Тема I. Теоретические основы экономики труда
Задачи и примеры их решения
Задача 1.
Определите перечень товаров, которые могут быть включены в план производства, если предприятие исходя из действующих производственных мощностей может выпускать семь наименований товара с уровнем конкурентоспособности: ОКС1 = 0,214; ОКС2 = 0,236; ОКС3 = 0,251; ОКС4 = 0,264; ОКС5 = 0,281; ОКС6 = 0,297; ОКС7 = 0,315. Уровень конкурентоспособности у товаропроизводителей аналогичной продукции: ОКС1’ = 0,212; ОКС2’ = 0,24; ОКС3’ = 0,256; ОКС4’ = 0,258; ОКС5’ = 0,28; ОКС6’ = 0,29; ОКС7’ = 0,318.
Решение.
В план производства включается номенклатура продукции, уровень конкурентоспособности которой превышает аналогичный показатель у товаропроизводителя-конкурента: ОКСi > ОКСi’.
ОКС1 = 0,214 > ОКС1’ = 0,212 – изделие включается в план.
ОКС2 = 0,236 < ОКС2’ = 0,24 – не включается в план.
ОКС3 = 0,251 < ОКС3’ = 0,256 – не включается в план.
ОКС4 = 0,264 > ОКС4’ = 0,258 – включается в план.
ОКС5 = 0,281 > ОКС5’ = 0,28 – включается в план.
ОКС6 = 0,297 > ОКС6’ = 0,29 – включается в план.
ОКС7 = 0,315 < ОКС7’ = 0,318 – не включается в план.
Задачи к теме I.
№1. Затраты живого и прошлого труда соотносились в базисном периоде как 1: 5,6. В результате технического прогресса удельный вес живого труда снизился на 20%. Каков стал удельный вес затрат живого и прошлого труда в отчетном периоде?
№2. Определите величину спроса, ценовую эластичность спроса, изменение выручки, если ежемесячный спрос составляет: Q1 = 800 шт.; Q2 = 1500 шт.; Q3 = 2500 шт.; Q4 = 4000 шт.; Q5 = 4500 шт., а цена соответственно Ц1 = 30 руб.; Ц2 = 20 руб.; Ц3 = 16 руб.; Ц4 = 12 руб.; Ц5 = 10 руб.
№3. Определите величину спроса и предложения, стоимость избытка и недостатка по каждой номенклатуре товара и в целом по всем изделиям на основе данных, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п | Цена единицы изделия, руб. | Спрос | Величина спроса, тыс. руб. | Предложение | Величина предложения (выручка), тыс. руб. | Избыток (+) (предложение больше спроса) дефицит (-) (спрос больше предложения) | |||
Одного покупателя, шт. | Всех покупателей (20 человек), шт. | Одного продавца, шт. | Всех продавцов (10 человек), шт. | Шт. | Тыс. руб. | ||||
80,0 | 80,0 | 6,4 | +80,0 | +6,4 | |||||
70,0 | 15,0 | 300,0 | 21,0 | 60,0 | 42,0 | +300 | +21,0 | ||
60,0 | 20,0 | 50,0 | |||||||
50,0 | 25,0 | 40,0 | |||||||
40,0 | 30,0 | 30,0 | |||||||
30,0 | 40,0 | 24,0 | |||||||
20,0 | 50,0 | 15,0 | |||||||
15,0 | 60,0 | 12,0 | |||||||
10,0 | 70,0 | 10,0 | |||||||
Итого |
Тесты
1. Какое определение раскрывает понятие «труд»:
а) это любая целесообразная внутренняя (психическая) и внешняя (физиологическая) активность человека;
б) это целесообразная деятельность, направленная на создание определенных общественно полезных материальных или духовных благ, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей человека;
в) это целесообразная деятельность, направленная на получение максимальной прибыли и удовлетворения собственных потребностей.
2. Укажите, на каких экономических теориях базируются первая и вторая парадигмы экономики труда:
а) первая парадигма экономики труда базируется на трудовой теории стоимости, вторая парадигма - на теории факторов производства;
б) первая парадигма экономики труда базируется на теории факторов производства, вторая парадигма - на трудовой теории стоимости;
в) первая парадигма экономики труда базируется на трудовой теории стоимости, вторая парадигма – теории предельной полезности;
г) первая парадигма базируется на теории предельной полезности, вторая парадигма – на теории факторов производства.
3. Укажите, какие существуют границы разделения труда:
а) физические, умственные и социально-психологические границы разделения труда;
б) экономические, нормативно-правовые и эстетические границы разделения труда;
в) экономические, психофизиологические и социальные границы разделения труда.
4. Что означает понятие «экономика труда»:
а) экономическая наука, изучающая процессы воспроизводства населения, факторы, влияющие на эти процессы, а так же их последствия для социально-экономического развития страны;
б) экономическая наука, которая изучает систему социально-трудовых отношений, исследует конкретные формы и методы сознательного использования обществом экономических законов в сфере организации общественного труда для обеспечения неуклонного роста его производительности и эффективности, улучшения условий труда, повышения на этой основе уровня и качества жизни, проведения политики социального партнерства.
5. Укажите виды труда:
а) труд конкретный и труд абстрактный;
б) труд частный и труд общественный;
в) труд воспроизводственный и труда созидающий;
г) труд простой и труд сложный;
д) труд необходимый и труд прибавочный;
е) труд умственный и труд физический.
6. Что означает понятие «кооперация труда»:
а) форма организации труда, при которой работники и трудовые коллективы объединяются для совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессах труда в целях достижения конечных результатов и повышения его производительности;
б) обособленное количество различных видов трудовой деятельности в процессе современного труда по ряду признаков: профессиональному, функциональному, квалификационному, технологическому.
7. Какое определение раскрывает понятие «содержание труда»:
а) это социально–экономическая сущность труда, т.е. тип его общественной организации и отношение работников к труду;
б) это характеристика организационно–технической стороны трудового процесса. Иными словами, категория «содержание труда» раскрывает ключевые особенности процесса труда с точки зрения производительных сил.
8. Что означает понятие «труд необходимый»:
а) необходимый труд создает необходимый продукт – избыток, излишек над прибавочным. Необходимый продукт используется с целью развития и совершенствования производства, обеспечения функционирования непроизводственной сферы, обеспечения обороны страны и содержания органов государственного управления;
б) это труд, требующий определенного уровня квалификации (квалифицированный труд). В каждую единицу времени он создает большую стоимость, чем простой труд;
в) необходимый труд создает необходимый продукт, т.е. ту часть общественного продукта, которая идет на удовлетворение потребностей работника сферы материального производства и членов их семей (неработающих);
г) это труд в определенной целесообразной форме.
9. Какое определение раскрывает понятие «абстрактный труд»:
а) труд, который предполагает тиражирование уже существующих идей и их материализацию;
б) это процесс труда с физиологической стороны, а именно затраты физической, нервной и умственной энергии человека;
в) труд как вид целесообразной деятельности отличающийся преобладанием интеллектуальных усилий, затрат умственной энергии.
10. Что означает понятие «научная организация труда»:
а) организация труда, которая основывается на достижениях науки и позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование факторов производства и непрерывное повышение производительности труда, способствует улучшению условий работы, сохранению здоровья человека, созданию предпосылок для всестороннего развития личности;
б) наука, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения и психологических качеств личности;
в) наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы установления норм труда (меры затрат труда) на изготовление единицы продукции или выработки продукции в единицу времени, выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства в определенных организационно-технических и социально-экономических условиях.
11. Какое определение раскрывает понятие «нормирование труда»:
а) организация труда, которая основывается на достижениях науки и позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование факторов производства и непрерывное повышение производительности труда, способствует улучшению условий работы, сохранению здоровья человека, созданию предпосылок для всестороннего развития личности;
б) наука, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения и психологических качеств личности;
в) наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы установления норм труда (меры затрат труда) на изготовление единицы продукции или выработки продукции в единицу времени, выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства в определенных организационно-технических и социально-экономических условиях.
12. Назовите функции общественного труда выделенные И.И. Чангли:
а) труд как способ удовлетворения человеческих потребностей;
б) труд созидательный;
в) труд выступает как создатель богатства;
г) человекотворческая функция труда;
д) труда состоит в создании самого общества и совершенствовании существующих общественных отношений;
е) свободотворческая функций труда.
13. Укажите, как согласно трудовой теории стоимости классифицируется материальное производство:
а) промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля, заготовки, общественное питание, материально-техническое снабжение;
б) разделено по секторам: первичный; вторичный и третичный сектора.
14. Какова классификация отраслей общественного производства согласно западному «экономиксу»:
а) материальное производство и непроизводственная сфера;
б) разделено по секторам: первичный; вторичный и третичный сектора.
15. Какие отрасли общественного производства включает в себя вторичный сектор, согласно западному «экономиксу»:
а) охота, рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, добывающая промышленность;
б) обрабатывающая промышленность, строительство;
в) транспорт, сфера услуг, информатика, управление.
16. Что гласит Закон перемены труда:
а) он выражает объективную необходимость и возможность смены видов трудовой деятельности индивидов, перехода от одного ее вида к другому;
б) он выражает обособление видов трудовой деятельности между крупными секторами экономики (производственная и непроизводственная сфера, промышленность и сельское хозяйство) и подразделения общественного производства.
17. Укажите, что представляют собой социально-психологические условия труда:
а) обусловленные конкретным содержанием трудовой деятельности, размерами нагрузки на двигательный аппарат, нервную систему, психику работника;
б) определяющие внешнюю предметную среду (микроклимат, чистота воздушной среды, шум, освещение и проч.), а также санитарно-бытовое обслуживание на производстве;
в) конфликтность или сплоченность группы, стиль руководства, социально-психологический климат в коллективе;
г) воздействие которых формирует эмоциональный настрой и отношение к труду с точки зрения художественного восприятия действительности.
18. Назовите уровни человеческих потребностей, указанных в классификации А. Маслоу:
а) основные физиологические потребности;
б) потребность в безопасности;
в) потребность в социальной общности;
г) потребность к творчеству;
д) потребность в уважении и самоуважении;
е) потребность в самореализации, самоактуализации.
19. Укажите основные функции Федеральной службы по труду и занятости:
а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) организация альтернативной гражданской службы;
г) организация альтернативной военной службы;
д) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
20. Какие существуют методы управления трудом:
а) экономические, социальные, административные;
б) экономические, административные, методы самоуправления.
Тема II. Производительность труда