Рекрутчина в Гдовском уезде 20 глава




 

Местный обыватель[160].

 

04.08.1899

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Первого августа по обычаю бывает

крестный ход «на воду»

 

Первого августа по обычаю бывает крестный ход «на воду». В Никольщине для освящения воды ходили крестным ходом на реку Плюссу, где при большом стечении народа совершено малое освящение воды. Это духовное торжество перенесло мои мысли к 1164 году, ко времени установления празднования св. Кресту и, моему взору как бы представилась картина победы греческого императора Мануила над сарацинами и русского великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского над болгарами в один и тот же день. Победители имели обыкновение носить в войсках своих честный Крест Господень; в русских полках св. Крест носили два священника в облачениях, пред битвой князь и дружина молились пред св. Крестом, лобызали его и небоязненно выходили против врагов, – и Господь им помогал: Андрей Боголюбский победил болгар – отнял у них пять городов. По возвращении с поля битвы в стан воинский, доблестный князь со своими воинами удостоился видеть чудесное знамение Божией помощи; светлые лучи исходили от иконы Спасителя и Богоматери и своим светом осияли все ополчении. Это видение еще больше придало мужества русскому воинству, – оно снова устремилось на врагов и покорило Руси их землю. Впоследствии, оказалось, что и греческий император Мануил, в битве с сарацинами, видел подобное видение. Они известили друг друга о милости Божией посланиями, и по совету своих архиереев, установили в первый день августа особый праздник, и в воспоминание чудесной помощи от св. Креста положили износить св. Крест на середину церкви для поклонения и освящать воду. 735 лет прошло со времени установления этого праздника, – а он не забывается народом.

Умильно было глядеть на простачковых мужичков, столпившихся у «иордани» с бутылочками, кувшинчиками, ведрами для того, чтобы почерпнуть св. водицы и беря ее «на всякую пользу нарядную». Но как батюшка погрузил крест в воду, – все зашевелилось; в стороне стали входить в воду, а некоторых больных детей купали в месте погружения св. Креста. Сердце мое радостно билось при виде этих простых душ, свято сохраняющих обычай церкви и древние заветы![161]

 

11.08.1899

Один из богомольцев

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Крестьяне деревни Подкино

Никольского прихода

изъявили желание ознаменовать

день Преображения Господня

общественною молитвою

св. великомученику Пантелеймону

в своей деревне

 

Крестьяне деревни Подкино Никольского прихода изъявили желание ознаменовать день Преображения Господня общественною молитвою св. великомученнику Пантелеймону в своей деревне. Желание крестьян было удовлетворено. После литургии в деревню Подкино направился крестный ход с частицею мощей великомученика в сопровождении о. Николая Кузнецова и множества богомольцев. Отрадно было смотреть на движущуюся толпу, на развевающиеся хоругви… В течение трехверстного пути до деревни все сопровождающие святыню общим хором пели различные молитвы.

Шествие представляло чудную и умильную картину, которой по истине можно было любоваться: представьте себе проселочную дорогу, пробегающую то среди полей, то душистым сосновым лесом; по ней медленно движется толпа народа, и издали еще слышится мощное, протяжное, многоголосное пение. Во главе ее, среди развевающихся церковных хоругвей, высится святыня никольская – ковчежец с частицею св. мощей Пантелеймона. В толпе можно встретить и почтенного старца, степенно шествующего за святыней, и благочестивую старушку, с большим трудом следующую за всеми, и мальчика, в припрыжку поспешающего за взрослыми. Словом – и стар и млад сопровождали святыню. На лицах всех богомольцев замечалось какое-то праздничное выражение. По приходе в деревню крестного хода многие богомольцы выстраивались в длинный ряд для того, чтобы святыня была пронесена над их головами. До 5 часов совершались молебствия с акафистом св. Пантелеймону; отец Николай во многих домах предлагал богомольцам разные назидания; все почти жители д. Подкино ходили из дома в дом и слушали молебны. По окончании этого народного праздника святыня с крестным ходом, в сопровождении священника и при общем народном пении, была отнесена обратно в Никольщину.

Замечательный порядок крестного хода, приличие и благоговение сопровождавших его приятно поражали зрителя, и я восхитился таким чином, весьма редким в наших деревнях!

 

Один из богомольцев[162].

 

11.08.1899

Священник Николай Кузнецов

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Милостивый Государь. Г. Редактор

Горе и беда, постигшие семью моего прихожанина

Георгия Иванова…

 

Милостивый Государь.

 

г. Редактор.

 

Горе и беда, постигшие семью моего прихожанина Георгия Иванова, которого, вслед за лошадью, унесла в могилу сибирская язва в самый разгар полевых работ, побуждают меня по долгу пастырства помочь бедной семье, оставшейся без средств к жизни, лишившейся своего единственного кормильца.

Я решаюсь обратиться к посредству Вашей газеты в полной уверенности, что печатное сообщение о бедственном положении вдовы покойного Иванова – Натальи Захаровой и ее семейства принесет несомненную пользу, и доброхотные даяния благодетелей облегчат ее трудную долю.

Пожертвования можно посылать по адресу: ст. Поля, священнику Николаю Кузнецову для передачи Наталье Захаровой.

 

Священник Николай Кузнецов[163].

 

14.08.1899

Здешний

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Крестьяне Никольщины,

управившись немножко

с полевыми работами, принялись

за обжог известки,

которая теперь, в виду большого

спроса, повысилась в цене

 

Крестьяне села Никольщины, управившись немножко с полевыми работами, принялись за обжог известки, которая теперь, в виду большого спроса, повысилась в цене. Я отправился на Плюсу, на обоих берегах которой обжигают известку, с специальной целью познакомиться с процессом обжигания извести. Он весьма несложен: в каменной стене выламывается полукруглое отверстие с открытым верхом; внизу устраивается из толстой плиты «очелки», сверх которых ребром накладывается слой толстой плиты; передняя сторона тоже закладывается «плашмя» толстыми плитами; получается нечто вроде ямы, которая и загромождается сверху мелким камнем, годным для обжога. После того как эта яма будет наполнена камнем, верх выстилается широкими плитами, а передняя сторона импровизированной печки смазывается известкой для того, чтобы дым и огонь не выходили вперед, а стремились вверх. После этой несложной работы в очелки кладут дрова, и печь пускается «в ход». Двое суток беспрерывно производится обжигание известнякового камня и лишь только огонь распространится по всей печке и ровной змейкой пробежит по верхним слоям ее, обжигание прекращается и, после незначительного времени предназначенного на охлаждение печки, известка в негашеном виде продается.

Печи известковые вмещают от 400 до 1000 пудов. На месте без доставки известка продается 5, 6 копеек за пуд, а теперь 12 и более.

Плиту ломают как мужчины, так и женщины. Вообще нужно отдать честь никольским крестьянам, которые исполняют все полевые работы: пашут, жнут, косят и занимаются даже обжогом известки, а если присоединить к этому ведение домашнего хозяйства, которое всецело лежит на руках женщины, то в итоге получится масса труда, какой несет никольский крестьянин.

 

Здешний[164].

 

18.08.1899

Обыватель

Через Гавриловскую мызу, как раз по ее середине,

протекает речка Кушелка, впадающая в Плюсу

 

Через Гавриловскую мызу, как раз по ее середине, протекает речка Кушелка, впадающая в Плюсу. Через Кушелку, построен мост, служащий единственным сообщением мызы с полями, расположенными на другой стороне речки. Длина моста 20 сажен, ширина – 4 аршина[165].

Проходя на днях по этому мосту, я обратил внимание на крайне сомнительную его прочность и удивился, как это он несмотря на ежедневную переправу тяжело груженных возов, до сих пор не развалился. У меня хватило терпения изучить все детали моста, и вот что я увидел: мост помещается на пяти довольно крепких (надо отдать справедливость) быках; но за то перила его имеют весьма страдальческий вид: местами они расщелились и частью сгнили; прямая первоначальная их линия перешла в зигзагообразную, достаточно было одного легкого прикосновения, чтобы двадцати саженные перила зашатались по всей своей длине; я уверен, что ели б их качнуть посильнее (что я побоялся сделать, чтобы не произвести на мызе переполоха), то они непременно рухнули бы в воду. От некоторых перильных подпоров остались приятные воспоминания, – они исчезли; другие же своим жалким видом словно умоляют о замене их новыми. Истерзанный вид мостовой настилки (пола) произвел на меня крайне неприятное впечатление: из 268 досок нет ни одной порядочной; почти все доски отделены друг от друга щелями в два три пальца шириною; они качаются и гнутся даже под ногами пешехода. Что же бывает при проезде возов?..

Думаю, излишне говорить о том, что мост следует привести в порядок, а не ждать, пока в один прекрасный день кто-нибудь из проезжающих «провалится и в воду упадет», или в лучшем случае – пешеход сломит себе ногу, угодит ею чуть ли не в четверть-аршинную щель.

 

Обыватель[166].

 

25.08.1899

В селе Доложске (Гдовского уезда),

расположенном в сорока одной версте

к юго-востоку от станции Поля,

открыто почтовое отделение

 

В селе Доложске (Гдовского уезда), расположенном в сорока одной версте к юго-востоку от станции Поля, открыто почтовое отделение[167].

 

01.09.1899

Странник

В настоящее время вся наша река

Плюса запружена дровами

гдовского лесопромышленника

Власа Малафеева, который готовит

к сплаву в Нарву, на Кренгольмскую

мануфактуру 8500 сажень

 

В настоящее время вся наша река Плюса запружена дровами гдовского лесопромышленника Власа Малафеева, который готовит к сплаву в Нарву, на Кренгольмскую мануфактуру 8500 сажень. На днях я отправился в деревню Подкино, где дрова складываются в плоты и затем гонятся вниз по Плюсе, чтобы полюбоваться картиной сплава и познакомиться с самой работой. Как раз против самой деревни Подкино разбросано по реке Плюсе семь островков, то совершенно голых, то покрытых мелким кустарником. Чтобы удержать плывущие сверху по Плюсе дрова, устья каналов, образованных этими островками, закрываются запонями – несколькими длинными бревнами, крепко связанными между собою. Переправившись на лодке на один из таких островков, я заметил там большое оживление: человек около тридцати, стоя по колено и выше в воде, вытаскивали дрова и связывали их в плоты, устройство которых довольно оригинально: снизу, на воду, кладутся две длинные жерди, которые занимают как раз середину между двумя толстыми бревнами, назначение коих – способствовать быстрому и легкому спуску дровяного плотас берега в реку; сверху помещается тоже две жерди; чтобы дрова не разъезжались в стороны и не сползали в воду прежде, чем окончательно будет готов плот, в дно реки вбивают два кола, которые и сдерживают напор дров. Когда пространство между жердями будет заполнено дровами, концы жердей с обеих сторон связываются длинными гибкими прутьями. Укрепив достаточно плот и отвязав его от берега, рабочие спускают его по бревнам в реку и тотчас же принимаются за нагрузку другого, чтобы не дать первому плоту далеко отплыть и успеть соединить и успеть соединить второй плот в союз. Каждый плот должен вмещать в себя две сажени дров. Сплавщики – большей частью никольские крестьяне – работают с выработки. Союзы плотятся тремя рабочими, причем сплавщик получает за каждый плот 45 к.; каждый же рабочий может выработать в день 11/2 – 2 руб., на своих харчах. Дрова плотят не только мужчины, но и женщины. Работа эта, особенно в осеннее время, весьма вредно отзывается на здоровье наших крестьян, большая часть которых страдает ревматизмом, а потому несмотря на сравнительно хороший заработок, только крайняя нужда заставляет крестьян заниматься сплавкой дров.

 

Странник[168].

 

08.09.1899

Село Никольщина (Гдовского уезда)

14-го сентября Никольщина

справляет свой сельский праздник

 

14 сентября Никольщина справляет свой сельский праздник. В этот день в селе бывает ярмарка. Для торговли устраивают особые балаганы и палатки. Через р. Плюсу наведен мост для перехода богомольцев во время крестных ходов из храма в находящуюся на берегу Плюсы часовню, особенно чтимую народом. Ярмарка, на случай благоприятной погоды, обещает быть многолюдною, хотя вследствие недорода и не такою оживленною, как в предыдущие годы. Один из важных товаров этой ярмарки – яблоки – в нынешнем году будет на ней совершенно отсутствовать. Гдовский уезд, как известно, славится культурой яблонь и груш; но обширные сады, как крестьян, так и помещиков в нынешнем году стоят пустыми. Продолжительные весенние холода убили большую часть этих плодов еще во время цвета, а жаркое сухое лето помешало развиться уцелевшим зародышам. Садоводство представляет значительное подспорье в хозяйстве жителей Гдовского уезда, и нынешний неурожай яблок, при недороде хлебов, тяжело отзовется на жизни крестьян[169].

 

15.09.1899

Странник

В текущем сентябре исполнится год

со дня открытия в Никольщине

церковно-приходской школы

 

В текущем сентябре исполнится год со дня открытия в Никольщине церковно-приходской школы. Это обстоятельство дает мне повод сказать несколько слов о развитии грамотности среди здешних крестьян.

Насколько мне известно, первая школа в Никольщине была открыта 15 ноября 1860 года тогдашним никольщинским священником в его собственной квартире. В течение первого года, до мая месяца1861 г., в этой, частной школе бесплатно обучалось 8 мальчиков. Все они к концу первого учебного года могли если и не совсем бойко, то во всяком случае безошибочно читать книги гражданской печати, знали наизусть символ веры, молитву Господню, десять заповедей, молитвы перед учением и после оного и др., а так же могли делать изустно несложные арифметические вычисления.

На следующий год многие из крестьян окрестных селений пожелали отдать своих детей в «учебу» к батюшке, но последний не мог исполнить их желания в виду того, что для школы не было подходящего помещения; в своей же квартире, состоявшей из трех небольших комнат, поместить всех желающих учиться мальчиков он не имел возможности. В виду этого священник предложил своим прихожанам купить в складчину дом вдовы Тихомировой, которая была согласна уступить его за семьдесят рублей. В этом доме было две просторных «белых» и одна «черная» комнаты, и з которых в одной могла быть открыта школа, другая могла служить столовой и спальней учеников из дальних деревень, а «черная» – кухней. На необходимую школьную обстановку и учебные пособия потребовалось около ста рублей. Был ли тогда куплен Тихомировой дом под школу или только заараендован, – этого мне в точности не известно; известно только, что в 1861 году в Никольщине открылась «частная» школа, преподавание в которой было поручено священнику, при чем ему дано было право привлекать к преподаванию, в качестве своих помощников причетчиков, с платою им от 11/2 до 2 рублей в месяц. На жалованье учащим в школе отпускалось 60 р. В год. Программа школы заключала в себе обучение: «чтению и письму, молитвам, краткой священной истории, первым трем арифметическим действиям, а при возможности – и делению».

В виду крайней скудости материальных средств и невозможности со стороны священства самому вести преподавание, Никольщинская школа вскоре после своего открытия начала падать; число учеников ее настолько уменьшилось, что в 1885 году во всем Никольском приходе насчитывалось только десять человек грамотных, т.е. таких, которые кое-как могли разобрать печатное да подписать свое имя. (Стат. свед. по СПБ. Епархии, 1885 г. вып. Х.[170]).

Наконец в 1883 году Никольским приходским попечительством устроен был особый дом, и в нем в 1885 г. открыта школа грамотности, вскоре же завоевавшая себе симпатии местного сельского населения, которое стало охотно отдавать в нее своих детей. Прошло с тех пор 14 лет, и брошенное в Никольщине зерно учения взошло, развилось и принесло обильные плоды. В настоящее время в Никольщине между мужской молодежью неграмотных почти вовсе нет, в школе обучается около 100 детей, и, некогда просторное помещение школьного дома, становится теперь крайне тесным.

 

Странник[171].

 

18.09.1899

Странник

14-го сентября Никольщина

справляла свой сельский праздник

 

14-го сентября Никольщина справляла свой сельский праздник. В этот день здесь бывает и ярмарка. Накануне праздника площадка против церкви, не смотря на неблагоприятную дождливую погоду, застроилась балаганами и палатками приехавших сюда с разными необходимыми в крестьянском быту товарами. Вопреки ожиданиям, ярмарка была и на сей раз многолюдна. Народ толпился около палаток, с «красным» товаром, которого навезено было в изобилии, покупал деревянную посуду, колеса, ведра, кадочки и прочую рухлядь, столь необходимую и в большом, и в убогом хозяйстве, лакомился орехами, пряниками, «стручками», др[угими] дешевыми гостинцами. Как новинку нынешней ярмарки нужно отметить привоз поросят, которые быстро раскупались крестьянами. Оживлению ярмарки несколько мешало обилие грязи.

23 сентября Никольщина ожидает преосвященного Вениамина, епископа Гдовского, который прибудет сюда из Нарвы. В этот день владыка совершит в здешнем храме божественную литургию. Это событие будет записано на страницах летописи села Никольщины, которое в нынешнем столетии в четвертый раз будет иметь счастье принимать у себя архиерея. В первый раз в Никольской церкви совершал литургию митрополит петербургский Григорий в 1825 году, во второй раз, 13 июня 1893 г. посетил Никольщину по случаю закладки в ней нового храма и служил здесь обедню епископ нарвский Никандр, а в третий раз, 9 мая 1898 г., нарвский же епископ Иоанн совершил освящение Никольского храма.

 

Странник[172].

 

29.09.1899

Прихожанин

Село Никольщина (Гдовского уезда)

23 сентября с раннего утра крестьяне

села Никольщины стали массами

стекаться к своему храму

для встречи преосвященного

Вениамина, епископа гдовского

 

23 сентября с раннего утра крестьяне села Никольщины стали массами стекаться к своему храму для встречи преосвященного Вениамина, епископа гдовского. В 71/2 часов утра раздался благовест, возвестивший сельских жителям о приближении преосвященного. Звон закончился трезвоном. В 81/2 часов прибыл в Никольщину владыка и направился прямо в храм, где был встречен местным священником о. Николаем Кузнецовым со св. Крестом. По возложении на себя мантии, архипастырь совершил «входную», благословил народ и при пении здешних певчих, взошел на устроенный среди церкви, обитый красным сукном амвон. Началась литургия, совершенная преосвященным Вениамином в сослужении священников Павского, Кузнецова, Виноградова, Фелицина и митрополичьего архидиакона Иоанна.

Отрадно было видеть в сельском храме архипастыря, молящегося вместе с простым крестьянским населением. Выразительное архиерейское богослужение, стройное пение деревенских певчих, которые за всю литургию не допустили ни одной ошибки в чине архиерйского служения, блеск икон от множества горящих свечей и лампад, белые блестящие облачения духовенства, масса разодетого по праздничному народа – все это вызвало религиозный восторг и располагало сердца присутствующих к молитве. Вместо причастного певчими довольно стройно исполнен был концерт Бортнянского «Вси языцы восплещите руками и воскликните»…

По окончании литургии преосвященный обратился к богомольцам с назидательным словом, а затем стал благословлять их. Пока владыка в церкви преподавал народу благословение, учащиеся в здешней школе дети перешли из храма в школу и там ожидали прибытия архиерея. Их храма владыка прибыл в школу, где был встречен пением молитв. В школе преосвященный произвел испытание учащихся в знании Закона Божия. Затем, осмотрев старую никольщинскую церковь и поверив церковное письмоводство, владыка посетил дом священника.

Во втором часу дня преосвященный уехал из Никольщины, напутствуемый добрыми пожеланиями собравшихся провожать его крестьян, в памяти которых долго будет сохраняться благоговейное воспоминание о бывшем духовном торжестве.

 

Прихожанин[173].

 

02.10.1899

Странник

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Как грозная туча пронеслась

над Никольщиной сибирская

язва, похитив у жителей несколько

лошадей и унеся в могилу одного крестьянина

 

Как грозная туча пронеслась над Никольщиной сибирская язва, похитив у жителей несколько лошадей и унеся в могилу одного крестьянина. Весь Гдовский уезд всполошился было. В глазах гдовских обывателей Никольщина явилась каким-то очагом заразы; ее стали бояться, как огня; по уезду распространились слухи, что через Никольщину не будут пропускать ни пеших, ни конных, – «карантин» де поставят. Мне лично пришлось слышать от одного интеллигентного гдовского гражданина, что «Никольщины надо бояться, не проезжать, и даже не проходить через нее, чтобы не заразиться самому и не занести заразы на скот». В окрестностях Никольщины не на шутку перетрусившие крестьяне рассказывали невероятные факты, будто в этом селе сибирская язва косит не только скот, но и людей направо и налево. Даже сами никольские крестьяне сильно струсили: чуть заболит у кого голова, как бедняга начинает скучать и приготовляется к смерти, идет к священнику и просит его напутствовать. А в то время, как на зло, многие крестьяне заболевали расстройством желудка, головными болями и проч., причину всех этих недомоганий они приписывали сибирской язве. Между тем, благодаря принятым во время предупредительным мерам, эпидемия прекратилась, и крестьяне вздохнули свободно, не не на долго.

Теперь среди крестьян и особенно крестьянок распространились другие страхи – близкого «светопреставления». Страхи эти вызваны слухами о том, что 13 ноября нынешнего года «земля де с кометой столинетси». Масса разных нелепых рассказов ходит в народе и принимается им за правду. На днях мне пришлось слышать, как одна женщина учила другую, как теперь, «когда настанет конец света», надо молиться: «Ты, говорит, голубушка, складывай пальцы для молитвы крепче, а то дьявол как раз между пальцами проскочит, а ты ево по пальцам-то непущай». Путешествовали некоторые из крестьянок в Псков и, увидев производящиеся там раскопки древнего храма, решили, что это тоже признак близкого светопреставления.

Конечно, духовенство, учителя и проч. сельская интеллигенция стараются при всяком удобном случае рассеять нелепые страхи темного люда, однако, не всегда им удается.

 

Странник[174].

 

06.10.1899

М – в

Село Шавково (Гдовского уезда)

21 сентября сего года здесь

состоялось освящение вновь

отстроенного храма

во имя Преображения Господня

 

21 сентября сего года здесь состоялось освящение вновь отстроенного храма во имя Преображения Господня. Освещение совершал преосвященный Вениамин, епископ гдовский, соборне с местными священниками и благочинным. Храм не велик, но построен прочно и красиво. Постройку его производил на свои собственные средства бывший здешний крестьянин-торговец, гуртовщик Василий Евтихеев. Местные крестьяне никаких сборов на постройку этого храма не делали, а лишь помогали доставлять на место постройки кое-какой готовый материал.

Необходимость в постройке здесь церкви ощущалась уже давно, так как в нашей местности на расстоянии 15 – 20 верст в окружности не было приходского храма. Раскинутые от села Рудно до села Заянье деревни, за дальностью расстояния, крайне затруднялись посещать храм Божий. За священником, что б окрестить ребенка или приобщить больного, приходилось ездить 15 – 20 верст. Но вот нашелся добрый человек, благодаря усердию которого, здесь воздвигнут храм Божий, и сотни тружеников-крестьян будут иметь возможность провести в нем за молитвой воскресное и праздничное утро.

Из Шавково преосвященный Вениамин последовал в приходы Новоселье, Рудно, Вейно, Выскатку, Сижно, Никольщину и Черно. По пути следования он в одних церквях совершал литургию, в других – всенощную. Православный народ везде встречал преосвященного с подобающим почетом и искал его благословения; были случаи, что владыку на пути встречала толпа крестьян и просила его благословения, и архипастырь выходил из экипажа и благословлял народ. В церквях, где преосвященный совершал богослужение, он произносил слово о посещении храма Божия, о молитве, о воспитании детей в страхе Божием, о любви к ближнему… Во всех приходах он производил ревизию церковных книг, посещал школы.

Из Черно преосвященный последовал в село Криуши, а оттуда – в Нарву. Путь свой он совершал на земских лошадях. Кроме свиты, состоящей из трех человек, епископа сопровождали становой, два урядника и несколько десятских.

 

М – в[175].

 

П.Я. Яновский

Освящение храма в селе Долоцком,

Гдовского уезда

 

16 августа в с. Долоцком. Гдовского уезда, освящен, в переустроенном, двухпридельном Успенском храме, второй придел во имя Святого Архистратига Михаила. Церковь построена на месте древнего храма, освященного еще в 50-х годах прошлого столетия; на постройку частью шел и прекрасно сохранившийся лес прежней церкви. Новый храм деревянный, трехглавый, с наружною и внутреннею живописью, исполнен в древне-русском стиле. Построение церкви велось на средства приходского попечительства, благодаря, главным образом, материальной поддержке председателя попечительства, петербургского купца И.П. Павлова. Освящение придела было совершено местным священником-настоятелем о. И.Д. Яновским в сослужении отцов иереев окрестных погостов. Божественную литургию совершил пом. благочинного 2-го Гдовского округа, священник А.И. Солнцев; на литургии, вместо запричастного стиха, студентом С.-Петербургской Духовной Академии, П.Я. Яновским было сказано слово[176].

Освященный храм богат и новою церковной утварью – приношением благочестивых прихожан и древнего, оставшегося от прежней церкви; из последней обращают на себя внимание антиминс на холсте, освященный в 1761 году новгородским архиепископом Дмитрием Сеченовым и, особенно, икона Страшного суда новгородского письма ХVII века; икона эта, отчасти, напоминает икону, хранящуюся в Петербургском Музее Императора Александра III, в отделе церковных древностей, но превосходит последнюю, как своим громадным размером, так и большим фигурным разнообразием изображенных фигур (например, на иконе находятся изображения «немцев» в старинных рыцарских костюмах «арапов», «жидов» и проч.)»[177]. [178]

 

П.Я. Яновский.

 

П.Я. Яновский

Из с. Долоцкого, Гдовского уезда

(корреспонденция)

 

Высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом С.-Петербургским и ладожским, разрешена в Долоцком приходе, Гдовского уезда, постройка нового, каменного храма, близ так называемой «пещеры»[179] (в 2 верстах от с. Долоцкого).

Местность, где предполагается воздвигнуть св. храм, блещет красотой чисто-северной природы. Высокая, почти отвесная гора, покрытая старинным лесом, река Долгая, протекающая у подножия горы, расстилающийся, с другой стороны реки, обширный луг, опоясанный цепью холмов, и всюду, куда ни взглянешь кругом, – горы, поросшие лесами, – делают вид, особенно вдали, прямо восхитительным[180].

В самой подошве горы, около речки, в твердом, почти каменистом грунте[181], высечена пещера, простирающаяся вглубь горы на 30 шагов; пещера довольно высока (1 печат. саж.); недалеко от входа находится круглый, выложенный цоколем колодезь[182], а в самом окончании пещеры – бассейн с чистой ключевой водою. Пещера эта окрестным населением почитается, как место святое; в народе и до сих пор живет предание, что именно здесь являлась икона Успения Божией Матери, составляющая ныне святыню долоцкого храма, что в этой пещере, в старинные времена спасался монах, скончавший в ней свою жизнь. Ежегодно, 15 августа, в день Успения Пресвятые Богородицы, к этой пещере скопляются тысячи богомольцев; многие приходят даже из других уездов. И местными прихожанами, и благочестивыми богомольцами, приходившими на поклонение святыне долоцкой церкви, чувствовалась потребность создать на месте явления досточтимой иконы Успения Божией Матери храм. Малая, ветхая деревянная часовня, устроенная близ входа в пещеру, в день храмового праздника не могла вместить и десятой доли всех, желавших помолиться[183]. Ныне, с благословения преосвященнейшего архипастыря С.-Петербургского, постройку церкви взяло на себя долоцкое церковно-приходское попечительство, и работа деятельно уже подвигается вперед; укреплен гранитными глыбами берег реки, идет заготовка материалов и проч.

Нельзя не обратить внимания любителей церковной старины на иконы, находящиеся в часовне, близ пещеры; иконы эти – часть иконостаса из древней долоцкой церкви, упраздненной, за ветхостью, еще в XVIII столетии. Как видно из «новгородской писцовой книги[184] 1622 – 23 гг. письма Александра Чоглокова, да дьяка Добрыни Семенова» (у Неволина – «О пятинах и погостах новгород.» прил. V), церковь Михаила Архангела «в Долоском погосте» не была сожжена в смутное время 1606 – 17 гг.; благодаря этому, в названной часовне сохранились некоторые иконы, происхождение которых, судя по всем признакам, должно отнести, по крайней мере, ко второй половине XVI века; имеются в часовне иконы и XVII века, писанные, однако, до собора 1666 – 67 гг. Все иконы характерного новгородского письма; изображения на них писаны почти все в рост (высота 1 ½ арш.) на досках с выемками. Перстосложение на некоторых иконах (Господь – Царь Славы, св. Николай Чудотворец, св. Иоанн Креститель) – двуперстное, на других же встречается несколько различных видов сложения перстов; так, на иконе св. Архистратига Михаила внизу находится изображение неизвестного святого; три последние перста правой руки его пригнуты к большому, а указательный перст протянут; на некоторых иконах можно видеть перстосложение на левой руке; святой мученик Лавр, напр., изображен с перстосложением на левой руке, сходным с троеперстием, а у св. архистратига Михаила персты левой руки сложены двуперстно[185].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: