Сравнительный анализ требований к экологической оценке, предъявляемых РФ, ЕБРР и ЕС

Статус экологической оценки.Перед тем как приступить к oej ществлению той или иной деятельности в Российской Федер ции, заказчик проекта должен обратиться за официальным раз£ шением. Экологическая оценка является частью процедуры пол чения официального разрешения. В соответствии с российским: конодательством процесс ЭО, как уже рассмотрено выше, cocrcf ит из процедур ОВОС и ГЭЭ.

Экологическая оценка намечаемой деятельности, которую н<| обходимо проводить в соответствии с требованиями ЕБРР, сущ^ ственно разнится в содержательной части в зависимости от проекта и, следовательно, от уровня воздействия этого проекта ] состояние окружающей среды. ОВОС выполняется для всех прое^ тов, которые могут оказать значительное влияние на состоянл окружающей среды. Целью АЭВ, обозначенной ЕБРР, являет предоставление достаточного объема экологической информавд для того, чтобы Совет директоров имел возможность прийти; заключению, является ли намечаемая деятельность адекватной \ точки зрения ее экологических последствий, и принять решена об утверждении или отказе от предоставления финансовых среде! для осуществления проекта по экологическим соображениям.

В соответствии с Директивой по АЭВ ЕС заказчик проекта до| жен обратиться за разрешением на осуществление намечаемой д| ятельности, если она способна оказать значительное воздейств! на состояние окружающей среды.

Обычно ЭО проводится в отношении всех видов деятельное! которые могут оказать значительное влияние на окружающую ср


Решение о возможности осуществления намечаемой деятель­ности в целом в том виде, который предложен инициатором дея­тельности, всегда принимается государственным органом, неред­ко в форме выдачи соответствующего разрешения (в России — на основе решения ГЭЭ).

Это решение представляет компромисс — точку внутри тре­угольника (рис. 7.7) в координатах:

«затраты на реализацию проекта»;

«компенсация ущерба окружающей среде»;

«развитие социальной сферы».

Компромисс может быть достигнут не только путем оптимиза­ции эколого-экономических аспектов, но и при учете положи­тельных изменений в социальной сфере, т. е. осуществление про­екта, связанного со значительным воздействием на окружающую среду, но способствующего решению важной социальной пробле­мы, может быть признано целесообразным.

Фундаментальным требованием является положение о том, что общее решение об осуществлении намечаемой деятельности не может быть принято до того, как ОВОС, основной документ ЭО, будет подготовлен и передан органам, ответственным за принятие такого решения. Эти органы должны учитывать информацию, со­держащуюся в ОВОС и в дополнительных материалах экологичес­кого обоснования (например, отчет об участии общественности, не включенный в ОВОС), а также результаты контроля качества экологических оценок.

Наиболее распространенными формальными методами приня­тия решений являются:

проверка соответствия экологическим стандартам. Деятельность, отвечающая законодательным нормам, может быть разрешена к применению. С помощью этого метода невозможно учесть уникаль­ные местные условия, мнения заинтересованных сторон, кумуля­тивных воздействий и воздействий, не регулируемых стандартами (например, отсутствие ПДК на поллютанты, характерные для дан­ного проекта);

анализ экономической целесообразности. Экологические и другие последствия проекта выражаются в денежной форме с целью под-

Экологические аспекты


Рис. 7.7. «Замечательная точка»

(проект П) принятого решения

в треугольнике затрат


омика


Социум 365


по АЭВ и раздела по ОВОС немного различны. Но так как стру ра отчетов определяется индивидуально с учетом специфики дого конкретного проекта, чтобы обеспечить оптимальный подх~ к анализу экологических вопросов, различия в типовом содерз нии не играют серьезной роли.

Тем не менее различия в практике подготовки отчетов по ОВС имеют важное значение. Так, не все российские проекты разраб тываются при участии общественности по той простой причин что процедура ее участия из-за низкой экологической культур чиновников, проектантов и населения недостаточно развита иногда полностью игнорируется.

Принятие окончательного решения.Окончательное решение отношении намечаемой деятельности является заключительнь этапом процедуры проведения АЭВ в соответствии с требован* ми ЕБРР. По российскому законодательству это решение прин-мается при проведении ГЭЭ, которая следует за ОВОС. Это дела российский процесс ЭО более бюрократизированным и требу щим больше времени, документации и труда.

Положения об участии общественности. Всоответствии с треб ваниями ЕБРР должны соблюдаться все установленные требоЕ ния в части проведения общественных слушаний, действующие; стране проекта.

Помимо этого заказчики должны следовать инструкциям Ба относительно участия общественности и распространения информ ции. Это подразумевает, что между российскими процедурами и ] цедурами ЕБРР исключаются какие бы то ни было противоречия.;

При выявлении на любом из этапов сооружения объектов д полнительных факторов, приводящих к снижению уровня бе опасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей срщ ды или влекущих иные неблагоприятные последствия, госуда; ственный орган, принявший решение об их сооружении, обя" отменить принятое им решение: или прекратить, или приостан вить сооружение.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...