Я расскажу о фильме «Капитанская дочка».




Главная ценность всего фильма - это, конечно, бунтовщик Емельян Пугачёв. Исполнил эту роль замечательный советский актер Сергей Лукьянов, оставил очень сильные впечатления от этого запоминающегося образа.
И Гринёв Стриженова, и Маша Арепиной, и Швабрин Шалевича сильно уступают Пугачёву в обаянии. Пугачёв неоднозначен, этим и заставляет задуматься о себе. Словно сплелось все разнообразие народного характера. В одно и то же время персонаж по-разбойничьи жесток, так как не боится проливать кровь, мудр, потому что понимает всю обречённость собственной затеи, но твердо знает для себя лично, что лучше бороться с несправедливостью и погибнуть, чем сидеть покорно. В то же время очень благороден, потому, что помнит добро, оказанное ему когда-то давно, и готов осыпать человека своей милостью. Колоритный персонаж, внешностью своей напоминает былинного богатыря.
Фильм сам по себе мощно передаёт то время и настроения людей, не извращает, а достоверно рассказывает события, описанные А. С. Пушкиным. И диалоги практически не отличаются от книжных.
Чего только стоит сцена казни, Емельян Пугачёв, просящий перед концом прощения у православного народа. Выступить не боясь последствий.

Фильм мне очень понравился.

Билет № 28

 

1. Определите тему комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Назовите основные этапы в развитии действия.

2.Отражение военного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

3.Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд».Как вы понимаете слова: «скорбный труд», «высокое стремленье», «свободный глас»?

 

  1. ТЕМА: В «Ревизоре»,— вспоминал Гоголь впоследствии, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».


Этот замысел Гоголя нашёл блестящее осуществление в его комедии, определив её жанр как комедии социально-политической. Движущей пружиной в «Ревизоре» является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета комедии — переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем в «Ревизоре» стала, говоря словами Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что, естественно, повлекло за собой включение в пьесу и образов купечества и мещанства.

Проиллюстрируем основные элементы композиции на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Здесь нет экспозиции – предыстории событий, лежащих в основе художественного действия.

Комедия начинается сразу с завязки, которая звучит в первой же знаменитой фразе Городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

Страх чиновников является сильнейшей движущей силой развития действия. «У страха глаза велики», именно поэтому чиновники готовы в Хлестакове увидеть ревизора: ведь он «престранно себя аттестует» – живет другую неделю, из трактира не едет и денег не платит. Под действием страха разоблачения чиновники и Городничий кидаются услужить Хлестакову, а тот так глуп, что даже не понял, откуда такое к нему усердие.

Кульминацией – высшей точкой развития действия – можно считать сцену вранья Хлестакова. Человек низшего чина хочет занять в обществе место выше того, что он занимает на самом деле, а особенно показать это другим. И подвыпивший Хлестаков сочиняет небылицы о себе и своём положении в обществе, чувствуя себя в центре всеобщего внимания. Он на вершине своей славы, даже не замечает, как провирается, как не сходятся концы с концами, он торжествует оттого, как его слушают и как ему верят.

Развязкой комедии – исходом событий – является чтение письма Хлестакова к Тряпичкину, где открывается правда. Теперь всем ясно, что Хлестаков не ревизор, а его характеристики чиновников веселят всех, кроме того, кому они адресованы. Все поражены: как можно было такое ничтожество принять за ревизора?

Но Гоголь включает в пьесу еще одну композиционную особенность: финал пьесы, так называемую «немую сцену». Это появление жандарма, сообщающего о приезде настоящего ревизора, замыкает действие, снова возвращает чиновников в состояние исходного страха. Это также и намек на возмездие, которое их ожидает.

2. В рассказе, как кажется изначально, темы войны нет вообще. Здесь все – не о войне, но и все – о ней. Недаром память автора рассказа ненавязчиво обращается к главной художественной детали – фотографии, на которой запечатлены довоенные лица. В последнем абзаце Астафьев, используя отчасти язык публицистики, очерка, обращается к этому образу, за которым стоит другой – трагический – образу фотографии. Трогательным звучанием наполнены последние абзацы рассказа. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах, погибших на войне. Сколько грусти, тоски и печали в словах героя. Ему трудно представить, что эта нехитрая жизнь деревни в одночасье может быть уничтожена.

Деревенские фотографии становятся отражением истории деревни и в целом народа. Перечисляя эти фотографии, помимо той, главной, которой и посвящено произведение, автор сначала говорит именно о военных карточках, а потом о мирных, смешных. И эта фотография его класса, где нет героя, тоже кажется сначала смешной. Но автор не смеется. Через лица одноклассников он видит из далекого прошлого грядущую трагедию народа – Великую Отечественную войну.

В последнем абзаце рассказа улавливаем антитезу, на которой отчасти и построено все произведение. Это противопоставление образа войны образу мирной деревенской жизни. Астафьев, говоря о деревенских фотографиях, начинает описание с фотографий именно военного характера, на которых изображены солдаты и унтеры в начищенных сапогах первой мировой. А далее перечисляются смешные фотографии тетки в шляпке, дяди в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза, братишки Кеши, высунувшего голову в дыру материи. писатель подчеркивает, что все эти фотографии – «Своеобычная летопись нашего народа, настенная история». Именно этой мыслью заканчивается рассказ. Характерно, что в этом отрывке три раза встречаемся с однокоренными словами (смешно, смешная). Сначала автор говорит о том, что фотография, на которую он смотрит, смешная. Но его герой не может смеяться: «Я все равно не смеюсь. Не могу смеяться»,- пишет Астафьев. Ведь это не только история его деревни, но и история перед трагической страницей в жизни народа. Автор пишет, беря эту фотографию в руку: «И снова нахлынет, нахлынет». Нахлынут довоенные воспоминания, которые пронизаны авторской болью и скорбью о безнадежно ушедшем детстве и одноклассниках в грядущей войне.

Интересно отметить, что в рассказе присутствует чувство юмора, мягкая, любовная ирония, когда автор говорит о себе. Именно этот прием делает героя симпатичным и обаятельным.

Глядя на эту «смешную фотографию», В. Астафьев представил себе свою деревенскую жизнь, деревенский люд, который его окружил и помогал расти таким же добрым, честным, бескорыстным.

 

Билет № 29

 

1.Предания как исторический жанр русской народной прозы (на примере произведений «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...»).

2.Кто такой Хлестаков: мелкий ничтожный чиновник или значительное лицо?

Приведите доказательства (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

3.Каким настроением проникнуто стихотворение Ф.И.Тютчева«Осенний вечер»?

1. Название "предание" точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который

передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.

Прошлое в преданиях приукрашивается.

…В прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие

кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью, будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже

обладали какими-то волшебными свойствами…Но нашли свое отражение в преданиях и

реальные обстоятельства. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам. В документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. Отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего,

бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание) 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. Пугачев в преданиях - Перечитайте предания и скажите, каким показан в них Пугачев?

- Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное

солнышко. Был под именем Петра 3, Екатерина отдает престол; того, кто ему помогал, полковником сделала, кто отказал – голову отрубила. Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории» Ермак в предании.

Пугачева и Ермака народ представляет как простого человека, жертву дворцового переворота. Историю, произошедшую с ним, как правдивую («Это всё точно было»), Ермак же представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Он советуется в делах со своими товарищами, казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.

2. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется «из грязи в князи». Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его «друг» Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло — и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что он откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: «Тридцать лет живу на службе;...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!» Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.
А между тем это одна из основных черт Хлестакова. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как «получается». Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. «Ну, хозяин, хозяин... Я плевал на твоего хозяина!»
В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека: «...Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!» Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские «тридцать пять тысяч одних курьеров» ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего «поскачут везде». И главное, Сквозник-Дмухановский также рад унизить мелкую сошку городничего, представив себя генералом.
Итак, образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в «Ревизоре» с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.

Смотри билет №14, вопрос №3.

 

 

Билет № 30

 

1. Какие произведения, прочитанные вами в 8 классе, повествуют об исторических событиях, происходивших в России?

2. Суровое осуждение жестокой действительности в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

Рассказ как эпический жанр.

3. С какой целью в разных главах поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» автор повторяет слова: «Бой идет святой и правый, /Смертный бой не ради славы –/Ради жизни на земле»?

 

1.Об исторических событиях, происходивших в России, повествуют такие произведения: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Сказание о Ермаке» К.Ф.Рылеева, «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского.

Благодаря прочитанным произведениям мы лучше узнали историю страны, её богатое героическое прошлое. Прочитанные произведения помогут нам разобраться в «пёстрой путанице мыслей, чувств, событий. Они научат нас уважать человека и самих себя» (М.Горький).

События «Капитанской дочки» научили нас пониманию важных жизненных истин: «Не приведи бог видеть крестьянский бунт – бессмысленный и беспощадный», «Береги честь смолоду».

 

«Сказание о Ермаке» раскрыло историю покорения Сибири.

Вместе с «Василием Тёркиным» мы прошли по дорогам фронтовым, познали тяготы солдатских будней и радость Победы.

Изученный произведения обогатили нас духовно.

 

2.Суровая действительность, соседствующая рядом с миром праздников и возвышенных мечтаний, поразила героя рассказа до глубины души. Но куда более ужасное впечатление произвело на юношу то, что командовал этим избиением отец Вареньки.

 

Что же случилось? Безудержное веселье и счастье неожиданно сменяюҭся мрачной, угнетающей карҭиной наказания провинившегося солдата. Слова, которые автор употребляет при этом ("гневный", грозный", "злобный", "стыдно", "ужас", "тоска") заставляюҭ наше сердце тревожно и тоскливо замереть, погрузившись в описание жестокой расправы.

Полковник, так беззаботно и радостно танцевавший на балу с дочерью, беспощадно и жестоко наказывает солдата за побег. Глубоко в сознание вонзается страшная карҭина избиения. Мало того, тот же полковник гневно бьет по лицу другого солдата, который ударил несчастного по спине недостаточно сильно, может, пожалев, а может из-за недостатка силы.

Боль, недоумение и ужас вызвала у молодого человека, впервые столкнувшегося с суровой и жестокой действительностью, эта карҭина. Более того, он говориҭ: "Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйҭи домой".

 

Молодому человеку трудно поверить, насколько по-разному может вести себя один и тот же человек в разных сиҭуациях, насколько разным этот человек может быть. "Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал", пытался найҭи хоть какое-то оправдание увиденному Иван Васильевич.

Но дальнейшая жизнь и упорные поиски ответа на этот вопрос не дали никаких результатов. Невозможно оправдать жестокость. Если сильный бьет слабого значиҭ, он не только сам слаб, но и труслив. Это собыҭие настолько сильно впечатлило молодого студента, что изменило его жизнь.

Вместо поступления на военную службу он посвятил свою жизнь тому, чтобы помогать людям. "Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было", ответил Ивану Васильевичу один из слушателей.

В своем рассказе Толстой хочет обратить наше внимание на то, что каждому времени присущи свои ужасы и пыҭки. Все жестокое и несправедливое лишь "изменило форму, но не прошло". Ощущение стыда за чужую вину, бесчеловечность, с которым ушел с места казни студенҭ, говориҭ об открытости его сердца, умении сопереживать и способности самостоятельно понять, "что хорошо, что дурно", без которых и сегодня невозможно бороться с жестоким и страшным наследием прошлых времен.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма.

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном, эпизоде из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои, так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным, но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос..
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

3.Проходящие рефреном по главам слова: «Бой идет святой и правый, /Смертный бой не ради славы –/Ради жизни на земле»? – подчёркивают главную мысль всей поэмы, усиливают её выражение. Это мысль о том, что не для признания, успеха и славы идёт война. Её суть неизмеримо глубже и серьёзнее – вся жизнь на земле.

Спасти жизнь на земле – эту миссию выполняет простой русский солдат Василий Тёркин.

Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.
В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: