Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства




Беларусь - президентская республика

Глава государства - Президент Республики Беларусь. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Одной из основных функций, возложенных на Президента, является сохранение экономической и политической стабильности в стране.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного и равного избирательного права.

Законодательная власть

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент - Национальное собрание Республики Беларусь.

Нижняя палата - Палата представителей, верхняя - Совет Республики.

Срок полномочий составляет 4 года.

В составе Палаты представителей 110 депутатов, которые избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан.

Совет Республики - палата территориального представительства. В него от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов базового уровня соответствующих административно-территориальных единиц избираются по 8 членов - всего 56 представителей. Столько же членов Совета Республики назначает Президент страны.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство - Совет Министров, который является центральным органом государственного управления.

Во главе Правительства стоит Премьер-министр.

В своей деятельности правительство подотчетно Президенту страны и ответственно перед парламентом. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Судебная власть

Судебная власть в республике принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Она состоит из Конституционного Суда и системы судов общей юрисдикции.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам.

Местное управление и самоуправление

Местное управление и самоуправление осуществляется через местные исполнительные и распорядительные органы, органы самоуправления, референдумы, собрания и другие формы общественной деятельности.

 

 

2.парламент

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства

 

Парламент (от фр. «parler» – говорить) – это высший представительный и законодательный орган власти. Принято считать, что первый парламент появился в Англии в XIII веке и представлял собой орган сословного представительства, являвшийся результатом компромисса между дворянством и зарождающейся буржуазией. К числу старейших парламентов относятся также испанские Кортесы. Современный вид и место в структуре разделения властей парламенты приобрели после буржуазных революций, происходивших в Англии и Франции в XVII-ХVIII веках. В первой половине XIX века парламенты стали органами народного представительства и в других европейских странах.

Слово «парламент» универсально для всех государств. Однако в разных странах исторически сложились свои названия парламента. К примеру, Конгресс – в США, Венесуэле, Филиппинах; Национальный конгресс – в Чили; Палата депутатов – в Люксембурге; Национальное собрание – в Португалии, Иордании, Панаме, Южной Корее, Республике Беларусь; Федеральное Собрание – в России; Риксдаг – в Швеции; Альтинг – в Исландии; Фолькетинг – в Дании; Стортинг – в Норвегии; Кортесы – в Испании.По структуре парламенты подразделяются на однопалатные (Турция, Украина, Швеция, Норвегия, Дания и др.) и двухпалатные (США, Великобритания, Россия, Республика Беларусь и др.). Каждый парламент или каждая палата парламента формирует комитеты (комиссии) для ведения за конотворческой работы и контроля за деятельностью исполнительной власти. Партийные объединения депутатов называют фракциями. В некоторых странах партийные фракции называют парламентскими группами (Франция, Италия), парламентскими партиями (Великобритания). В ряде стран существуют такие структурные части парламента, как контролеры, ревизоры, омбудсмены («народные защитники»). Другой формой объединения депутатов являются депутатские группы, которые могут образовываться как по политическому, так и по территориальному и др. признакам. По традиции руководителя нижней палаты чаще всего называют спикером, иногда председателем или президентом. Кроме спикера депутаты избирают одного или двух вице-спикеров или вице-председателей.


В компетенцию большинства парламентов входят полномочия законодательного характера (принятие Конституции, законов, их изменений и дополнение); утверждение бюджета и отчета правительства о его исполнении; контроль за деятельностью правительства (депутатские запросы, интерпелляция); формирование других органов власти (особенно в парламентских республиках).

В истории суверенной Беларуси парламентаризм претерпел ряд изменений. Согласно первой редакции Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года, высшим представительным и законодательным органом был Верховный Совет. Это был однопалатный парламент, состоящий из 260 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. После референдума 1996 года название и структура белорусского парламента были изменены.

В настоящее время Парламент Республики Беларусь называется Национальным собранием и состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Национальное собрание является высшим представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Срок полномочий белорусского парламента составляет 4 года. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет Республики является органом территориального представительства и состоит из 64 депутатов (по 8 депутатов избирается от каждой области и г. Минска путем тайного голосования на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня, 8 депутатов назначает Президент). Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит Президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с исполкомами. Кандидатуры обсуждаются на заседаниях собраний депутатов местных Советов базового уровня.

Полномочия Палаты представителей изложены в ст. 97 Конституции Республики Беларусь. К их числу относятся:

1. Полномочия в области законотворчества:


- рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

- рассматривает проекты законов, в том числе и программных законов, таких как утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, о военной доктрине (программные законы принимаются квалифицированным большинством не менее 2/3 от полного состава палат, в то время как для принятия обычных законов необходимо более половины голосов от полного состава палат).

2.Контрольные полномочия


по отношению к исполнительной власти:


- выражает вотум недоверия Правительству (вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен на обсуждение в течение одного года после одобрения программы его деятельности);

- заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

- рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

- обращается с депутатским запросом к Премьер-министру, членам правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом (ч. 3 ст. 103);

по отношению к Президенту:


- назначает выборы Президента;

- принимает отставку Президента;

- выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей от полного состава решение о смещении Президента с должности (импичмент);


по отношению к законодательной власти:


- отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

3) Кадровые полномочия:


- дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра.

Согласно ст. 94 Конституции, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены: 1) по инициативе Президента (при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству; двукратном отказе в даче согласия на назначение должности Премьер-министра); 2) на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

Полномочия Совета Республики изложены в ст. 98 Конституции Республики Беларусь. Их можно подразделить на следующие группы:

1) Полномочия в законодательной сфере:


- одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции;

- проекты иных законов;

- отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

- рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок принимает соответствующее решение.

2) Кадровые полномочия:


- дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

- избирает шесть судей Конституционного Суда;

- избирает шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

3) Контрольные полномочия:


- принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

- рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований (большинством не менее двух третей от полного состава) принимает решение о смещении Президента с должности.

Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены только по результатам заключения Конституционного Суда ввиду грубого или систематического нарушения Конституции. Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период постановки вопроса об импичменте Президенту или досрочном освобождении его от должности, а также в течение первого года работы Парламента

 

3.Совет Министров Республики Беларусь (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь определена Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь».

В состав Правительства Республики Беларусь входят:

· Премьер-министр Республики Беларусь;

· Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

· Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

· Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;

· заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

· министры;

· председатели государственных комитетов;

· Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;

· Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;

· Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

· иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

Премьер-министр Республики Беларусь в соответствии с ст. 106 Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:

1. осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;

2. организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;

3. подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;

4. издает распоряжения;

5. в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь в течение двух месяцев;

6. информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;

7. распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, координирует их деятельность;

8. представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;

9. осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь;

10. выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Совета Министров Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Совет Министров заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Совету Министров Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Совета Министров Республики Беларусь. Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

В своей деятельности Совет Министров Республики Беларусь подотчетен Президенту Республики Беларусь (по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности) и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.


Согласно ст. 107 Конституции, Правительство выполняет следующие функции:


- руководит системой органов исполнительной власти и управления;
- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики, проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в различных сферах жизни общества;
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
- обеспечивает исполнение Конституции и законодательства;
- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, а также выполняет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законодательством.

Таким образом, являясь центральным органом государственного управления, правительство в Беларуси наделено широкими полномочиями для осуществления на практике основных направлений политики государства.https://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=246

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: