Типы музыкального творчества.




Роман Александрович Насонов

01.04.2015

Пифагор по легенде изобрел музыку, проходя мимо кузницы. Он стал изучать акустические закономерности музыки, услышав гармонию стучания.

Молотки – 2 к 1, образуют интервал октаву.

В музыке важна созвучность и гармония.

Фортепиано - в октаве 12 полутонов, 5 черных клавишей и 7 белых, диотоники.

От «до» до «до» будет октава.

На расстоянии октавы звуки максимально сливаются друг с другом. И мы отождествляем звуки на расстоянии октавы одинаковыми. Это один «пич класс» - который обозначен как «ноль».

12 – исходит из окустических закономерностей.

Тон.

Есть звучащее тело – оно колеблется. Может быть разной длины, частота волн будет разной – слышим разные звуки.

Есть звучащая среда.

Перед концертом происходит настройка.

4 струны у скрипки. Играют звук «ля», открытая 3-я струна. Для настройки. 440 ГЦ

Обертон. Призвук, который выше тона.

Обертоновый резонанс.

Струна скрипки колеблется не только целиком, но и своими половинками, третями, четвертями и тд

Монохорд – струна с порожкем, который двигался. Под него медитировали древние, на нем изучали пропорции.

Пропорции – основа обертонового звукоряда.

Умение настраивать свой инструмент было главным для музыкантов прошлого. Отсюда учения о соразмерности и тд.

Обертоны по-разному выражены у разных инструментов.

Большой барабан звучит ниже, тк колебания идут дольше.

Шум – это негармонические колебания, которые не укладываются в числовые ряды.

Музыкальные звуки – звучащие тела колеблются размеренными частями.

У скрипки сильнее выражены обертоны и меньше всего шумовых призвуков. Самый ровный и наиболее музыкальный звук. Способность скрипок петь. Как и в целом струнной группы.

Строй.

Звуки заставляют колебаться барабанные перепонки.

Естественный способ восприятия музыки – это реальное участие в музицировании (подпевать, подтанцовывать).

Институт современного концерта, где все молчат, – возник в 19 век. Это явление позднее, когда идет рефлексия, это высокая степень развития человеческой культуры.

Еще в 18 веке в Италии в опере – балаган и шум, все кричат, чуть ли не ставки делают, перепоет ли кто-то что-то.

Вечерня венецианской церкви тогда – тоже сопровождают участники кашлем или сморканием – выразить одобрение.

Вокал – это естественный инструмент. Человек – инструмент. Аналог струны – воздушный столб. Мышцы гортани – аналог левой руки скрипача, регулируют длину струны. Аналог язычка (габоя, кларнета, фагота) – голосовые связки, приводят в движение воздушный столб. Резонатор – человеческое тело (корпус музыкального инструмента).

--начинается резонирование, сильное психосоматическое влияние.

Звук «М» - сонорный звук, резонатор – в голове. Поэтому медитируют на «оммммм»

«мусике» и «гимнастике» - основы воспитания («пайдэя») в греческой культуре, тк воздействуют на душу и тело. Музыка воспитывает душу через внутреннее движение.

Музыка неслучайно идет в паре с танцами, тк это внутреннее и внешнее движение.

А душа есть способность человека к движению.

Все понятия стиха пришли из танца. Стопа, строфа (движение в определенную сторону).

Все это пришло из музыкальной магии.

Акмэ – наивысшая степень расцвета, в ней находится скульптура.

Скульптура и архитектура – застывшая музыка.

Магизм – в возможности воздействовать, на человека и на природу.

В архаическом обряде происходит объединение и самозабвение. Идет приобщение к космосу, который прекрасен и бессмертен, в отличие от человека.

Экзамен – 3 части. 1)реферат (темы и литература по списку ) 2) rrrnassonov@rambler.ru слуховая викторина 3) свободная беседа

 

03.04.15

Цель реферата – чтобы читатель реферата получил достаточно полное представление о книги, на кого она рассчитана, какие основные идеи, что хотел сказать автор, чтобы понять, нужно ли читать то есть преподнести мысль, структуру, особенности разделов. Логика и пересказ. Цитаты – не более 40% текста.

Можно привлекать дополнительные источники.

Введение и заключение – что за книга и резюме реферирования.

Можно высказывать свое отношение и идеи.

Типы музыкального творчества.

1)Фольклор.

-Непрофессиональное искусство или самодеятельное (деятельность, которая имеет цель в себе – не профессия, достижение утилитарной магической выгоды или личного чего-то)

- Бесплатное, опирается на обычай, а не на правило. На природу, а не на искусство. Это те приемы и обычаи петь и играть, которые сложились на протяжении многих веков. Обучение происходит в процессе музицирования

-Устная традиция

Искусство которое не предполагает исторического развития. Он консервативен. Представляет собой «машину по перерабатыванию историй».

Чтобы все сохранялось все, как есть и как было.

Зачем нужен фольклор? Можем заметить, что фольклор существует в единстве с жизнью человека. Это бытовая музыка.

Жизнь фольклорного человека – цельная. То что излучает смысл, святое, не отделено от быта, оно является частью, которая поддерживает стабильность этого быта. Изнутри происходит осмысление.

Как живет – так и поет. Условия жизни оказывают прямое влияние. Среда, акустические параметры среды (горы-лес-поле). Разный фольклор у кочевых и оседлых народов. Разное еще ощущение времени.

Структура мира. Наделяются смыслом разные части пространства.

Время – важный фактор оседлых народов. Форма циклического времени меняет характер обрядов. Они направлены ни на сиюминутные потребности, а на игру со временем. Поддержание вращения солнечного круга и других природных сил, поддержание времени.

Быт вписывается в движение природы. Включение возникает одновременно с культивацией.

Магия фольклорной музыки держится на репетитивности (повторы с варьированием акцентов)

«Веснянка» - олиготонность (главный устой с опевающими звуками). Весь эффект достигается за счет темброво-динамического пространства. Посылают как можно больше энергии к солнцу – повышают тон.

Серьезность и развлекательность слиты – это понятие игры.

Медиации – крайности некой дихотонической пары – заменяются другой парой.

Мышление через оппозиции (жизнь-смерть, старость-молодость и тд).

Система фольклора – с оседлой жизнью или при кочевой жизни с определенной картой миграции.

Есть календарь – земледельческий или кочевой, когда фольклор соотносися со временем определнным, праздниками и тд.

Поздний фольклор – который находится под влиянием городской развлекательной культуры. Гоодской образ жизни предполагает четкое разделение на труд и отдых, труд и развлечение. Плясовые песни возникают, танцы без пения, частушки, лирические песни, близкие к городскому романсу.

Вырождение фольклора – из-за городской культуры.

Физиологическое начало отделяется от смыслового.

Обряд утилитарен.

 

 

2) Профессиональное творчество.

-Принадлежит к искусству импровизации. Пение согласно канону. Складывание музыклаьного текста непредусмотренным образом.

-Импровизация тоже регламентирована. Строжайшее правило регулирует и импровизационный материал, и формы, и порядок, в котором располагается материал, смысл и характер частей. Без специальной договоренности между участниками импровизации быть ничего. Особенно актуально в религиозной импровизации. В 20 веке – джаз.

-Европейская музыка с 18 в о начала 20 в – упадок импровизации в европейской культуре.

-Существуют свои нотные записи. То есть устная и письменная формы.

3) Академическая музыка западного типа. Культура музыкального произведения. Opus music/

-В Европе первые зачатки – с 9 в., развитые формы – 12 в., само понятие – 16 в. Культура произведения и культура концерта постепенно складывается в 17 в и окончательно развивается в 18 в. Высшее развитие – 19-20 вв.

-Есть готовый нотный текст и профессия человека, который этот нотный текст создает (композитор).

-Культура исполнения предполагает высокую степень точности при передаче. Вместе с тем – пространство для интерпретации. Можно вносить смысловые оттенки.

-Велика роль интерпретатора. Возникает конкуренция среди исполнителей. Новаторство – высшая ценность. Новизна – реанжировка существующего материала (в развлекательной музыке). А в опусной – принципиальная новизна (такая индивидуализация смысла). Шедевр в новом смысле – не сделанный по всем правилам образец, выполненные нормативы, как в средние века, а откровение, выражение первичного смысла, исходящего непосредственно от авторов. Параллельно – имитация шедевров – эпигонство. Деление композиторов на 1, 2 ряд, непрофессионалов.

Сакральное искусство более канонично, развлекательное поощряет новизну.

Некий мастер из основателей традиции объявляется великим. На него потом и ссылаются.

Здесь принципиально новый характер новизны.

 

15.04.15

Индия

Рага – индийская музыкальная импровизация.

Живое сущ-во у кот-рого есть гарем по верованиям индусов.

-Поддержание в одном состоянии

-Нет модуляции

Плывущий, а не вибрирующий звук, звуки переплывают друг в дргуга. Тембр звукового пространства предельно слит.

Свары – (сияющие) – градации

Гаммы почти что четырехтоновые, существовали издревле.

Европейский танец – это переключение тела из одной позиции в другую.

Индийский танец – тело становится максимально пластичным, не должно быть ощущения угловатости, тело не застывает ни на секунду, надо постоянно менять положение в пространстве. Какая музыка, такие и танцы.

Психосоматическая техника, внимание к своему телу.

Нет того, что можно посчитать (типа 1 –я позиция, 2 – я позиция и т.д.)

Они это осмысливают, не абстрагируясь от тела. В процессе ощущения тела и мыслят его.

Раги исполняются в определенное время суток, времени года. Отсюда мнение о их магических свойствах. Совпадение с природными ритмами и стихиями.

У индусов есть своя троица – которая управляет временами года и тд.

Языческий культ чувственности, телесности при высоком развитии культуры и религии.

Музыка описывается в пантеистических традициях. Буйство индуистской природы, гроза, – танец Кришны между пастушками. Боги наслаждаются этим, смотря с небес. Из этого действа – музыка.

Япония

Кото – струнно-щипковый инструмент.

Резкий щипок, сильная вибрация. Насыщенный внутренними колебаниями звук. Но не ударный, тк мало шумовых призвуков. Быстро затухает. Между этими звуками образуется пустота, тишина.

Лес и снег. Изобразительность. Акустические параметры. Передача пустоты между деревьями.

Вдохновился Дебюсси на «Шаги на снегу».

Душераздирательный характер. О крайних страданиях человека. Но это не искусство сочувствия. Учат самурайскому мужеству.

Искусство не утешает, но учит знанию и пониманию сложностей жизни. Это отрезвляющее искусство.

Звук несет информацию о культуре народа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: