Отечественная избирательная система закреплена в главе 1 раздела III Конституции и Избирательном кодексе Республики Беларусь.
Выборы депутатов и других лиц на государственные должности называются согласно Конституции «всеобщими», несмотря на имеющиеся ограничения. Так, право избирать предоставлено только гражданам, достигшим 18 лет, да то не всем - в выборах не участвуют недееспособные, содержащиеся под стражей и в местах лишения свободы.
Право быть избранным ограничено возрастными и некоторыми другими цензами. Так:
- Президентом может быть избран гражданин Беларуси по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами;
- депутатом Палаты представителей – гражданин, достигший 21 года и постоянно проживающий в Республике Беларусь;
- кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет;
- депутатом местного Совета депутатов – гражданин, достигший 18 лет.
Кроме того, запрещены некоторые совмещения должностей: например, депутатской с президентской и судебной, членства в обеих палатах Парламента и т.п. Запрещено выдвигать кандидатами лиц, лишенных права занимать должности в госорганизациях в связи с наличием судимости.
Кроме того, выборы в Беларуси
- свободные: избиратель лично решает, участвовать ли и за кого голосовать;
- открытые и гласные – то есть подготовка и проведение выборов должны проводиться открыто и гласно,
- равные: голоса избирателей равны, правомочия избираемых тоже;
- прямые для депутатов и Президента, которых избирают непосредственно сами граждане, косвенные для членов Совета Республики, которых назначают народные представители – местные депутаты и Президент;
- тайные: контроль за волеизъявлением запрещен;
- мажоритарные: побеждает тот, за кого подано большинство голосов;
Право выдвижения кандидатов принадлежит:
- гражданам путем сбора подписей при выборах Президента и депутатов;
- общественным объединениям (партиям) и трудовым коллективам при выборах депутатов;
- президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполкомам при выборах членов Совета Республики.
Расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии (окружные и участковые) во главе с Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (Центризбиркомом). Исключение – выборы членов Совета Республики, организуемые Президиумами местных Советов и исполкомами.
Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.
Кроме выборов в рамках избирательной системы и примерно по тем же правилам может осуществляться (но никогда не осуществлялся) отзыв депутатов и членов Совета Республики. При этом отзыв должен быть инициирован более высоким процентом избирателей, чем выдвижение кандидата. Например - не менее 20% всех избирателей соответствующего депутатского округа.
Референдум (от латинского «referendum» - подлежащее сообщению) – способ принятия законов или конкретных решений по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни путем всеобщего голосования. Это одна из важнейших форм непосредственной демократии.
Референдумы делятся на:
- допарламентские (голосование до принятия того же решения законодательным органом) - внепарламентские (принятие решения вместо законодательного органа и (или) без парламентского рассмотрения);
- обязательные (принятые решения являются обязательными для исполнения) и консультативные (принятые решения не обязательны и служат лишь для информирования госорганов о мнении народа);
- общегосударственные - местные.
Референдум, как правило, проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.
Выносимый на референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован так, чтобы на него был возможен однозначный ответ: «за» или «против». Многие национальные законодательства предусматривают вопросы, не подлежащие вынесению на референдум. Обычно это вопросы:
- подрывающие суверенитет и целостность государства;
- решаемые на выборах или связанные с занятием конкретных должностей;
- определяющие сбор и расходование государственных средств (налоги и бюджет);
- влекущие осуждение, оправдание, амнистирование и помилование преступников;
- разрешающие частные (приватные) споры.
Инициаторами референдума вправе выступать только лица, уполномоченные на это законами (чаще всего Конституцией). У нас это: Президент, Палата представителей, Совет Республики и не менее 450 000 граждан.
Как правило, референдумы назначаются представительными (законодательными) органами. У нас это делает Президент в отношении республиканских референдумов и соответствующие Советы депутатов – в отношении местных референдумов.
Решения, принятые референдумом, как правило, отменяются или изменяются только путем референдума.
Швейцария – рекордсмен по числу проводимых референдумов.