Европейское многоголосье.




Особый вид многоголосья. Многоголосно петь и играть – естественней.

Гетерофония – это когда есть некий основной ведущий голос, на который все ориентируются. Это идеально для импровизации. В естественном пении подпевают. Равноправные варианты или сопровождающая функция

Связи между голосами просчитаны и математически их можно обосновать и доказать, что есть правильно, а что – нет. Возникло из ученых игр монахов.

Идея точного, интервального соотношения звука, ее решили приложить не только к мелодии, но и к соотношению голосов. Идея простая – чтобы голоса, которые укладываются по вертикали, обнаруживали консонансы, наиболее простые в математическом выражении.

Наложилось на эпоху тропирования.

Изначально христианское пение – монодическое (одноголосое пение). Это основывалось на устной традиции. Существуют разные виды распева – староримский, который стал григорианским, (одноголосье), миланский, старо испанский. Унифицировать церковное пение было сложно. Только в эпоху Карла Великого, каролингское возрождение, решил ввести единообразие пения (короновался в 800 г в Риме). Болезненный процесс – он начал некий слом.

Голубь – святой дух.

Невмы – передают интонацию (точки, пункты или изгибы – флексии) – так обозначено пение. Был открыт центр переподготовки певцов. Произошло упрощение пения. Римское пение было сложным. Сложилось благодаря тому, что монахи селились на Аппенинском п-ове, монахи из притесняемой Греции.

Европейцы увлекаются рифмами – пришедшими с Востока. Влияние арабской культуры в период позднего Средневековья – сильно. Аристотель даже переведен с арабского. Деление песнопений на 8 родов соответствовало этому.

Новые гимны – с периодичностью ударений (то, что сейчас называем поэзией) + новые мелодии. Разрастается репертуар, выражает новое содержание. Это связано с изменениями поздней церкви. Клуьт святых и богородицы – много песнопений о них.

Литургические драмы. На Пасху, Рождество.

Потом стали появляться игры среди молодежи – «людус», на разные сюжеты из житий, из Ветхого завета.

Новая поэзия и новая музыка.

Алилуйя - любили петь, тк в средневековье обладало особой чувственностью.

Секвенции.

Упрощение и рационализация искусства после каролингского возрождения.

Идея: присоединять музыку не горизонтально, а по вертикали, то есть две мелодии одновременно звучали. Все это соответствовало логическим законам, чтобы оправдывалось такое добавления. Поначалу добавления примитивные.

Параллельный орган – одно из ранних. Голоса движутся параллельно.

Впервые появляются в музыкальных трактатах, типа забава.

Поначалу много запретов. В том числе запрещено противоположное движение голосов. Ритма как такового не существовало. Он был конвенционален, передавался по традиции, не записывался.

Затем снятие определенных запретов в тч на противоположное движение голосов. На одну высоту проецировали разные голоса. Потом – дискантус, разнопение, несколько мелодий поют одновременно. Некое представление о роскоши, которая может существовать в пространстве храма.

Сложилось два дискантуса.

Школа собора Нотр Дам де Пари – в 12-13 в были мастерами многоголосого пения.

Ритмические модусы. Измерение ритмического рисунка. Накладывается на мелодию определенный трафарет. Все модусы были троичны, то есть совершенны. Двоичные считались несовершенными и были запрещены.

Лонго – длинная нота. Брэвис – короткая нота. Главное, чтобы три получалось.

Вначале по ремесленному накладывались. Невмы еще не забыты. Это уже записанная на бумаге музыка с определенным ритмом.

1)Силлабическая (на один слог – один звук мелодии)

2)Мелизматическая (когда в ведущем голосе длятся ноты долго при помощи цепного дыхания). На один слог – много, четыре и больше звуков мелодии.

На этой основе появляются другие голоса, которые разнообразны. Потрясающая свобода на фоне каркаса, заимствованного из церковного пения. Ассоциировалось с роскошью, коврами, цветистостью, всем, что делало жизнь средневекового человека ярким. Такие фрагменты короткие, исполнялись в больших соборах.

 

Почему Нотр Дам? Потому что Париж – образованный и крупный город, центр европейской схоластики (иск-во диалектики и рассуждения). Всевозможные толкования догматических вопросов. Игра интеллекта. Начались ак интеллектуальные штудии.

Дискант: есть кондукт (путешествие)

Клаузула – окончание пенсопений украшалось многоголосьем.

Мотет (от клаузулы) – песнопение со словами. Ранние – подтекстовки клаузур. Показательны, потому что служили целям просвещения.

Пение как носитель инф-ии. Первые подтекстовки – именно такие. Рассказ людям о том, о чем идет речь.

Постепенно происходит усложнение дискурса и многоголосья. Сочиненные иексты вступли в изящные отношение.

13-14 в –макароническая поэзия несколько языков.

Вслед за трубадурами (мало повлияли) на севере Франции возникли труверы. Труверы продолжили поэтическую традицию. Их текст входят в трехекстовые матеты.

Пророк – обличитель.

 

Слои вертикально: религиозный, моралистический, жизненно-практический (иллюстрирующий).

 

Дальнейшее развитие музыки – в паре с поэзией. Великие композиторы – великие труверы. Гийом де Мошо – первый композитор и последний трувер.

Стихотворение строится по рефренному принципу, много ассонансов.

Вся эстетика игры –чтобы не совпадали.

Рефренные формы в поэзии - от фольклорной поэзии -- к высочайшим примерам.

Ускорение под конец.

Далее – куртуазная поэзия. Все наивные вещи превращаются в ритуал, ритуал поэтического ухаживания за дамой.

Чем больше поэтических образов – тем лучше.

«Я стражду, как единорог» - образец…………

С формализмом боролись. Это когда содержание главное уложить в определенную форму.

Поэтическая игра.

«В моем конце мое начало» - Гийом де Мошо. Ключ к музыкальной структуре. Три голоса поют. В середине – два зеркала. Горизонтальное и вертикальное. Перевернулись, пошли до конца, которое в начале.

Колор

Талия

Разной длины, поэтому по-разному комбинируются.

Разные комбинации высоты и длительности – многопаратность.

Гокет – икота. Мелодия рассекается паузами, вторая мелодия тоже расскекается, перебивают друг друга на высоком темпе. Эффект перелкичек менестрельных игр.

Ординарные песнопения. (обычные)

Великое славословие. Никийский символ веры. Соединение ветхозаветного архангельского и новозаветного, связанного с вербным воскресеньем. Причастное песнопение – молитва к агнцу божьему.

 

06.-5.15

Начало века –время паломничества в Рим. Коммерческое (город богател) и духовное.

1600 – исполнено представление о душе и теле (сразу после сожжения Джордано Бруно).

Осень 1600 г – свадьба во Флоренции, невеста – Медичи, а жених – королевская фамилия. Жених не присутствовал на свадьбе, это нормально. Кто-то исполнял роль жениха. По этому поводу даны пышные ренессансные представления – интермедии с мощной сценографией. 6 штук. Для более изысканной публики были написаны оперетты на либретто придворного поэта.

На Эвридику – две оперы. Авторы – Перри и Качини, главы разных песенных школ. Ученики их пели две разные оперетты, на разную музыку. Так как авторы враждовали.

Качини опередил Перри. Поэтому считаем его создателем оперы. Первый оперный композитор. Его отличало от современников не только то, что писал речитативом, но еще умел это изысканно исполнять, с тонкими украшениями. И этот стиль звучал живо и выразительно.

Проблема: оперу не изобретали эти люди, по сути. Тк об опере как о жанре музыкального театра не было представления. Люди изобретали новый стиль театральной декламации. То есть стиль мыслился в рамках театра и гланвым создателем считался либреттист! Аттавио Вернучини. Его театральное произведение не просто декларировались, а пелись. Это было рассчитано на изысканное сообщество, в отличие от интермедий, рассчитанных на широкую публику.

В течение полувека жанр оперы вроде существовал, а вроде и нет. Жанр придворной оперы. Термин поздно возник. Итальянцы в 19 в не любили говорить «опера», говорили «мелодрама», только давали подзаголовок «мелодраме».

Опера – от «опус», дела, деяния.

Полвека существовал такой странный драматический театр, в котором не говорили, а пели. Зрители скучали! Когда от начала до конца поют – тягомотина. Жанр мог умереть, если бы не гении первых оперных композиторов и то, что аккумулировало их опыт – коммерческий публичный оперный театр.

Опера начала историю как устойчивый жанр в 40-е гг 17 в в Венеции. Перепрофилирование театров. Жесткий отбор: ставка сделана на певцов и их арии, которые должны были мотивироваться действия, в сюжетах акцентировались ситуцации, когда герой – в состоянии аффекта и исполняет эти арии.

Консонетты- строфическая форма, трехдольный ритм.

Ламенте (итал.) – предтеча арии (плач).

Вопрос правдоподобия – важный вопрос в становлении оперы. Ведь это не естественно. Поэтому первые сюжеты – на пасторальные сюжеты (про нимф и пастухов – они традиционно по сюжетам поют, бездельники) Либо поют боги, герои, комические персонажи – те, кто не похож на остальных.

Потом и возникла эта венецианская мелодрама – когда на чередовании арий и речитативы, отбросив хоры, танцы, множество музык.инструментов и ансамбль (денег на певцов не хватало), в общем, все финтифлюшки, которые были в богатом придворном театре.

Ария и речитатив стали стандартом для итальянской оперы. Чтобы были арии, нужно много ситуаций, провоцирующих самые разные аффекты (сострадание, скорбь, плач и тд и тп). Либреттисту нужно было подлаживаться.

Опера стала всеитальянским искусством, которое в культурном отношении объединял раздробленную итал.нации. это стало важным эл-том нац самосознания. Опера экспортировалась и хорошо обосновалась в Австрии – тк это католическая область, тесно связанная с Италией, в Польше и Литве также опера рано появилась.

Хотели-то создать новый вид драматич.театра, а запустили музыкальный. Музыка взяла свое и отказалась играть по правилам драматич иск-ва и стала самостоятельнй силой спектакля. Новая жизнь оперы возникла не просто так: не протсо открыли аффект, ситуацию взволнованности. Все наложилось на мощную идеологическую подоплеку.

В 1607 г в Мантуе Клаудио Монтерверди (1606-43) – крупнейший мастер позднеренессансный – написал первый оперный шедевр. В разных жанрах работал. 24 февраля 1607 г – премьера оперы по заказу, 1 марта решили повторить, тк публика была потрясена. Опера на либретто своего сотрудника, секретаря Гонзаго. Изысканнейшее либретто «Орфея» было ответом на флорентийские «Эвридики». Огромное кол-во стилизаций в стихе и отсылок к итал.ренессансной поэзии- Петрарке и Данте.

Это высоко ценилось современниками – этот литературный слог. Либретто в духе ренессансной придворной этики – этики золотой серидины. Орфей получал некий урок – надо избегать крайности чувстований (аристотелевская этика). Два разных конца. Сохранилась вторая – к ней музыка напечатана в партитуре оперы. В первой редакции на Орфея нападали вакханки, не могли разорвать его на сцене, это ыло некрасиво, он с криками убегал со сцены. Вакханки недовольны тем, что Орфей стал невнимателен к женщинам. Второй вариант – его отец Аполлон спускался и забирал сына с собой на небеса и объяснял, что слишком сильно Орфей радовалася своему земному счастью и слишком сильно горевал. Теряет и обретает ее дважды. Актов 5 с прологом, где муза поет 5 строк. Принцип зеркальной симметрии – в строении оперы и в строении каждого акта. Речь Орфея, чтобы переплать Стикс – самая середина 3 акта.

Выстроено все четко, потери Эвридики были образцом для всех: держать себя в рках, уметь радоваться в меру. А кто не в меру радуется, тот не в меру горюет. Мораль, характерная для двора.

Монтерверди создал музыку, полную аффектов и чувств, которые показывают скорее правоту Орфея. Он не пытался дискредетировать мораль, просто у человеческой души своя правда, у слов – своя. Это некий стихийный бунт – Орфей выступает против порядков природы.

В этой опере сконцентрирована вся суть европейской оперы.

Музыкальный смысл разворачивается параллельно литературному и поэтическому смыслу. Представлен платонический космос, где все наполнено жизнью и зрением – взглядами. Боги на небесах смотрят на людей. 1 акт – гимн небесному отцу Аполлону.

Когда объясняет, зачем идет в царство Аида, говорит, что хочет увидеть глаза Эвридики.

Этика золотой середины: не нужны такие причуды.

Но внутренний смысл – если не будет смотреть в глаза Эвридики, его похитит водоворот жизни, он ее забудет. Глубокие слои человеческой личности. Горькие, но честные вещи об устройстве мира. Если бы Орфей не отправился за Эвридикой, встретил бы другую прекрасную нимфу. Так устроен мир, который требует от человека увлекаться, увлекаться впечатлениями. Чтобы хранить память – надо видеть. Изложение человеческой души по Платону. Человеческая душа по нему –восковая табличка, на которой можно писать, стирать, записывать новое. Поэтому и необходимо Орфею увидеть Эвридику.

5 акт – Орфей отчужден ото всех, не хочет ни на кого смотреть, этим оскорбляет вакханок.

Позиция новоевропейского человека – если не хочет быть целесообразным, много страдает.

 

15.05.15

Рост национального самосознания. Идеологизация искусства, музыки. Появляются новые страны и новые национальные сознания в рамках бывших империй (Польша, Чехия, Венгрия).

Опера в России – императорское дело. Елизавета, Екатерина и тд все послеующие за бешеные деньги приглашали лучших европейских певцов и композиторов. Но супер-звезды отказывались ехать.

Свои певцы – только с УКРАИНЫ.

Галупи когда приехал в Россию, сказал, что оркестр ужасен. Понравился только придворный хор – все с Украины.

Лучшие из певческой капеллый учились у итальянцев и писали свои оперы в духе комической оперы 18 в. На основе бытовых ситуаций.

Глинка. Родился в Новоспасском. Село. Родственники – предприниматели с заводиками и крестьянами. Был в поместье крестьянский оркестр.

Глинка попал далее в среду ветеранов войны, которые воевали вместе с крестьянами. Офицеры как носители русской национальной идеи.

А ранее была прослойка европезированных очень богатых людей, нацеленных на Западную культуру.

В 19 же веке возникает чувство совести за крестьян, ощущение, что должны им, ведь они жертвуют собой. После войны новое ощущение такого уважения к крестьянской культуре. Осознание, что нельзя за бешеные деньги покупать европейскую культуру, когда своя есть.

Вплотную связано с декабристским движением.

В реальности, правда, патриотичный подъем оказался преувеличен: мечта, что все быстро изменится к лучшему, потерпела крушение. Надежда на модернизацию разрушается.

Глинка попал! Раз общался с декабристами. Удалось избежать преследования, а богатые родители отправили поправлять здоровье зарубежом. Отчасти избалованный барчук с мнительностью о своей болезненности. Много путешествовал по Европе. Богатство открывало контакты с лучшими ервопейскими композиторами. А те любили бывать в обществе богатых русских друзей (того же Бетховена обеспечивали русские меценаты). Путешествовал по Италии. Прекрасный тенор, женщины млели, соблазнял их.

Серьезную композиторскую школу получил в Германии. Италия – пение. Франция – театральность. Учился у Зигфрида Дена – занудного и крепкого мастера.

Любил Испанию, находил много общего с Россией.

В 30-е гг возвращается в России, начинает служить по музыкальной части. Поступает заказ на «Жизнь за царя». Это был идеологический момент. В 1831 г – с декабристами покончено, но времена были тяжелые. Обозначился разрыв между монархией и просвещенным дворянством и народом. Нужны были скрепы! Ими должно было стать празднование национальной победы: победили поляков. Наложились события 1831 г: в Польше началось восстание за независимость от России (весь 18 в была полем политических тяжб. Бах – больше польский композитор, чем немецкий, писал полонезы патриотические. Тогда Саксония единая). Связь с поляками поддерживали французы. Шляхтичи ориентровались на Францию. Россия тоже имела инетерс к Польше, после передела земель после наполеоновских войны – Польша достается России.

Россия наичнает войну с Польшей – ряд поражений. Потом война принмиает род карательной операции. Тогда Россия выигрывает, а ведь была резня. Шопен уезжает из Польши с ненаистью к русским. Отказался от огромного гонорара от Николая, предлагал стать императорским композитором. Сильнейшая русофобия и изоляция России.

Огромный нац.подъем в России, даже Пушкин писал стихи в честь Николая Первого. Воспоминания о Смуте и польских претендентах на русский трон (типа сейчас одержали возмездие).

Жуковский обращается к Глинке. Тот берется за сюжет про Сусанина. Перед этим были большие гастроли Николая Первого по России. Император объезжает разные города. Снимает сливки славы и нац восторга. Его встречает высшее купечество в каждом городе, все льстят, как много. В Костроме ему рассказывают легенду про Ивана Сусанина, спасшего царя.

Площадь одну велел переименовать в Сасунинскую. Миф о крестьянине-самопожертвователе стал распространяться. Глинка понимал, что это такой императорский заказ, хотя Николай и лично не проявлялся. Это лестно, выгодно, император после исполнения богато одарил композитора, на премьере всей семьей аплодировали. И на пост в императорской капелле назначен – высокий постоянный доход.

Глинке нужен был творческий импульс. Загорелся идеей проявить русский национальный материал к древу профес.европ.траиции. Решил подрунить над сотоваришами по прослойке любителей музыки. Потом в своих запискам, записках эпохи, когда надо говорить эзоповым языком, омтечал, что многие аристократы возмущались, что их заставили слушать кучерскую музыку – уезжали со спектаклей. А надо было демонстрировать бурный восторг – царь так хочет. Воспользовавшись поддержкой царя, прищучил италоманов, которые вынуждены были слушать заунывную русскую песнь.

Также он представил себе Ивана Сусанина, но не как идеологическую фигуру, а как человека. И возник удивительный оперный герой. В западных операха такого не найдешь. Там с средеины 18 в в сторону мелодрамы – мещанских историй. Реформа Глюка (?)– время пребывания в Париже в 70-гг, с другой строны итал.композитор Печини (?) – автор оперных сериалов, его Добродетельная дочь имела сиквелы Новая добродетельная дочь и тд. Про бедную девушку, которую потерял богатый папаша и тд. Развесистая мелодрама.

Появляется нетипичный оперный герой(не страдающая от несчастной судьбы девушка), а пожилой мужчина, состоявшийся, переживший свою супругу, очевидно, дошедший до свадьбы дочери. Это момент расцвета. И тут враги, польское нашествие, роковая сила, которая препятствует его счастью. То есть рассказываетсяо счастье зрелого мужчины. Вторгается красивая структура оперы. Миф о православии самодержавии народности здесь также был.

Крестьянская свадьба и коронование первого из династии Романовых – связаны. Сусанин откладывает свадьбу, пока не будет коронован царь. Антонида сможет выйти замуж, когда будет восходить на престол Михаил Романов. Хочет увидеть два события: Россия оберет своего царя, а дочь –мужа. Сопоставимость событий. Он патриарх своего крестьянского мирка, а отец России – царь-батюшка. Имперское сознание таким образом стало замешано на патриархальности крестьянского быта. Какая-то идеальная схема этой свадьбы +коронации была здесь разыграна. Это в эпилоге оперы. Сцена венчания на царство и сцена Антониды с женихом – празднуют и одновременно скорбят о погибшем Иване Сусанине.

Осмысленная русско-патриотическая музыка, особенно эпилог. Более ничего такого патриотического и одновременно качественного в музыке далее создано НЕ БЫЛО,

Глинка создал абсолютно гармоничную имперскую музыку. Пробразы – из итал.оперы «Спасение». Трагедия человека, недожившего до счастья. Верит глубочайшим образом, что у Антониды будет муж, а у России – царь, но не доживет до момента, составляющего смысл его жизни. Не увидит этого.

Напряжение внутренних сил и заведомая невозможность увидеть и насладиться мечтой.

Сокращенно писал Глинка фамилию Сусанина как «иисус» - русский мессия.

Опера «Жизнь за царя» называется, потому что нужно было играть по правилам. Создание великого русского мифа.

Глинка становится заложником успеха. От него дальше ждут новой национальной идеологии. Но нельзя идти вслед за велением таланта, и угождать публике.

Двойственность сыгала злую шутку с оперой Глинки «Руслан и Людмила». Создавалась как русская имперская опера, только нужно было на этот раз установить связь современной России с дреней киевской Русью. Много идеологических и эпических моментов. Эпос, восхваляющий былое, великое про гос-во. Мощные хоры, придающие размах. Но с другой стороны, Глинка был человеком, котоырй понимал, что его время – это время вне истории, поганое время. Он расходился с этим имперским сознанием, которое постепенно бронзовело и теряло вскую живопись. Понимал, что все живое, что было впосле ура-партиотического подъема 1812 г., начинает умирать. И уходит в частную жизнь. «Руслан и Людмила» потерпела фиаско. Он пожил в России, повращался в частных литературно-музыкальных кругах, спивается потихоньку. И уезжает доживать в Европу. По преданию, переская русскую границу, плюнул и на РОдину больше не возвращался.

После смерти Пушкина на дуэли его имя стало запретно и осуждаемо. Глинка легкомысленно женился, а потом жена быстро перестала быть прекрасной, она оказалась далекой от него духовно. И все блажи относительно искусства не понимала. Мол живи радуйся, родители боагтые, место в капелле прибыльное. А он все жалуется на невозможность творить. И вот становится известно о ранении Пушкина, а жена говорит: мол, какой пушкин идиот –из-за бабы дал себя убить (ЦИТИРУЮ Насонова…!!!). и тогда все стало печально, начал увлекаться ученицами. Это был опасно.

В итоге пришел к разводу со своей женой. К тому времни не любили в светских кругах, потравливали. И неуспех «Руслана и Людмилы» стал вершиной. А император уехал с половины спектакля… Это был провал. Официальная версия: мол, слишком затянуто и много музыкальных украшательств. Чайковский практичный в музыке, упрекал Глинку в том, что тот создал невероятно красивую оперу, но не исполнимую.

Глинка писал будто для себя: одну прекрасную сцену за другой. И потом исполнял в кругу друзей, в его исполнении лучше всего и звучало. Это-то и проблема!!!

Не очень сценичная опера в итоге вышла. Императр мог просто заскучать. Но есть другой момент. В прологе есть две песни Бояна. 1 – о создании мира, о гармонии мира, философское обобщение философского пути глинки – про черные и белые полосы, чередование в природе и жизни – радости и печали сменяют друг друга, надо принимать это с эпической мудростью, раз это естественно. 2 – обращается к новому Бояну благодаря которому будет воспета национальная история, который воспоет Руслана и Людмилу и даст им новую жизнь благодаря, мол, его сердечному теплу Все пониманили, что это воспевание Пушкина!!! А это было даже запрещено цензурой. И в итоге на сцене больше Глинка не услышал эту песню на сцене.

Еще одна версия: мол Наталья Гончарова была в интриге с императором. Что при безумной ревности Пушкина сделало ситуацию скандальной. И эта опера была апологией не только творчества, но и жизни Пушкина. Будто император узнал в истории похищения Людмилы себя, историю неудачного романа – ведь волшебник высмеян.

Покарать открыто было невозможно: слишком острая была обида.

«РиЛ» породила череду эпических опер. Дискурс о генезисе русского народа.

А Сусанин – дискурсу народности.

 

19.05.15

Дагомыжский. Опера-речитатив с немного песнями – одна из первых «Дон Жуан» - прообраз для прозаических опер. «Русалка».

ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ МОГУЧЕЙ КУЧКИ

Вошло с легкой руки критика и историка Стасова, человека весьма активного, деятельного и полного идей. Он слишком часто не учитывал художественного измерения искусства, его сложности и противоречивости. Что иск-во может транслировать идеи, но оно сложнее любой идеологии.

Юрий Балакирев – выходец из НижНовг, виртуозный пианист. Ему покровительствовал мецента, один из первых атворов биографии Моцарта (не на русском языке). Он был не только прекрасный пианист, но также хорошо знал современную европ.муз,особенно Листа, Вагнера - представителей немекой новой школы. Сам неплохо сочинял, ориентируясь на западные образцы.

Мусоргский. Самый гениальный. Русский гений. Шел своим путем в музыке, глубочайший музыклаьный мыслитель.

Не вписывался в рамки. Внешний девиз твочрества- стремление к правде, реализму, трагичному, глубокому.

Гениальный цикл «детское» - про ребенка, которого заставляют что-то делать.

Вершина творчества – «Борис Годунов». Две редакции у оперы. 1 отвергнута императорским театром по причинам разнообразным, отчатси идеологическим (изображается русский бунт и царь, а царя на сцене цензура запрещала изображать, как и святых, впрочем). В 1 редакции есть сцена у собора василия блаженного, где мальчишки отнимают у юродивого копеечку, хор поет – хлеба, хлеба – идет из собора

Саамы ймладший – Н.А.Римский-Корсаков. Прожил долгую жизнь. Стал профессором санкт-петербургской консерватории.

Убежденны атеист, поддержал в 1905 г студенческие волнения, даже был изгнан из консерватории на время.

Его эпоха – эпоха Алексндра Третьего. Либера-консерватор. Любил худож.академическое совершенство. Любил абсолютную красоту. Чувствуется игра жизненных сил, но они обузданы размумом, просветленным искусством. Это его эстетический идеаол, который совпадал с духом времени.

Начинал с оперы «Псковитянка» 70-х гг.

Лучшая опера – «Снегурочка»Опера полна игрой жизненной силы пробуждающейся природы – сила Эрос, три песни Леля, призывающие к чувственной раскрепощенноси, царь Берендей. Царь-поэт-старец. В нем сходится молодость и старость, как и в игре весенних соков – с одной стороны жизнь и любовь, с другой – жертвоприношение.

Духовные вершины – поздние оперы. «О Петре и Февронье» - миф о русском оборонительном сознании.

Воспитал Игоря Стравинского, который сделает русское искусство всемирным достоянием.

Бородин. Одна великая опера, незаконченная. «Князь Игорь». Вдохновлена Стасовым, который вдохновился открытием «Слова о полку…». Тот самый русский эпос, которого не хватало Глинке. Опера о России и ее врагах. Половецкие пляски, которые потом поразили европейцев в балете Дягилева.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: