Статус этноса типология этноса




В отношении этнос – государство большую роль играет система статусного регулирования прав, привилегий и обязанностей этнических групп.
Статус этнических групп с национализмом (требование государственностей для этнических меньшинств). Миграция в западные страны эмигранта.
Критерий: наличие или отсутствие у этноса проживания на территории государства необходимость средств (ресурсов) для развития языка и культуры. Если ресурсов достаточно – статус «народ». Если необходима поддержка – меньшинство (территориальная, культурная автономия).
Народ - группа населения, обладающая общими чертами единства отличающими себя от других.
Меньшинство группа граждан, проживающих на территории страны, субъектов федерации, административно территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, наделенные отличными от большинства населения территориальными, этнографическими, культурными, языковыми, религиозными, конфессиональными или антропологическими расовыми характеристиками, не занимающие доминирующее положение, имеющие стремление формального и фактического равенства с большинством.

После 2 мировой войны произошло оформление прав этнических сообществ (ООН).
В 1948 году - Конвенция ООН «О предупреждении геноцида и наказание за это».
В 1947 году – Комиссия по предупреждению дискриминации меньшинств.
В 1966 году – Пакт о гражданских и полит. правах меньшинства.
В 1992 году – Декларация о правах лиц, принадлежащих национальным этническим языковым меньшинствам.

Не может быть универсальным определение меньшинства.
Кроме квотирования, преференции (льготы) представительства в парламенте, является предоставление автономии.
Автономия бывает:

  • корпоративная
  • территориальная

Самоуправление – территориальное образование, обладающее относительной самостоятельностью в рамках конституционного решения органов публичной власти, принятых в пределах Конституции. Их законы не могут быть отменены органами более крупного государства.
Объем полномочий может быть различным.
2 формы автономии:

  • государственная
  • местная (административная).

Государственная автономия характеризуется тем, что ее носитель обладает внешними функциями государства (своя Конституция).
Местная такого не имеет.
Территориальная автономия – способ управления национальных проблем (применялась в СССР).
Экстотерриториальная автономия – меньшинство не обладает своей территорией. Одной из разновидностей экстотерриториальной автономии является корпоративная автономия (все представители юридически признаны этнической группой; получают права на образование органов полит представительства, защищающего их интересы на общегосударственном уровне).
Еще из разновидностей экстотерриториальной автономии является культурная (персональная) автономия – этническая группа, заявившая об общих интересах своей группы. За этнической группой закрепляется исповедование религии, своя культура, язык, создание собственных организаций.

Подходы к национальным меньшинствам:

  • культурный
  • политический.

Дилемма: до каких пределов давать автономию меньшинству?!

Типология этноса в современной России.

  1. русский народ – в том числе живущих в национальных республиках и автономиях. В некоторых республиках русские является меньшинством, нуждающимся в культурной автономии.
  2. основные народы национальных республик и автономий.
  3. малые народы Севера (коренные народы - ООН), живущие племенным образом жизни. Они подвержены ассимиляции, маргинализации («спиваются»).
  4. меньшинства (малые народы), живущие на своей исконной территории, но не имеющие территориальной автономии.
  5. российская диаспора живущих в бывших республиках Советского Союза.
  6. диаспоризированные группы народов России (нуждаются в автономии и поддержке). В местах компактных населений возможны дробные формы территории.
  7. дисперсные группы, не имеющие своей территории (цыгане)
  8. эмигрантские группы (гастробайтеры).
  9. субэтнические языковые – конфессиональные группы в составе отдельных наций, имеющие право на самоназвание.

8.

В России предпринята попытка законодательно разработать механизм, имеющий целью обеспечение равных прав женщин и мужчин в политической жизни страны.

Современная закономерность в гендерологии и феминологии - государственное обеспечение гендерного равноправия - обнаруживает себя в деятельности социального государства, попытке активизации механизма обеспечения равных прав и возможностей полов и государственных гарантий этому. Согласно проекту Федерального Закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации" механизм обеспечения равных прав и равных возможностей охватывает деятельность Президента Российской Федерации, гаранта Конституции Российской Федерации (ст.19), Федерального Собрания Российской Федерации (ст.20), Правительства Российской Федерации (ст.21), исполнительными органами государственной власти (ст.22), органами местного самоуправления (ст.23), Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации (ст.24), общественных объединений (ст.25). В этих статьях изложены права и инициативы частей механизма обеспечения равных прав и возможностей полов, механизма, который объединяет деятельность Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти, общественные объединения, создаваемые в целях реализации конституционного принципа равноправия полов в социуме.

Этот закон позволит, по его принятию, дополнить и реализовать конституционные требования равноправия женщин и мужчин. Целью ставится закрепление мер по реализации государственной политике, направленной на обеспечение равных прав и свобод и равных возможностей полов, на предотвращение дискриминации по мотивам пола в качестве необходимого условия стабильного и устойчивого развития страны. Разовьет положения Конституции: механизм позволит реализовать инициативные действия и активность граждан, предусматривает регулирование вопросов, связанных с дискриминацией по мотивам пола (ст.27). Подтверждается практически требование закона правовой защите граждан: предписывает рассмотрение жалоб граждан на дискриминацию по мотивам пола, список учреждений и должностных лиц, обязанных их рассмотреть в порядке, установленном законом, право государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в этой части, утверждается ответственность за его нарушение.

Механизм равноправия полов постоянно поддерживает оптимальное или равновесное состояние между полами в общественно-политической и правовой сфере на уровне принятия и осуществления решений в ней. Это механизм поддержки власти. Посты, занимаемые женщинами и мужчинами в политическом руководстве государством, партиями, общественными движениями, представляют наглядную картину участия полов в политике, а следовательно, во власти. Именно политика характеризуется общественным институтом, целью которого является достижение или удержание власти в конкретном обществе. Имеются соответствующие рекомендации вхождения в нее полов, предлагаемые Организацией Объединенных Наций. Возможны оптимальные формы совместного участия полов во власти: мировой опыт участия полов в парламентской деятельности указывает на облегчение принятия решений в пользу детей в парламентах с 10% участием женщин-депутатов. Если 20-30% женщин-депутатов представлены в парламенте, все программные документы начинают отражать интересы полов, которые реализуются в пользу женского населения вполне эффективно. В документах ООН соблюдается принцип наделения властью представителей обоих полов для поиска надежных решений в обществе, которому угрожают социальные, экономические и иные проблемы.

Гендерный подход при принятии политических решений означает учет обстоятельств, по-разному влияющих на мужское и женское население, вызывающих их неодинаковую реакцию, способствующих социальной напряженности. Женщин почти нет среди министров, губернаторов. Это обстоятельство затрудняет развитие демократических процессов в политическом развитии современного российского общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: