Конституционно-правовые нормы, понятия, основные принципы
Парвила поведения, регулирующ наиболее важные общественные отношения конст характера, складывающиеся между личнуостью, обществом и гос-вом. Наиболее важные конституц-правовые правовые нормы обладают высшей юр силой и закрепляются в конст страны.
В КонПраве существуют нормы второго порядка – нормы ФКЗ, которые поюр силе стоят выше, чем нормы иного законондательства. ФКЗ относятся к сфере конст регулирования.
4. Значительное число конст-прав норм имеют особенности структуры.
Наиб часто в нормах конст права встречается диспозиция, или гипотеза и диспозиция, и, гораздо реже, мы можем встретить нормы конст-прав санкции
Меры санкций – отрешения президента РФ от должности (ст.93). Или ФЗ «об общих принципах органихации законондат и исполнит органах гос власти» предусматривается отрешение от должности высшего должностного лица ____, а так же досрочный роспуск регионального парламента.
Традиционные нормы -102 и 103 конст. Закрепляют ввиде перечня гос органов должностных лиц
Система и источники конст права.
Лекция 2
Нормы конст права имеют более сложные механизмы реализации. Такая реализация осуществляется через конкретизацию норм конституции и федерального законодательства. Правовыми актами субъектов федерации и муниципальных образований.
Классификация констититуционно-правовых норм, основные подходы и особенности. Использует классификацию конст-прав норм, разработанных общей теорией права, однако в конст праве существуют специфические нормы, котоыре не попадают под известные классфикации, например: а) оперативные или операциональные, б) коллизионные, в) статусные, г) компетенционные.
Оперативные – нормы, устанавл порядок опубл и вступления в слиу различных правовых актов, а так же нормы, которые вводятся в действие, изменяются, отменяются сущесвующие правовые акты или отдельные нормы.
Коллизионные – нормы, устанавливающие правила разрешения юридич коллизий, возникающих между различными по юридической силе нормами и правовыми актами.Расположение юр актов с точки зрения юр силы, времени действия, действия в пространстве и по кругу лиц. Коллиз нормы содержатся в части 4 ст 15 конституции, ст 76, ч4 ч5 ч6.
Классификация, с точки зрения роли механизма правового регулирования нормы подразделяются на конституционно материальные и конституц процессуальные.
Нормы делятся на:
1. Конституционно материальные (что делать)
2. Конституционно-процессуальные (как делать)
Конст-материал нормы как правило устанавливают содержание основнох прав, свобод обязанностей, полномочия органов гос-ва и должностных лиц.
Конст-процессуальные содержатся в законодательстве, регулирующем выборы президента РФ, деупутатов госдумы, в регламентах палат Фед собрания, утсанавл порядок голосв в палатах, порядок дачи согласия на назначение правит и другие парламентские процедуры.
Конст РФ содержит процессуальные нормы в главе 9, устанавл порядок пересмотра конст и приянятия конституц поправок.
Нормы конст права могут подразделятся в зависимости от характера содержащегося в них предписания на управомочивающие, на обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавл конст права и свободы граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан. В ряде случаев полномочия гос органов.
Обязывающие уснавал конституц обязанности граждан, напрмер обязанность служить.
Запрещающие нормы устанавл абсолютные или относительные ограничения прав и свобод личности или полномочий органов гос-ва.
Абсолютные ограничения выполняют рольз запретов.
Относильетные преполагабт сужения обязанностей, прав, свобод или полномочий.
По степени определенности, содержащегося в нормах предписания, нормч подразделяются на конституционного-императивные, конституционно-диспозитивные. Конст-императивные – ч 1 ст 54 КПРФ. Императивные предписания могут формироваться в виде обязанностей или запрета.
Конституц-диспозитивные – нормы, предусматривающие или различные варианты поведения и право на выбор одного из таких вариантов., или предуматривающие правила поведения, от когорого лицо может воздержаться (Прим диспозититв норм – нормы части 1 и 3 ст 43.
Конст-прав нормы могут подразделятся на нормы постоянные и временные.
Постоянные не имеют установленного срока реализации или действия в пространстве, по кругу лиц.
Временные нормы – нормы, которыми устанавл срок действия или особенности реализации постоянно-действующих норм, а так же это нормы, которые в отнош себя устанавоо определннй срок действия. Содержатся в разделе 2 конст. Пункт 7 раздела второго кпрф - срок полномочий.
Конст-прав институты, понятия и виды, особенности структур.
Нормы конст права, регулирующие общественные отношения, которые складываются в сфере основ конст строя, основ конст, федеративного устройства, выборов в органы публичной власти а так же в сфере организ публич деятельности в системе органов публичной власти. Конст-прав институт всегда объединяет однородные нормы, который имеют общий или единый предмет правового регулирования, например отношения гражданства РФ.
Могут входить не только нормы конст права, но и нормы смежных отраслей.
Структура института гражданства:
1. Принципы Российского гражданства. Они закрепляются в нормах конституции, например принцип единого гражданства и дублируются в нормах ФЗ «о гражданстве».
2. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства. Предмет исключительно законодательный.
3. Порядок рассмотрения дел по вопросам гражданства, рассматриваются по положению., которое утвержденно указом президента.
4. Порядок деятельности органов ВМС, МИД при рассмотрения вопросов гражданстава. Сугубо в судебно-администр актах.
01.10.12г
К иным коллективным субъектам относятся различные политические партии, общественные объединения, религиозные объединения.
Фед закон может устанавливать … отдельных видов некомерческхи организаций и укзывать, что для обладания такой правосубъектностью им необъодимо пройти государственную регистрацию и приобрести права юр лица. Фз о политических партиях устанавливает подобные требования.
Фз о свободе совести и религозных объединениях устанавливает требования, что религиозные организации могут осуществлять свою деятельность после гос регистрациии приобретения прав юр лица.
Вопросы админ территор устройства относятся к ведению субъектов РФ, поэтому перечень особенностей правого положения, порядок создания упразднения устанавливается законом субъектов федерации об административно-территориальной устройстве. Фед законодательство может предосмотреть специальный вид территориально-административных образований, создание и деятельность которых не находится в субъектах фед, например ЗАТО, наукограды, Сколково,
К коллективным субъектам относятся различные территорияальные образовани – РФ; субъекты рф; административно терииторияальные образования, на которче подрзаделяется субъект федерации; муниципальные образования.
Социальные общности – избирательный корпус, по сути дела совокупность граждан, обдающих избирательными правами на участие в выборах. Это различные виды национальных меньшинств, проживающих на террритории фед(корееные малочисленные народы с севера сибири и дальнего востока, а так же этнические группы различных наций и народностей, которые на территории рф имеют различные национально-территориальные образования или создают свои национально-культурные особенности).
В конст праве мало разработана проблема признания прав сексуальных меньшинств.
Конституция РФ, основы теория, проблемы реализации:
1. Понятия, юр свойства конституции.
Подходы понимания конституции:
1. Это конституция в формальном смысле или юр конституция. Конституция в формальном смысле - основной закон страны писанного характера, обладающий высшей юр силой и закрепляющий основы правовой, политической, экономической и социальной системы, механизм гос власти, основы правового положения личности и ее связь с государством.
В современной науке конст права россии проф Чуркин отстаивает теорию социальной конституции, которая устанавливает широкий набор прав личности и регулирует социальные функции гос-ва.
2. Конституция в материальном смысле – фактическая конституция. Это реальный порядок осуществления гос власти, а так же фактический объем реализуемых прав и свобод личности на территории гос-ва.
Еще в древний период понятия фактической конст существовало в устройстве Политии или Др. Греч. Полиса.
Кноституция в материальном смысле существет в любом гос-ва
Юр функции конституции правого статуса.
Имеет учредительный характер, то есть учреждает или новую систему органов гос-ва, или новое гос-во, или закрепляет обновления гос и общественного строя. Во-вторых Конституция устанавливает правила преемственности, осуществления гос власти теми гос органами, которые продолжают существовать, действовать после введения в действие конституции.
Конст 93 учредила новые органы государства, например гос дума, совет фед, двупалатный парлам.
Конст в разделе втором закрепила правила о приемственности деятельности президента РФ, правительства РФ, судов РФ после вступления в силу конституц.
Конст обладает верховенством на всей территории гос-ва, закреплена в ч2ст4 Конст.
Означает приоритет конст норм в иерархии НПА Рос гос-ва.
Верховенство означает, что органы гос-ва, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны слеовать конст предписаниям, и в случае нарушения прав и полномочий обращаться с защитой в органы конст правосудия.
Возникает из требования о том, что свойства верховенства распространяется не только на конституцию но и на фед законы по отношению к НПА судебной федерции (ч2.ст4)
Высшая юр сила указывает на приоритет действия норм конституции по отношению к другим правовым актам в случае воникновения коллизии мезду нормамти конституции и нормами иных актов. ВЮС имеет два аспекта:
1. Формальный – НПА, принятые на основе конституции не должны ей противоречить по форме правого акта, по порядку принятия, опубликования, подписания или вступления в силу.
2. Материальный
08.10.12
Пучин В.О. конституция РФ
Судебный конституционализм
Кравец – Российский конституционализм, проблемы становления
Материальный аспект высшею юридической силы означает, что НПА, принятые в развитии конституц положений не должны противоречить нормам конституции по своему содержанию, а в случае отсутвия конст норм, отржающих положения проверяемых актов такие акты должны соответствовать принципам Российской Конституции, залож в конст строе.
в ст 16.ч1 в которой указывается, что все положения главы составляют основы кност сторя и не могут быть изменены в обычном порядке.
Согластно части второй ст 16 положения главы первой обладают приоритетом по отношению к другим главам конституции.
Для реализации части второй статьи 16 отсутсвуюет механизм юр оценки поправок, принимаемых конституцией на соответсвие основ конст строя, а так же самостоятельные процедуры проверки НПА на соответствие положений главы первой Конституции.
Конституция обладает прямым дейстивем на всей территории РФ. Это свойство закрплено в части 1 ст 15 конституции. Советсткие конст не гарантировали прямого действия всем нормам. Впервые данное свойство получило закрепление только в 93 году.
В соответсвиие с этим свойством – нормы Конституции подлежат применению различными судами при разрешении подведомственных дел, так же нормы конституции могут использоваться для обоснования принимаемого судебного решения, наряду с нормами ФКЗ и ФЗ
Судебное решение: обощая певыйопят судебного примерения КС, ВС принял постановления пленума от 31 октября 1995.
В этом постановлении ВС впервые сформулирвоал четрые основания обязательного примения конст обшй юрисдикции. Среди этих оснований ВС постановил: суды общей юрисдикции вправе непосредственно применять конституцию, когда возниклоу убеждение о неконституции пнрименяемого закона, а в случае, если у судьи возникли сомнения – он вправе приостановить производство и провести проверку применямого закона.
С этимм конст суд не согласился сданной похзицией ВС и в 98 году принял постановление «по делу о толковании статей 125, 126. Данным постановлением конст суд разграничает отношения контроля между КС и и другими ветвями судебной власти.
Конст суд указал, что суды общей юрисдикции в случае возникновения сомнений или неуверенности неконституционности применяемого закона, обязан приостанавливать производство по делу и обязан обращаться в конст суд с запросом о проверке конституционности.
След юр свойство – Конституция – основа или ядро.
Конституция определяет основы творчества и правотворчества и устанавливает виды источников права действующих государств. Конст устанавливает полномочия органов гос-ва о принятии нпа, указывает их юр силу и общие правила опубликования и вступления в силу.
Конституция обладает особой правовой охраной. У конституции должен быть свой гарант. Российская конституция предусматривает о двух гарантах конституции – первый конституционный суд. Второй - президент.
конст обладает возможностью пересмотра и внесения поправок. Российская с точки зрения пересмотра относится к жестким и имеющим смешанный или комбинированный вид.