного воздействия будущего загрязнения;

воздействие на затрагиваемые территории в целом;

выявление научных неопределенностей.

Контроль ОВОС предложено осуществлять независимым на; ным специализированным органом. В случае риска причине* серьезных или необратимых воздействий на окружающую ср~ компетентные органы должны иметь право требовать пересмо проекта до его реализации или отмены.

Особое внимание в Декларации уделяется участию обществе ности как в обсуждении ОВОС, так и в процессе принятия шений по проекту в административных и природоохранных ганах.


ные ледяные поля. Продукция: газоконденсат и синтетические жидкие углеводороды. Транспортировка: подводная перевозка сжиженного газа под­водными танкерами к рынкам сбыта, расположенным в Тихоокеанском регионе, соответственно сырой нефти, — с помощью надводных танке­ров ледового класса — в США.

Потенциальные источники загрязнения океана: донные опорные пли­ты и буровые скважины, устройства подводной бункеровки судов, нефте­перерабатывающий завод, газо- и нефтепроводы, естественные высачи-вания углеводородов на дне моря.

Список литературы

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).

Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружа­ющую среду в РФ» от 16.05.2000 № 372.

Сорокин Н.Д. Вопросы экологического аудита. — СПб.: Экополис и культура, 2000. — 352 с.

Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. посо­бие для системы повышения квалификации и переподготовки государ­ственных служащих/ Под ред. В. И.Данилова-Данильяна. — М.: МНЭПУ, 1997. - 744 с.


Учтите, что территория расположена в Заполярье, где процесс самоочищения экосистем замедленны. При этом загрязнение разв~ вается уже около 50 лет: сбросы нефтяных промстоков — свыше 1 млн в год (р. Ухта), сбросы неочищенных пром- и хозяйственно-бытов вод — свыше 7 млн м3 в год (р. Воркута), аварии на многочисленна изношенных нефтепроводах (усинская катастрофа, 100—300 тыс. т н фти). За последние 10 лет численность ценных промысловых видов р сократилась в 10—30 раз.

Основные задачи исследования должны состоять в оценке роли в градации экосистем объема и состава сточных вод, присутствия в нефтепродуктов, попадания буровых растворов в реки, состояния со ществ фито- и зоопланктона (кормовой базы гидробионтов). Предлог-план организации комплексных исследований (гидрохимических, гид биологических, ихтиологических) для прослеживания изменений, п~ исходящих во всех звеньях водной экосистемы. Например: «Для решен^ поставленных задач будет выполнено дешифрирование дистанционных териалов спутников NOAA (суша), SiWIFS (море) с вьщелением участк пониженного вегетационного индекса и концентрации хлорофилла, -участках с признаками деградации биоты проводится комплексное оп бование информативных сред и объектов, инструментальный анализ п~ и сопоставление с данными о величине техногенных нагрузок...».

2. Оцените экологическую безопасность объектов обустройства неф газопромысла в Карском море. В оценку входит анализ защищенности загрязнения и изменения морской воды, донных отложений, гидррбио тов, а также устойчивости сооружений.

Газоконденсат вместе с буровым раствором поступает из скважин трубопроводам на нефтеперерабатывающий завод, расположенный г Большой гравитационной бетонной платформе (БГБП), а производстве ные сточные воды — на береговую станцию очистки и утилизации.

Морская часть:

донные опорные плиты и технологические платформы для буренг
скважин (бурение с промывкой); \

подводная инфраструктура — магистральные газопроводы (диаметр 12 мм, длина 100 км, 9 ниток), устройства подводной бункеровки (погр ~ ные буи);

подводные энергокоммуникации.

Береговая часть: i

БГБП и нефтеперерабатывающий завод сжижения на ней (искус венный остров);

водозаборы хозпитьевого, производственного и противопожарно, водоснабжения; сооружения водообеспечения;

сооружения водоочистки и утилизации сточных вод (поглощающ скважины);

береговая производственная база по очистке сточных вод и утилиз ции отходов;

энергетические установки;

средства ликвидации аварийных разливов нефти.

Условия размещения промысла: глубины 50—100 м, удаленность : берега — 150—200 км, мощность льда зимой — 2—3 м, летом — отдел'

ния энер химизации нежелательных последствий использования ресурсов I

0ЯИ свойств экосистем. I

Принятие концепции абсолютной связи социальных, эконо- I

^ических и экологических процессов привело к развитию систем I

оценок состояния изменений окружающей среды и их причинно- I

следственных связей как юридического инструмента управления. I

Логичным продолжением этого процесса стали разработка и по- I

следующее внедрение в промышленную и хозяйственную практи- I

ку системы международных экологических стандартов и нормати- I

bob ISO 14000. I

Важным моментом является тот факт, что этот процесс не за- I

кончен и отсутствует международно признанная, методически и I

методологически единая система индикаторов. В

Программа ООН по окружающей среде ЮНЕП определяет тер- |

мин «экологический индикатор» (environmental indicator) как ста- и

тистические данные или параметр, которые, будучи рассмотрены |

во времени, обеспечивают информацией о тренде условий како- |

го-либо явления. Как видно из определений, неотъемлемым свой- 1

ством индикатора является временной вектор. J

Дополнительно индикаторы описываются как «специально ото- |

бранные ключевые статистические показатели, которые представ- |

ляют в комплексном виде, в отношении их значения, состояние J

окружающей среды, устойчивость природных ресурсов и связь с I

деятельностью человека. Они фокусируются на трендах изменений 1

среды, воздействиях, их вызывающих, ответных реакциях экосис- 1

тем и их компонентов и реакции общества по предотвращению, |

снижению и ликвидации этих воздействий». f|

Эта концепция принималась по согласованию с основными !

пользователями: федеральными агентствами, провинциальными и |

территориальными департаментами в области охраны среды, эко- jj

логическими научными организациями и представителями част- \
ного бизнеса. Поэтому в явном виде учитывалось требование со­
гласования понимания сути показателя или (что более важно)
управленческих реакций на его основе. Последнее, безусловно,

резко снижает возможность адекватного отражения тех или иных 4
механизмов функционирования природных систем, но в явном
виде определяет характер процесса.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...