Тип похода: авто путешествие




Отчет впечатлений

Дни похода: 01.10-10.10.2017

Количество человек: 4

Тип похода: авто путешествие

Общая протяженность маршрута: около 3.700 км

 

Задумали мы как-то с друзьями собраться вместе,выбраться куда-нибудь подальше от суеты и, что называется, отдохнуть душою. Для подобной вылазки необходим был какой-то интересный и необычный маршрут. Из ближайших подходящих мест выбор пал на Аметисты Мыса корабля Терского берега. Захотелось нам, значит, камешков пособирать, на море поглазеть, да по Карелии покататься. Ну что же,цель появилась, а, значит, не за горами и самопутешествие. Оставалось только хорошенько подготовиться и все тщательно спланировать.

Для этого специально друг под друга подбивались отпуска,а т.к. маршрут планировалось проделать на машине, и, учитывая специфику подобных мероприятий, крайне важно было подготовить к походу и нашу будущую железную лошадку (RenaultDuster 2.0). Были закуплены все возможные расходники, проведено необходимое ТО автомобиля, а также приобретено некоторое количество шмудряка (канистра, поперечные рейлинги, автобокс).

За несколько дней перед отъездом паковали, распаковывали и заново упаковали вещи по машине. Мало того, что нужно было вместить все вещи и вместиться самим, надо было это сделать так, чтобы все необходимое было под рукой, и ничего нигде не громыхало и не стучало.Вещей оказалось не мало – ну, это понятно, раз на машине едем– бери что хочешь. Вот и понабрали себе: кто кусок любимого дивана умудрился запихнуть, кто пледик…

Но вот вроде и все – вещи уложены, бак полон, канистра залита, с родными и близкими попрощались – можно, наконец, выдвигать! По пути заехали в город воинской славы Тверь и забрали четвертого участника нашей авантюрной затеи. Первого дня октября месяца около 23.00 мы выехали на трассу М-10 и направили наш автомобиль в сторону Санкт-Петербурга и далее на Север, на Кольский Север, если быть точнее!

 

В первой день мы должны были добраться до столицы республики Карелия, порта пяти морей города Петрозаводска. Там для нас уже был забронирован четырехместный номер. Это порядком 850 км от Твери. А так как ехать пришлось ночью, то для того чтобы не уснуть за рулем, загодя был приготовлен в термосе крепкий кофе (мне, как непьющемуэтот напиток, его вкус был особенно противен).

Первая сотня километров пролетела незаметно – знакомились друг с другом, разговоры разговаривали, песни пели. После Торжка остановились на первый перекус. Вышли размять затекшие части тела, подышать свежим воздухом да перекусить чего-нибудь. Благо в дорогу нас провожали как на войну – надавали немалое количество еды («…ну,на машине все равно едете, куда-нибудь там положите»). Перекусили курочкой (спасибо маме Антона). Ах, вкуснотище, вот только есть много мне, как водителю, не следовало: чревато сонливостью, – а за рулем это не шутки.

 

Перекус

 

Спустякилометров 200-300, когда время уже близилось к утру, в машине все заснули. Надо признаться, нелегко в такие моменты оставаться бодрым и в одиночку бороться с наступающими приступами сна. И лицо помнешь и в окно его высунешь, и язык прикусишь… Очень сильно спасало то, что когда кто-то просыпался, сразу следовал сонный вопрос, сколько нам еще пути оставалось. В моменты продолжительной монотонности, чужой голос громом звучал в голове, и нападающий сон тут же отступал на какое-то время.

ВПитер заезжать не стали, обогнули его по правой стороне. С утренними сумерками значительно полегчало, предательский сон уже не имел того воздействия, что пару часов до этого, да и ребята начали уже просыпаться.

Когда мы проезжали мимо Александра Свирского, утро уже было в самом разгаре, плавно переходя в день. Благо время суток позволяло, с ребятами решили навестить святого, зайти в монастырь и заодно подкрепиться с дороги.

Припарковав машину вдали от монастырских стен, пошли в гости котче Александру (вернее, кто-то пошел, а кто-то в машине остался продолжать предаваться Морфею).

Несмотря на свою мирскую суть, мы все равно невольно заметили, насколько прекрасно это место. Говорят, Счастье тишину любит – здесь можно попытаться это прочувствовать. Много существует монастырей и лавр разных, но далеко не каждый монастырь может похвастаться подобной благодатью…ох, не каждый. Ведь не даром за всю историю от создания мира, Господь Бог являлся в Трёх Лицах Пресвятой Троицы только двум людям - праотцу Аврааму и святому Преподобному Александру Свирскому!Однако,ныне имя этого праведника практически забыто, и мало кто про него знает. Хотя в свое время он был едва ли не самым почитаемым святым, родившимся на Земле Русской!

Навестив старца и испросив его молитв нам в дорогу, мы отправились искать трапезную, по пути захватив с собой дремавшего напарника в машине.Спустя непродолжительное время наши поиски увенчались успехом, и мы хорошенько поели горячей еды.Бессонная ночь тут же дала о себе знать, кровоснабжение мышц снизилось, т.к. кровь начала приливать к пищеварительному тракту, что вызвало приступы сильной сонливости. Подышал немного свежим воздухом, вроде полегчало. Нужно было ехать дальше, до Петрозаводска оставалось около 200 км.

Это расстояние небольшое по сравнению с тем, что мы уже преодолели, да и время было день, ребята вроде все бодрствовали. Однако,спустякилометров 70, меня опять начало вырубать за рулем, а это нам совсем не нужно было. Во избежание опасной ситуации на дороге, решили сделать остановку на обочине, неподалеку от ручья. Прополоскав в холодной воде голову, проблема сна была сразу же решена.

На подъезде к самому городу заметили одну очень интересную здешнюю особенность – вся трава по обочине трассы аккуратно подстрижена. А спустя некоторое времявоочию увидели рабочие группы в форме, которые стригли обочины. Нас это несколько позабавило т.к. подобное зрелище было в диковинку. Не припомню что-то городов из центральной части, да и вообще по стране,где кто-то занимался бы подобным в середине осени.

Ну, вот и сам Петрозаводск, небольшой, чистенький и культурный городок, который имеет немаловажное стратегическое значение для нашей страны (говорят, что в Онежском озере даже подводные лодки плавают (шутка)). Помимо целебных источников и знаменитогоАлександровскогопушечного завода, город также принимал участие в мало кому известной первой советско-финской войне (1918-1920) и даже в отражении атак интервентов (США, Великобритании). Как бы это не звучало, но большевики проявили высокие качества боевого духа и стойкости на этой линии фронта. Неизвестно, чем это было вызвано - любовью к Родине или страхом перед карающей рукой партии - дело своё они выполнили, пяди не отдали, и этим заслуживают уважение.

Далее заселение в гостиницу, душ и желанный сон. Ребята в свою очередь разобрались с вещами и пошли знакомиться с городом: они здесь были впервые.Четыре часа здорового сна, и организм восстановлен. Уже под вечер мыпошли закупаться продуктами для дальнейшей нашей поездки.

Следующая контрольная точка город Кандалакша это еще 750 километров на Север. Там у нас уже был забронирован хостел. И т.к. прибыть в место назначения планировалось в светлое время суток, то выезд должен был быть ранним.

Загрузив машину и залив полный бак бензина, мы покинули черту города около 08.00 утра. Поздновато, конечно, но раньше никак не получилось. В пути, вдруг, почему-то вспомнилась одна песня Саши Дюмина. Вспомнилась и долго крутилась в голове. Пока ехали,маленько переделал её под наши реалии:

Опять дорога, опять нелегкий путь
Вздремнуть немного, немного отдохнуть.
Вся жизнь в работе, но хоть на пару дней
Мы соберемся, отдохнем в кругу друзей.

А что увидим? Видморя Белого с окна.
А что услышим? Бродяжьи песни у костра.
За аметистами! А там как поедет и пойдёт
Тревога в сердце, а снится тот же сладкий сон.

Святой церковный перезвон, землице матушки поклон.
Прекрасный выстраданный сон мечтами пышет.
На Север долгий перегон, битком машина с шмудряком
Святейших мест печальный стон, даст Бог, услышим.

 

 

Спустякилометров 100-150 лесисто-болотистый пейзаж стали дополнять холмы с огромными валунами камней. А в тех местах, где дорога прогрызалась прямо сквозь эти холмы, по её краям образовывались настоящие скальные образования, на которых каждая всякого рода маргинальная личность оставляла свой след в виде надписи с именем, даты и/или названия города. Возле одной такой небольшой скалы решили остановиться и мы. Уродывать своей мазней, конечно, ничего мы не стали, а вот перед возможностью немножко полазать не устояли. Точнее, опять кто-то остался досыпать в машине, а кто-то полез приключения искать да нервы себе щекотать. Инстинктивно откуда-то из недр памяти начали всплывать основы скалолазания: три опорных точки; сначала проверь, затем хватайся; не смотреть вниз. Высота была вроде не особо большая, но малейшая ошибка и сила притяжения вкупе с острым камнем сделала бы свое дело – тяжкие телесные в лучшем случае. Когда карабкаешься по скале, осознание подобного факта заставляет сердце биться сильнее. А, когда из под рук начинают сыпаться камни, так вообще дыхание в горле перехватывает. Но всё обошлось, вершина взята, наградой победителю стал открывшийся пейзаж. Спускались, конечно, по пологому склону.

 

 

Полезли

 

 

Скалы, конечно, хорошо, но впереди нас дожидаласьиная стихия, а раз нас ждут, то медлить было нельзя! До Кандалакши путь не близкий, ехали по отличному дорожному покрытию. Даже в Москве не везде такие дороги можно найти. Слева болота, справа болота – куда ни глянь всюду мхи, сосенки да озера. И все бы ничего в этом Северном краю, однако,не знающих автомобилистов здесь может поджидать одна неприятная особенность – здешний край совсем небогат автозаправками. А те, которые и попадаются, не всегда вызывают доверие. Вот и мы, на свою глупость пропустили одну-другую заправку, думали, мол, доедем до другой и там уже зальемся. В итоге в баке бензина осталось чуть больше чем на сотню километров, а заправок не было, и, судя по всему, не предвещалось… Благо с собой взяли двадцати литровую канистру и особо не переживали на этот счет, но все же опустошать её не особо хотелось.

В итоге, не доезжая 15 километров до заправки, машина заглохла, пришлось опустошать наш НЗ. Пока кормили нашу лошадку горючкой, успели насобирать немного клюквы вдоль дороги. Подкрепились, и в путь. Зареклись на ближайшей хорошей колонке заправиться полным баком и залить полную канистру.

 

Вынужденная остановка

 

Далее по курсу нас ожидал обелиск, информирующий нас о том, что мы пересекаем Полярный Круг (с юга на север). Конечно, не могли не остановиться и не запечатлеть местную достопримечательность. Люди в этих краях, чтобы обозначить пребывание своего «великого» я, выстраивают из камешков небольшие пирамидки. То ли для мнимого счастья, то ли еще для чего… также жертвой подобного маразма стало небольшое и ни в чем не повинное деревце, на которое суеверные маразматики навешали цветастые тряпочки своего тлена. И судя по количеству фетиша, этот обелиск притягивает людей достаточно сильно.

Полярный Круг преодолели, а это значило, что до Кандалакши рукой подать. Так и получилось. Спустя час с небольшим, мы уже въезжали в черту города.

 

 

обелиск Полярный Круг

 

 

Кандалакша очень неоднозначное место, оно хранит немало тайн. По некоторым источникам люди жили здесь ещё 7 тысячелетий назад, также стоит внимания загадочный Кандалакшский лабиринт что выложен камнями на берегу залива. Но мы приехали не за этим, перед нами стояли несколько другие задачи. Поэтому мы первым делом отыскали хостел Поморская Звезда и заселились по комнатам. А,поскольку, световой день давал нам еще немножечко форы, решили по-быстрому собраться и залезть на гору Крестовую.

На подъезде к самой горе, асфальтовая дорога круто устремилась вверх, и при скоростном подъеме у нас начало закладывать уши, у кого-то раньше у кого-то позже. Подъехав к подножию горы, припарковались в безопасном месте, определились со снарягой, едойи стали пробовать подниматься на гору Крестовую. Сойдя буквально пару метров с дороги, мы были удивлены, обнаружив чернику, вернее, целые заросли хорошей крупной черники. Черника в октябре… это было что-то новенькое. Зная, что скоро будет темнеть, мы неохотно начали подъем, хотя на ходу то и дело останавливались, чтобы пощипать ягоду. Подъем на гору был не долгим и относительно несложным, высота горы всего 321 метр. На самой вершине горы установлен большой крест. Подобные кресты можно видеть во многих местах по побережью Белого моря и Ледовитого океана. Ставятся они, большей частью, по обету спасшимися от какой-либо опасности мореплавателями, а иногда воздвигаются вместо часовни в местностях, удаленных от церквей. Нередко такие кресты посвящаются какому-нибудь определенному святому, большей частью св. Зосиме и Савватию.

С вершины самой горы открывался великолепный вид на город и на акваторию Кандалакшского залива.Остроту ощущений придавал шквалистый ветер, который буквально валил с ног. По этой причине передвигаться по вершине горы приходилось крайне осторожно. Налюбовавшись северными пейзажами, попив теплого чая из термоса для сугреву, мы решили спускаться. Уже темнело, да и длительное пребывание на сильном ветру чревато заболеваниями, уже не говоря про телефоны, которые быстро разрядились. Спускались мы уже по сумеркам, но по тропе. Успешно вышли к машине,довольные, поехали отогреваться в хостел.

 

Вид с горы Крестовой на Кандалакшский залив

В хостеле нас ожидал душ, теплое питье и еда. А на улице, тем временем, разыгралась буря – шквальный ветер с дождем. Как приятно в окно наблюдать, как волнуется стихия, особенно, когда ты сам находишься в тепле и покое. А т.к. наша комната в хостеле была расположена со стороны моря, тозавывания ветра и гуляющие по комнате сквозняки периодически давали о себе знать. Но, не смотря на это, как и подобает после нелегкого трудового дня, спалось крепко. Даже очередной ранний подъем не помешал нам быть бодрыми и собранными.

На сей раз наш маршрут отклонился от традиционного направления–нам предстояло преодолеть порядком 200 километров вдоль побережья Белого Моря. Это цифра небольшая, но впереди нас ожидало столько всего интересного – нельзя было терять время понапрасну!

Дорога вдоль побережья Кандалакшского залива то круто уходила вверх, то резко шла на спуск. По этой причине время от времени закладывало уши. Вокруг открывались удивительные пейзажи в виде сопок, прятавшие свои вершины где-то в глубине тяжелых облаков. На одну из таких вершин мы всерьёз подумывали забраться на обратном пути, если, конечно, будут позволять время и возможности.

Первым значимым населенным пунктомна нашем пути было село Колвица, расположенное в устье одноимённой реки на берегу Кандалакшского залива (Колвицкая губа). Первое упоминание о селе в летописях 16 века (1560 год). Ввиду плохой дороги не стали пробираться к известному водопаду, а просто походили по селу, полюбовались речкой, поели клюквы, которая там прямо на тропинках и в огородах росла, и двинули дальше.

 

Не успели мы проехать и пару десятков километров от Колвицы, как на глаза нам попалась очередная местная диковинка. Это был Белый лишайник Ягель, любимое лакомство северного оленя. Кстати, его не только олени едят, оголодалые туристы, порой, тоже небрезгуют этой трапезой. Каково оно на вкус мы проверять не стали, просто подивились обилием этих снежных барханов и поехали дальше.

 

 

лишайник Кладония оленья

Далее по курсу лежал поселок городского типа – Умба – древнейшее русское селение на Кольской земле. Впервые упомянуто в документах Соловецкого монастыря в 1466 году. Дух времени прекрасно сохранился в суровом заполярном климате. Село раскинулось в устье реки Умба, на местном наречии«суша меж двух губ», то есть залива Белого моря, Малой и Большой Пирь-губы. И именно «раскинулось»: столетние деревянные дома поморов не теснятся бок о бок, а стоят широко, с северным размахом. Крыши, правда, уже не кроют по старинке тёсом, но бревна, как и столетия назад, обшивают досками, чтобы лучше защитить дома от всепроникающего морского ветра.

«Есть на свете город Умба - это северный причал.

Лучше города, чем Умба, до сих пор я не встречал...» - пел когда-то Эдуард Хиль.

 

 

Въехав в поселок, сразу же направили машину к побережью моря, а конкретно на Малую Пир-губу. Дело в том, что лет семь назад мне доводилось бывать в этом месте. Тогда мы сплавлялись на катамаранах, и буквально километров в трех от этого места наш катамаран едва ли не потерпел крушение. К счастью тогда все обошлось, только воды морской нахлебался.

Вышел из машины, и в нос ударило до боли знакомым специфическим запахом йода вперемешку с солью - это означало, что поблизости где-то на берегу должны находиться морские водоросли Ламинария или «морская капуста» в народе. Это она издает такой запах. Подошел к берегу, так и есть – в результате отлива часть берега оголилась, и практически все выступавшее дно было засеяно морской капустой. За этим растением специально приезжают из дальних городов (из Питера, например) и мешками набирают для своих нужд. Говорят, в косметологии как-то используют ее свойства. Мы же свои мешки ради нее переводить не стали.

Осмотрелся, узнал здание бывшего магазинчика, в который мы как голодные варвары ворвались в поисках человеческой еды. Нас еще тогда строго настрого предупредили, мол, будут спрашивать, откуда прибыли, не говорите, что с Москвы, местные их не особо любят.

Поностальгировав о минувших лихих деньках, поехали искать местный магазин сувениров, который славится своими сувенирами. Нашли таковой, но он оказался закрыт, на двери записка, на которой от руки написано «Магазин открыт. Звоните по телефону 8-***-***-**-**». Дозвонились, пару минут спустя пришла доброжелательная женщина, которая открыла магазинчик и впустила нас внутрь, по ходу расспрашивая, кто мы и зачем приехали. Оказалось эта женщина кем-то вроде местного краеведа, поэтому поведала нам много ценной информации об этих землях, как и куда лучше проехать, а также и о возможных опасностях на нашем пути. Накупив себе всяких интересностей, мы, низко откланявшись, стали прощаться. На прощание нам в дорогу подарили связку вяленой рыбы (“берите-берите, у нас тут её много, пропадёт ведь…”).

И вот стоялимы перед машиной и переваривали полученную информацию, как вдругрядом с нами остановилась Нива, из неё вышел солидного возраста мужчина и направился к нам.

- Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Ребят, вы, наверное, не местные, вон там за углом продаются молоко и выпечка домашняя. Очень вкусная, все хвалят, попробуйте. Вон, прям за углом…

Ох, домашняя выпечка это хорошо, надо бы взять на дорожку! В указанном магазинчике за углом закупились, действительно, вкусным молоком, самсой с сыром, ватрушками с черникой (с аметистами) и с морошкой в сахаре.

Далее нашей задачей было доехать до Мыса Корабля и разведать возможные съезды к нему, чтобы через пару дней вернуться и, не теряя времени, оборудовать ночлег и приступить к сбору аметистов.

Двигались вдоль берега Белого Моря в Юго-восточном направлении, огибая Кольский полуостров. Километров через 40 опять встретили своего рода информационную табличку, о том,что мы пересекаем Полярный Круг (только уже с Северо-Запада на Юго-Восток).

 

еще одно пересечение Полярного Круга

 

На 71 километре дороги от поселка Умбавместе с дорожным покрытием закончилось и наше безмятежное и относительно быстрое продвижение. Далее асфальтовая дорога была только в ближайшей перспективе, а пока велись дорожные работы в виде выравнивания грейдером поверхности. Как нас и предупреждала женщина с Умбы: «дорога нехорошая, крутые повороты, и много кто вылетает в канавы. Езжайте аккуратно, не больше 40 км/ч». Быстрее не особо то и хотелось, если честно, т.к. глубокие ямы с легкостью могли оставить нашу машину без колеса.

Не доезжая километров 20 до Мыса Корабль, грунтовая дорога, по которой мы ехали, максимально близко подошла к берегу моря, и нам открылся потрясающий вид. Остановив машину, мы чуть ли не бегом ринулись к морю. Нет, мы не собирались носиться и дурниной орать “Тагил”. Просто мы очень сильно ждали того момента, когда, наконец,удастсяпоздороваться с Белым Морем. Не с заливом и не с заводью, а именно с полноценным Морем, где оно во всей своей красе бескрайне бушует и плещет волнами. И вот этот момент настал.

Вот оно, вот она стихия, глядя на которую кровь стынет жилах. Насколько оно огромное и бескрайнее. Ну чем не повод перекусить местными булочками со свежим молоком!

 

Белое Море во всей его красе

 

Перекусив булочками под шум прибоя и завывания ветра, мы двинулись дальше. До Мыса оставались уже считаные километры, но торопиться было нельзя, дорога не позволяла. Как бы не было острое желание поскорее добраться до места, безопасность была превыше всего. Добравшись до Мыса, мы, найдя нужный съезд, произвели небольшую разведку местности. Нам необходимо было определиться с возможным местом ночлега на обратном пути.

Обдумав все возможные варианты, благо еще позволял световой день, мы решили проехаться вглубь полуострова и достичь села Варзуга, крайней точкиэтой части Терского берегадокуда возможно проехать на машине.

Варзуга остаётся одним из немногих мест, где бережно сохраняются поморский устный фольклор и народные традиции. Здесь до сих пор принято печь козули - фигурки зверей из ржаного теста. Считается, что они приносят удачу и охраняют владельца от чужих духов. Именно одну из таких козуль подарила краевед из Умбы одному из участников нашего похода.

Главными достопримечательностями здесь считаются храмы в стиле деревянного зодчества. На одном берегу находится церковный ансамбль, включающий в себя Успенскую церковь Пресвятой Богородицы, Афанасьевскую церковь, а так же колокольню.

 

Храм Успения Пресвятой Богородицы

 

 

Осмотрев памятник в виде бюста святого Александра Невского, мы были малость озадачены т.к. не могли припомнить, что же связывает это место с именем благородного князя. И, как выяснилось позже (из литературы, купленной в лавке сувениров в Умбе), святой и благородный князь в свое время вел успешную внешнюю политику не только с Золотой Ордой, но и также освободил земли Кольского Севера от всевластия биармийцев (заполярной чуди). Также он установил единую систему сбора дани на этих новых территориях, и селение Варзуга (изначально Варзига) являлось одним из ключевых центров сбора. Сюда свозилось на временное хранение большое количество пушнины. С этого рубежа начиналось дальнейшее движение даньщиков по всему Кольскому полуострову. Особый статус поселения на Варзуге можно отметить и по таким историческим признакам, как поход "мурманов" в 1419 году. Когда 500 человек на шнеках проделали путь в 2.000 километров, чтобы поживиться этим богатым поселением. Жаль, что в учебниках истории ни слова не говориться о роли Александра Невского в закреплении Кольского Севера за державой российской.
Далее мы направились к церкви, чья архитектура была чем-то схожа с тем архитектурным ансамблем,что находится в Кижах. Видимо, это особый стиль русского северного зодчества. Само здание церкви оказалось закрытым, но немного подождав, к нам вышла женщина и спросила, хотим ли попасть внутрь церкви. Получив от нас утвердительный ответ, женщина открыла нам вход. Внутри, как и подобает, было темновато и прохладно. Со стен взирали лики со старых и новых икон. Женщина обратила наше внимание на особо чтимую святыню Варзуги -Ахтырскую икону Божией Матери. Много просящих разрешили свои жизненные трудности после молитвы перед этой иконой и в знак благодарности приносили что-то из своих вещей (кольцо с драгоценным камнем, цепочку или иное украшение). В результате чего икона невольно приобрела "богатый наряд".
Село Варзуга, как и Александро Свирский монастырь, пришлось нам по сердцу. По выходу из церквитакжеиспытали чувство спокойствия и умиротворения, даже разговаривать не хотелось, чтобы не растратить приобретенное. Хорошее место и люди здесь, наверное, тоже хорошие и счастливые.

Варзуга как контрольная точка нашего пути была посещена.На улице уже смеркалось, а у нас оставалось еще одно место, которое мы хотели бы посетить в нашей поездке, и, желательно, было это сделать за сегодня. Это было село Кузомень, которое славится своими песками, а, конкретнее, пустыней. Да-да, пустыня на Севере, таких не так уж и много на нашей планете. Кузоменьские пески образовались за счет вырубки леса, сочетавшейся с перевыпасом скота и лесными пожарами. По сей день они являются памятником нерациональному природопользованию.

Зная, что нас ожидает, ехали с особой осторожностью, т.к. не хотелось под вечер засадить машину и до утра её откапывать. К тому же имелась вероятность наткнуться на зыбучие пески, кои также здесь имели место быть.

Ехали по сосновому бору, дорога уже полностью была песчаной, но хорошо накатанной. За поворотом перед нами возник небольшой холм, перед которым стояли три машины (УАЗ буханка, фургон, и какая-то иномарка), хозяев не наблюдалось. Стало очевидно, что за холмом начинается та самая пустыня, а хозяева машин не стали рисковать и решили оставить свои машины здесь на въезде, благо до села рукой подать. Аккуратно заползли на холм, и перед нами открылась удивительная картина – песок, прямо барханы песка, настоящие песчаные дюны, господа! Ничего себе! Также между барханамиувидели колею от колес – у нас появился небольшой шанс. Выдохнули,решили пробовать. Но не проехала наша машина и десяти метров, как передние колеса начали зарываться в песок. Стоп-машина! Полный привод и полный назад! Не без усилий, но выехали, не застряли. Стоим на твердой земле и размышляем, что делать дальше: машина груженная, ход тяжелый, уже почти стемнело, пора бы и о ночлеге подумать. Может пешком до поселения дойти, тут не далеко…

Поколебавшись минуту другую, все-таки решили рискнуть. Самое главное было преодолеть то опасное место, которое мы нарыли колесами, а дальше уже легче будет. Полный привод, первую передачу (которая почти как пониженная), и с разгона прошли глубокое место в колее. Дальше, как и ожидалось, машина плавно, медленно, но верно пошла своим ходом, только иногда постукивая картером о попадавшиеся камушки и ветки. Главное теперь было не останавливаться и руль покрепче держать руками, а колея по-любому куда-нибудь да выведет.

 

Кузоменьские пески

В месте, где колея стала поменьше, а песок по-тверже, решили остановиться и выйти прогуляться. Все-таки не каждый день удается по северным песчаным барханам полазать. Удивительно, но чем ближе к воде мы подходили, тем тверже становился песок, а у берега он вообще был практически каменным. Скорее всего, сказывалось влияние сильных ветров. Налазившись по пустыне, отряхнув ноги, поехали дальше по виляющей колее, которая просто обязана была вывести нас к людям. Уж очень не хотелось ночевать там на песке, от которого так и тянуло пронизывающим холодом.

Так и получилось, скоро вдали показались первые очертания домов, иколея, судя по всему, вела нас именно к ним. Въехав в деревню, стали искать хоть кого-то из людей, у кого можно было бы поинтересоваться, где здесь можно домик снять переночевать. Но на улице нам так никто и не попался. Безрезультатно проехав так всю деревню, мы решили проявить упорство и попробовать постучать в какой-нибудь из домов. Выбрали какой поскромнее и остановились около него. То ли услышав шум работающего мотора, то ли просто покурить, на крыльцо вышел мужчина. На наш вопрос о жилье он ответил что, возможно, сможет помочь и позвонил своему товарищу, мол, тут четыре человека ищут где переночевать. Спустя минут десять за нами приехала Нива и проводила до предполагаемого места ночевки.

- …так ребят, вот наш домик, который мы сдаем в аренду, заходитесмотрите. В одну комнату уже заселились ребята из Санкт-Петербурга, эта вот свободная. Кухня общая. Ну что, согласны?

Т.к. никто против не был, решили оставаться здесь. Уже полностью стемнело, да и долгая дорога давала о себе знать. Хотелось есть, хотелось тепла и уж тем более не хотелось куда-то ехать, возиться с палатками и всем остальным. Перенесли необходимые вещи, покушали сублиматов Гала-Гала (обалденная и доступная по цене вещь), попили горячего и легли спать. На следующий день назначили подъем не ранний, нужнобыло восстановиться.

Спали относительно долго, аж до 9-10 утра. Кто-то ночью храпел, наши питерские соседи с самого утра умотали на рыбалку, о чем свидетельствовали их шумные утренние сборы. И, тем не менее, вроде даже выспались. Утром, когда уже рассвело,картина на улице, открывшаяся вокруг, выглядела более эпично, чем ночью. Море, почерневшие полуразвалившиеся домики, остовы рыбацких лодок, разбросанные по берегу гнилые бревна. От увиденного появилось ощущение, что мы находимся на краю земли. Атмосферы также еще прибавляло то, что у нас почти закончились запасы воды, без которой было затруднительным приготовление завтрака и наведение утреннего туалета.

Нужно было отыскать колодец с пресной водой, он здесь просто обязан был быть. Проехав на другой конец деревни, почти на самом выезде мы нашли то, что искали. Признаться, было в диковинку пользоваться подобным архаичным сооружением. Скрип веретена и звук наматывавшейся цепи казались какими-то потусторонними, как не из нашего времени. Уж слишком мы погрязли в современных благах, раз подобные звуки вызывают удивление. Умывшись и набрав баклахи воды, мы смогли приготовить себе завтрак и хорошенько перекусить. Далее мы собрали все свои вещи, прибрались за собой и перед отъездом решили немного прогуляться вдоль берега и осмотреться. Уж больно все необычно там выглядело.

 

 

Колодец в пустыне

 

Интересно, каким было это место до антропогенной катастрофы.Само название села Кузомень на языке саамов означает “еловый мыс”. И скорее всего здесь были раскинуты хвойные таежные ковры.

Интересно будет заметить, что Популярный портал RussiaBeyondtheHeadlines включил это село в список семи примечательных, но неизвестных мест в России.Также важно будет заметить, что эта пустыня, как и любая другая, имеет свойство расширяться. И если не принять меры, то совсем за небольшой период времени пески могут захватить немалые площади. Поэтой причине борьбу с песками впервые начали еще в 1920–х годах. Сначала поставили заборы, такие же, как ставят зимой, чтобы дороги не засыпало снегом, но это не помогло. В 1930–х к работе над проблемой привлекли специальную группу ученых, которые сделали вывод, что нужно посадить ивы и березы, корни которых смогут стабилизировать грунт. Однако вскоре разразилась война, и эти проекты не удалось претворить в жизнь.
Но местные жители не сдавались, и в конце 1960–х ученики местной школы под руководством учителей начали сажать сосны и ивы. Но песок продолжал прибывать. Густо засадить дюны соснами не получается, потому что ветер сдувает саженцы. Сначала нужно, чтобы появилась трава, а она растет на песке плохо. Круг замкнулся. Ботаники из Апатитов предложили уложить вначале слой торфа (торфяники есть неподалеку), но это дорогостоящий проект. Тем не менее, за прошедшие годы его удалось частично воплотить: торфом обложили берега реки и засеяли их травой.

 

 

Рыбацкие лодкиТерскго берега

 

Нагулявшись и нафоткавшись, помня о времени, мы сели в уже загруженную машину и двинули в обратном направлении на Мыс Корабль. А, точнее, нас больше интересовали “дедовские канавы”, в которых порода с аметистами встречалась гораздо чаще.

Благополучно добравшись до берега Белого Моря, мы для верности сначала прочесали сам берег моря (т.к. был отлив), а затем решили углубиться на поиски этих вышеупомянутых канав. Побродив некоторое время по лесу, мы все-таки нашли то, что искали. Оставалось дело за малым…

…темнело, а это значило, что нужно выдвигаться в сторону предполагаемого ночлега. Выбор пал на два домика геологов, которые находились неподалеку от нас и прямо на берегу берега.Если они окажутсясвободными, то у нас могла получиться, вопреки ожиданиям, вполне комфортная и теплая ночевка.

Домики оказались пустыми, более того, внутри каждого имелась печка обложенная камнями с заготовленными дровами, сколоченные нары и даже матрацы на них. Ну, просто подарок судьбы!! Для ночлега выбрали,конечно жетот дом, что стоял ближе к берегу. Закипела работа: один печку растапливал, остальные подготавливали место для ночлега и накрывали поляну. Т.к. накрапывал мелкий дождь, и с моря задувал сильный ветер, импровизированный стол было решено перенести под навес, под которым,по окончанию всех приготовлений, мы все и уселись для празднования нашей победы. Не успели мы приступить, как подъехал Nissan X-Trail, из которого вышли двое мужчин и осторожно поинтересовались, кто мы и откуда. Как оказалось, это были те самые любители лихой рыбалки, про которых нам рассказывала женщина из Умбы. Мужики оказались на редкость хорошими и приветливыми. Узнав, что мы занимаем только один домик из двух, рыбаки поинтересовались, могут ли они занять соседний, который свободный.Мы были не против, предупредив, что эта ночь у нас особенная, сегодня наши мечты сбываются, и мы бы хотели немножко пошуметь, так сказать, душу отвести. Мужики нас поняли и заверили, что им это никак не помешает.

 

Домик на берегу моря

И настал тот момент, которого мы все так долго ждали и предвкушали: берег Белого Моря, навес да столик со стульчиками, все одеты по-штормовому, из колонки разносятся замысловатые напевы, и мы, под влиянием общего восторга, им вторили не жалея глоток. Здесь это делать не возбранялось, т.к. Терский берег знаменит медведями. И во избежание встречи с хозяином тайги, нам посоветовали (догадайтесь кто) издавать побольше шуму, чем мы, собственно, и занимались на протяжении несколько часов.

Осознавая, как дороги будут в будущем эти часы проведенные здесь, у мы ловили и ценили каждое мгновение. Как в той старой и доброй песне:

Как задумчиво смотрит вечер
Голубыми глазами звезд!
Вот бы взять нам на память ветер,
Тот, что песенку вдаль унес.

А гитара прибою вторит,
А дорожка бежит к Луне.
Вот бы взять нам на память море -
Хоть всего по одной волне.


Сидя на удобных стульчиках, мы не сразу смогли заметить одну вещь – море поменялось. Шум волн перестал быть столь громким, а вдоль почти всего берега появилось огромное черное пятно неправильной формы. Ночь была безлунная, и поэтому мы долго всматривались, не понимая, что же это там такое всплыло, да ещё таких размеров. Предположив, что это начался отлив, мы, взяв фонари, пошли смотреть. Да, действительно, отлив был в самом разгаре, и он заставил обнажиться немалый участок суши, что издалека в потемках казался таким зловещим и непонятным. Несмотря на глухую ночь, решили под светом фонарей прогуляться по берегу и полюбоп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: