Критерии эффективности здорового образа жизни




Критерием эффективности формирования ЗОЖ следует считать реальное увеличение количества и качества здоровья. Здоровым считается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что люди изначально различны, для достижения одинакового эффекта они должны в течение жизни вести себя по-разному. ЗОЖ в принципе не может и не должен быть идентичным для всех. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата.

Проблема измерения здоровья издавна привлекает внимание ученых. Большинство существующих методов основано на определении функциональных возможностей организма. Однако для всесторонней оценки этого недостаточно. Важно знать не только объем работы, которую может выполнить человек, — уровень работоспособности, но и то, насколько хорошо он себя при этом чувствует, — качество здоровья, а также сколько предстоит ему прожить — количество здоровья.

Наиболее простая технология оценки количества здоровья, в любых условиях, включает следующие показатели: возраст, массу, рост, систолическое и диастолическое артериальное давление, частоту сердечных сокращений. Из них по формулам рассчитывается ударный объем сердца, а также пульсовый приток крови в сосуды головы и их тонус, связанные с мозговым кровообращением. К этим показателям можно добавить анкетные данные, анамнез (в методе именно это слово) заболеваний. Затем по специальным алгоритмам высчитывается индекс здоровья. Повторные обследования повышают точность оценки, а проведенные с интервалом в год дают возможность следить за направлением и скоростью изменения количества здоровья.

Оценка качества здоровья проводится методом трех шкал: физической, психической и социальной удовлетворенности. С их помощью может быть достаточно просто измерена удовлетворенность человека своим здоровьем и выражена в стандартных количественных единицах. Проводить оценку качества здоровья можно либо путем опроса, либо путем самозаполнения специальных опросников.

В формировании ЗОЖ необходима проверка эффективности и окончательной коррекции индивидуального образа жизни.

Эффективность может оцениваться по клиническому состоянию, функциональной устойчивости, профессонально-значимым качествам, психофизиологическому статусу.

Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями как во времени, так и по траектории. Принципиального значения это обстоятельство не имеет, так как важен конечный результат. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спект­ром воздействия на различные стороны организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, подтянутости, собранности, хорошей коммуникабельно­сти; ощущении своей физической и психоэмоциональной при­влекательности, оптимистичном настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жиз­недеятельности. В психологическом аспекте достоинства здоро­вого образа жизни обнаруживаются в качестве психического здо­ровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивос­ти, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообла­дании, целеустремленности, настойчивости в достижении постав­ленной цели, решительности), уверенности в своих силах.

Содержание приведенных критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.

Критерий Оценка критерия
Организационный Стратегический способ организации жизнедеятельности, целостное восприятие жизни
Гигиенический Рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены
Коммуникативно-деятельностный Широкая палитра различных видов деятельности, успешность в учебной деятельности, способность к продуктивному общению, установлению глубоких межличностных взаимоотношений, регуляр-ная оздоровительная деятельность, наличие поисковой активности, творческие способности
Адаптационно-ролевой Гармоничное протекание процессов социализации и индивидуали-зации, способность быстро приспосабливаться к меняющейся со-циальной ситуации, гибкость в поведении, конгруэнтность
Культурно-эстетический Широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, спо-собность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде
Ценностно-мотивационный Приоритет духовных ценностей, уважение к человеческой личности, ответственное отношение к среде обитания, наличие валеологи-ческого идеала, устойчивая мотивация саморазвития и здраво-творчества
Эмоционально-волевой Эмоционально-психологическая устойчивость, преодоление жизнен-ных трудностей на эмоционально-положительном фоне, внутренний «локус контроля», спонтанность, развитая саморегуляция
Индивидуально-личностный Достаточный уровень самопринятия и самоуважения, способность ценить и сохранять уникальность своей личности; сензитивность к самому себе, стремление к творческой самореализации

Заключение

На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), а не ходит пешком, кушает с книгой и … А спроси у него: “Что же такое здоровье?” … Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где – нибудь в кардио- или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное нет…

Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.

Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время!

Список литературы

1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – М, 2004. – 125 с.

2. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. – М, 2004. – 302 с.

3. Жеребцов А.В. – М, Физкультура и труд. - 2006. – 211 с.

4.Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. — Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.,

5. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа, 2005. – 212 с.

6. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005. – 122 с.

7. Лещинский А.В. Берегите здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 214 с.

8. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 1988..

9. Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.

10. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: