Рекрутчина в Гдовском уезде 19 глава




Когда умножилось население, и церковь уже стала маловместимою, тогда явилась надобность в новой обширной церкви; нашлись строители и благотворители воздвигнуть сей храм; сколько было препятствий и противодействий делу построения этой церкви, но ничто не могло остановить постройку ее; когда Господу угодно было утешить верующих созданием сего храма, тогда уже никакие человеческие усилия не в состоянии ослабить дело построения храма; верно слово псалмопевца: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126 –1). Только с упованием на помощь Божию и можно приступать ко всякому делу: «упование не посрамить», говорит Апостол. Где упование, там и вера, а верующему «все возможно», сказал Спаситель.

Научимся же, братие, из истории построения нашего храма, воздвигнутого единственно по вере нашей на милость Божию[150], твердой вере, и во всех делах своих потщимся возлагать упование на Господа Бога, «дающаго нам вся обильно в наслаждение», а теперь, возблагодарив Господа Бога, с Помощию которого мы построили сей храм, за все Его к нам милости, помолимся за благодетелей, отверзших щедрую руку свою святому храму, да подаст им Господь долгоденствие и благоденствие. Аминь.

 

На другой день Владыка со славою прошествовал в новую церковь при пении певчими тропаря Св. Николаю Чудотворцу. После освящения храма началась Божественная литургия, за которой во время причастия воспитанником VI-го класса СПБургской Духовной Семинарии Николаем Кузнецовым была произнесена следующая проповедь[151]:

 

«Аще не Господь созиждет дом,

всуе трудишася зиждущи»

(Псал. 126 – 1).

 

В полной мере приложимы приведенные слова Псалмопевца к этому новосозданному храму: можно ли было думать, что через 4 ½ года со времени закладки сего храма возстанет такое величественное здание при недостатке средств, с какими приступили к постройке нового храма. Но милосердный Господь, освятивший некогда это место существовавшею здесь святою обителью, разрушенною до основания врагами нашего отечества шведами, отверзл щедрую руку Свою и в лице благодетелей помог привести к концу начатое дело построения святого храма, а благословением Первоиерарха русской Церкви (Высокопреосвященного Митрополита Палладия[152]) на начало постройки храма, дал знамение своего небесного благословения. И вот теперь, усердие и любовь к святому жилищу Божию собрали во едино души всех, здесь находящихся; если-бы возможно было проникнуть в глубину человеческой души и обвесть всех одним взором, то не смотря на все разнообразие лиц и состояний и не взирая на различие помышлений и расположений, нельзя не заметить одного общего, объемлющего всех, под, сводами сего храма собравшихся, чувства радости и духовного веселия по случаю успешного сооружения храма.

Пламенные сокрушенные молитвы, возносимые 4 ½ года тому назад к Господу Богу об успешном окончании построения храма, услышаны, так как Господь, с высоты призирающий вообще на все дела людей, призирая и на это благое дело, т.е. сооружение нового храма, благословляет его небесным Своим благословением; благословляет его вместе с Заступницею рода христианского и святитель Христов Николай – покровитель этого святого храма. Видимым знамением такого небесного благословения служит то торжественно-умилительное священнодействие, которые мы сподобились созерцать. Освящение храма, в высшей степени назидательное для души, служит для нас и залогом таинственного в нем присутствия Божия, по которому со времени освящения храма Бог являет в нем особенное благоволение, милость и щедроты с верою и упованием на благость Божию молящимся. Сколько этот торжественный обряд освящения церкви вливает в душу светлых святых чувств! Как назидательны все действия освящения храма! Сколь задушевны молитвы, произносимые с коленопреклонением святителем! Как сильно может трогать нашу душу даже один только святительский возглас: «яко свят еси, Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицых почивавши» (требн. 1884 г. ч. II, стр. 24 обор.). Он, как бы, переносит нашу мысль к тем древним временам, когда за одно только слово «христианин» бросали в огонь св. исповедников, отсекали головы, топили в воде, побивали камнями! А умилительные церковный песнопения, а торжественный крестный ход кругом храма с несением св. мощей, как бы телес мученических, а окропление св. водой и помазание самых стен церковных св. миром, а, наконец, торжественное и глубокое по смыслу восклицание у запертых западных врат храма: «возьмите врата князи ваша... и внидет Царь славы» – все это разве не исполнено глубокого знаменования? Этим означается, что сам Царь небесный – Господь сил, на мучениках почивающих, благоволил внити в рукотворенный сей храм, возсех на освященном и уготованном престоле, чтобы внимать отсюда молитвам верных своих, исцеляя и благословляя их.

Восклицание у западных врат храма: «возьмите врата князи ваша», изображает то время, когда Сын Божий с пречистою плотно вознесся на небо. Когда Христос из мертвых воскрес и на небо восходил, тогда повелено поставленным на небесах от Бога князям, т.е. ангелам, отворить врата небесные, чтобы взошел Тот, который есть Царь славы. Так как князи небесные видели, что Он имеет вид, лишенный красоты, чести и славы, то не зная Его спрашивали: «Кто есть Сей Царь славы». И Дух Святой от лица Отца или Себя Самого отвечал им: «Господь силы, Той есть Царь славы». (Никольск. уст. 1874 г. стр. 779).

Помолимся же братие, Господу, освятившему сей храм «еже положиши имя Свое зде во веки и очи и сердце Свое во вся дни» (3 Царств. IX – 3), чтобы сообщенное теперь этому храму Божие благословение не отступало от него во веки; чтобы невидимо вселившийся в этом святилище Дух Святой обитал здесь всегда, и чтобы все, входящие в него и совершающее в нем свои молитвы, – все – от мала до велика получали благодать, духовное просвещение, мир совести, покой сердечный и всякое благо на пользу душ и телес, а исходя отсюда, приносили в домы свои всякое благочестие и любовь к Богу и ближним. Для того и строятся храмы Божии, чтобы мы, возможно чаще присутствуя при Богослужениях, принятием в себя и на себя благодатных даров Святого Духа, и сами устроялись в храм духовен, в воюю благоуханья, в жертву чисту, в сосуд избран. Для большей ясности раскроем эту мысль несколько подробнее.

Храм Божий есть прекраснейшее и всем доступное училище веры и христианского благочестия.

Истины Божии, т.е. христианское учение о правой вере и добрых делах раскрываются в храме во всей своей широте и полноте в чтении слова Божия – Евангелия, которое предлагается там устами священнослужителя; апостола, уносящего нашу мысль в те отдаленные времена и места, когда и куда эти неученые галилейские простецы-рыбаки пронесли проповедь о Иисусе Христе распятом и просветили весь Мир учениями своими. Сколько возвышенных мыслей могут возбуждать в сердцах каждого христианина все отдельные чтения из апостола и евангелия!.. Сам Христос и Его ученики-апостолы беседуют с нами и поучают нас! А разве умилительные церковные песнопения, поучения пастырей, самое устройство храма, принадлежности его, св. изображения, – все это разве не учит нас? Разве не заставляет задуматься над преподаваемой в храме и храмах премудростью.

Вот мы слышим безмолвный глас угодника Божия, изображенного на святой иконе, который как бы так говорит нам: «молю вас, братие, подобни мне бывайте, якоже аз Христу» (1 Кор. IV – 16) и вы удостоитесь от Него той же участи, какой и я удостоился. Или, вот кроткий лик Спасителя как бы так вещает: посмотри на Меня, последователь Мой и научись от Меня кротости, смиренно, веруй словам Моим и следуй учению в храме Моем преподаваемому. Вот лик Пресвятыя Богородицы, как будто хочет сказать: грешник, избери Меня своею руководительницею, и Я за грехи твои буду молитвенницею. Словом, все священные изображения пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных безмолвно вещают нам о едином на потребу, т.е. о спасении души и истинно являются для нас книгами, написанными, вместо букв, лицами и вещами. (Катих. 1889 г. стр. 135).

В храме и восковая церковная свеча учит нас пламенеть любовно к Богу, а воскуряемый в кадиле фимиам, побуждает нас к горячим молитвам, возносимым подобно дыму кадильному к Богу.

А что сказать о самоважнейшем, о том, что одним только храмам свойственно, чего, кроме Божественных храмов, и видеть нельзя – о литургии? Здесь в трогательнейших молитвословиях и песнопениях литургийных пред нашими глазами проходит вся земная жизнь Искупителя и Спасителя нашего Иисуса Христа. Во время совершения литургии, или обедни, мы присутствуем и в Вифлееме при рождении Спасителя, сопутствуем Ему в путешествии по городам и весям с проповедью, видим Его распятие на Голгофе, оплакиваем Его погребение в Гефсимании, радуемся Его воскресению и зрим славное Его на небо вознесение. Не образы и тени проходят пред нами, а самые вещи и события, когда совершается Божественная литургия: хлеб, который мы видим на св. престоле, по действию святого Духа, бывает самым пречистым телом Господа нашего Иисуса Христа, а вино – самою пречистою Его кровью. В эти священные минуты святой храм исполняется благодати и славы Божией, и нам грешным соприсутствуют в это время тысячи тысяч архангелов и ангелов. Эти божественные минуты переносят мысленно нас в Иерусалим, в Сионскую горницу, где на тайной вечери, Господь, окруженный Своими учениками, установил таинство святого причащения. По истине святые минуты! Ми­нуты, требующие от предстоящих в храме страха, благоговения и полного сосредоточенного внимания к священнодействию...

Таким образом в храме Божием внимательный усвоит спасительные истины о Сыне Божием и обогатится познанием о Боге, Мире и человеке; в храме Божием, – этом небе на земле, все, решительно все, возносит нас к небесному, духовному!

Вот что говорит о храме, как училище, один святитель (архиеп. Иннокентий): «находясь в этом училище не узнаешь, как далеко отстоит земля от солнца и как отводить удары грома; но узнаешь, как далеко находится падший от Бога человек, как спасаться от ударов правосудия небесного, не научишься углубляться в сердца гор и недра морей для извлечения драгоценностей, но научишься углубляться в собственное сердце для отыскания там злата чистой любви к Богу и перлов святых молитв; не будешь в состоянии говорить разными языками, но отучишься от языка лжи и коварства, совершенно поймешь язык совести, сделаешься способным беседовать с Богом». (Свящ. Булгаковский; храм Бож. и его свящ. важн. для христ. 1893 г. стр. 23).

В тоже время храм есть и духовный наш питомник. Лишь только появится человек на свет Божий, святая Церковь принимает его в свои объятия и таинством святого крещения возрождает его к жизни духовной, питает душу и тело небесною пищею в таинстве св. причащения, очищает от грехов покаянием, врачует его немощи елеосвящением, благословляет на семейную и общественную жизнь, провожает его и в жизнь загробную и, наконец, не разрывает своего союза даже и тогда когда умерший на веки сокрыт в могиле: Церковь молиться за него и содействует в силу крестных заслуг Иисуса Христа умершему с верою и покаянием достижения райского блаженства.

Но не достанет ми повествующу о значении храма Божия ни времени, ни сил исчислить все те благодатные дары, которые сподобляемся мы от Него получать. Ничто св. Церковью не забыто; никакая наша нужда этою чадолюбивою матерью нашею не оставлена без внимания: «всякая духовная наша нужда отзывается в храме, – говорит святитель Феофан; – смотрите: печален-ли кто, – идет в храм искать утешения в молитве «б; получил-ли кто радость или счастие – спешит сюда воздать благодарение благодеющему Богу; дом надо строить – из храма берется благословение; колодезь вырыть, – тоже; дождя нужно, – храм ходит по полям, что-бы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – церковь приходить ходатайствовать о выздоровлении; в путь собирается кто, – напутствуется молитвами в храме и пр. и пр. Вообще, нет ни одного значительного дела, которое-бы совершалось как следует, по христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним. Как нитями какими мы прикреплены к храму». (Духовн. беседа 1860 г. № 50).

Теперь, братие, и судите, как важно для каждого населенного места иметъ храм. И мы грешные сподобились иметь перед собою и близ себя такое сокровище благодати, в котором сосредоточивается вся наша приходская жизнь.

Отсюда, за таки превеликие благодеяния, от храма Божия получаемые, останемся ли мы неблагодарны к святилищу Божию? Не ограничиваясь одним благоговением пред святынею, мы обязаны вложить свою лепту для благоукрашения своего храма. Это потребность нашего благодарного сердца. «Блажен человек, – рассуждают богомудрые отцы, – который щедротами своими созидает Церковь, попечениями и трудами увеличивает благолепие ея»; жертвы же славословят Бога, а Церковь возносит к Нему непрестанные молитвы о здателях и благотворителях святого храма. Нечего и говорить о том, какую силу имеет молитва святой Церкви: Сам Господь наш Иисус Христос, – Глава Церкви, ходатайствуем пред Отцом небесным за благотворителей и ниспосылает за тленное, которые мы даем в церковь – нетленное, за временное – вечное, за малоценное – неоцененное. Вот сколь дорого и полезно благоукрашать храмы!

Свершилось, возлюбленные, давно желаемое освящение нашего храма. Теперь уже не должно быть места отговоркам: «мы потому в церковь не ходили, что в ней тесно». Новый храм обширен, и если в нас не пропало усердие к церкви, потщимся по звону церковного колокола, как по гласу ангела, призывающего на молитву, собираться в церковь, чтобы учиться вере и благочестие, насыщат душу и тело Божественною небесною пищею и туне пользоваться всеми благодатными дарами, какие изобильно изливаются на верующих в храме.

Но надо знать и помнить, что эти дары даются нам при условии с нашей стороны вести себя в храме с подобающим святыне приличием и при забвении всякого житейского попечения. Послушайте, что говорит святой Иоанн Златоуст о том, как нужно стоят в храме и как следует молиться, чтобы получить милость Божию: «многие хотя и приходят в церковь, произносят здесь тысячи стихов, кладут сотни поклонов, но выходят, не зная, что говорили они, о чем они молились; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы, как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты молишься и преклоняешь колена, а ум твой блуждает далеко, далеко; уста произносят молитвы, а ум исчисляет доходы, поверяет договоры, разбирает условия, вращается в обществе друзей, припоминая их речи. Это ли молитва? Это ли благоговейная твоя беседа с Богом? Нет, возлюбленный, это насмешка над святым делом, а не спасение. Будем же приходить сюда с надлежащим благоговением, чтобы вместо отпущения грехов не умножить их и с тем не возвратиться домой. Чего мы желаем и требуем? Того, чтобы, вознося божественные песнопения, мы были проникнуты великим страхом и благоговением и таким образом возносили их. Тебе должно с изумлением и трепетом возносить ангельское славословие, со страхом совершать исповедание пред Создателем и чрез это испрашивать прощение грехов, а ты безобразно машешь рукою, как бы изображая на себе крестное знамение, кривляясь всем телом. Как ты не боишься и не трепещешь слушать без внимания божественные слова? Разве ты не знаешь, что здесь невидимо присутствует Сам Господь? Разве ты не знаешь, что ангелы предстоят страшной трапезе и окружают ее со страхом? Как же ты испросишь прощение своих грехов? Как преклонишь на милость Господа, произнося моление столь небрежно? Ты говоришь: помилуй мя, Боже, а сам пришел сюда с враждою на ближнего твоего; ты взываешь: спаси мя, Господи, а сам принимаешь вид, противный спасению. Как ты не стыдишься тех слов, которые сам произносишь или здесь слышишь: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (пс. II – 2). Это ли значит работать со страхом, чтобы действовать, необузданно и самому не знать, о чем говоришь беспорядочными звуками голоса? Это знак презрения, а не страха, дерзости, а не смирения». (Свящ. Булгаковский, Храм Бож. стр. 36).

Согласно ли с наставлением святого отца мы поступаем и должным ли образом ведем себя в храме Божием, – да подумает об этом всякий, являясь на молитву.

«В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним «Часослов – утреня).

Теперь же, братие, благодарные повергнемся пред величием Божиим и из глубины души в умилении сердечном воскликнем: Господи, благоволивший в сем храме обитати, призри на моления Твоих рабов и орошай Твоею благодатию всех, молящихся здесь и просящих у Тебя милости и заступления; помяни во благоволение Твоем возлюбивших благолепие дома Твоего, здателей и благотворителей святого храма сего, и пошли им: мир, тишину, здравие, благоденствие, изобилие плодов земных и многая лета! Аминь.

 

После литургии в ограде церковной был отслужен молебен Святителю и Чудотворцу Николаю, с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и здателям святого храма. В 4 часа пополудни Преосвященный Иоанн отбыл из Полей при колокольном звоне и радостных приветствиях народа, во множестве собравшегося проводить Владыку.

В заключение своих воспоминаний о Никольщине, сделаем краткое описание вновь сооруженного храма.

Представляя с внешней стороны вообще совершенное подобие храма «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви», что угол Николаевской ул. и Стремянной, в С.-Петербурге, храм Польской, или Никольского прихода, будучи расположен на возвышенном месте, своим видом напоминает древний русский храм. Имея форму креста, снаружи храм окрашен по кирпичу в три колера, цвета, причем краски подобраны чрезвычайно удачно, потому что представляют в высшей степени гармоничное сочетание: общая, главная поверхность стен светло-желтого цвета, а фронтоны, карнизы, колонки и капители – белого, пояски, окаймляющие весь храм кругом – голубого. Таким образом все барельефные украшения храма выступают на его стенах чрезвычайно нежно, не бросаясь в глаза резкими углами и контурами. Главы храма с вызолоченными на них крестами, покрытые железом в «шашку», окрашены в светло-зеленый цвет. При всей своей вычурности и архитектурной изящности с внешней стороны, храм внутренним своим устройством поражает простотою: здесь нет ни причудливых лепных украшений, ни орнаментов, ни колонок и т.п., но за то величествен­ный четырехярусный иконостас в 41/2 сажени высоты с 54-мя образами, с прелестной чеканкою и с позолотою по белому полю, массивные редкие по своей работе образа: «Вознесение Господне», за престолом, 2-х саж. высоты и 3-х арш. шир.; «Воздвижение креста Господня «31/2 арш. выс. и 1 арш. 5 в. шир.; «Введение во храм» 3-х арш. выс. и 1 арш. 5 в. шир.; «Богоявление Господне» 3 арш. выс. и 1 арш. 5 в. шир.; «Преображение Господне» 3 арш. выс. и 1 арш. 5 в. шир., и пр., не только поражают входящих в храм лиц своим великолепием, но приводят их в серьезное молитвенное настроение, благодаря своей оригинальной компоновке[153].

Общие размеры и вместимость храма достаточны для Польского прихода: длина его 16 саж. и ширина 10 саж., высота от земли до креста 18 саж. и высота колокольни 22 саж.

Облачение на престол металлическое высеребренное с вызолоченными колонками. С передней стороны, т.е. от Царских врат помещается выпуклое изображение Воздвиженья креста Господня, задняя доска, т.е. к горнему месту представляет изображение Покрова Пресвятыя Богородицы, с южной стороны облачения находится изображение Успения Божией Матери и с северной – помещаются изображения Святителя и Чудотворца Николая, Петра Афонского и святой праведной Елизаветы (имена жертвователей Вахрамеевых); облачение – под стеклянным футляром. В храме находится в серебряной раке частица св. мощей Великомученика и Целителя Пантелеймона; приобретена св. частица священником Николаем Кузнецовым, от покойного игумена Новоафонского, что в Петербурге, на Забалканском проспекте, подворья, Алексия, еще в 1893 году и торжественно, с разрешения епархиальной власти, перенесена с крестным ходом в Поля, или Никольщину, при многочисленном стечении народа из Нарвы, куда она препровождена была священником Николаем Кузнецовым из Петербурга и помещена в Знаменской церкви, где в продолжении нескольких дней почти непрерывно совершались молебствия.

В 1897 году в Октябре месяце Никольщину посетил Преосвященный Назарий Епископ Гдовский, ныне Олонецкий, с архимандритом Евсевием, членом консистории, ныне Епископ Новгородский.

Что касается говора Никольских крестьян, то он каких-либо выдающихся особенностей не представляет, кроме тех, что в словах где встречается в начале слога или слова звук о, то он выговаривается как у: курова, – вместо корова, гуршок, кутел, – вместо горшок, котел, укно, – вместо окно и т.д.; буква м за н: номастырь, – вместо монастырь; иногда с за х: хвист, – вместо свист и т.п. Употребляются некоторые своеобразные слова, вроде «полю», т.е. мимо и др. В прежнее время существовал у крестьян погоста Никольщины довольно странный свадебный обычай: невеста одевала к венцу самое худое платье. Теперь этот обычай вывелся.

 

Этим мы и закончим свои воспоминания.

 

Погост Поля, или Никольщина,

Гдовского уезда, 1898 года, 1юня 24-го дня[154].

 

27.01.1899

Нам сообщают, что 18 февраля

состоится освещение храма

во имя Святого Архангела Михаила

в селе Сижно Гдовского уезда

 

Корреспонденция. (От нашего корреспондента). Нам сообщают, что 18 февраля состоится освещение храма во имя Святого Архангела Михаила в селе Сижно Гдовского уезда[155].

 

27.03.1899

М – в

Сижно (Гдовского уезда)

18-го февраля здесь состоялось

освящение, по случаю переделки

храма во имя Архистратига Михаила

 

Сижно (Гдовского уезда). 18-го февраля здесь состоялось освящение, по случаю переделки храма во имя Архистратига Михаила. К храму сделана кирпичная пристройка, через что вместимость его увеличилась почти вдвое. В храме все отделано заново: сооружен новый престол, обновлен и вызолочен иконостас, увеличены окна, сделан новый деревянный (вместо прежнего плитникового) пол и проч. Переделка храма обошлась более 7800 р.\живое участие в переделке и обновлении храма принимал председатель Сижского церковно-приходского попечительства Н.П. Баранов.

Считаю не лишним заметить здесь, что Сижно (от слова сидеть) местность историческая. Здесь некогда «сидели» новгородские и псковские «повольники», подкарауливая и отражая своих врагов – литовцев, искавших легкой добычи. Предание говорит, что сюда заезжали и ливонские рыцари искать приключений и злата.

Во время Иоанна Грозного «Литва» завладела Юрьевом и всем левым побережьем Наровы, приблизясь таким образом к Псковской области. Засевшие в Сижно и его окрестностях «повольники» успешно отражали нападения «Литвы», оберегая русские земли от набегов иноплеменников. В этой местности сохранились и до наших дней круглые курганы – «сопки», как их называют «литовские могилы».

Когда край этот был очищен от «Литвы», здесь в местечке Сижно был воздвигнут храм во имя Архистратига Михаила – начальника небесных воинов. Здание храма отличается безъискусственностью стиля, но сделан прочно из плотного известняка. Храм этот построен в царствование Алексея Михайловича (1655 года) во время голода. Постройкой его заведовал здешний помещик Хвостов, а рабочие получали за свой труд хлебом.

Из достопримечательностей первым укажу на колокол, отлитый около 1818 года. Колокол весит всего около 50 пуд, но мелодичный звук его в тихую погоду слышен верст за десять и более.

Не смотря на капитальные переделки храма, стиль главного корпуса сохранился в неприкосновенности, и храм этот еще долго будет служить памятником русского зодчества.

 

М – в[156].

 

07.04.1899

А. Д – ский

Деревня Малые Поля (Гдовского уезда)

В ночь с 31 марта на 1 апреля жители

этой деревни были перепуганы

внезапным разливом Плюсы

 

В ночь с 31 марта на 1 апреля жители этой деревни были перепуганы внезапным разливом Плюсы. Вследствие затора, образовавшегося около деревни Подкина, в островах, которые задержали тронувшийся в Плюссе лед, вода в ней быстро поднялась сажень на пять выше межени ии с страшной быстротой разлилась по окрестным полям.тжители деревни Полей бросились спасать свое имущество, рогатый скот поставя в сенях, лошадей – по гумнам. Средина деревни залита водой. Все съестные припасы, заготовленные крестьянами на зиму и хранившиеся в подвалах, затоплены, и нет надежды, что хоть кое-что из них будет впоследствии пригодно для употребления в пищу. Зерновой хлеб, находившийся в амбарах, построенных на берегу реки, редко кто из крестьян успел спасти; самые амбары пришлось подпирать бревнами и привязывать веревками.

К вечеру 1 апреля вода начала понемногу убывать, - вследствие ли того, что она прососала затор, или же потому, что начало подмораживать.

В деревне Вязовье, находящейся на Плюсе же, несколько ниже Полей, ледоходом унесло три бани. Здесь лед прошел. Вообще нынешнее водополье, по своей грандиозности, выходит из ряда обыкновенных, и подобного – старики крестьяне не помнят.

 

А. Д – ский[157].

 

10.04.1899

Д – ский

Деревня Малые Поля (Гдовского уезда)

Продолжающийся ледоход на реке

Плюсе причинил много убытков жителям

сел и деревень, расположенных

по ее берегам

 

Продолжающийся ледоход на реке Плюсе причинил много убытков жителям сел и деревень, расположенных по ее берегам.

Сегодня, 4 апреля, около четырех часов утра к мызе Гавриловской приплыл сенной сарай, который остановился в пролете моста через Плюсу. Через несколько минут его настигла большая масса льда, которая своим напором сдвинула и без того расшатанный мост, переломив пополам балку, полуаршинной толщины, сорвала с правого берега тарас, и мост понесло по порогам. В деревне Малых Полях вся масса остановилась. Местные крестьяне, видя в приплывшем сарае и мосте добычу, бросились в лодки и принялись вытаскивать из воды обломки моста и сарая.

С разрушением Гавриловского моста переезд через Плюсу в нашей местности прекратился. Описанный мною в предыдущей корреспонденции разлив Плюсы в Малых Полях прекратился, так как образовавшийся затор льда тронулся 3-го апреля, причинив значительные убытки в деревне Вязовье, в которой ледоходом унесло много заготовленных к сплаву бревен и жердей. Вода там поднялась так высоко, что затопила некоторые дома до средины оконных рам. Сообщение в деревне между соседями производилось на лодках.

В речке Кушелке, пересекающей в двух верстах от мызы Гавриловской земскую дорогу, вода в течение последних трех дней стояла так высоко, что затопила мост более чем на аршин. Дело не обошлось без несчастий: одного нищего, проходившего по мосту, смыло водой и понесло, однако, подоспевшие на лодках люди успели вытащить его живым из воды; у проезжего торговца смыло водой лошадь, опрокинуло воз и унесло находившегося в нем теленка, которого так и не удалось вытащить из воды.

Некоторые из крестьян деревни Лучков, воспользовавшись наводнением, пригнали к Кушельскому мосту лодку и брали с прохожих за перевоз до невозможности высокую плату. Фактов приводить не буду, но скажу только: счастлив был тот пешеход, который имел при себе лишний рубль.

 

Д – ский[158].

 

07.07.1899

М – в.

Село Никольщина (Гдовского уезда)

На днях мне привелось быть

в селе Никольщине, где я посетил

новый каменный храм

во имя Чудотворца Николая

 

На днях мне привелось быть в селе Никольщине, где я посетил новый каменный храм во имя Чудотворца Николая. Новый храм имеет чрезвычайно красивый как внешний, так и внутренний вид. По сторонам главного храма два придела, отделанные от него внутри только рядами колонн. Внутренность храма поражает обилием света. Золоченый иконостас при ярких лучах солнца положительно ослепляет зрителя. Во время моего посещения в клиросе пел детский хор. Благолепие храма и стройное пение располагали присутствовавших на богослужении к молитве; многие женщины плакали, стоя на коленях. В храм этот стекается много богомольцев, особенно женщин из других приходов.

Несколько лет тому назад здесь находился ветхий, крайне тесный храм. Определенный сюда священник о. Николай Кузнецов решил воздвигнуть взамен его новый каменный. И действительно, в течение четырех лет ему удалось сооружить такой храм, который мог бы украсить любой город. Постройка храма, говорят, обошлась почти в пятьдесят тысяч рублей; деньги эти собраны о. Николаем, главным образом, между его петербургскими знакомыми, среди которых было много знатных жертвователей. Денежных поборов на постройку этого храма с прихожан не было; последние оказали лишь помощь натурою – помогали подвозить строительные материалы да доставляли некоторое количество извести, которую многие из них сами выжигают на берегах реки Плюсы.

 

М – в[159].

 

28.07.1899

Местный обыватель

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Недели три тому назад в нашем

селе околело две лошади

 

Недели три тому назад в нашем селе околели две лошади; хозяева их, не подозревая опасности, сняли с павших лошадей кожи, за что один из них поплатился жизнью: через несколько дней он скончался в страшных муках. Вскоре околела еще одна лошадь, которую хозяин закопал на задворках, саженях в двух-трех от речки Сиженки. О начавшемся падеже скота было дано знать гдовскому исправнику, и 20 июля в наше село приехал помощник исправника вместе с гдовским уездным ветеринарным врачом, который констатировал сибирскую язву. По его распоряжению снятые с павших лошадей кожи, могшие распространять заразу, были вывезены за село, облиты керосином и сожжены; труп третьей лошади, зарытый на берегу Сиженки, выкопан, вытащен далеко за село, осыпан негашеной известью и глубоко зарыт в землю; всем жителям указаны меры, могущие предохранить от заразы как скот, так и людей, ухаживающих за ним. Много падает в настоящее время скота в деревнях Песвицы и Замошье, находящихся в верстах 8 – 9 от Никольщины. В самой Никольщине в последнее время многие крестьяне жалуются на головные боли и общее расстройство организма. Врачебная помощь, к сожалению, у нас совершенно отсутствует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: