СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Решение об осуществлении любого крупного проекта, напри­мер нефтеналивного порта, принимается в рамках отраслевых про­грамм или планов территориального развития, которые должны иметь стратегическую ЭО. Следствием принципа превентивности является то, что оценка деятельности должна осуществляться до принятия соответствующего решения в контексте самого плана или программы. В ходе такой оценки, в частности, могут быть рас­смотрены альтернативные способы достижения поставленных це­лей (например, выбор вида транспортировки нефти: железная до­рога, трубопровод, танкеры «река—море»), в том числе варианты осуществления конкретных проектов для достижения этих целей.

Однако роль стратегической ЭО не ограничивается обеспечени­ем своевременного рассмотрения альтернатив и связанного с ними воздействия на окружающую среду. Осуществление конкретного про­екта может в той или иной мере предопределять направление раз­вития территории. Например, сооружение нефтяного терминала может в значительной мере предопределить развитие нефтеперера­батывающих производств и, с другой стороны, существенно огра­ничить возможности развития туризма, рекреационного использо­вания территории. Разумеется, такие направления должны опреде­ляться не стихийно, в результате осуществления ряда отдельных проектов, а осознанно, на основании приоритетов, установленных систематическим образом. Стратегическая ЭО может сыграть важ­ную роль в этом процессе, обеспечивая учет экологических факто­ров при выработке приоритетов развития.

Таким образом, стратегическая ЭО не только устраняет неко­торые ограничения экологической оценки проектов, но и являет­ся ключевым элементом устойчивого развития.

Предмет, цель и задачи стратегической экологической

Оценки

Термином «стратегическая экологическая оценка», являющим­ся официальным переводом англоязычного понятия Strategic Environmental Assessment (SEA), обозначают применение принци-


Естественно, что в Программе такого уровня не может быть выполне­на оценка воздействия прогнозируемой горнопромышленной деятельно­сти на окружающую среду, поскольку детальная проработка этих вопро­сов возможна лишь в рамках конкретных технических проектов. Поэтому в ней рассматриваются экологические ограничения планируемой деятель­ности и приводятся оценки возможных видов и уровней техногенных воз­действий на окружающую среду и здоровье населения.

Предметом стратегической ЭО могут быть проекты таких стра­тегических документов, как:

законы и другие нормативные акты, в том числе международ­ные соглашения;

планы развития отдельных отраслей;

целевые программы, направленные на решение какой-либо проблемы в рамках нескольких регионов или отраслей (например, программа энергосбережения);

территориальные планы и схемы развития;

схемы землепользования.

Основной целью стратегической ЭО является обеспечение вы­сокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчи­вому развитию путем нормативного обеспечения обязательного проведения ЭО планам и программам, которые могут иметь зна­чимые воздействия на окружающую среду.

Стратегическая ЭО призвана обеспечить решение следующих главных задач.

1. Установление экологических ограничений для будущего раз­вития проектов. Стратегическая ЭО позволяет проводить оценку рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оцен­кой деталей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспе­чить учет экологических факторов на всех уровнях принятия реше­ний, а не только на проектном уровне.

2. Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта. Это прежде всего учет суммарных и накапливающихся воздействий, например оценка общего загрязнения, создаваемого несколькими проектами, осуществляемыми в рамках плана или программы. Воз­вращаясь к примеру Республиканской минерально-сырьевой про­граммы Карелии, где отмечена необходимость укрупненной оцен­ки техногенного воздействия всей горной промышленности, при­ходится констатировать, что степень генерализации все же недоста­точна для получения представления о будущем уровне нагрузки на природные системы, так как изолированно рассматривается воз­действие только горнорудной отрасли вне контекста с остальными антропогенными источниками (предприятия лесного комплекса, целлюлозно-бумажной промышленности, жилищно-коммунально­го хозяйства, транспорта, энергетики). Видимо, высшим уровнем СЭО в этом случае была бы некая федеральная программа (напри­мер, Концепция устойчивого развития России).


пов ОВОС к решениям более высокого структурного уровня, че решения о создании конкретных единичных объектов. Страте ческая ЭО способствует рассмотрению экологических последств намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней стадии при нятия решений. Она представляет собой систематический процес выявления и учета экологических факторов при возможной реали зации предлагаемых стратегий, концепций, планов и програм Еще в 1996 г. Экономическая комиссия ЕС одобрила применени стратегической ЭО при разработке планов и программ, связанны с землепользованием в таких областях, как энергетика, обраще ние с отходами, добыча полезных ископаемых и транспорт, а 2001 г. в соответствии с Директивой 2001/42/ЕС этот перечень зна чительно расширился за счет сельского, водного и лесного хозяй ства, рыболовства, промышленности, телекоммуникаций, туриз! ма, городского и сельского планирования.

Термин «стратегические документы» охватывает всю совокуп ность инициатив, выходящих за рамки проектов конкретных объек тов. Как правило, между ними предполагаются иерархические от ношения — разработка, например, интегрированного стратеги ческого плаца развития района должна опираться на более общи решения, принятые на уровне субъекта федерации. При этом ре зультаты, полученные в ходе оценки стратегических документов могут использоваться при экологической оценке проектов, выте кающих из них. Результаты стратегической ЭО могут содержать ука зание на потенциальные проблемы, которые должны быть осо бенно тщательно исследованы на проектном уровне, граничны условия и т. п.

В России наибольшее распространение получили крупные науч но-технические и целевые программы федерального и региональ ного уровней. Такие программы охватывают несколько конкретно проектов, объединенных географической, отраслевой или какой либо другой общностью. В качестве низшего уровня этой «пирами ды», на котором принимаются наиболее частные и детальные ре шения, рассматривается уровень конкретных проектов.

В качестве иллюстрации сошлемся на Республиканскую целевую про грамму «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Рее публики Карелия на 2000—2002—2010 гг.». В Программе рассмотрены пе~ спективы освоения недр и развития горных предприятий республики соответствии с Концепцией социально-экономического развития Респуб лики Карелия на период 1999—2002—2010 гг.

Программой намечается значительно увеличить объемы произведет действующих горных предприятий (строительный щебень, облицовочны блоки и изделия, полевошпатовая и шунгитовая продукция), освоить сем новых видов продукции (хромовый, ильменитовый, ванадиевый, нике левый, тальковый и кианитовый концентраты, золото) и выявить про мышленные месторождения алмазов.


Стратегическая ЭО вносит вклад в обеспечение устойчивого развития, решение или предотвращение возникновения глобаль­ных или региональных экологических проблем путем включения экологических (а не только экономических) соображений в фор­мулировки целей развития. В этом отношении оценка решений стра­тегического характера является более адекватной, нежели оценка проектного уровня, которая ориентирована на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при осуществле­нии деятельности, направленной в большинстве случаев на дости­жение экономических целей.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!