Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама




Законченная в 2002 г. стратегическая ЭО проекта реконструк­ции порта Роттердама служит наглядным примером выполнения подобных исследований. Порт Роттердама входит в пятерку круп­нейших портов мира, а по объему перегрузки наливных грузов он является крупнейшим портом в мире. Благоприятное расположе­ние порта в дельте Рейна создает отличные возможности для его дальнейшего расширения.

В связи с расширением портовой деятельности был запущен основной проект по принятию решений, Project Rotterdam Mainport (Проект развития главного порта Роттердама) — PRM. Помимо поиска территорий, основными задачами данного проекта явля­лись изучение способов улучшения среды обитания в районе пор­та Роттердама и содействие устойчивому развитию. Этот аспект играет важную роль в процессе принятия решений.

В ходе стратегической ЭО в проект PRM была введена концеп­ция «среды обитания». Также была отмечена возможность парал­лельного улучшения качества среды обитания в самом порту и вокруг него. В рамках этого проекта сотрудничают пять министров (транспорта и общественных работ, жилищного строительства, фи­зического планирования и окружающей среды, сельского хозяй­ства, заповедных территорий и рыбного хозяйства, экономики и финансов), а также представители местных и провинциальных ор­ганов власти (муниципалитета Роттердама, метрополии Роттерда­ма и провинции Южная Голландия). Задача стратегической ЭО заключалась в том, чтобы сформулировать двуединую цель и на­чать работу по проекту для ее достижения:

укрепление положения главного порта Роттердама за счет ре­шения выявленной проблемы дефицита площадей, необходимых для портовой и промышленной деятельности;

улучшение качества среды обитания в области Рейнмонд за счет использования возможностей, открывающихся в связи с решени­ем проблемы дефицита территории.

Парламент обратился к правительству с просьбой провести сба­лансированную разработку обоих аспектов, уделяя при этом оди­наковое внимание обеим проблемам.

Достижение цели PRM предполагает качественный скачок как для экономики, так и для среды обитания (связь трех элементов: экономики, экологии (природной среды) и территории). Для этого


у) мониторинг и оценка результатов реализации стратег ского плана, в том числе наблюдение за инициативами, котор* разрабатываются для его развития и исполнения;

10) необходимость механизмов, обеспечивающих независил оценку процесса стратегической ЭО, их соответствие установле ным требованиям, а также их эффективность.

При проведении стратегической ЭО используется общая ме дология экологической оценки. В то же время под внешним cxojj ством процессов стратегической ЭО и ОВОС скрываются мног значительные отличия. Эти отличия касаются, во-первых, степе детальности в предсказании воздействий, а во-вторых, степещ важности, которую прогнозирование изменения воздействий нимает в общем процессе оценки. Стратегические планы и щ граммы имеют более широкие географические рамки, в них час ярче выражены трансграничные аспекты, используется расширен ный набор альтернатив. Диапазон воздействий в таких инициат вах имеет глобальный и региональный уровень (устойчивость экс? систем соответствующего ранга, закисление водоемов, проблем сохранения биоразнообразия).

В целом процедура и методы стратегической ЭО зависят от при роды той стратегической инициативы, которая подлежит оценк| Наиболее детально могут быть предсказаны воздействия планов ] программ, определяющих параметры будущих конкретных прое! тов. Например, в плане развития транспортной инфрастру Москвы обсуждалась третья кольцевая магистраль. Первоначальв предполагалось, что сами транспортные потоки при перерасщ делении снизят общее загрязнение воздуха. В процессе стратег ческой ЭО в план были внесены существенные коррективы в орг низацию развязок. На очереди — проведение стратегической железнодорожной магистрали Москва—Минск (как части дорог Москва—Берлин).

Сложнее проводить стратегическую ЭО стратегических решс ний, для которых невозможно предсказать количество и тип свя занных с ними индивидуальных проектов (финансово-эконс мические и подобные им решения, нормативные акты, межд> народные соглашения, политики или стратегии национальног уровня).

Трудности перенесения принципов экологической оценки прс ектов на стратегический уровень носят процедурный и методоло| гический характер. Процесс разработки и утверждения стратег ческих решений отличается от процесса разработки и утвержде| ния конкретных проектов отсутствием регламентированной прс цедуры.

Серьезную трудность нередко представляет обеспечение учас| тия в стратегической ЭО общественности и заинтересованных ст рон. Это связано с тем, что стратегические решения обычно затра!


Таблица 9.1





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!