Долг и любовь в этике Канта.




Этика - одна из древнейших философских дисциплин, имеющая в качестве объекта изучения мораль и нравственность. В европейской философии интерес к этическим концепциям прослеживается с трехсотых годов до н.э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования и до сегодняшних дней. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс.
Труды И.Канта особенно выделяются среди философских трактатов по этике. Его этика во всех смыслах явилась вершиной философии морали Нового времени.
Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной.
Кант выдвинул ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности.
Кант отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума:
Что я должен делать?
Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).
Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов XX века. Существует много разнообразных оценок этики Канта. Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции критической этики.
Связь этики Канта с его теоретической философией, происхождение его этических идей, становления его мысли в рамках учения о свободе и этике, долженствование (центральная категория его морали) - эти проблемы находятся в центре внимания при изучении его этической концепции.
Мнение исследователей заостряется на том, что наиболее ценными являются идеи Канта и об этике долга и о соотношении свободы и этики. И, по моему пониманию, их изучение остается актуальным для исследования в настоящее время и в перспективе.

1.Этика в системе философии И.Канта
Итак, в результате исследования, проведенного в этой работе, мы можем сделать вывод, что учение о нравственности находится в центре всей системе Канта. Этика Канта - это оригинальная, терминологически разработанная теория, имеющая глубокие корни в западной философской традиции. Центральная проблема этики Канта, как и Сократа, а также стоиков - проблема свободы.
Канту удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали.
Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека.
Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования.
Вообще, мораль не сводится к «внутренней механике» душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер, то есть вменяет человеку определенные действия и сами побуждения к ним по их содержанию, а не по психологическому облику, эмоциональной окраске, душевному настрою и т. п. В этом прежде всего и состоит объективно - долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию. Этим методологическим разграничением «логики чувств» и «логики морали» Канту удалось обнаружить суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания в конфликте долга и склонностей, влечений, желаний, непосредственных стремлений.
Долг по Канту — односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций).
Кант обратил внимание на роли личного самосознания и самопонуждения в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума.
Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно.
Кант пытался наметить и разрешение парадоксов своей этики, не прибегая к идее Бога. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества. Хотя корни его этики лежат еще глубже - в золотом правиле нравственности.
Главное открытие Канта - что в морали человек выступает собственным (и одновременно всеобщим) законодателем
Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: