Виды хозяйственного учета. Бухгалтерский учет и его место в системе управления организацией




1.* Понятие категории учета как системы количественного отражения реальной действительности.

В основе развития человеческого общества лежит производство матер. благ. Создаваемые в процессе производства матер. ценности, распределяются, происходит их обмен и потребление. Для обеспечения контроля за этими непрерывно повторяющимися хоз. процессами, а также для управления ими необходима информация о них. Информацию получают путем систематического наблюдения, измерения этих хоз. процессов, в определенных количествах и регистрации их в установленной системе. Т.о. хоз. учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику хоз. процессов в целях контроля за их развитием и управления. Хоз. деятельность состоит из многочисленных хоз. операций, фактов, процессов, которые составляют объекты хоз. учета. Процесс хоз. учета состоит из нескольких стадий. А именно, наблюдения, измерения, регистрации фактов хоз. жизни, и обобщение полученной информации.

Т.о. учет, во-первых, измеряет хоз. деятельность путем регистрации данных о ней для дальнейшего использования; во-вторых, обрабатывает данных таким образом, чтобы они стали полезной информацией, и сохраняет их; в-третьих, передает посредство отчетов информацию тем, кто использует её для принятия управленческих решений.

* Учет, его место и роль в информационной системе и системе хозяйственного управления.

Хозяйственный учет в организации является одной из функций в системе управления хоз. деятельностью. Управление представляет собой вид деятельности, возникший в результате разделения труда в общественном производстве. В нем выделяют субъект управления (органы управления), который обеспечивает наблюдение, контроль и планирование, а также регулирование хоз. деятельности. Объект управления – хоз. деятельность организации, в которой совершаются факты хозяйственной жизни. Объекты и субъекты управления находятся между собой в определенной связи, что позволяет называть эту структуру системой управления. Учет позволяет сформировать информацию о хоз. деятельности объекта управления, необходимую для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях.

В системе управления хоз. деятельностью организации бухучет выполняет следующие функции:

1) Информационная функция – одна из главных в бухгалтерском учете, поскольку учет является основным источником информации для внутренних и внешних пользователей. Бухгалтерская информация отличается непрерывностью ее отражения и документированностью фактов в бухучете. Данные бухучета для потребностей пользователей должны быть достоверными, объективными и своевременными.

2) Контрольная функция основана на сравнении фактических данных о хозяйственной деятельности организации с ожидаемыми или запланированными ранее. Контроль осуществляется до начала хоз. операции, чтобы спрогнозировать ее результат. Во время совершения операции для обеспечения ее выполнения с наибольшим эффектом после завершения операции в целях корректировки полученного результата и прогнозирования дальнейшего хода событий.

3) Аналитическая функция позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов организации, эффективность принятых решений, скрыть имеющиеся недостатки хоз. деятельности, наметить пути ее совершенствования.

4) Функция обеспечения сохранности имущества реализуется путем использования развернутого плана счетов, охватывающего все стороны движения и состояния активов, обязательств, капитала, доходов и расходов организации.

* Виды хозяйственного учета и их характеристика.

Система хоз. учета включает три вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет применяется для наблюдения, контроля и получения сведений об отдельных хоз. процессах в кратчайшие сроки после их обработки. Учет ведется работниками организации в рамках своих должностных функций без применения какой-либо системы и не обобщает ее в денежном измерителе. Использование информации оперативного учета ограничено временным периодом. Как правило, она теряет свое значение для управления после завершения хозяйственного факта.

Статистический учет служит для систематизации данных о массовых хозяйственных процессах в масштабах государства, отрасли, региона с целью изучения и обобщения, выяснения закономерностей их развития. Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, тенденциях ее развития в виде переписи, сплошных и выборочных обследований и т.д. Материалы статистических наблюдений сводятся, группируются и обобщаются в определенную систему статистических показателей.

Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РБ. В бухучете хоз. деятельность отражается как система разнородных но взаимосвязанных между собой объектов, а именно хоз. средств, источников их образования, а также хоз. процессов, вызывающих изменение их состояния. Регистрации в бухучете подлежат совершенно разнородные в совокупности объекты с применением всех видов измерителей.

В системе бухучета выделяют следующие виды учета: финансовый, управленческий и налоговый.

Финансовый учет ориентирован на обеспечение информации внешних пользователей. Данные финансового учета не представляют коммерческой тайны, поскольку в нем отражаются наиболее общие показатели деятельности организации.

Управленческий учет предназначен для информирования работников аппарата управления организации, ответственных за достижение конкретных производственных результатов и принятия управленческих решений. В отличие от финансового учета, ведение управленческого учета не обязательно. Решение о создании системы управленческого учета принимает администрация организации. Информация данного учета является внутренней и не подлежит разглашению.

Налоговый учет направлен на получение информации, необходимой для начисления налоговых обязательств и контроля за их выполнением. Таким о. все три вида учета взаимосвязаны между собой, каждый выполняет свою роль в управлении организацией, а в совокупности они представляют единую систему хозяйственного учета.

* Основные этапы учетного процесса: наблюдение, измерение, регистрация, обработка и обобщение учетной информации.

На стадии наблюдения, которая является началом учетного процесса, с помощью различных средств фиксируются состояние и результаты изменения наблюдаемых объектов. Бухучет дает ответ на вопрос «Что? Где? И Когда? Произошло относительно активов, собственного капитала и обязательств».

На стадии измерения полученным фактам хоз. жизни дается количественная характеристика. Для измерения используется три вида измерителей: натуральный, трудовой и денежный.

На стадии регистрации осуществляется технологическая обработка и запись информации о зафиксированных фактах хоз. жизни, отражающих изменение объектов учета путем применения специфических методов и технических средств; происходит систематизация и накопление данных для их хранения и многократного использования.

На стадии обобщения осуществляется группировка и формирование показателей о хоз. деятельности организации исходя из целей управления и потребностей пользователей.

* Измерители, применяемые в учете.

Натуральный измеритель позволяет количественно отразить объекты учета в единицах массы, длины, площади и т.д. Эта группа измерителей используется для учета количества однородных материальных ценностей и обобщения информации об их состоянии и измерении.

Трудовой измеритель позволяет оценить количество затраченного труда и измерить его в единицах рабочего времени. Он необходим для расчета заработной платы, производительности труда, контроля за нормами выработки и т.д.

Денежный измеритель позволяет обобщить разнородные объекты учета, хоз. явления и процессы в денежном выражении. Он обеспечивает систематизацию в учете информации о разнородных объектах для целей управления, планирования и контроля за хоз. деятельностью организации.

* Место бухгалтерского учета в системе управления. Сущность и особенности бухгалтерского учета и его связь с другими функциями управления.

Хозяйственный учет в организации является одной из функций в системе управления хоз. деятельностью. Управление представляет собой вид деятельности, возникший в результате разделения труда в общественном производстве. В нем выделяют субъект управления (органы управления), который обеспечивает наблюдение, контроль и планирование, а также регулирование хоз. деятельности. Объект управления – хоз. деятельность организации, в которой совершаются факты хозяйственной жизни. Объекты и субъекты управления находятся между собой в определенной связи, что позволяет называть эту структуру системой управления. Учет позволяет сформировать информацию о хоз. деятельности объекта управления, необходимую для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях.

В системе управления хоз. деятельностью организации бухучет выполняет следующие функции:

1) Информационная функция – одна из главных в бухгалтерском учете, поскольку учет является основным источником информации для внутренних и внешних пользователей. Бухгалтерская информация отличается непрерывностью ее отражения и документированностью фактов в бухучете. Данные бухучета для потребностей пользователей должны быть достоверными, объективными и своевременными.

2) Контрольная функция основана на сравнении фактических данных о хозяйственной деятельности организации с ожидаемыми или запланированными ранее. Контроль осуществляется до начала хоз. операции, чтобы спрогнозировать ее результат. Во время совершения операции для обеспечения ее выполнения с наибольшим эффектом после завершения операции в целях корректировки полученного результата и прогнозирования дальнейшего хода событий.

3) Аналитическая функция позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов организации, эффективность принятых решений, скрыть имеющиеся недостатки хоз. деятельности, наметить пути ее совершенствования.

4) Функция обеспечения сохранности имущества реализуется путем использования развернутого плана счетов, охватывающего все стороны движения и состояния активов, обязательств, капитала, доходов и расходов организации.

В бухучете определены следующие его задачи:

1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.

2) Обеспечение при совершении организацией хоз. операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3) Предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

* Основные задачи бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к нему.

В бухучете определены следующие задачи:

1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.

2) Обеспечение при совершении организацией хоз. операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3) Предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Требованиями называются принципы означающие соблюдение принятых правил организации и ведения бухучета в организации. Принцип требований:

1) Полнота – отражение в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности организации.

2) Своевременность – отражение фактов хозяйственной деятельности в бухучете по мере их совершения.

3) Непротиворечивость – тождество данных аналитического учета оборотом и остатком по счетам синтетического учета на 1 число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического или аналитического учета.

4) Рациональность – рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Наряду с общепринятыми принципами отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни придерживается некоторых методических приемов (принципов правил).принцип правила:

1) Применение денежного измерителя – количественное изменение фактов хозяйственной жизни и хозяйственных процессов в денежной единице страны.

2) Документальное оформление каждый факт хозяйственной жизни должен быть зафиксирован в письменной форме отсутствие документа означает, что экономическое событие имело место.

3) Двойная запись являясь следствием балансового равенства, активов и источников их образования, двойная запись суммы хозяйственной операции на двух объектах учета обеспечивает отражение изменений в составе активов и источников их образования, балансовое равенство при этом сохраняется. Оценка активов по себестоимости предполагает отражение в учете и отчетности по фактической стоимости их приобретения или создания.

4) Балансовое обобщение обеспечивает сопоставимость отчетных данных позволяет по истечении времени исчислить основные оценочные показатели. Это достигается путем регулярного балансового обобщения, таким образом, описанные принципы и методические приемы ведения бухучета являясь общепринятыми и признаваемыми, как отечественными, так и зарубежными экономистами служат основой формирования методик учета активов источников их образования доходов и расходов организации.

 

К формируемой в бухучете информации предъявляют определенные требования:

Объективность – отражение учетной информации без ее искажения в интересах определенных пользователей.

Достоверность – каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме путем составления надлежаще оформленных документов.

Своевременность – формирование учетной информации по мере совершения хоз. операций.

Оперативность – своевременное представление учетных данных органам управления.

Полнота – сбор и представление учетной информации должен отражать все стороны хоз. деятельности.

Экономичность – стоимость полученной информации должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от ее использования

Понятность – означает доступность информации для понимания пользователя при условии обладания им определенным уровнем знаний.

Надежность – информация не содержит существенных ошибок и искажений, и пользователи могут довериться ей.

Нейтральность – информация не является нейтральной, если она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей.

Пользователи информации должны иметь возможность сравнивать данные о хоз. деятельности организации не только за разные периоды времени, но и сопоставлять информацию с деятельностью других организаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: