ОВОС Оценка воздействия на окружающую среду




Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке проектной документации предусмотрено ФЗ « Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.) для всех видов планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. «Оценка воздействия на окружающую среду» является обязательной при разработке практически любых проектов, проводится на стадии обоснований инвестиций в строительство и основывается на материалах инженерно-экологических изысканий. При этом используется информация о природных условиях территории и состоянии ее отдельных компонентов: воздушной среды, поверхностных и подземных вод, геологической среды, земельных ресурсов и недр, природных ландшафтов, культурно-исторических памятников и мест, животного и растительного мира.

Проведение ОВОС основано на принципе предполагаемой потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, т.е. потенциальной экологической опасности любой деятельности. Проведение оценки обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу.

В перечень основных задач, которые должны быть решены в процессе ОВОС, входят:

  • оценка состояния окружающей среды до реализации проектных решений, то есть определение исходных характеристик и параметров компонентов окружающей среды, которые могут быть затронуты в процессе хозяйственной деятельности;
  • выявление основных факторов и видов негативного воздействия в связи с реализацией планируемой деятельности: загрязнение атмосферного воздуха, акустическое воздействие, воздействие на геологическую среду, загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение почв, общее экологическое воздействие;
  • обоснование показателей предельно допустимого воздействия и правил природопользования, исходя из лимитирующих экологических факторов намечаемого вида деятельности. Нормативы и правила должны обеспечить устойчивое развитие биогеоценозов в рамках природно-измененных экосистем;
  • разработка рекомендаций и мероприятий по ограничению или нейтрализации всех основных видов воздействий с учетом современных достижений в этой области, использования ресурсосберегающих технологий, систем защиты окружающей среды и т.п.

ОВОС может включать определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды; состояние компонентов природной среды; описание и анализ неблагоприятных техногенных факторов (попадание объекта в границы СЗЗ промпредприятий и других объектов, имеющиеся свалки отходов и т.д.); оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности; величины и продолжительности потенциального воздействия рассматриваемого объекта на окружающую среду в периоды его строительства, эксплуатации и ликвидации; мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду; разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду; учет общественного мнения путем организации общественных слушаний; государственную экспертизу; подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

Лица, виновные в нарушении природоохранного законодательства РФ несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка воздействия на окружающую среду

(ОВОС) - специальный документ, который является составной частью ТЭО или детального проекта и направлен на определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния на окружающую среду и на население предполагаемой к реализации хозяйственной деятельности и на оценку экологических, социальных и экономических последствий осуществления проекта.

ОВОС проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, восстановления нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем, обеспечение сбалансированности намечаемой хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий жизни людей, выработке мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности и служит основой для принятия решений об осуществлении того или иного проекта.

В результате разработки ОВОС определяется степень экологического риска планируемой хозяйственной деятельности. Установление уровня экологического риска основано на выявлении устойчивости природной среды к воздействиям (по отдельным компонентам и экосистеме в целом) в периоды нормального режима эксплуатации объекта и аварийных ситуаций.

Процедура составления и экспертизы ОВОС служат важными элементами обеспечения экологической безопасности в стране.

Экологическая безопасность поддерживается определенными нормативно-правовыми документами, к числу которых относятся: Конституция Российской Федерации (1993), Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды (1991), Закон Российской Федерации об экологической экспертизе (1995). При обобщении положений нормативно-правовых актов, можно выделить основные приоритеты, на основе которых должна проводиться оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду: 1. Безопасность/безвредность для человека факторов среды (охрана жизни и здоровья населения).; 2. Обеспеченность благоприятных условий жизнедеятельности человека (создание оптимальных условий труда, отдыха, жилья и прочих).; 3. Обоснованность сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду, в т. ч. и на возмещение ущерба.; 4. Обеспеченность социально-экономических интересов населения на основе гарантированных прав (право на труд, изобретения, приобретение материальных благ, поддержание здоровья и т. п.).; 5. Обеспечение прав населения на получение информации о состоянии окружающей среды, на общественное участие в решении природоохранительных задач. 6. Учет ближайших и отделенных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий хозяйственной деятельности.; 7. Рациональное использование природных ресурсов (недопущение негативных воздействий на природную среду).; 8. Приоритетность особо охраняемых природных территорий (государственная охрана территорий особого назначения — природно-заповедного, природно-исторического, рекреационного, ресурсно-промыслового, водоохранного, полезащитного).; 9. Обеспечение интересов коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров.; 10. Обеспечение соответствующих действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров (в т. ч. защита населения от техногенных аварий, обеспечение компенсационных мероприятия в случае аварии).

Приведенные законодательно-нормативные акты отражают только основные требования, на которые необходимо ориентироваться при оценке экологической безопасности. Основами обеспечения данных законов служат подзаконные нормативно-правовые акты — санитарные нормы и правила (СанПиН), технические стандарты (ГОСТ, СНИП, РД), методические рекомендации и т. п. Главным образом, они регламентируют качество окружающей среды посредством соблюдения нормативов при выполнении технических решений.

ОВОС как документ является составной частью ТЭО или детального проекта и направлена на определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния на окружающую среду и на население предполагаемой к реализации хозяйственной деятельности и на оценку экологических, социальных и экономических последствий осуществления проекта.

ОВОС проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, восстановления нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем, обеспечение сбалансированности намечаемой хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий жизни людей, выработке мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности и служит основой для принятия решений об осуществлении того или иного проекта.

В результате разработки ОВОС определяется степень экологического риска планируемой хозяйственной деятельности. Установление уровня экологического риска основано на выявлении устойчивости природной среды к воздействиям (по отдельным компонентам и экосистеме в целом) в периоды нормального режима эксплуатации объекта и аварийных ситуаций.

По экологически опасным видам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей значительное (по продолжительности и масштабности) воздействие на экологическую обстановку в районе размещения объекта для оценки прогнозируемых изменений экологических и социальных условий, а так же последствий этих изменений требуется проведение специальных исследований, дополнительных научных и проектных работ. Результаты проведенных исследований (заключение) должны быть представлены в составе предпроектной документации, в том числе: 1) состав проведенных работ по оценке воздействия; 2) основные результаты исследований по возможным последствиям воздействия на окружающую среду, социальные условия жизни и здоровье населения; 3) описание мер, обеспечивающих выполнение требований экологической безопасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

ОВОС содержит детальную проработку проектных решений по выбору места размещения объекта — анализ положительных и отрицательных последствий намечаемой хозяйственной деятельности экологического, социального и экономического характера, обоснование мероприятий необходимых для обеспечения экологической безопасности населения в отдельности по каждому периоду осуществления проекта, т.е. на этапе строительства объекта, его —эксплуатации и ликвидация объекта (в случае такой необходимости). При этом проводится анализ природных особенностей территории, ее современного состояния и прогнозируемых изменений, социальных условий и последствий их изменения в результате осуществления проекта, т.е. оценка воздействия на окружающую среду.

По каждому компоненту природной среды, на который может оказываться воздействие, разрабатываются мероприятия по исключению, предотвращению и уменьшению объема (степени) воздействия. При этом указываются: 1) качественно-количественные характеристики природоохранных мероприятий (метод, способ, установки, оборудование), режим их эксплуатации; 2) методы и средства контроля функционирования и эффективности мероприятия; 3) капитальные вложения и эксплуатационные расходы на реализацию мероприятий; 4) эколого-экономическая эффективность намечаемых природоохранных мероприятий; 5) остаточное, после реализации планируемых природоохранных мероприятий, воздействие объекта и возможности его снижения.

Раздел ОВОС, посвященный снятию объекта с эксплуатации (ликвидации, перепрофилированию), должен включать: 1) оценку изменений (деградации) природной среды и условий жизни населения при эксплуатации объекта (по данным мониторинга, возможно с использованием предприятий-аналогов); 2) обоснование необходимости ликвидации предприятия или его перепрофилирование в случаях, затрагивающих интересы населения, — по результатам обсуждения с общественностью или референдума; 3) обоснование комплекса мероприятий по восстановлению природной среды (при рекультивации) и создания благоприятных условий жизни населения.

Специалисты по экологии человека, участвующие в создании ОВОС, используют свои знания и опыт в разработке социально-экономического раздела. Этот раздел с полным основанием мог бы называться и антропоэкологическим, но в нормативных документах за ним закрепилось название «социально-экономический», хотя в действительности он гораздо шире, так как помимо социальных и экономических проблем, он включает вопросы демографии, здоровья, адаптации, культурных традиций, исторического прошлого, этнографии.

При разработке социально-экономического раздела ОВОС решаются следующие задачи: 1.Оценивается антропоэкологическая специфика территории, где намечается деятельность проектируемого объекта.; 2.Проводится анализ факторов, влияющих на различные стороны жизнедеятельности населения в процессе освоения территории, в первую очередь, на социально-демографический и социально-психологический статус населения на различных этапах осуществления проекта.; 3.Создается многовариантный прогноз тенденций вероятного развития социально-демографических и санологических процессов в рассматриваемом планировочном районе. При этом часто используют имеющийся опыт оценки и анализа ситуаций, возникавших при создании аналогичных объектов в других районах.; 4.Антропоэколог в процессе разработки ОВОС должен: — выявить и четко разграничить группы населения (коренное, старожильческое, приезжие, командированные, вахтовые и экспедиционные рабочие) по жизненным интересам и отношению к освоению территории; — разработать сценарии наиболее вероятного развития социально-демографических и эколого-гигиенических процессов при строительстве и эксплуатации проектируемого объекта; — предложить наиболее приемлемые с позиций охраны окружающей среды и экологии человека варианты освоения и социального развития планировочного района.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: