Концепция профессиональной системы менеджмента




 

Сегодня в Украине продолжается процесс реформирования системы управленческого образования, которая сложилась еще во времена существования Советского Союза. Если считать, что такая деятельность логично переходит в построение новой системы профессионального менеджмент-образования, тогда надо признать, что изменения будут только внешнего характера без точного определения концептуальной основы и профессиональных критериев развития новых процессов подготовки управленческих кадров. В большинстве случаев, к сожалению, именно такой подход в Украине определяется как реформаторский. Необходимо также определить, что начинаются процессы осознания необходимости эффективного управленческого сопровождения экономических реформ, которые начинают выступать не как элементы популистской политики, а как социально необходимые действия сохранения экономической системы и общей безопасности государства. Качественная подготовка управленческих кадров должна иметь поддержку государства и систему защиты как главный приоритет национальной политики.

При всей целесообразности и позитивности изменений, которые происходят, нельзя сказать, что найдены точные ориентиры профессиональной подготовки кадров менеджмента. В большинстве случаев система отбора учебных курсов для программ бакалавра, специалиста и магистра не отражает логику освоения знаний теории и практики менеджмента. Например, практически не структурирована система профессиональной компетенции кадров менеджмента по уровням управления, что снижает эффективность учебного процесса через неопределенность промежуточных и конечных целей управленческого образования. Кроме этого, в создании системы профессиональной управленческой подготовки продолжает действовать фактор отраслевой принадлежности менеджмента. Подобный архаичный подход достаточно прочно утвердился в прошлой традиции подготовки кадров управления. Определение факта, что современный менеджмент по своей сути безразличен к отраслевому делению экономики и что это есть принципиальным моментом при определении структуры и содержания программы подготовки, для многих является новостью, которая требует еще доказательств. Технологическая среда (отрасль, сфера) практической деятельности менеджмента необоснованно представляется как главный приоритет управления. Необходимо признать, что сегодня управлением занимаются люди с четко выраженной отраслевой психологией поведения. К сожалению, это позиция вчерашнего дня в менеджменте и она не способствует развитию результативной современной системы управления. Но снижение результативности имеет место не потому, что управленческий персонал имеет преимущественно технологическую

отраслевую подготовку, что само по себе не является недостатком, а
потому, что он не имеет профессиональной базы управленческой
подготовки, от которой необходимо оттолкнуться при

необходимости развития своих знаний во время управленческой карьеры.

В тех случаях, когда говорят о функциональной специфике менеджмента, ярко проявляется плюрализм в определении функций менеджмента. Такая профессиональная неточность приводит к искажению вариантов возможной специализации в менеджменте. Тогда появляются такие специальности подготовки кадров менеджмента, которые совсем не связаны с реальной дифференциацией управленческого процесса с точки зрения развития практики и теории менеджмента. А это означает, вместе с тем, что дипломированные специалисты по менеджменту не получают профессиональных знаний для будущей практической деятельности. Знания таких менеджеров снова будут зависеть только от их практического опыта. Такая ситуация недопустима как с точки зрения тактики, так и, особенно стратегии развития менеджмент-образования.

Эффективность процесса становления менеджмент-образования, которое отличается от экономического образования и бизнес-образования, требует рассмотрения целого комплекса вопросов научного, методологического и практического характера.

Выбор правильный ориентиров подготовки управленческих кадров связан с определением того, что они должны знать как специалисты по менеджменту для осуществления практических функций в реализации управленческого процесса конкретной организации. Рассмотрение такой ситуации, когда менеджер владеет широким спектром технологий и не известно, что ему необходимо знать для решения конкретной проблемы, не может быть продуктивной. В этом случае перед менеджером встает совсем нереальное задание - овладеть всем на уровне организаторской и исполнительской работы, что не под силу одному специалисту. Кроме этого, если это в принципе невозможно, тогда возникает проблема значительного снижения компетенции менеджера по целому блоку профессионально-необходимых видов управленческой деятельности. Важным дополнением является также и то, что современная управленческая деятельность выступает как результат усилий управленческой команды, а не одного менеджера. Поэтому определенный уровень специализации менеджера, дифференциация управленческой работы, координация общих и функциональный действий управленческой команды может выступать гарантией результативного управления. Профессиональные знания каждого менеджера не могут быть однотипными, а зависят от его места в управленческой команде.

Анализируя развитие современных технологий менеджмента, необходимо отметить, что концепция профессиональной системы менеджмента должна включать:

1. Характеристику функций менеджмента, а также его специфику на
разных уровнях структуры организации.

2. Развернутую структуру методов менеджмента и приоритеты
нахождения пропорции использования методов в конкретных
ситуациях управленческой деятельности.

3. Структурное построение управленческой деятельности с
использованием методов поиска адаптивных организационно-
управленческих структур.

Необходимо подчеркнуть, что если в менеджменте не ведется речь о функциях, методах и структуре, то о менеджменте в профессиональном смысле не ведется речь вообще.

Таким образом, в концептуальном смысле профессиональная
система менеджмента состоит из трех базовых элементов
(функции, методы, структура) и связующих процессов
менеджмента (прежде всего, механизма принятия управленческих
решений, коммуникаций и персонал-технологий).

Профессиональная же деятельность менеджмента, чтобы быть эффективной и результативной, строится в рамках определенного контура управления. Необходимо дополнить, что профессиональные возможности менеджмента по реальному определению контура управления составляют первичную основу для эффективного достижения поставленных целей. Поэтому менеджмент выступает как синтез творческой и профессиональной свободы (прямо пропорционально зависит от уровня компетенции управленческих кадров) и экономической необходимости (системы объективных ограничений, связанных с показателями контура управления и возможностями менеджмента в анализе их динамики).

Следовательно:

1. Функции, методы и структура менеджмента является базовыми элементами, которые определяют программы первичной профессиональной подготовки кадров менеджмента. Связующие процессы менеджмента, управленческие решения, коммуникации и персонал-технологии характеризуют качество управленческой деятельности и, поэтому, должны изучаться вместе с базовыми элементами системы менеджмента.

2. Функциональная деятельность определяется как главный приоритет менеджмента. Именно через функции менеджмент
показывает свою специфику в сфере практической
деятельности, научного исследования и управленческого
образования. Поэтому функции выступают основой
специализации в менеджменте. Это относится как к практике
управленческой деятельности, так и к науке менеджмента.

3. Методы, структура и связующие процессы менеджмента
выступают чаще всего как вариант более углубленной
специальной подготовки кадров менеджмента. Деятельность
таких специалистов в системе сложных организационных
построений определяет, особенно для высшего линейного
управленческого персонала, шкалу повышенного качества в
условиях поддержки достаточно высокого уровня
ответственности и риска в принятии управленческих решений.
Эта подготовка управленческого персонала необходима на
продвинутых уровнях управленческой карьеры и может
осуществляться при реализации гибких и инновационных
систем переподготовки кадров менеджмента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: