Природа и сущность человека: основные подходы.




Три основных подхода:

1) Субъективистский.

Поведение и жизнь выводится из внутреннего, субъективного мира человека.

2) Объективистский

Человек является предметом и носителем внешних, природных свойств человека.

3) Диалектический (синтетический)

Человек трактуется как единство внутренней субъективности и внешней объективности. Последователи всех подходов либо разделяют понятия «природа» и «сущность», либо не разделяют.

Природа – происхождение, своеобразие;

Сущность – его определенное, системообразующее основание.

Проблема антропогенеза
Человек — сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом других более сложных систем — биологической и социальной. Это происходит потому, что он является существом и биологическим, и социальным. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру. А в целом человек является предметом изучения различных наук. Человек рассматривается в аспекте естественно-научного познания человека.
Каким образом биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза.

Интенсивное научное осмысление и понимание проблемы антропогенеза началось в XIX в. Главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Дед знаменитого Ч. Дарвина, английский врач и натуралист Э. Дарвин в 1796 году опубликовал теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы «Зоономия». В ней в натурфилософской форме он развивал представления об эволюции животного мира под влиянием внешней среды.
Значительный вклад в утверждение теории эволюции внес и предшественник Ч. Дарвина французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк, который создал достаточно целостную концепцию эволюции живой природы, в которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не понял ее подлинных причин. Одновременно с немецким ученым Г.Р. Травиранусом он ввел термин «биология».
Таковы были естественнонаучные предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина. В книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.
Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет их. «Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не могут приспособиться к условиям жизни. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что и ведет к образованию новых видов».
Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественнонаучным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала объяснение развития видов и изложила основы научной концепции эволюции. Стало понятно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основано на настоящем. Однако, теория эволюции Ч.Дарвина не лишена недостатков, на многие вопросы в ней нет ответов. Разработав теорию естественного происхождения человека, он не включил в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.
Внимание на это было обращено в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был Ф. Энгельс. Представители данной теории считали, что труд не отменяет действие биологических законов, но влияет на характер действия естественного отбора. Сторонники этой теории связывают с трудовой деятельностью развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.
Возникновение труда и его развитие оказали огромное влияние на антропосоциогенез. Причем важным моментом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, где закрепляется социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, и орудия труда являются основным способом передачи социального опыта, т.е. лежат в основе новой, социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает, не принимает во внимание.
Таким образом, становление человека и общества — процесс взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности. Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, науке, которая зародилась на рубеже XX в. Появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза, согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это явление, по мнению нидерландского ученого, никак не связано с естественным отбором, о котором писал Ч. Дарвин.

Вопрос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: