Рекрутчина в Гдовском уезде 22 глава




 

П.Я.Я[200].

 

П.Я. Яновский

Новые данные об упраздненной

покровско-озерской обители

Преп. Илариона Гдовского

 

I

 

О. иеромонах Никодим в своем обстоятельном агиологическом очерке о св. Иларионе Псковоезерском[201] («СПб. Дух. Вестн.» 1901 г., № 27) приводит все известные в настоящее время печатные сведения о преподобном Иларионе, и основанной им покровско-озерской обители, причем высказывает и пожелание, чтобы найдены были письменные памятники об обстоятельствах прославления св. Илариона. Исполнятся ли эти desideria достопочтенного автора – покажет будущее, пишущему же сии строки в Московском архиве минист. юстиции удалось найти oписание покровско-озерского монастыря, относящиеся к 1585 году и – стало быть – составленное 109 лет спустя после кончины его преподобного основателя[202]). Это опиcaниe находится в рукописи архива № К. 827 («Список с писцовой книги городища Кобылья и оброчных поместных, монастырских, церковных и порозжих земель в губах – Полянской, Ремде, Мыслогостицкой, Гвоздинской и Мельницкой письма и меры Григория Ивановича Мещанинова-Морозова, да Ивана Васильевича Вовнина с товарищи») и представляет собою, как бы приложение, или supplement к самой писцовой книге[203]). Помимо своей детальности, обстоятельно рисующей монастырский быт XVI века, данный документа представляет ещё немалый интерес и потому, что описывает обитель преп. Илариона во время, сравнительно, не весьма удалённое от времени жизни самого св. подвижника, освятившего своими трудами и подвигами пределы теперешней Петербургской епархии. Некоторыми извлечениями из этого «описания» в настоящем очерке мы и пользуемся.

Покровский монастырь в ХVI – XVII вв. числился в Кобылинском уезде, в Полянской губе[204]), в местности «Княжи Озера».

Необходимо допустить, что при самом своем первоначальном возникновении покровско-озерский монастырь не принадлежал к разряду тех многочисленных захудалых мелких обителей, к числу тех «несобственных монастырей», по определенно проф. Е.Е. Голубинского, – которые в старой Руси появлялись совершенно случайно, когда 5 – 6 человек сходились в уединенном месте, для ведения иноческого житья «для души cпасения». И личность св. Иларионa – ученика преп. Евфросина Псковского[205]), знававшего, следовательно, виды относительно правильной организации монашеской жизни и – особенно – прекрасное благоустройство покровско-озерского монастыря, который до литовского нашествия 1580 года быль украшен двумя храмами, имел ценную церковную утварь, солидный хозяйственный инвентарь и проч., – все это свидетельствует, что основание и утверждение обители препод. Иларионом совершалось в сравнительно широких размерах, по заранее обдуманному плану, на началах правильного монашеского общежития.

После кончины препод. Илариона благополучное существовавание монастыря продолжалось сто с небольшим лет, до 1580 года, до прихода «литовских людей». Покровско-озерская обитель имела несчастье стоять как раз на пути, по которому отряды Стефана Батория направлялись от Пскова к Великому Новгороду; монастырь подвергся основательному опустошению (почти все храмы теперешнего Гдовского уезда к северу от «Княжих Озер» избегли этой печальной участи). «В королевской приход монастырь и все церковное строенье[206]) и книги пожгли литовские люди; и игумена и старцов побили». Это известие монастырской описи в сильной степени преувеличено: в конце документа находится обёмистый реестр монастырского имущества, оставшегося от погрома литовских людей; среди уцелевшего «монастырскаго строенья» есть вещи порядочной ценности, которыми, во всяком случае, не побрезговали бы солдаты Батория. Дело, по-видимому, надо представлять таким образом, что предусмотрительные иноки заблаговременно укрыли в безопасном месте некоторую церковную утварь, предметы хозяйства и проч., хотя сами и сложили главы свои под литовским мечом: не успели скрыться, а может быть – и сознательно остались в обители, желая «восприять венец мученичества».

«Да осталось после литовскаго приходу», говорит oписаниe, «старые монастырские казны от литвы: деисус, что был в большом тябле[207]) – 9 образов, что были в середнем тябле господских праздников – 9 образов, да верхняго тябла, во пророцех, осталось 7 образов, – все на золоте. Да двери царския и столбцы и сень над царскими дверьми – на золоте, да двери северныя – Дизман разбойник[208]) на красках, да 15 образов пядниц на золоти, да 10 образов пядниц на красках. Да осталось образов местных больших: Рождество Христово, да Воскресение Христово, да Покров Святей Богородицы, да образ «О тебе радуется» с господскими праздники, все на золоте; да осталось: гривна серебряна басменна, да яблоко деревянное позолочено, что было у паникадила. Да осталось другия церкви, что была в трапезе – Рождество Христово: деисус на красках, а в нем осталось 7 образов, да двери царския и столбцы на красках обе половины, да над дверьми образы: Благовещенье и Покров Святей Богородицы на золоте, да на исподе праздники, да Димитрий, да Иасаф, да Христова мученица Варвара, да образ в киоте Воскресения Христова на красках, да другой образ в киоте: на золоте: Пречистая, да Михаил Архангел. Да две лампады деревянныя на красках, да два подсвешника большие позолочены, да 9 подсвешников малых позолочены, деревянные, да десятой на красках, да 8 блюдечек малых оловянных, что были на свечах. да 3 достаканцы (?), да 10 блюдечек малых деревянных, что были на свечах, позолочены, одиннадцатое на красках. Да осталось воску 6 гривенок, да 15 свеч, что были на паникадиле. Да осталось покровцев и пелен: покров камка двоеличная, обложен тафтою зеленою, да покров тафта желта, обложен тафтою черленою, да пелена бархат на золоте, на черной земле, обложена тафтою зеленою, приволока – бархат на золоте, что была на гробу, на Иване Ищеине[209]); да 10 камушков хрустальных от образов, да 2 камушка сердолики зелены, да 2 насвечника железные. Да осталось книг певчих; евангелие толковое, да псалтыря, да книга «сказание святых пророк и апостол», да книга молебник, да книга часословец печатной, да книга четья – соборник, книга осмогласник, да книга шестодневец, да книга «главизны указание святых отец», – все те книги в десть на бумаге; да книга «на одеяние рязы» (рясы) в полдесть на бумаге; книга устав Ивана Златоустаго в полдесть на бумаге; книга часословец в полдесть на бумаге; книга триодь цветная в полдесть на бумаге; книга псалтыря толковая, книга Апостол, книга житие преподобныя Mapии, да две книги чети, да книга хартейная (пергаменная) венчание, да книга парамейник, да книга служебник, – все те книги в полдесть на бумаге, да книга четья в четвертинку, да книга четья великаго плату, да книга святцы – обе в четвертинку на бумаге, да книга Трефолой[210]), да книга минея новых чудотворцов – обе в десть на бумаге, да книга августьская (минея), да книга четья – oбе в полдесть на бумаге, да книга «Охтоиц» (Октоих), да псалтыря в десть на бумаге, да книга четья в полдесть на бумаге, да книга святцы в четвертинку на бумаге. Да подсвешников деревянных 5 золочены, а шестой незолочен, да часы железные, да откосок один паникадильной медян, да шендал медян, да мельничная снасть вся железная одное мельницы, а другия мельницы – гриница, да веретено, да лом мельничной.

Да осталось от литвы две трубы винныя медныя [211]), да котел меден в 6 ведер, а другой котел в 7 ведер, да два котла по 4 ведра, да сковорода медная ведра в четыре, да укропник меден, да блюдо медное, да 7 блюд малых оловянных, да 4 чарки оловянных, да 3 оловянника по ведру, да 2 оловянника по полуведра, да 2 кружки оловянныя – одна полведра, а другая четверть ведра, да котел полтора ведра, да 4 колокола малых, да клепало. Да осталось после литвы старых хором: келья поваренная, да четыре житницы, да невод рыбной. »

Как видно из приведённого отрывка, категорическое заявление описания о совершенном, якобы, сожжении «литвою» монастырского имущества необходимо ограничить в значительной степени. Нельзя, конечно, думать, что из монастырской казны ничего не попало в руки поляков; но если, тем не мeнее и после литовского погрома в монастыре осталось ещё изрядное количество всякого добра, – то можно составить себе приблизительное представление о состоянии обители преподобного Илариона до 1580 – 81 гг.

 

П. Яновский[212].

 

II

 

Разоренной «литовскими людьми» обители преп. Илариона, однако, суждено было возродиться. В то время, когда «после в развалинах, в «Юрьеве ливонском» (Дерпте) существовал, хотя и нельзя сказать, чтобы вполне благополучно, монастырь во имя Воскресения Христова. Монастырь этот возник в Ливонии, приблизительно, в 60-х годах XVI ст. В самый разгар ливонской войны Ивана Васильевича, когда Ливония была в руках русских, Грозный, смотревший на Ливонию, как на свою неотемлемую собственность, в целях обрусения края, пораздавал там не мало земель в поместья дворянам и детям боярским, поселив туда и других служилых русских людей и проч. Тогда же в самом Юрьеве был основан монастырь, долженствующий, очевидно, по мысли Грозного, быть «гвоздём» русской колонизации в этой «немецкой земле». Ливонская война в конце концов однако, как известно, оказалась весьма несчастною для Руси, и по миру у Запольского Яма (порховск. у.) 1582 г. Ливония отошла к Польше. Всей тамошней русской публике, таким образом, пришлось выселяться со своих, хотя бы и не совсем насиженных мест.

Потерпели «выгонку» и иноки дерптского Воскресенского монастыря. Государство пришло на помощь обездоленным ливонским русским выходцам; дворянам и детям боярским были наверстаны новые поместья (преимущественно в пределах теперешней С.-Петербургской губернии); а братии воскресенского монастыря и был отдан во владение разоренный покровско-озерский монастырь, в котором она и должна была обосноваться.

«По государеве грамоте», говорит опись, «велено в том монастыре («во Княжих Озерах») быти и тот монастырь строити Воскресенскому игумену Никандру, с братьею, что высланы из Юрьева Ливонскаго, из воскресенскаго монастыря».

Игумен Никандр прибыл из Юрьева в обитель преп. Илариона со всею своею братиею, в которой, состояло: черной поп, да пономарь, да 13 братов, да три дьячка; «описание» упоминает еще 34 человека монастырских слуг, но последние, вероятно, были местные аборигены. Немедленно началась постройка монастыря; в 1585 году в покровско-озерской обители уже существовала «церковь Покров Святей Богородицы, древяна с колокольницею, а на полатях (т.е. на хорах) придел Воскресения Христова, поставлена после королевскаго приходу, да 13 келей, да хлебня, да трапеза». Возобновление монастыря совершалось тем легче, что вся церковная утварь, предметы обихода и проч. и даже самое церковное здание было привезено в Княжи Озера из Юрьева[213]; «а церковь и церковное строенье», говорит опись «и образы и книги и колоколы и всякое иное церковное строенье привез из Юрьева игумен Никандр с братьею». Новоприбывшее церковное имущество было настолько обильно, что перечисление одних икон (весьма ценных) в монастырской описи занимает целых два листа. Вот перечень некоторой части церковной казны, вывезенной в обитель преп. Илариона из дерптского Воскресенского монастыря: «в олтаре на престоле евангелие тетр в десть на бумаге, обложено камкою зеленою, а на верхней дске Страсти Христовы и евангелисты басмы серебряны золочены обложены; да на престоле покров мухояр, обложен тафтою зеленою, да над престолом воздух – дороги пушены тафтою[214]). Сосудов церковных: потир да 3 блюда оловянныя, да лжица оловянная, а другая серебряная, да две звезды медныя, да 3 блюдца деревянныя; покровцы (воздухи) – камка зеленая. А риз в казне у Покрова Пречистые, что из Юрьева привезено: двои ризы камчатыя, оплечье – олтобаш золотной, а у других оплечье бархатное, опушено кушаком шолковым; ризы мухоярныя, ризы безинныя, а оплечье у них – бархат золотной черленой; ризы полотняныя, а оплечье камка зелена; ризы постныя мухоярныя, оплечье бархат рыт зелен; стихарь дьяконской полотняной, да другой постный крашенинной; да 4 стихаря подризных полотняных, да две патрахели бархатных – бархат черлен на золоте; патрахель камчат, патрахель тафтян, патрахель изуфрян (?) зелен, да двои поручи бархатные, да двои поручи камчатые, да 2 пояса шолковые: один черен, а другой черлен. Да в церкви же блюдо медное большое, да другое деревянное, да 3 паникадила, да у паникадил 3 чепи железныя, да чарка оловянная, да 6 свечь местных больших, а свечи шести пядей, а наделки у свечь: у дву оловянные, а у четырех немецкаго железа, да горн церковной медной с покрышкою, да ломпада церковная золочена, да кадило медное о трех чепях, да крест железный, что ставят на церкви с перекрестьями, да железа немецкаго 75 листов.

Да книг [215] у Покрова Пречистые на крылосех и в казне: устав в десть, да апостол в десть, 2 октоица в десть, евангелие толковое печатное в десть, псалтырь в десть, да 2 триоди в десть – постная и цветная, да соборник в десть, да книга Ефрема Сирина в десть, да книга соборник в полдесть, да книга Пчела в полдесть, да книга о Варламе и Асафе царе в полдесть, да книга Лествица в полдесть, да книга Андрея Уродиваго в полдесть, да книга Патерик в полдесть, да служебник в полдесть, да часовник в полдесть, да минея общая в полдесть, да 12 миней месячных, да тетрати, а в них кононы молебные и царские часы, да книга Измарагд в полдесть, да книга харатейная в десть, да Пролог половина с сентября, да трифолой в полдесть, да книга харатейная старинная, две книги Пролог с марта на полгода, да трифолой с маия по сентябрь в десть, да в казне-ж пелена престольная камка червчата, а пушена тафтою желтою, а на ней крест шит шолком белым, да пелена камка лазорева, опушена отласом червчатым, крест шолков зелен, да пелена образная доротинная пушена тафтою, на ней крест тафтян зелен. Да в казне паникадило о 16 подсвешниках, да 4 яблока деревянных позолочены с кистьми; да в церкви налой, на чем ставят праздники, оболочен крашениною лазоревою.

Да (со)судов у Покрова Пречистые в казне воскресенских (юрьевских): два оловянвика больших, да кумган меден, да 5 шандалов меденых, да 3 скатерти браныя, да 7 скатертей рядинных, да котел меден 10 ведер, да 2 котла медные-ж по 8 ведер, да 4 сковородки медных, да 3 чепи поваренных (на них вешались котлы), да трои судки столовые, да росольник, да 4 солонки оловянныя, да стопа оловянная, да яндова медная, да 2 братины медныя-ж лужены, да 12 блюд белых, да 2 чаши медныя лужены. Да живота монастырскаго, что приведены из Юрьева Ливонскаго воскресенскаго монастыря на конюшенном дворе: двадцатеро лошадей, да 20 коров, да пятеро молодых телят».

Если к этому «юрьевскому» имуществу присоединить церковное строенье, оставшееся в Покровско-озерском монастыре после литовского раззоренья, то обитель препод. Илариона в XVI в. вполне можно отнести к числу «пресловущих» монастырей нынешнего петербургского края; и это «довольство» Озерского монастыря особенно выступает по сравненнию с такими монастырьками, как, напр., Николаевский в Полях[216] (ныне с. Поля, гдовск. у.) и друг. Покровско-озерский монастырь владел и вотчинами, хотя нельзя сказать, чтобы значитель­ными.[217] Так, монастырь имел вотчины в Рудницкой губ. (вопче с дворцовыми): Онфимово, Верхоручье, Волосово-Сипково, Белково, Болотово, в Кунейской (пуст. Лариново), в Моцкой и друг.

Писцовая книга хранит полнейшее молчание об основателе монастыря в «Княжих Озерах» преп. Иларионе. Нам представляется вероятным, что в конце XVI века препод. Иларион ещё не принадлежал к числу канонизованных русских святых, поелику в противном бы случае писцовая книга не преминула отметить факт почивания в обители мощей преподобного и проч.: подобные отметки делаются в писцовых книгах со всею решительностью. На вопрос, – когда была совершена канонизация св. Илариона,[218] – приходится отвечать категорическим «ignoramus», хотя некоторый ключ к раскрытию этого вопроса и могут дать, думается, и месяцесловы, помещенные в старинных богослужебных книгах рукописных (преимущественно новгородско-псковского происхождения) и печатных (раннейшие издания). Когда, таким образом, будет, приблизительно, найдено время установления всеобщего почитания св. Илариона, – можно сделать и изыскания в соответствующих архивах.

Весьма печально, что население Гдовского уезда почти совершенно забыло свят. Илариона, в территориальном отношении, своего, так сказать, законного патрона. Мы не знаем, насколько привержено к памяти святого Илариона окрестное население, хотя обстоятельство, что в погосте Озерах даже доныне не имеется храма, посвященного имени преподобного, и может наводить на грустныя размышления... Но то׳ факт, что если жителю северной половины уезда сообщить, что, мол, в нашем Гдовском уезде находятся мощи свят. угодника, – это будет для него совершенною новостью и большим открытием.

П. Яновский[219].

 

П.Я. Яновский

Гдовский Димитровский собор 1585 года

 

В Московском архиве министерства юстиции под № П. 827 / 243 хранится рукопись: «Писцовая книга псковских пригородов» – 1585 года, объёмом в 2786 страниц. В ней на листе 1 – 545 находится опись городов Гдова и Кобыльска (теперь ceлo Кобылье Городище, Гдовского уезда), а также описание оброчных и безоброчных огородов, нив, пожень, поместных, церковных и монастырских земель в губах[220]уездов означенных городов. Между прочим, на л. 339 обор. – 344 обор, этой книги содержится подробная опись Гдовского Димитриевского собора, которую, с некоторыми пропусками, мы и помещаем здесь.

«Во Гдове внутри города церковь соборная, каменная, Великомученика Христова Дмитрея Селунского. На церкви крест железной, басмы [пластинки] обложен медяными золочены, крыта тесом, а комарня обита немецким железом. А в церкви образов: деисус стоячей на золоте – пятнадцать икон; у Спаса, да у Пречистые, да у Ивана Предтечи – 3 гривны серебряны, витыя, золочены. Пред деисусом и пред праздники – 32 подсвечника древяны золочены, а на них 21 блюдцо оловянныя, золочены, да блюдца же деревянныя на золоте, а на блюдцах 17 наделков вощаных. Да в середнем тябле праздников господских 16 икон. В верхнем тябле – пророцы 15 икон, все на золоте. Двери царския и сень и столбцы[221] – резь на дереве золочена. Да в олтаре на престоле евангелие апракос, обложено серебром с финифтом, да крест воздвизалной[222]. У престола пелена – бархат червчат на золоте, пушена бархатом черным. Покров на престоле камка алая, да на престоле-ж евангелие тетр, старое, обложено басмы медяны золо­чены. За престолом образ Одигитрия Пресвятые на золоте, да 15 пядниц[223] на золоте. Против праваго крылоса образ Воплощенье Пречистые, да Дмитрея Селунского – створчаты на золоте, по полям ясень резь позолочена; а у Пречистой венец серебрян золочен, в нем 4 жемчужки, да 3 камышка, да на поле по сторонам два камени хрусталя; а у Спасова образа венец серебрян золочен с финифтом, а гривна серебряна золо­чена, да понагея скана серебряна золочена тоща, у понагеи чепочка серебряная. Да пелена (у образа) бархат червчат на золоте, пушена камкою зеленою, а у ней 16 пуговиц серебряных на шолковых кистях; а у Дмитрея великомученика венец се-ребрян золочен с финифтом, да гривна скана серебряна золочена, а в ней вставлены жемчужки и камышки, да понагея серебряна золочена тоща с жемчужки, а в ней вставлен хрусталь бел, да пелена бархат зелен на золоте, пушена камкою червчатою, а у нея 16 пуговиц серебряных на шолковых кистях. Перед образы – две лампады древяны золо­чены, на них два блюда оловянных, а на блюдах два наделка вощаных». Затем описываются весьма детально многие другие иконы и далее: «да дверь северная (в иконостасе) на золоте, а над дверью сень на золоте-жь. Да хоруговь на золоте[224], на ней крест деревянной, обложен басмы медеными, позолочен. Сосуды служебные: три блюда серебряныя, да потир серебряной, лжида и звезда серебряныя, да три блюда служебных оловянных, да кадило серебряное, другое кадило медено, блюдо оловянное, что воду святую держать, да мушора оловян­ная, a держат в ней вино служебное, да чарка оловянная, да четыре оловянника, а держат в них святую воду, да укропник меден, да кулган меден невелик, да блюдо оло­вянное невелико, да лампада древяна золочена, а на ней блюдцо оловянное, да паникадило меденое немецкое, а у него 24 от­коса, а под ним яйцо деревяно золочено, а под ним кисть шолкова.

А книг в церкви [225]: Евангелие Толковое в полдесть, да Евангелие Толковое в десть, да Апостол апракус в десть, да Устав в десть, 12 миней месячных в полдесть, да Часовник в полдесть, да Пролог в дву книгах – обе половины в десть, да Охтаец в дву книгах – обе половины в десть, да две Треоди – постная, да цветная в десть. Да псалтырей: печатная в полдесть, да другая псалтырь старая в десть; да Ермолуй (Ирмологий); две Минеи: праздничная, а другая с но­выми чудотворцы; книга Николино житие; книга канун Пречистые Богородицы Одигитрии; книга, а в ней канун св. ве­ликомученика Дмитрея; книга, а в ней канун Похвалы Пре­чистые; да часословец старой, да поминанье большое церковное, да другое поминанье большое в тетратех, да поминанье субботное. Да в притворе образов: икона над церковными дверьми на золоте круглая – во облаце Пречистыя воплощение; икона второе пришествие на золоте, да у нее у святых 18 венцев серебряны золочены невелики; да икона воскресение Христово на золоте, венец меден позолочен, а в нем – три каменя хрусталь; да икона Софея – Премудрость Божия на золоте; икона Дмитрей Селунской на золоте; икона Троица Живоначалная на золоте; икона страстотерпца Христова Георгия на краске; икона «Умиление Пречистые Богородицы» на пра­зелени, – крест на золоте; икона распятье Христово на золоте; икона на золоте Спасов образ, да Господские праздники; икона на золоте – чюдотворцы Козма и Демьян. А в церкви три двери железныя, да в церкви у двух икон затворы железные; а притвор у церкви древен, крыт тесом.

Да у Дмитрея святаго-жь колокольница каменна меж дву церквей: Успения Пречистыя Богородицы и Михаила Архангела[226]; а на ней два колокола медные, а третей колокол-же медной разщелился, да на той же колокольнице Офонасьевских девичьяго монастыря, что во Гдове, два колокола меденые, а вес их неведом.

Служба у Дмитрия святого вседневная, а служат четыре попа, да дьякон, а руги дают попам и дьякону и дьячкам и пономарю и сторожу из церковные из Дмитриевские казны на год: попу Артемию Фомину сыну – 16 четвертей ржи, да 6 четвертей овса, 6 четвертей жита, 5 пятка льну, 2 рубли денег; да другим попам: Миките Ондрееву сыну, да Филимону Нефедьеву сыну, да дьякону Онании Леонтьеву сыну по 20 четвертей ржи, да по 6 четвертей овса, по 6 четвертей жита, по 2 пятка льну, по 2 рубли денег, а четвертого попа нанимают старосты по-недельно; да Дмитриевским двум дьячкам: Филиппу Денисьеву сыну, да Томилу Микитину на год по человеку (т.е. на каждого) – по 6 четвертей ржи, по полтора рубли денег, да пономарю Лариону Васильеву на год 6 четвертей ржи, да два рубли денег; да сторожу Павелку 2 четверти ржи, да рубль денег. Да успенскому попу Ерасиму Филиппову [227] на год – 12 четвертей ржи, 6 четвертей овса, 6 четвертей жита, 2 пятка льну, два рубли денег; да двум дьячкам – Ваське Антипову, да Иванке Ерасимову по две четверти ржи, по рублю денег человеку, да проскурнице Марье дают на четыре церкви на просвиры и на кутью на панихиды на год по большим субботам: пшеницы 11 четвертей, да соли 2 пуда, да меду 2 пуда.

А пашни церковные Дмитрея Солунского во Гдовском же уезде в Каменской губе пустошь Пыхова, на речке на Каменке: пашни перелогом середние земли 8 четвертей без полуосьмины, да отхожия пашни под деревнею под Воскресенскою лесом поросло 3 чети в поле, в дву потомуж; сена 12 копен; лесу пашенново и непашенново – рощи 1 ½ десятины. Пустошь Гребенкова: пашни перелогом добрые земли 12 четей в поле, а в дву потомуж; сена 50 копен. Да отхожей лужок на реке на Нарове, за немецким городом за Сыренском, на устье Копаницы – сена 10 копен. И всего: 2 пустоши; пашни, перелогу и поросли – 12 четей, да середние земли 11 четей без полуосмины; сена 72 копны; лесу пашенново и непашенново – 2 десятины».

Как видно из настоящей описи, гдовский Дмитриевский собор триста слишком лет тому назад был храмом достаточно благоустроенным. Сохранилось-ли что нибудь из древних церковных вещей до настоящего времени? Войска Стефана Батория, проходившие по гдовскому краю за 5 лет до составления этой писцовой книги, видимо, не причинили большого вреда Гдову. Но надо заметить, что в тяжелую годину лихолетья 1610 – 1617 г.г. Гдов перенес много испытаний от «свейских», «литовских» и «воровских» людей. Во всяком разе, было бы весьма любопытно по данной описи пересмотреть сохранившуюся доныне старинную церковную утварь гдовского Дмитриевского собора.

 

П. Яновский[228].

 

Освящение храма в селе Рудном

 

10 минувшего февраля совершилось обычное дело – освящен вновь построенный храм. Мало ли где воздвигается храмов? И что особенного, что и в селе Рудном освятили вновь построенный храм?.. Желательно показать (для пишущего это очевидно), в век маловерия, неисповедимые судьбы Промысла Божия. В селе Рудном, как многих, мало кому ведомых уголках прихожане жаждут света, а где свет истинный, просвещающий всякого человека, как не в xpaме Божием? И вот в сем скромном, бедном уголке, яко бы в Назарете, откуда можно ли было ожидать что доброе, воочию всех блистает место селения славы Божьей. Где есть средства, ветхое легко заменяется новым строением, а здесь в селе Рудном, людям седящим во тьме, яко бы мня на небесех, свет возсия им.

Сто с лишним лет священнослужители и прихожане мерзли в приходящем год за год в разрушение храме, да при том еще гладом гибли, не имея возможности, приехав с лишним за 10 верст, за теснотою помещения найти места в церкви и обогреться с дороги. Не имея средств, видя постепенный упадок деревянного строения церкви, священнослужители с прихожанами решили было постепенно возводить новую церковь каменном кладкою и пристроили к деревянной церкви каменную колокольню вместо пришедшей в упадок деревянной колокольни, на каковое дело ушли все сбережения и посильная помощь прихода; да и сего за скудостью средств не могли выполнить согласно плана. Осталось опять и холодно и голодно; приход в то время еще многочисленный, но малосемейный и малосильный (теперь из него два прихода), не имел возможности предпринять что-либо к лучшему. И вот, когда не стало своей надежды на лучшее, помощь явилась от Господа, сотворившего небо и землю: Господь положил на сердце вдове протоиерея Анне Ив. Ветвеницкой завещать в память покойного мужа пристроить придел к Рудненской церкви, на что положен капитал в 5 тыс. рублей, к этому времени накопилось до 6 тыс. рублей. Воспрянули духом все – и прихожане и священнослужители; с неописанной радостью и благодарностью принято всеми означенное приношение, и здесь же, немедленно решено прихожанами оказывать от себя пoco6иe в виде рублевого сбора с ревизской души.

Но не долга была радость: архитектор, составлявший план постепенного возведения каменной кладки в замен деревянной, скончался; а вновь приглашенные архитектора не нашли возможности вновь продолжать дальнейшее сооружение церкви; и только после многих и долгих разносторонних рассуждений и беспокойства относительно разрешения постройки начальством по указу духовной консистории от 19 января 1890 года, приступлено к заготовке материалов для сооружения всего строения церкви вновь, и 20 мая 1894 г. начались работы, а 16 августа уже были возведены стены до окон и местным о. благочинным совершен чин закладки. В 1896 г. церковь кладкою закончена, покрыта листовым железом. Большая беда миновала, явилась вновь нужда в средствах, а потому и дела хотя и шли, но очень вяло. Если не Господь созидает церковь, всуе трудятся зиждущие, и где приходила крайняя нужда, там Господь к нашим малым средствам от церкви и прихода посылал свыше милующую Свою помощь чрез посильные даяния от в избытке питающихся хлебы, то в виде денежных пособий, то под конец в виде принадлежностей церкви и таким образом в начале сего года было приготовлено все необходимое к освящению. Жена, егда родит отроча, скорбь приемлет, а явится человек в мире и не видит скорби за радость. И здесь, как не порадоваться! Явилось тихое пристанище, новый каменный трехпрестольный храм, обширный по приходу, светлый, теплый и возможно благоукрашенный; и, в довершение сей радости, сам преосвященный владыка Вениамин, епископ гдовский, минувшим летом давший надежду видеть его совершителем освящения, 10 февраля сего года, с благословения высокопреосвященнейшего митрополита Антония, совершил освящение главного престола во имя св. великомученика Георгия. И, не смотря на сильные вьюги и снежные заносы, к освящению храма, кроме местного о. благочинного и соседних священно-церковнослужителей, были священники из г. С.-Петербурга, Гдова и других местностей, так что на всенощном бдении с преосвященным владыкою было 12 священников; судя по погоде, и народу было достаточно. В день освящения после ранней литургии, в 9 часов утра, после перезвона к водосвятию и благовеста с подобающею славою священнослужители встретили преосвященнейшего владыку Вениамина; при освящении престола с владыкою присутствовало 11 священников, а за божественною литургиею 12. Народу собралось очень значительное число, так что храм не вмещал всех собравшихся, многие стояли на улице – на открытом месте; и, не смотря на это, благодаря распорядительности присутствовавших г. исправника и местного г. пристава, порядок был образцовый. Преосвященный владыка долго после молебна благословлял народ, и только к 3-м часам пополудни благословил праздничную общую трапезу с многочисленными присутствующими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: