ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РЕФЕРЕНДУМЫ.




Отечественная избирательная система закреплена в главе 1 раздела III Конституции и Избирательном кодексе Республики Беларусь.

Выборы депутатов и других лиц на государственные должности называются согласно Конституции «всеобщими», несмотря на имеющиеся ограничения. Так, право избирать предоставлено только гражданам, достигшим 18 лет, да то не всем - в выборах не участвуют недееспособные, содержащиеся под стражей и в местах лишения свободы.

Право быть избранным ограничено возрастными и некоторыми другими цензами. Так:

- Президентом может быть избран гражданин Беларуси по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами;

- депутатом Палаты представителей – гражданин, достигший 21 года и постоянно проживающий в Республике Беларусь;

- кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет;

- депутатом местного Совета депутатов – гражданин, достигший 18 лет.

Кроме того, запрещены некоторые совмещения должностей: например, депутатской с президентской и судебной, членства в обеих палатах Парламента и т.п. Запрещено выдвигать кандидатами лиц, лишенных права занимать должности в госорганизациях в связи с наличием судимости.

Кроме того, выборы в Беларуси

- свободные: избиратель лично решает, участвовать ли и за кого голосовать;

- открытые и гласные – то есть подготовка и проведение выборов должны проводиться открыто и гласно,

- равные: голоса избирателей равны, правомочия избираемых тоже;

- прямые для депутатов и Президента, которых избирают непосредственно сами граждане, косвенные для членов Совета Республики, которых назначают народные представители – местные депутаты и Президент;

- тайные: контроль за волеизъявлением запрещен;

- мажоритарные: побеждает тот, за кого подано большинство голосов;

Право выдвижения кандидатов принадлежит:

- гражданам путем сбора подписей при выборах Президента и депутатов;

- общественным объединениям (партиям) и трудовым коллективам при выборах депутатов;

- президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполкомам при выборах членов Совета Республики.

Расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.

Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии (окружные и участковые) во главе с Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (Центризбиркомом). Исключение – выборы членов Совета Республики, организуемые Президиумами местных Советов и исполкомами.

Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.

Кроме выборов в рамках избирательной системы и примерно по тем же правилам может осуществляться (но никогда не осуществлялся) отзыв депутатов и членов Совета Республики. При этом отзыв должен быть инициирован более высоким процентом избирателей, чем выдвижение кандидата. Например - не менее 20% всех избирателей соответствующего депутатского округа.

Референдум (от латинского «referendum» - подлежащее сообщению) – способ принятия законов или конкретных решений по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни путем всеобщего голосования. Это одна из важнейших форм непосредственной демократии.

Референдумы делятся на:

- допарламентские (голосование до принятия того же решения законодательным органом) - внепарламентские (принятие решения вместо законодательного органа и (или) без парламентского рассмотрения);

- обязательные (принятые решения являются обязательными для исполнения) и консультативные (принятые решения не обязательны и служат лишь для информирования госорганов о мнении народа);

- общегосударственные - местные.

Референдум, как правило, проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

Выносимый на референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован так, чтобы на него был возможен однозначный ответ: «за» или «против». Многие национальные законодательства предусматривают вопросы, не подлежащие вынесению на референдум. Обычно это вопросы:

- подрывающие суверенитет и целостность государства;

- решаемые на выборах или связанные с занятием конкретных должностей;

- определяющие сбор и расходование государственных средств (налоги и бюджет);

- влекущие осуждение, оправдание, амнистирование и помилование преступников;

- разрешающие частные (приватные) споры.

Инициаторами референдума вправе выступать только лица, уполномоченные на это законами (чаще всего Конституцией). У нас это: Президент, Палата представителей, Совет Республики и не менее 450 000 граждан.

Как правило, референдумы назначаются представительными (законодательными) органами. У нас это делает Президент в отношении республиканских референдумов и соответствующие Советы депутатов – в отношении местных референдумов.

Решения, принятые референдумом, как правило, отменяются или изменяются только путем референдума.

Швейцария – рекордсмен по числу проводимых референдумов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: